P.Z.L. Mielec M-15 Belphegor
Разработка нового сельскохозяйственного самолета P.Z.L. Mielec M-15 в рамках советско-польского соглашения была начата в конце 1971 года. Первый прототип LLP-M15 был облетан 30 мая 1973 года, после чего построили еще один опытный самолет, получивший обозначение M-15, и пять предсерийных самолетов. Успешным завершением программы летных испытаний стало получение 4 апреля 1979 года полного сертификата летной годности.
M-15 имел достаточно необычную конфигурацию - неравнокрылый биплан двухбалочной схемы с горизонтальным оперением, соединявшим верхушки килей, имевших рули направления, и с неубирающимся трехопорным шасси с носовым колесом. Центральная гондола фюзеляжа вмещала кабину пилота, а позади него была расположена грузо-пассажирская кабина для перевозки двух человек - техников из группы наземного технического обслуживания.
Силовая установка включала один двухконтурный турбореактивный двигатель, установленный над фюзеляжем, а два обтекаемой формы бака для химикатов занимали по высоте все пространство между верхним и нижним крыльями и располагались прямо под хвостовыми балками. Баки вмещали вместе 2900 л химикатов.
Серийная постройка нового самолета была начата в 1976 году. Планировалось построить 3000 M-15, которым в 1979 году было дано название Belphegor. Однако по ряду причин - высокая стоимость постройки и эксплуатации в том числе - производство завершилось в 1981 году после выпуска всего лишь 175 машин.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
P.Z.L. Mielec M-15 Belphegor
Тип: трехместный сельскохозяйственный самолет
Силовая установка: один ТРДД АИ-25 тягой 1500 кгс
Летные характеристики: максимальная крейсерская скорость 200 км/ч; рабочая скорость 160-175 км/ч; максимальная дальность полета на высоте 3000 м - 480 км
Масса: пустого 3270 кг; максимальная взлетная 5750 кг
Размеры: размах наибольшего крыла 22,33 м; длина 13,13 м; высота 5,34 м; площадь крыльев 67,90 м2
- Описание
Фотографии
-
Авиация и Время 2006-02 / И.Бабенко, В.Олейник - "Бельфегор" и битва за урожай
Сборка летающей лаборатории ЛЛМ-15, 1973г.
-
Jane's All the World Aircraft 1975 / 01 - Aircraft
WSK-Mielec LLP-M15 prototype for the M-15 turbofan-engined agricultural biplane
-
Авиация и Время 2006-02 / И.Бабенко, В.Олейник - "Бельфегор" и битва за урожай
На самолете ЛЛМ-15 были установлены макеты химбаков с очень малой площадью миделя
-
Мир Авиации 2006-01 / В.Мартианов, И.Сеидов - Первый и последний /Крупным планом/
Прототип LLM-15. 1973г.
-
Авиация и Время 2006-02 / И.Бабенко, В.Олейник - "Бельфегор" и битва за урожай
ЛЛМ-15 в одном из первых испытательных полетов. Май 1973г.
-
Авиация и Время 2006-02 / И.Бабенко, В.Олейник - "Бельфегор" и битва за урожай
Цех окончательной сборки M-15 в Мельце, 1977г.
-
Авиация и Время 2006-02 / И.Бабенко, В.Олейник - "Бельфегор" и битва за урожай
Сборка фюзеляжа и крыла M-15 в цехе агрегатной сборки. Мелец, 1977г.
-
Авиация и Время 2006-02 / И.Бабенко, В.Олейник - "Бельфегор" и битва за урожай
Первый серийный M-15 N 01-02 в первом полете. 9 января 1974г.
-
Авиация и Время 2006-02 / И.Бабенко, В.Олейник - "Бельфегор" и битва за урожай
Первый полет благополучно завершен. Летчик-испытатель Тадеуш Голембиовски (на фото в шлеме) принимает поздравления
-
Jane's All the World Aircraft 1975 / 08 - Addenda
M-15 turbofan-powered agricultural biplane, designed jointly by Polish and Soviet engineers, in its production form
-
Авиация и Время 2006-02 / И.Бабенко, В.Олейник - "Бельфегор" и битва за урожай
Первый серийный M-15 в одном из испытательных полетов по отработке формы химбаков. Видны приклеенные шелковинки. Май 1974г.
