Douglas A2D Skyshark
Страна: США
Год: 1950


Одноместный палубный штурмовик
Описание
Фотографии
Douglas A2D Skyshark

  Интерес к возможностям ТВД, возникший в конце Второй мировой войны, привел к выдаче фирме "Douglas" контракта на постройку варианта штурмовика AD-1 Skyraider с такой силовой установкой вместо поршневого двигателя. Переделка, казавшаяся простой, не удалась - ТВД Allison XT40 оказался вдвое мощнее заменяемого поршневого двигателя, что потребовало серьезной переработки конструкции планера. Тем не менее были заказаны два прототипа с обозначением Douglas XA2D-1, первый из которых поднялся в воздух 26 мая 1950 года. XA2D-1 сохранил компоновку AD-1, но имел новое хвостовое оперение, усиленное шасси и фюзеляж, доработанный под установку ТВД Allison XT40.

  В конструкции двигателя были две отдельные турбины, через редуктор приводившие в действие пару винтов противоположного вращения. Результаты первых испытании выглядели многообещающими, и были заказаны 10 предсерийных самолетов, получивших обозначение A2D-1 Skyshark. По сравнению со Skyraider новая машина имела в полтора раза большую боевую нагрузку, вдвое больший потолок и втрое большую скороподъемность. Но возникли проблемы с двигателем и редуктором, из-за отказа которых были потеряны две машины. Из-за этих неудач и хороших результатов испытаний штурмовика XA4D-1 программа Skyshark была закрыта.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Douglas A2D-1 Skyshark

  Тип: одноместный палубный штурмовик
  Силовая установка: один ТВД Allison XT40-A-2 (состоял из двух турбин XT38, работавших на общий редуктор) мощностью 5100 э.л. с. (3803 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 7620 м-806 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте - 444 км/ч; начальная скороподъемность 2222 м/мин; потолок 14 660 м; дальность полета 3540 км с подвесными баками и 1025 км с максимальной боевой нагрузкой
  Масса: пустого 5871 кг; максимальная взлетная 10417 кг
  Размеры: размах крыла 15,24 м; длина 12,56 м; высота 5,20 м; площадь крыла 37,16 м2
  Вооружение: четыре 20-мм пушки M3 в крыле и до 2495 кг вооружения на внешней подвеске
Были построены и испытаны два прототипа (на снимке вторая машина) и шесть предсерийных Skyshark. Еще четыре предсерийных самолета были построены, но не летали, а от выпуска серии из 339 штурмовиков отказались.
The huge single-seat Douglas XA2D-1 Skyshark was one of only two front-line turboprop combat types to enter development within the US, both for the US Navy and both failing to get into production. Like its twin-engined North American XA2J-I contemporary, the Skyshark used the 5,100eshp Allison XT40-A-2, itself a coupling of two XT38 driving a combining gearbox. As with the Westland Wyvern, it was strictly the engine, not the airframe that was the trouble. First flown on 26 May 1950, by Douglas Project Pilot, George Jansen, the prototype, Bu Aer 122988, seen here, was to be destroyed just short of eight months later, killing the Navy's Project Pilot, Lt. Cdr. Hugh Woods, following the break-up of one of the coupled units' turbine stages. Similar problems were besetting the XA2J-I. However, whereas the Royal Navy chose to persevere, the US Navy soon abandoned both of these carrier-going turboprop attack types. There was, at least for the Americans, a silver lining to their turboprop cloud, as the passing of the Skyshark left Douglas's Ed Heinmann free to busy himself with yet another Navy attack type, the A4D, later A-4 Skyhawk, a design by which others of its class would be judged for the next thirty years.
Дуглас A2D "Скайшарк"
A2D Skyshark