Сухой Су-15ТМ
Варианты:
Сухой - Су-15ТМ - 1970 - Россия
Страна: Россия
Год: 1970


Одноместный всепогодный истребитель-перехватчик
Описание
Фотографии
Су-15

<...>
   Поскольку Су-15 не по всем параметрам удовлетворял заказчика, вскоре после поступления на вооружение базовой модификации было принято решение провести модернизацию самолета ("Су-15 II этапа"). Данная программа была начата в 1966 году и предусматривала оснащение самолетов новыми двигателями и РЛС "Тайфун" (первоначально планировалась РЛС "Коршун"), автоматизированной системой управления САУ-58, системой ближней навигации РСБН-5С "Искра", а также новой радиостанцией Р-832М, лыжным шасси и др. Применялось крыло с наплывом и новая передняя двухколесная опора шасси. В состав вооружения включалась ракета Р-98, а затем - модернизированная К-98М. Перехватчики получили обозначение Су-15Т (с УР Р-98) и Су-15ТМ (с УР Р-98М (К-98М) и РЛС РП-26 "Тайфун-М"),
   Первый полет прототип Су-15Т совершил в конце января 1969 года, а первый серийный - 20 декабря 1970 года. Всего было выпущено 20 машин. Выпуск Су-15ТМ был начат в Новосибирске в 1971 году, первые серийные машины поступили на вооружение весной 1972 года (официально авиационный комплекс Су-15-98М был принят на вооружение 21 января 1975 года), а их выпуск продолжался до конца 1975 года. Су-15ТМ оснащался двумя ТРДФ Р-13Ф-300 и отличался более коротким носовым обтекателем оживальной формы. Начиная с 6-й серии, самолеты получили возможность выполнять автоматический перехват низковысотных целей, а затем возможность применять УР Р-60.
   Оборудованный двигателями Р-25-300 самолет Су-15ТМ получил обозначение Су-15бис (Т-58бис), совершил первый полет 3 июля 1972 года, но в серию так и не пошел. В том числе и ввиду того, что двигатели Р-25-300 в первую очередь шли на МиГ-21бис и для Су-15 их не хватало.
<...>
   Су-15 принимали участие в ряде громких перехватов нарушителей воздушного пространства СССР: 20 апреля 1978 года авиалайнер Boeing 707 компании "Korean Airlines", вторгнувшийся в воздушное пространство СССР над Карелией, был принужден Су-15 к посадке на льду замерзшего озера Корпиярви (погибли два пассажира); 18 июля 1981 года летчик Су-15ТМ таранил над Арменией самолет-нарушитель CL-44 - сам он благополучно катапультировался; и, наконец, 1 сентября 1983 года на Дальнем Востоке пилот Су-15 в воздушном пространстве СССР сбил самолет Boeing 747-230B южнокорейской компании "Korean Airlines" (считается, что погибли 269 человек).
   После распада СССР самолеты Су-15 российских ВВС были быстро сняты с вооружения (последние - в 1993 году), а два полка Су-15 украинских ВВС сохраняли боеспособность до 1996 года.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Су-15ТМ

   Тип: одноместный всепогодный истребитель-перехватчик
   Силовая установка: два ТРДФ Р-13Ф-300 тягой на форсаже по 64,7 кН и нефорсированной тягой 40,2 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость без подвесок на высоте 11 000 м - 2655 км/ч; максимальная скороподъемность на уровне моря 13 700 м/мин.; практический потолок 18 500 м; боевой радиус при полете на перехват по профилю "большая - большая - большая высота" 745 км
   Масса: пустого 10 874 кг; максимальная взлетная 17 900 кг
   Размеры: размах крыла 9,34 м; длина 22,03 м; высота 4,84 м; площадь крыла 36,60 м2
   Вооружение: шесть точек подвески, боевая нагрузка 1500 кг
Су-15ТМ. Аэродром "Безречная", Забайкалье. Авиация ПВО. Летом 1992 года полк был расформирован.
Су-15 отличался высокой скороподъемностью и скоростью полета на больших высотах, и поэтому стал отличным выбором для авиации Войск ПВО СССР. Впрочем, вначале перехватчик не имел возможности перехвата низковысотных целей.
Главным, хорошо заметным внешним отличием первых Су-15 от Су-15ТМ был носовой обтекатель - вместо обтекателя конусообразной заостренной формы на модернизированном перехватчике применялся обтекатель оживальной формы. На пике своего могущества советская истребительная авиация ПВО насчитывала около 2600 различных самолетов, из которых около 1000 были Су-15 разных модификаций.
