Bell X-14 / Model 68
Страна: США
Год: 1957

Единственный экземпляр
Одноместный опытный и учебный СВВП
Описание
Фотографии
Bell Model 68 (X-14)

  В экспериментальных целях ВВС США заказали фирме "BELL" разработку одного самолета вертикального взлета, обозначив его X-14 (внутрифирменное название Model 68). Самолет предназначался только для проведения испытаний на малых скоростях. Чтобы сократить время разработки и затраты широко использовались компоненты от других машин: крыло, элероны и части неубирающегося трехколесного шасси позаимствовали у Beech Model 33 Bonanza, а хвостовую часть - у Beech Model 45 Mentor. Их установили на новый фюзеляж, применили также два несъемных топливных бака на пилонах под внутренней частью крыла с обеих сторон фюзеляжа. Кабину пилота выполнили открытой.
  Использовали два ТРД Armstrong Siddeley ASV.8 Viper тягой 6,94 кН. Они устанавливались в самой передней части машины. Стандартные реактивные сопла заменили парой устройств отклонения вектора тяги, позволявших направлять поток газов вниз для вертикального взлета, а затем отклонявшихся назад, чтобы ускорять самолет для полета на крыле. Процесс посадки выполнялся в обратном порядке. На режимах взлета и посадки управление по крену и тангажу осуществлялось соплами, располагавшимися на законцовках крыла и хвостовой части. Для этого использовался воздух, отбираемый от компрессоров двигателей.
  Первый полет на висение X-14 выполнил 17 февраля 1957 года, а 24 мая 1958 года была завершена полная программа перехода в горизонтальный полет и обратно. Вскоре ВВС приняли X-14 и позднее передали в НАСА, где решили, что машине не хватает мощности. X-14 к 1961 году переоборудовали в X-14A с двумя ТРД General Electric J85-GE-5 тягой 11,92 кН. Самолет вернули на фирму "BELL"для проведения доработок, а в 1971 году установили два J85-GE-19 - получился X-14B. Одновременно установили программируемый компьютер, позволявший записывать параметры полета, бортовых систем и соответствующие им действия ручного управления, для использования в будущих СВВП.
  X-14B использовался в данной роли до серьезного повреждения при посадке 29 мая 1981 года, после чего самолет восстановлению не подлежал.
  Далее разработку проекта не продолжали, хотя в дальнейших планах было создание X-14C с закрытой кабиной и убирающимся шасси, а также учебного СВВП X-14T.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Bell X-14B

  Тип: одноместный опытный и учебный СВВП
  Силовая установка: два ТРД General Electric J8S-GE-19, каждый тягой по 13.41 кН
  Характеристики: максимальная скорость 277 км/ч на уровне моря; практический потолок 5485 м; дальность полета 483 км
  Масса: пустого самолета 1439 кг; максимальная взлетная 1936 кг
  Размеры: размах крыла 10,30 м; длина 7,92 м; высота 2,68 м; площадь крыла 16,68 м-
Задуманный как летающий стенд для изучения реактивных систем управления СВВП, самолет Bell X-14 мог летать только на малых скоростях. Впервые поднявшийся в воздух в феврале 1957 года, X-14 участвовал в продолжительной программе летных испытаний, проводившихся ВВС США, а затем был передан НАСА.
With a flight test career spanning more than twenty four years, Bell's sole Model 68 X-14A proved to be a particularly useful, if largely unsung, research tool. Serialled 56.4022, the X-14 started its free hovering life on 17 February 1957. At this time the machine was powered by two 1.560lb s.t. Armstrong Siddeley Viper ASs, later being re-engined to take two 2.850lb SA General Electric J85-GE-5s, at which time it became the X-14A. Carrying on from where the Bell ATV left off, the X-14 employed vectored thrust to deflect the main engine exhaust downwards during jetborne flight, with main engine bled air being supplied to operate the puffer controls for attitude stabilisation. The X-14 was the first aircraft ever to use vectored thrust to achieve vertical flight. The X-14A, which reached 174mph, carried on flying until 29 May 1981, when it was damaged by fire following a hard landing.
V.T.O. AMERICAN-STYLE. There are many methods of vertical takeoff ranging from the brute force of the Rolls-Royce V.T.O. test-bed to the more sophisticated Short SC.1 and Bell X-14. The SC.1 has a normal jet engine for horizontal takeoff and a battery of smaller jet engines located in the fuselage belly for V.T.O. The Bell X-14 is powered by two Armstrong Siddeley ASV.8 Viper turbojets of 1,750-lb. thrust, which are mounted horizontally, fed by a nose intake and the jet stream deflected through vents in the fuselage belly. The X-14 takes off with the jet stream deflected downwards and transition is accomplished by directing the jetstream backwards.
Model 68 с обозначениями авиации Армии США. Первоначальный вариант X-14 характеризовался очень простой формой планера. Позднее на модернизированный самолет наносились одновременно обозначения НАСА и авиации Армии США.
BELL X-14. VTOL aircraft come in all shapes and sizes, and one of the latest about which details have been released is the Bell X-14; outwardly a conventional aircraft much in the same class as the Short S.C.1. First hovering flight of the X-14 was made on 19th February 1957, and since that date it has undergone a rigorous test programme. Powered by two Armstrong Siddeley ASV.8 turbojet engines of 1,750-lb. thrust each, it is designed to take vertically by deflecting the thrust of the engines downwards by means of diverters or vanes which are located behind the engines. When a safe altitude is reached the vanes are slowly feathered, the engine thrust directed rearwards and the aircraft makes the transition from vertical to horizontal flight. During the vertical and transition flight periods, aircraft control is effected by three air jets, one at each wingtip and one at the extreme tail. Developed from the early Bell experimental VTOL, the new aircraft weighs nearly twice as much as the early machine, 3,500 lb. against 2,000 lb., and differs entirely in engine mounting and overall appearance. Fixed fuel tanks are slung under the wings for ease of maintenance.