PZL M-15 Belphegor
Страна: Польша
Год: 1973


Трехместный сельскохозяйственный самолет
Цены на рулонные шторы ростов.
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (74)
P.Z.L. Mielec M-15 Belphegor

  Разработка нового сельскохозяйственного самолета P.Z.L. Mielec M-15 в рамках советско-польского соглашения была начата в конце 1971 года. Первый прототип LLP-M15 был облетан 30 мая 1973 года, после чего построили еще один опытный самолет, получивший обозначение M-15, и пять предсерийных самолетов. Успешным завершением программы летных испытаний стало получение 4 апреля 1979 года полного сертификата летной годности.
  M-15 имел достаточно необычную конфигурацию - неравнокрылый биплан двухбалочной схемы с горизонтальным оперением, соединявшим верхушки килей, имевших рули направления, и с неубирающимся трехопорным шасси с носовым колесом. Центральная гондола фюзеляжа вмещала кабину пилота, а позади него была расположена грузо-пассажирская кабина для перевозки двух человек - техников из группы наземного технического обслуживания.
  Силовая установка включала один двухконтурный турбореактивный двигатель, установленный над фюзеляжем, а два обтекаемой формы бака для химикатов занимали по высоте все пространство между верхним и нижним крыльями и располагались прямо под хвостовыми балками. Баки вмещали вместе 2900 л химикатов.
  Серийная постройка нового самолета была начата в 1976 году. Планировалось построить 3000 M-15, которым в 1979 году было дано название Belphegor. Однако по ряду причин - высокая стоимость постройки и эксплуатации в том числе - производство завершилось в 1981 году после выпуска всего лишь 175 машин.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  P.Z.L. Mielec M-15 Belphegor

