Sikorsky VS-300
Страна: США
Год: 1939
Вертолет
Единственный экземпляр
Описание
Фотографии
Sikorsky VS-300

  Игорь Сикорский начал интересоваться проектированием и постройкой вертолетов еще в первом десятилетии XX века. Свой первый вертолет он построил в 1909 году. Оснащенная 20-сильным мотором Anzani машина не смогла оторваться от земли, но второй вертолет, построенный в 1910 году, уже мог подниматься в воздух, правда, только без летчика.
  В 1931 году на пике работ по летающим лодкам S-38 и S-40 Сикорский нашел время, чтобы получить патент на вертолет с одним несущим и одним хвостовым винтами. Несущий винт был снабжен шарнирной втулкой.
  Снижение продаж летающих лодок заставило компанию "United Aircraft", в которую входила фирма Сикорского, закрыть завод в Стратфорде, но в 1938 году Сикорскому и его сотрудникам разрешили заниматься разработками в области вертолетной техники.
  Сикорский начал с самого простейшего вертолета. VS-300 представлял собой сваренную из стальных труб ферменную конструкцию, на которой был установлен 4-цилиндровый мотор Lycoming мощностью 75 л.с. (56 кВт), топливный бак, кресло летчика и вал, приводивший во вращение трехлопастный несущий и двухлопастный рулевой винты.
  14 сентября 1939 года Сикорский выполнил на вертолете первый полет, оторвавшись от земли всего на два или три фута. Машина 9 декабря получила сильнейшие повреждения от порыва бокового ветра. При ремонте исходную короткую хвостовую балку демонтировали, а фюзеляж удлинили.
  Добавили два длинных кронштейна по бокам, также сваренных из стальных труб, на которых установили небольшие горизонтальные винты. Эти винты вкупе с несущим винтами позволяли выполнять полет вперед или назад без изменения циклического шага. Управление по курсу осуществлялось посредством хвостового винта.
  Аппарат выглядел неуклюжим, но мог находиться в воздухе в течение довольно продолжительного времени. Первый подлет выполнили 6 марта 1940 года, а через неделю VS-300 выполнил первый свободный полет. Скоро аппарат мог делать почти все, что делает современный вертолет, исключая только полноценный поступательный полет вперед.
  Геликоптер совершенствовался. В апреле 1941 года он поднялся в воздух в варианте амфибии с замененным на поплавки колесным шасси. 12 июня 1941 года был выполнен первый полет с механизмом управления циклическим шагом, хотя боковые винты сохранили, а управление по тангажу осуществлялось с помощью небольшого винта, установленного над хвостовой балкой.
  90-сильный мотор заменили двигателем Franklin мощностью 150 л. с. Скорость вертолета прогрессивно росла и достигла значения 113 км/ч. Переднюю часть фюзеляжа переделали и зашили полотняной обшивкой. Первый полет в своей окончательной конфигурации VS-300A выполнил 8 декабря 1941 года, через день после нападения японцев на Перл-Харбор. Окончательная конфигурация полностью совпала с исходной: один несущий и один хвостовой винты.
В исходной конфигурации VS-300 вообще не имел обшивки. Изображен вертолет в конфигурации с дополнительными горизонтальными хвостовыми винтами, которые использовались для управления по крену и тангажу.
И.Сикорский за штурвалом своего первого вертолета
Полеты VS-300. 13 мая 1940г.: первый полет выполнил вертолет Sikorsky VS-300 конструкции И. И. Сикорского, оснащенный хвостовым винтом, предназначенным для компенсации разворачивающего момента, создаваемого несущим винтом.
The one and only Vought-Sikosky VS-300, with the 52-year-old, Homburg-hatted Igor Sikorsky at the controls. Taken in late 1939 during one of its early tethered test flights, the machine had two tail rotors at this time, but numerous tail rotor configurations were to be tested before the definitive single rotor layout was chosen. At one point, the VS-300 flew with three rear rotors mounted on what looked like a miniature high-voltage electricity pylon. First flown tethered to the ground by lengthy guy lines on 14 September 1939, the first free flight followed on 13 May 1940. By now the machine could rise vertically, hover and fly backwards, however, almost a year was to pass before the craft could be induced to fly forward! Redesignated VS-300A at this time, the machine took its final shape in December 1941, when powered by a 100hp Franklin radial. During its evolution, the craft underwent no less than 18 configurational changes and had amassed 102 hours, 35 minutes when it retired from flying in 1943.
На одном из первых в мире практически летавших вертолетов VS-300 Игорь Сикорский опробовал несколько конфигураций винтов. На фотографии: VS-300A в поступательном полете, вертолетом управляет сам Игорь Сикорский.