Bell X-22
Страна: США
Год: 1966


Двухместный экспериментальный самолет с поворотными кольцевыми каналами с воздушными винтами для вертикального и укороченного взлета и посадки
Описание
Фотографии
Bell D-2127 (X-22)

  Самолет Bell D-2127 (X-22) был разработан в 1962 году по контракту с ВМС для проведения летных исследований. Изучалась работа поворачивающихся воздушных винтов в туннельных каналах. На концах коротких плоскостей, расположенных в передней и задней частях фюзеляжа, имелись трехлопастные винты в кольцевых каналах. Элевоны и рули находились в воздушном потоке от винтов. Тягу обеспечивали четыре турбовальных двигателя General Electric Т58, установленные в корневой части каждой плоскости, при этом трансмиссия перекрестной схемы обеспечивала работу всех четырех воздушных винтов даже в случае отказа одного из двигателей. Первый самолет D-2127 под обозначением X-22A вышел на испытания 17 марта 1966 года, совершив четыре вертикальных взлета. Был совершен и взлет с короткого разбега, но отказ гидравлической системы 8 августа 1966 года стал причиной очень жесткой посадки самолета и его восстановление признали экономически нецелесообразным. Второй прототип совершил первый полет 26 января 1967 года и успешно прошел всю программу испытаний, включая переход в горизонтальный полет с поворотом каналов. Это произошло 3 марта 1967 года, а 19 мая 1969 году машину передали в эксплуатацию. Она долго использовалась Федеральным управлением авиации США (FAA) и агентством НАСА для исследований схемы вертикального и укороченного взлета и посадки. Самолет списали осенью 1984 года.


Модификации

  X-22A-1: планируемая модификация с вооружением
  X-22B: планируемая модификация общего назначения с турбовальными двигателями T58-GE-5
  X-22C: планируемая грузовая модификация с кормовой аппарелью и турбовальными двигателями Textron Lycoming T-55-L-7


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Bell D-2127 X-22A

  Тип: двухместный экспериментальный самолет с поворотными кольцевыми каналами с воздушными винтами для вертикального и укороченного взлета и посадки
  Силовая установка: четыре турбовальных двигателя General Electric YT58-GE-8D мощностью 1250 л. с. (932 кВт) каждый
  Летные характеристики: макс, скорость 509 км/ч на уровне моря; крейсерская скорость 343 км/ч на высоте 3355 м; абсолютный потолок 8475 м; дальность полета 716 км
  Масса: пустого 5190 кг; максимальная взлетная 8172 кг
  Размеры: размах крыла 11,96 м; размах носовых стабилизаторов 7,01 м; длина 12,06 м; высота 5,99 м; эквивалентная площадь крыла 26,57 м' с задними кольцевыми каналами и 12,91 м' носовых стабилизаторов с передними кольцевыми каналами
У самолета BELL X-22A постоянно возникали проблемы с уборкой шасси, как видно на зтом снимке второго прототипа под номером 151521.
17 марта 1966г.: первые полеты выполнил экспериментальный конвертоплан BELL X-22A, поднявшийся по-вертолетному на высоту 7,6 м.
The first of Bell Aerosystems's curious looking X-22As, Bu Weap 151520, was first flown on 17 March 1966, but was damaged beyond repair just under five months later on 8 August. However, by now the second X-22A, BU Weap 151521 was ready to take up the task of flight testing the tandem, tilt ducted fan concept, continuing its flying well into the mid-1980s. Four 1.250eshp General Electric YTS8-GE-BD turboshaft engines powered the X-22As, giving the machines a maximum speed of 255mph and a range of 445 miles. However, far more important than its speed was the X-22A's ability not just to carry its two man crew aloft, but to provide for the carriage of up to 1.200lb of flight test equipment within its spacious box-sectioned fuselage.
Bell X-22A tilting-duct research aircraft (four 1,250 shp General Electric YT58-GE-8D shaft-turbine engines)
На фотографии - второй прототип Bell X-22A в полете с выпущенным шасси. X-22A поднялся в воздух 30 октября 1965 года и после серии испытаний в "Bell" и НАСА был передан ВМС США. Производственных контрактов не поступило, но полученные в ходе эксплуатации результаты были использованы в работе над другими ЛА.
Bell X-22A
Bell X-22A research aircraft with tilting ducts in cruise position