-
Авиация и Время 2006-02 / И.Бабенко, В.Олейник - "Бельфегор" и битва за урожай
Ради снижения сопротивления форму обтекателей химбаков неоднократно меняли
-
Авиация и Время 2006-02 / И.Бабенко, В.Олейник - "Бельфегор" и битва за урожай
Слева направо: первый секретарь ЦК ПОРП Э.Герек, Р.И.Измайлов, главный конструктор M-15 на ПЗЛ "Мелец" К.Гоцила и премьер-министр Польши П.Ярошевич у одного из серийных M-15
-
Мир Авиации 2006-01 / В.Мартианов, И.Сеидов - Первый и последний /Крупным планом/
Командир 317-го летного отряда П.И.Безродний (слева) и конструктор Е.И.Гура возле М-15. 1977г.
-
Мир Авиации 2006-01 / В.Мартианов, И.Сеидов - Первый и последний /Крупным планом/
Главный инженер майкопской АТБ А.С.Морозов на стоянке М-15. 1977г. Первоначально надпись "Аэрофлот" на М-15 выполнялась с трафаретными "прожилками", которые впоследствии были закрашены. Брызговики на носовых стойках самолетов еще не установлены. Обратите внимание на загрязненность колес самолета.
-
Мир Авиации 2006-01 / В.Мартианов, И.Сеидов - Первый и последний /Крупным планом/
Пилот Александр Прохоров (в центре), "техник-шильник" Станислав Пшебило (слева) и "техник-агро" возле М-15. Открыта крышка левого химбака.
-
Мир Авиации 2006-01 / В.Мартианов, И.Сеидов - Первый и последний /Крупным планом/
Пилот А.Н.Прохоров (справа) и агроном совхоза "Северо-Восточные сады" (Майкопский район, Адыгея) уточняют по карте район опыления. Весна 1978г. На заднем плане - "коротконосый" М-15 с брызговиком на носовой стойке.
-
Мир Авиации 2006-01 / В.Мартианов, И.Сеидов - Первый и последний /Крупным планом/
Пилоты В.А.Рыбников (слева) и А.Н.Прохоров возле длинноносого М-15. Красноармейский район Краснодарского края. Лето 1980г.
-
Мир Авиации 2006-01 / В.Мартианов, И.Сеидов - Первый и последний /Крупным планом/
Сотрудницы ВНИИ ПАНХ и польские специалисты возле заправляющегося институтского М-15 (регистрация СССР-15100) во время дополнительных испытаний сельхозаппаратуры. Краснодарский край, 1978г.
-
Мир Авиации 2006-01 / В.Мартианов, И.Сеидов - Первый и последний /Крупным планом/
Польские специалисты на прибывшем вместе с М-15 электрокаре (эти машины Мелецкий авиазавод поставлял в Канаду в качестве гольф-каров). Крайний слева - старший инженер второго состава сервис-группы Рышард Пшигода. На заднем плане - стоянка М-15. Обратите внимание, что на неровном грунте самолеты стоят с разными углами крена.
-
Air Pictorial 1977-07
An agricultural aircraft with a difference, the Polish WSK-Mielec M-15, SP-OCA. is powered by a 3.300-lb. s.t. Ivchenko AI-25 turbofan, cruises at around 100 m.p.h., carries 4,400 lb. of liquid or dry chemicals, and its upper wing is amply slatted and flapped for STOL performance
-
Авиация и Время 2006-02 / И.Бабенко, В.Олейник - "Бельфегор" и битва за урожай
M-15 в экспозиции Парижского авиасалона. Ле Бурже, 1977г.
