Fairey Gyrodyne
Страна: Великобритания
Год: 1947
Вертолет

Четырех/пятиместный экспериментальный вертолет
Описание
Фотографии
Fairey Gyrodyne и Jet Gyrodyne

  В апреле 1946 года "Fairey" анонсировала инициативный проект создания винтокрылого аппарата новой концепции, предложенной доктором Дж. Беннетом, который начал работать на "Fairey" в 1945 году. Беннет в 1936 году, после смерти Хуана де ла Сиерва, стал главой "Cierva Autogyro Company" и развивал предложенные Сиервой автожиры. Беннет предложил для движения по курсу не наклонять несущий винт, а использовать установленные на крыле со смещением относительно продольной оси толкающие винты, которые и обеспечивали бы пропульсивную тягу.
  Правительственный контракт по спецификации E.4/46 предусматривал постройку двух прототипов, первый из которых, Gyrodyne, в почти завершенном виде показали 7 декабря 1946 года в Уайт Уолтхэм. Прототип летал до марта 1948 года, когда его разобрали для осмотра. Второй прототип, в целом близкий первому, но с более комфортабельным интерьером, являлся демонстратором пассажирского аппарата; его первый полет состоялся в сентябре 1948 года незадолго до авиашоу в Фарнборо.
  Первый Gyrodyne после инспекции повторно собрали и продолжили летные испытания. Было решено попробовать установить на нем мировой рекорд скорости для вертолетов. 28 июня 1948 года летчик-испытатель Базиль Аркелл выполнил на Gyrodyne два полета в противоположных направлениях на трехкилометровой мерной базе в Уайт Уолтхэме, показав среднюю скорость 200 км/ч - недостаточную, чтобы полет засчитали рекордным. В апреле 1949 года должна была состояться попытка побития рекорда скорости полета по 100-км замкнутому маршруту, но за два дня до нее в полете разрушилась втулка несущего винта - аппарат разбился, летчик и наблюдатель погибли. Полеты второго прототипа прекратили, а сам аппарат подвергли тщательному осмотру. Полеты возобновили лишь в 1953 году, но к этому времени винтокрыл полностью переделали с учетом опыта разработки и испытаний Fairey Rotodyne.
  В измененном виде аппарат стал именоваться Jet Gyrodyne. Jet Gyrodyne предназначался для продолжения исследования вертолетов с реактивными двигателями, установленными на законцовках лопастей несущего винта, и концепции смешанного вертолета, по которой строился Rotodyne. Jet Gyrodyne сохранил исходную конфигурацию и силовую установку, но вместо трехлопастного несущего винта был установлен двухлопастный винт диаметром 18,29 м с реактивными форсунками в законцовках лопастей. Кроме того, Jet Gyrodyne получил крыло, на законцовках которого смонтировали толкающие винты изменяемого шага с приводом от одного мотора Leonides. Поток сжатого воздуха к законцовкам лопастей несущего винта подавался от двух компрессоров Rolls-Royce Merlin. Там в камерах сгорания сжатый воздух смешивался с топливом, горящая смесь и создавала реактивную тягу.
  Первый полет на режиме висения Jet Gyrodyne выполнил в январе 1954 года, первый переход из режима висения в поступательный горизонтальный полет - в марте 1955 года. К сентябрю 1956 года выполнили порядка 190 переходов из режима висения в горизонтальный полет и 140 посадок на авторотации.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Fairey Gyrodyne

  Тип: четырех/пятиместный экспериментальный вертолет
  Силовая установка; звездообразный ПД Alvis Leonides мощностью 520 п. с. (388 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на оптимальной высоте 225 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 177 км/ч; дальность 400 км
  Масса: пустого 1633 кг; максимальная взлетная 2177 кг
  Размеры: диаметр несущего винта 15,77 м; размах крыла 5,08 м; длина фюзеляжа 7,62 м; высота 3,10 м; площадь, ометаемая несущим винтом, 195,40 мг
Gyrodyne стал попыткой сказать новое слово в вертолетостроении. Аппарат оснащен винтами, создающими тягу в горизонтальном полете и также используемыми для компенсации разворачивающего момента, создающегося несущим винтом.
28 июня 1948г.: Бэзил X. Аркиль на вертолете Fairey Gyrodyne G-AIKF установил мировой рекорд скорости для вертолетов - 200,05 км/ч.
The Fairey Jet-Gyrodyne, first "convertiplane" in the world to translate from vertical to horizontal flight.
Basil Arkell shows off Fairey Gyrodyne G-AIKF.
Development of the Fairey Gyrodyne was started at the end of 1945, with the first example, G-AIKF, yet to be carried as seen here, making its first flight on 7 December 1947 at the hands of Fairey Helicopter test pilot, Sqn. Ldr. Basil H. Arkell. The principle behind the Gyrodyne was to use its 520hp Alvis Leonides radial to drive both the main rotor and a pusher propeller mounted on the starboard, or right-hand stub wing -on the second prototype, a tractor propeller was fitted. By the means, the rotor disc loading, aided by the wing lift and propeller thrust was reduced compared with that of a conventional helicopter, promising more speed. That this theory held water was proven on 28 June 1948, when Basil Arkell flew the Gyrodyne at 124.3mph. Sadly, the prototype was to crash on 17 April 1949, following a fatigue failure in the rotor head, killing Fairey's F.H. Dixon and his observer, Derek Garroway. After this, further development of the Gyrodyne ceased, attention shifting to the Jet Gyrodyne.
Фирма "Fairey" стала одним из пионеров в деле разработки летательных аппаратов, сочетающих в себе свойства самолетов и вертолетов. Винтокрыл Fairey Gyrodyne совершил первый полет 7 декабря 1947 года. Ему не хватало мощности установленного на нем поршневого двигателя Alvis Leonides, однако он все равно летал быстрее любого вертолета тех времен. В апреле 1949 года аппарат потерпел катастрофу. Второй экземпляр прошел доработку, в ходе которой на концах лопастей несущего винта были установлены небольшие реактивные двигатели. Первый полет он выполнил в 1955 году. Большую часть подъемной силы обоих прототипов создавал несущий винт, а не крыло.
Предназначенный к утилизации в 1961 году, Gyrodyne удалось сохранить.
This unusual view of the two-seat Fairey Jet Gyrodyne flying over Berkshire fields affords an excellent opportunity for study of the wide diameter two-blade rotor and the outrigged two-blade v.-p. propellers. The jet Gyrodyne is serving as a flying test-bed for the forty-seat Rotodyne, two prototypes of which are now under construction. The rotor head and cut-down blades are being tested for the Rotodyne. At each tip there is a Fairey "hot" pressure jet, air being supplied through the blades from a fuselage-mounted 550-h.p. Alvis Leonides radial driving two Rolls-Royce Griffon superchargers. Additionally, the Leonides is geared to the forward flight-twin propellers. The first Rotodyne is scheduled to fly sometime this year.
Комбинированный вертолет "Джайродайн" с крылом и тянущим винтом