Су-15ТМ. 1 сентября 1983 г. на этом самолете Г. Осипович сбил над Сахалином южнокорейский Боинг 747, выполнявший провокационный разведывательный полет
Печально знаменитый Су-15ТМ, на котором 1 сентября 1983 года летчик Осипович сбил Боинг-747 авиакомпании KAL. Сахалин, ПВО ДВО.
Су-15ТМ б/н 32 из состава 54-го Гвардейского Керченского Краснознаменного ИАП 6-й Отдельной Армии ПВО (с 1979 по 1986г. - в составе 1-й Гв.ИАД 15-й ВА) ПрибВО, аэродром Вайноде (Эстония). Позже самолет передан в 611-й ИАП 3-го Корпуса Московского Округа АВО, аэродром Дорохово (Бежецк).
Опытный истребитель-перехватчик Су-15бис. Аэродром ЛИИ, Жуковский, зима 1972-73гг.
Единственный Су-15бис (Т-58бис) был переоборудован из Су-15ТМ, он оснащался двумя ТРДФ РД-25-300, что должно было обеспечить возможность перехвата более скоростных и маневренных воздушных целей. Самолет был облетан 3 июля 1972 года, испытания были завершены в октябре 1973 года. ЛТХ модернизированного самолета на высотах менее 4000 м улучшились по сравнению с Су-15ТМ, но в серию он все же не пошел.
Су-15ТМ. Вылет с полным боекомплектом, 1988г.
Истребитель-перехватчик Су-15ТМ из 62-го ИАП. Аэродром Бельбек, октябрь 1995г. Под правой консолью крыла самолета подвешены ракеты Р-98МР и Р-60, под левой - Р-98МТ и Р-60
Су-15ТМ - один из основных истребителей-перехватчиков войск ПВО СССР в 1970-1980-е гг.
Су-15ТМ, перелетевший незадолго до распада СССР из Вазиани (Грузия) в Краматорск. Снимок сделан в мае 1993г.
Су-15ТМ 265-го иап, базировавшийся на аэродроме Подужемье
Сверхзвуковой истребитель-перехватчик Су-15ТМ
Основной серийной модификацией перехватчика стал Су-15ТМ, получивший позже возможность применения управляемых ракет Р-60.
Летящий над Балтикой Су-15 "Flagon" вооружен ракетами класса "воздух-воздух" Р-8 (АА-3 "Anab"). Су-15 с такого типа вооружением сбил корейский самолет-нарушитель воздушного пространства Boeing 747 в сентябре 1983 года.
Also toting AA-8 Aphid close-in IR missiles on the inboard pylons.
Су-15 уступал по маневренности истребителям, но благодаря весьма высокой скороподъемности обладал малым временем реакции и быстро выходил на перехват целей. Самолеты часто попадали в объектив фотоаппаратов самолетов ВВС скандинавских стран, в частности, данная фотография сделана самолетом шведских ВВС на Балтике в 1970-е годы.
Су-15
Су-15
Photographed in peripheral airspace, the Flagon-F has Anab missiles on the outboard pylons and air brakes deployed, the example below being similarly armed.
Усовершенствованный перехватчик Су-15ТМ внешне отличался от Су-15 носовым обтекателем оживальной формы, крылом с изломом по передней кромке и двумя дополнительными пилонами для подвески ракет малой дальности
Ветераны полка у памятника самолету Су-15
Первый серийный Су-15ТМ N 03-02 во время испытаний по программе довооружения ракетой Р-60. Владимировка, зима 1973-74гг.
Второй серийный Су-15ТМ N 03-03 во время Госиспытаний. Владимировка, 1972г.
Су-15ТМ N 10-07 с подвешенными УПК-23-250 и блоками УБ-32. Испытания по "фронтовому применению". Владимировка, 1975г.
Су-15ТМ во время испытаний универсальных контейнеров для перевозки съемных элементов вооружения
Су-15ТМ на боевом дежурстве
Су-15
Хотя Су-15ТМ и превосходил по летно-техническим характеристикам своих предшественников, он был недостаточно эффективен в случае перехвата низколетящих воздушных целей. Однако в 1976 году на вооружение поступил модернизированный МиГ-23МЛ, имевший существенно лучшие характеристики в этом плане, а потому дальнейшее совершенствование Су-15 решили не проводить.