-
Jane's All the World Aircraft 1976 / 01 - Aircraft
WSK-Mielec M-15 agricultural biplane (3,306 lb; 1,500 kg st Ivchenko AI-25 turbofan engine)
-
Авиация и Время 2006-02 / И.Бабенко, В.Олейник - "Бельфегор" и битва за урожай
Самолеты M-15 подготовлены к отправке в СССР. Мелец, конец 1970-х гг.
-
Авиация и Время 2006-02 / И.Бабенко, В.Олейник - "Бельфегор" и битва за урожай
M-15 на стоянке аэродрома ГосНИИ ГА
-
Авиация и Время 2006-04 / Ю.Маломуж - А он нам нравился...
Самолет M-15 (СССР-15185) на стоянке Запорожского аэропорта
-
Авиация и Время 2006-04 / Ю.Маломуж - А он нам нравился...
M-15 (СССР-15052) на полевом аэродроме в Куйбышевском районе Запорожской области. Начало 1980-х гг.
-
Мир Авиации 2006-01 / В.Мартианов, И.Сеидов - Первый и последний /Крупным планом/
Борт 15221 (с/н 1S 003-04) из состава 102 летного отряда (г.Полтава).
-
Мир Авиации 2006-01 / В.Мартианов, И.Сеидов - Первый и последний /Крупным планом/
Спарка M-15-40 (борт 15215).
-
Авиация и Время 2006-02 / И.Бабенко, В.Олейник - "Бельфегор" и битва за урожай
M-15 с установленным эжекторно-реверсивным устройством
-
Авиация и Время 2006-02 / И.Бабенко, В.Олейник - "Бельфегор" и битва за урожай
Подготовка M-15 к полету на полевом аэродроме
-
Мир Авиации 2006-01 / В.Мартианов, И.Сеидов - Первый и последний /Крупным планом/
Польский погрузчик K-406A1 распространения в СССР так и не получил.
-
Авиация и Время 2006-02 / И.Бабенко, В.Олейник - "Бельфегор" и битва за урожай
Загрузка в самолет сухих химикатов с помощью автопогрузчика польского производства
-
Мир Авиации 2006-01 / В.Мартианов, И.Сеидов - Первый и последний /Крупным планом/
Первая проба загрузчика ЗУН-1,5. Главный инженер АТБ А.С.Морозов замеряет рулеткой высоту подъема стрелы.
-
Мир Авиации 2006-01 / В.Мартианов, И.Сеидов - Первый и последний /Крупным планом/
Для быстрой загрузки М-15 самые зажиточные хозяйства держали сразу по два ЗУН-1,5. Красноармейский р-н. Лето 1980г.
-
Авиация и Время 2006-02 / И.Бабенко, В.Олейник - "Бельфегор" и битва за урожай
Заправка M-15 жидкими химикатами на полевом аэродроме под Майкопом
-
Мир Авиации 2006-01 / В.Мартианов, И.Сеидов - Первый и последний /Крупным планом/
Взлетает М-15 в длинноносой конфигурации.
-
Авиация и Время 2006-02 / И.Бабенко, В.Олейник - "Бельфегор" и битва за урожай
M-15 во время перелета из Польши в СССР
-
Aeroplane Monthly 1977-08 / B.Service - Paris Spotlight
Undoubtedly one of the most unconventional aircraft was Poland's WSK-Mielec M-15 turbofan-powered agricultural biplane, with chemical hoppers in the wing gaps.
-
Air Pictorial 1977-08 / J.Cook - Paris Report
World's first production jet biplane, the Polish WSK-Mielec M-15 agricultural aircraft, SP-OCA, is powered by a 3.300-lb. s.t. Ivchenko AI-25 turbofan. It gave spraying demonstrations during the show
-
Мир Авиации 2006-01 / В.Мартианов, И.Сеидов - Первый и последний /Крупным планом/
В полете борт 15104. Май 1978г. Через месяц этот самолет спишут из-за грубой посадки.