  Тип: трехместный сельскохозяйственный самолет
  Силовая установка: один ТРДД АИ-25 тягой 1500 кгс
  Летные характеристики: максимальная крейсерская скорость 200 км/ч; рабочая скорость 160-175 км/ч; максимальная дальность полета на высоте 3000 м - 480 км
  Масса: пустого 3270 кг; максимальная взлетная 5750 кг
  Размеры: размах наибольшего крыла 22,33 м; длина 13,13 м; высота 5,34 м; площадь крыльев 67,90 м2
Сборка летающей лаборатории ЛЛМ-15, 1973г.
WSK-Mielec LLP-M15 prototype for the M-15 turbofan-engined agricultural biplane
На самолете ЛЛМ-15 были установлены макеты химбаков с очень малой площадью миделя
Прототип LLM-15. 1973г.
ЛЛМ-15 в одном из первых испытательных полетов. Май 1973г.
Цех окончательной сборки M-15 в Мельце, 1977г.
Сборка фюзеляжа и крыла M-15 в цехе агрегатной сборки. Мелец, 1977г.
Первый серийный M-15 N 01-02 в первом полете. 9 января 1974г.
Первый полет благополучно завершен. Летчик-испытатель Тадеуш Голембиовски (на фото в шлеме) принимает поздравления
M-15 turbofan-powered agricultural biplane, designed jointly by Polish and Soviet engineers, in its production form
Первый серийный M-15 в одном из испытательных полетов по отработке формы химбаков. Видны приклеенные шелковинки. Май 1974г.
Ради снижения сопротивления форму обтекателей химбаков неоднократно меняли
Слева направо: первый секретарь ЦК ПОРП Э.Герек, Р.И.Измайлов, главный конструктор M-15 на ПЗЛ "Мелец" К.Гоцила и премьер-министр Польши П.Ярошевич у одного из серийных M-15
Командир 317-го летного отряда П.И.Безродний (слева) и конструктор Е.И.Гура возле М-15. 1977г.
Главный инженер майкопской АТБ А.С.Морозов на стоянке М-15. 1977г. Первоначально надпись "Аэрофлот" на М-15 выполнялась с трафаретными "прожилками", которые впоследствии были закрашены. Брызговики на носовых стойках самолетов еще не установлены. Обратите внимание на загрязненность колес самолета.
Пилот Александр Прохоров (в центре), "техник-шильник" Станислав Пшебило (слева) и "техник-агро" возле М-15. Открыта крышка левого химбака.
Пилот А.Н.Прохоров (справа) и агроном совхоза "Северо-Восточные сады" (Майкопский район, Адыгея) уточняют по карте район опыления. Весна 1978г. На заднем плане - "коротконосый" М-15 с брызговиком на носовой стойке.
Пилоты В.А.Рыбников (слева) и А.Н.Прохоров возле длинноносого М-15. Красноармейский район Краснодарского края. Лето 1980г.
Сотрудницы ВНИИ ПАНХ и польские специалисты возле заправляющегося институтского М-15 (регистрация СССР-15100) во время дополнительных испытаний сельхозаппаратуры. Краснодарский край, 1978г.
Польские специалисты на прибывшем вместе с М-15 электрокаре (эти машины Мелецкий авиазавод поставлял в Канаду в качестве гольф-каров). Крайний слева - старший инженер второго состава сервис-группы Рышард Пшигода. На заднем плане - стоянка М-15. Обратите внимание, что на неровном грунте самолеты стоят с разными углами крена.
PZL M-15 Belphegor
An agricultural aircraft with a difference, the Polish WSK-Mielec M-15, SP-OCA. is powered by a 3.300-lb. s.t. Ivchenko AI-25 turbofan, cruises at around 100 m.p.h., carries 4,400 lb. of liquid or dry chemicals, and its upper wing is amply slatted and flapped for STOL performance
M-15 в экспозиции Парижского авиасалона. Ле Бурже, 1977г.
WSK-Mielec M-15 agricultural biplane (3,306 lb; 1,500 kg st Ivchenko AI-25 turbofan engine)
Самолеты M-15 подготовлены к отправке в СССР. Мелец, конец 1970-х гг.
M-15 на стоянке аэродрома ГосНИИ ГА
Начиная с 10-й серии выпуска, M-15 получили удлиненную носовую часть фюзеляжа
Самолет M-15 (СССР-15185) на стоянке Запорожского аэропорта
M-15 (СССР-15052) на полевом аэродроме в Куйбышевском районе Запорожской области. Начало 1980-х гг.
Борт 15221 (с/н 1S 003-04) из состава 102 летного отряда (г.Полтава).
Спарка M-15-40 (борт 15215).
M-15 с установленным эжекторно-реверсивным устройством
Подготовка M-15 к полету на полевом аэродроме
Польский погрузчик K-406A1 распространения в СССР так и не получил.
Загрузка в самолет сухих химикатов с помощью автопогрузчика польского производства
Первая проба загрузчика ЗУН-1,5. Главный инженер АТБ А.С.Морозов замеряет рулеткой высоту подъема стрелы.
Для быстрой загрузки М-15 самые зажиточные хозяйства держали сразу по два ЗУН-1,5. Красноармейский р-н. Лето 1980г.
Заправка M-15 жидкими химикатами на полевом аэродроме под Майкопом
Взлетает М-15 в длинноносой конфигурации.
M-15 во время перелета из Польши в СССР
В полете борт 15104. Май 1978г. Через месяц этот самолет спишут из-за грубой посадки.
World's first production jet biplane, the Polish WSK-Mielec M-15 agricultural aircraft, SP-OCA, is powered by a 3.300-lb. s.t. Ivchenko AI-25 turbofan. It gave spraying demonstrations during the show
Конкурент Ан-3 - реактивный сельхозсамолет M-15
Распыление химикатов с применением пневмотранспорта
Опыление на М-15 выглядело со стороны не очень эффектно...
M-15 производит ультрамалообъемное опрыскивание поля
Опрыскивание с M-15 (СССР-15060). Высота 5 м., скорость 160 км/ч
М-15 с новой опрыскивающей аппаратурой.
Крупнокапельное опрыскивание...
Распыление жидких химикатов
Мелкокапельное опрыскивание поражало воображение...
В связи с нехваткой спецтрапов для обслуживания стабилизатора М-15 приходилось ставить на хвост.
Замена АИ-25 была достаточно трудоемкой процедурой.
Пусковой агрегат АИ-9 запускал маршевый двигатель АИ-25, оставаясь на земле
ВСУ АИ-9.
Носовая и левая основная опоры шасси
Предложенный майкопчанами брызговик переднего колеса в форме велосипедного крыла применения на М-15 так и не нашел.
Химбаки М-15 были разнесены по крылу для расширения опыляемой полосы.
Химбак, хвостовой обтекатель фюзеляжа и закрылок центроплана верхнего крыла
Сопла АИ-25 (вверху) и ВСУ АИ-9 (внизу).
Хвостовая часть фюзеляжа серийного M-15
Хвостовое оперение серийного M-15
Воздухозаборник АИ-25 при закрытых капотах.
Воздухозаборник АИ-25 при открытых капотах.
Трубопроводы подачи воздуха в магистрали пневмотранспорта
Патрубки разбрасывания химикатов из магистрали пневмотранспорта
Распылители ультрамалообъемного опрыскивания под нижним крылом M-15
В 1983г. M-15 в СССР были поставлены на прикол и затем почти все утилизированы
Прощание с М-15. Техники Владимир Арустамян (слева), Виталий Заезжий (в центре) и пилот Вячеслав Скварек (справа) только что перегнали последний летающий майкопский М-15 (СССР-15154) в Ульяновский музей ГВФ. 24 августа 1983г.
Экипаж-перегонщик и руководство Ульяновского центра ГА СЭВ и Музея ГВФ возле первого натурного экспоната только что организованного музея. Ульяновск, 24 августа 1983г.
"Sic transit..." Пятигорский М-15 (борт 15105) на стоянке в Монино.
Под этой "гильотиной" и окончился земной путь майкопских М-15. Фото 2 августа 2002г.