Истребитель-перехватчик Су-15ТМ на военном аэродроме под Иркутском, 1980г.
Наземный персонал заправляет Су-15 перед очередным вылетом. Вначале Су-15 применяли более старые ракеты Р-8М1 и только в 1967 году перехватчики получили ракеты Р-98 и модернизированный радиолокационный прицел РП-15М.
Камуфлированные Су-15ТМ 611-го полка. 1988г.
Су-15ТМ. Авиабаза Безречная, Забайкалье, ПВО. Лето 1992г.
Истребители Су-15ТМ на аэродроме Канск-Дальний
Истребители Су-15ТМ 22-го иап, аэродром Безречная, 1993 г.
Перехватчик Су-15 с ракетами Р-98М
Экипажи Су-15ТМ из состава дежурных сил, аэродром Елизово
The photograph illustrating the definitive cranked wing introduced with Flagon-E.
Су-15ТМ во время ночных полетов
Военная инспекция Министерства обороны. Аэродром Канск, март 1980 г.
Хотя основная масса самолетов имела стальную окраску, часть Су-15 получила зеленовато-коричневый камуфляж. На фотографии Су-15ТМ хорошо видны противофлаттерные грузы на стабилизаторе, подкрыльевые пилоны и открытые створки подпитки воздухозаборников.
Су-15ТМ из 62-го ИАП. Бельбек, 1995 г.
The Sukhoi Su-15 Flagon-F interceptor fighter, which still fulfils an important role with the Soviet APVO, although now being progressively supplanted by fighters possessing lookdown capability, is seen in planview with airbrakes extended.
The Su-15 Flagon-F still equips a substantial proportion of the APVO, but has range-only radar and carries the comparatively early IR-guided AA-3 Anab AAMs. It is expected to phase out in favour of interceptors with lookdown/shootdown capability during the next two-three years.
Су-15ТМ из 54-го ГИАП над Балтикой
На двух подфюзеляжных узлах подвески можно было разместить подвесные топливные баки общей емкостью около 1700 л, либо же - два пушечных контейнера с 23-мм пушками, как на данной фотографии. Также хорошо видны ракеты Р-60, такими же был подбит южнокорейский Boeing 707 на Кольском полуострове. Ракеты обычно выпускались парой - с тепловой и радиолокационной ГСН.
Photographed over the Baltic, this Flagon-F carries the standard pair of AA-3 Anab missiles (one IR and one SAR) on the outboard wing pylons and side-by-side GSh-23 twin-barrel 23-mm cannon pods on fuselage pylons.
Illustrated the Flagon-F is the principal current service version of the Su-15 all-weather interceptor fighter which now provides the backbone of the IAP-VO Strany, the world's largest manned fighter force.
This close-up shows the paired cannon pods frequently carried by the Flagon-F in addition to the Anab AAMs.
Пара Су-15ТМ из 636-го ИАП (аэродром Краматорск). Середина 1980-х гг.
Экспериментальный Су-15ТМ перед дозаправкой
Посадка Су-15ТМ на аэродроме Саваслейка 148-го ЦБПиПЛС
Летающая лаборатория Т-58Л, Монинский музей ВВС.
Увеличенный стабилизатор, установленный на Су-15ТМ N 03-03
Передняя опора шасси Су-15ТМ
Приборная доска Су-15ТМ
Су-15ТМ. Истребитель-перехватчик Су-15 был принят на вооружение ВС СССР в 1965 году, первым его получил 611-й истребительный авиаполк Московского округа ПВО, базировавшийся на аэродроме Дорохове (Ярославская область). Ранние машины стали снимать с вооружения в начале 1980-х годов, а в начале 1990-х годов было списано и значительное количество более новых модификаций. В 1990 году в европейской части страны самолетами семейства Су-15 были вооружены 62-й, 153-й, 166-й, 265-й, 431-й, 611-й и 636-й истребительные авиаполки. 62-й и 636-й полки остались на территории Украины, и их Су-15ТМ/УМ оставались в эксплуатации более продолжительное время. Данный самолет в начале 1980-х годов принадлежал воинской части, размещенной на аэродроме Долинск-Сокол на Сахалине. Именно с этой авиабазы в сентябре 1983 года вылетал истребитель на перехват самолета-нарушителя, оказавшегося Boeing 747-200 компании "Korean Air Lines".
Су-15ТМ
Sukhoi Su-15 Flagon
Один из Су-15 (N 1411) в нестандартной для этого типа окраске.