Bell X-1
Страна: США
Год: 1946


Околозвуковой и сверхзвуковой опытный самолет с ракетным двигателем
Описание
Фотографии
Bell Model 44 и Model 58 (X-1)

  В период Второй мировой войны началась эра практического военного применения самолетов с ракетными и турбореактивными двигателями. Это дало возможность конструкторам разрабатывать машины, способные летать со скоростями, превышающими скорость звука. Затем они должны были преодолеть так называемый "тепловой барьер", что обусловило создание новых материалов, выдерживающих нагревание от трения (кинетическое), возникающее при сверхзвуковых полетах.
  В феврале 1945 года ВВС США и NACA совместно финансировали разработку ряда экспериментальных самолетов для исследования проблем, связанных с полетами на сверхзвуковых скоростях. Контракт на их создание получила фирма "BELL". Прототип пулеобразного Bell Model 44 получил рабочее обозначение XS-1 (позднее X-1). 19 января 1946 года он был запущен в воздухе в беспилотный полет со специально модифицированного Boeing B-29. Второй прототип полетел 9 декабря того же года, а 14 октября 1947 года капитан Ч. Йегер впервые преодолел на самолете "звуковой барьер", развив скорость 1078 км/ч на высоте 12 800 м (М= 1,05). Несколько дней спустя машина установила рекорд высоты - 21 372 м. Построили и третий Х-1, но он разбился.


  Варианты

  X-1A: первый из трех будущих фюзеляжей Х-1, заказанных в 1948 году и выпущенных компанией под заводским обозначением Model 58. Эта машина характеризовалась каплеобразной кабиной вместо почти плоского фонаря XS-1, удлиненным фюзеляжем для большего объема топлива и топливными насосами с турбоприводом вместо исходных нагнетательных азотных. 12 декабря 1953 года Йегер разогнал X-1A до М=2,35, а в июне 1954 года покорил высоту более 27430 м
  X-1B: вторая машина из второй производственной партии использовалась для тепловых исследований
  X-1D: третья машина из второй партии, разбившаяся в августе 1951 года, при запуске с самолета-носителя B-50
  X-1E: переделанный второй прототип Х-1, оснащенный новым крылом, разработанным "Stanley Aviation", с относительной толщиной профиля 4% и уменьшенным размахом, а также с измененным фонарем


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Bell X-1A

  Тип: околозвуковой и сверхзвуковой опытный самолет с ракетным двигателем
  Силовая установка: ракетный двигатель Reaction Motors XLR11-RM-3 тягой 26,69 кН
  Характеристики: максимальная скорость 2333 км/ч или М=2,24 на большой высоте; абсолютный потолок 22 680 м; длительность полета 4 мин 45с.
  Масса: пустого самолета 3107 кг; максимальная пусковая 6691 кг
  Размеры: размах крыла 6,96 м; длина 9,42 м; высота 3,30 м; площадь крыла 10.68 м-
Йегер считал присвоение своему самолету имени Glamorous Glennis хорошей приметой. Это название ему написали на Х-1 без официального разрешения. На ранних официальных фотографиях оно ретушировалось.
Немногое было известно о нагрузках, которые должен будет испытывать пулевидный Bell Х-1, поэтому он делался очень прочным. Йегер утверждал, что он участвовал в тренировочных боях и выигрывал их на своем P-80 Shooting Star. У X-1 не было катапультируемого кресла, и перед каждым полетом после посадки пилота люк самолета герметично привинчивался болтами.
Эпизоды взлета B-50 с подвешенным X-1, изображающего советский Ту-4, и моменты, предшествовавшие этому. Хорошо видно, насколько невелик X-1 и как тесно в нем было пилоту. Видно, что B-50 взлетает с пустым X-1, в котором отсутствует пилот и боковой люк его кабины. Видимо, взлеты и расцепки X-1 с носителем снимали раздельно
Эпизоды с отцепкой X-1 от B-50. Эти моменты в фильме показаны очень подробно и с разных точек
«Як-12» Анны Марвалдовны догоняет X-1 Шеннона и последовательно сбивает два «Мига» сопровождения (перекрашенные F-86)
Эпизоды совместной посадки X-1 и «Як-12» на «первом попавшемся аэродроме» (снимались настоящие самолеты, да еще было явно несколько дублей - где еще такое увидишь?!), персонаж Д. Уэйна выбирается из X-1, занимает место в задней кабине «Яка» и герои улетают «в светлый мир демократии», несмотря на суматошную пальбу охраны
Йегер и X-1 преодолели звуковой барьер. 14 октября 1947г.: экспериментальный самолет Bell X-1 совершил первый полет на своей силовой установке на авиабазе Мурок 9 декабря 1946 года (летчик-испытатель Чалмерс Гудлин), а 14 октября 1947 года стал первым пилотируемым человеком самолетом, преодолевшим звуковой барьер - пилотировал его капитан Чарльз Йегер. В том судьбоносном полете X-1, прозванный "Glamorous Glennis" (крайний слева), был поднят на высоту 6096 м на самолете-носителе B-29, после чего X-1 был сброшен и, набрав высоту 12 800 м, сумел развить скорость 1078 км/ч (эквивалент М=1,015). Чарльз Йегер был одним из трех летчиков ВВС, допущенных к программе испытаний X-1 (двое других - лейтенант Роберт Гувер и капитан Джек Ридли). Достижение Йегера стало известно широкой общественности только два с лишним месяца спустя - об этом 22 декабря сообщил журнал "Aviation Week".
X-1. 26 марта 1948 года Чак Йегер разогнал экспериментальный аппарат X-1 до 1,45 Маха (примерно 1540 км/ч) - наивысшей скорости, которая была достигнута на самолетах X-1 первого поколения. 5 января 1949 года, после того как X-1 продемонстрировал свой максимальный потенциал, он совершил полет с использованием обычного взлета с земли. Этот самолет с четырьмя работающими камерами сгорания ракетного двигателя набрал высоту 7010 м всего за 90 секунд.
Capt. Charles Elwood 'Chuck' Yeager standing beside the Bell XS-1 in which he was to carve his niche in the annals of aviation. 'Chuck' Yeager was born in mid-February 1923 in West Virginia. In the summer of 1941 Yeager enlisted in the US Army Air Corps as an aircraft mechanic. As in the case of many others, the nineteen-year-old Yeager's life would be transformed by the tides of war and, in the early months of 1942, he was selected for flying training. Gaining his 'wings' in June 1943, 'Chuck' joined the 3624th Fighter Squadron and got his first taste of combat flying North American P-51s out of Leiston, Suffolk, on 11 February 1944. Less than a month later, on 5 March, Yeager had his P-51 blown away from around him by 20mm shells from a distinctly unfriendly FW 190 over France. Faced with capitulating to the occupying Germans, or attempting to evade them, Yeager opted for the latter and with the help of the French Resistance walked into neutral Spain before the month had ended. As a safeguard for the French Resistance, USAAF standing orders called for all evadees to be sent back to the US, but Yeager was not in a mind to go home quite yet and fought to remain in combat, pursuing his case all the way up to General Dwight D. Eisenhower in person. Commissioned in the summer of 1944, Yeager was to notch up 12 'kills', including five on one October day, prior to being posted back to the US in Mid-January 1945. This short but intensive personal war would have been enough for most by any measure, but not Yeager. Posted to Wright Field in July 1945 as a 22-year-old Captain in Flight Maintenance, Yeager grabbed the opportunity to fly anything and everything Wright, with its pick of new US and captured Axis types, had to offer. It was at this time that Yeager came to the notice of Col. Albert G. Boyd. Head of Flight Test, the man who was to bring Yeager into test flying and a career that was to see him leave the US Air Force in 1975 with the rank of Brigadier General.
Легендарный летчик Чак Игер с главными героями фильма «Jet Pilot», во время съемок на авиабазе Эдвардс. На фото он с Джоном Уэйном во время съемки эпизода с X-1
The men, aircraft and equipment needed to enable one man - Major Charles Yeager - to fly the Bell X-1A research aircraft.
A Bell X-1A dropping away from the "mother" B-29A Superfortress high over the Mojave Desert.
X-1A был одним из трех самолетов, построенных на основе исходного Х-1. Он отличался увеличенным фюзеляжем для размещения дополнительного объема топлива. Машина разбилась при запуске с самолета-носителя B-29.
X-1A. 12 декабря 1953 года аппарат X-1A достиг скорости 2,4 М, и пилот ненадолго потерял управление в результате инерционного взаимодействия при выполнении крена - высокоскоростного явления, не встречавшегося до той поры. В результате скоростные полеты на X-1A больше не выполнялись, а эти самолеты использовались для исследовательских высотных полетов. 26 августа 1954 года майор Артур Мюррэй установил рекорд высоты 27 566 м, превзойденный на аппарате X-2 только в 1956 году.
The Bell X-1A possessed one of the essential features of a modern interceptor - speed (it reached a speed of 1,650 m.p.h. - Mach 2.5), but the enormous fuel consumption of the rocket motor restricted the duration of flight.
The two second generation Bell X-ls photographed at Edwards AFB Flight Test Centre. Overshadowed by their famous precursor, these two aircraft were to do so much in pushing outwards and upwards the boundaries of speed and altitude during the early half of the 1950s.Three of these X-ls had been built, the X-1A, the X-1B and the X-1D, the X-1C project never having materialised. By chance, the first of this trio to fly was the X-ID, on 24 July 1951, but its life was brief, ending just under a month later, on 22 August, when it was destroyed following an in-flight explosion. Happily, its pilot. Lt. Col. Frank Everest had time to scramble back aboard the EB-50 prior to the X-1D's release. For its part, the X-1A, 48.1384, went on to reach a maximum speed of Mach 2.44, or 1.650mph on 12 December 1953 and climbed to 90,440 feet on 26 August 1954. Like the X-1D before it, the X-1A was ultimately to be jettisoned by its mother, on 8 August 1955, following a similar onboard explosion, the cause of which was eventually pinpointed, extraordinarily enough, as a chemical reaction between the liquid oxygen and Ulmer leather strapping used within the rocket fuel system.
Ларри Белл был движущей силой программы Х-1 компании "Bell". У самолета X-1A максимальная расчетная скорость была равна 2,3 М, и это обстоятельство Йегер проигнорировал 12 декабря 1953 года во время своего полета.
X-1B. Задуманный в качестве испытательного стенда для систем вооружения самолет X-1B под управлением пилотов NACA в ряде случаев достигал скоростей свыше 1,8М, однако полеты на скоростях 2,0 Маха были запрещены из-за возникших проблем, которым был подвержен аппарат X-1A. Программа летных испытаний X-1B закончилась преждевременно после обнаружения усталостных трещин в цистерне для жидкого кислорода.
SUPERSONIC Bell X-1E is original X-1 6063 rebuilt with new thin (4 per cent) wing made by Stanley Aviation Corporation and revised Skyrocket-type canopy. Fuel capacity is increased by employing turbine pumps in place of nitrogen to force the fuel to the motor (as in other later X-1 variants); an ejection seat is fitted. It is hoped the thin wing will permit higher speeds than attained by the Mach 2.5 X-1A.
X-1E. После потери X-1D, третьего экземпляра X-1, и запрещения в 1951 году полетов оставшихся аппаратов, второй X-1 модифицировали, установив новое тонкое крыло и улучшенный турбонасос силовой установки. Самолет получил обозначение X-1E. 7 июня 1956 года он под управлением Джозефа Уокера первым из всего семейства превысил скорость 1609 км/ч (1,55 М). 31 августа 1956 года Уокер совершил первый полет со скоростью 2,0 Маха. 8 октября 1957 года была достигнута окончательная скорость 2,24 М. В июне 1958 года двигатель X-1E был модифицирован для улучшения характеристик и использования более энергоемкого ракетного топлива U-deta.
First aircraft to exceed Mach 1 in level flight, the rocket-powered Bell X-1 achieved this with unswept wings, on 14th October 1947. However, a model of the X-1 with forward-swept wings was tunnel-tested by NASA at Langley The later X-1A attained Mach 2.5
Bell X-1