-
Авиация и Время 2004-04 / В.Заярин - Турбовинтовой наследник Ан-2
Конкурент Ан-3 - реактивный сельхозсамолет M-15
-
Авиация и Время 2006-02 / И.Бабенко, В.Олейник - "Бельфегор" и битва за урожай
Распыление химикатов с применением пневмотранспорта
-
Мир Авиации 2006-01 / В.Мартианов, И.Сеидов - Первый и последний /Крупным планом/
Опыление на М-15 выглядело со стороны не очень эффектно...
-
Авиация и Время 2006-02 / И.Бабенко, В.Олейник - "Бельфегор" и битва за урожай
M-15 производит ультрамалообъемное опрыскивание поля
-
Авиация и Время 2006-04 / Ю.Маломуж - А он нам нравился...
Опрыскивание с M-15 (СССР-15060). Высота 5 м., скорость 160 км/ч
-
Мир Авиации 2006-01 / В.Мартианов, И.Сеидов - Первый и последний /Крупным планом/
М-15 с новой опрыскивающей аппаратурой.
-
Мир Авиации 2006-01 / В.Мартианов, И.Сеидов - Первый и последний /Крупным планом/
Крупнокапельное опрыскивание...
-
Авиация и Время 2006-02 / И.Бабенко, В.Олейник - "Бельфегор" и битва за урожай
Распыление жидких химикатов
-
Мир Авиации 2006-01 / В.Мартианов, И.Сеидов - Первый и последний /Крупным планом/
Мелкокапельное опрыскивание поражало воображение...
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v5
PZL-Mielec M-15 Belphegor.
-
Мир Авиации 2006-01 / В.Мартианов, И.Сеидов - Первый и последний /Крупным планом/
В связи с нехваткой спецтрапов для обслуживания стабилизатора М-15 приходилось ставить на хвост.
-
Мир Авиации 2006-01 / В.Мартианов, И.Сеидов - Первый и последний /Крупным планом/
Замена АИ-25 была достаточно трудоемкой процедурой.
-
Авиация и Время 2006-02 / И.Бабенко, В.Олейник - "Бельфегор" и битва за урожай
Пусковой агрегат АИ-9 запускал маршевый двигатель АИ-25, оставаясь на земле
-
Авиация и Время 2006-02 / И.Бабенко, В.Олейник - "Бельфегор" и битва за урожай
Носовая и левая основная опоры шасси
-
Мир Авиации 2006-01 / В.Мартианов, И.Сеидов - Первый и последний /Крупным планом/
Предложенный майкопчанами брызговик переднего колеса в форме велосипедного крыла применения на М-15 так и не нашел.
-
Мир Авиации 2006-01 / В.Мартианов, И.Сеидов - Первый и последний /Крупным планом/
Химбаки М-15 были разнесены по крылу для расширения опыляемой полосы.
-
Авиация и Время 2006-02 / И.Бабенко, В.Олейник - "Бельфегор" и битва за урожай
Химбак, хвостовой обтекатель фюзеляжа и закрылок центроплана верхнего крыла
-
Мир Авиации 2006-01 / В.Мартианов, И.Сеидов - Первый и последний /Крупным планом/
Сопла АИ-25 (вверху) и ВСУ АИ-9 (внизу).
-
Авиация и Время 2006-02 / И.Бабенко, В.Олейник - "Бельфегор" и битва за урожай
Хвостовая часть фюзеляжа серийного M-15
-
Авиация и Время 2006-02 / И.Бабенко, В.Олейник - "Бельфегор" и битва за урожай
Хвостовое оперение серийного M-15
-
Мир Авиации 2006-01 / В.Мартианов, И.Сеидов - Первый и последний /Крупным планом/
Воздухозаборник АИ-25 при закрытых капотах.
-
Мир Авиации 2006-01 / В.Мартианов, И.Сеидов - Первый и последний /Крупным планом/
Воздухозаборник АИ-25 при открытых капотах.
-
Авиация и Время 2006-02 / И.Бабенко, В.Олейник - "Бельфегор" и битва за урожай
Трубопроводы подачи воздуха в магистрали пневмотранспорта
-
Авиация и Время 2006-02 / И.Бабенко, В.Олейник - "Бельфегор" и битва за урожай
Патрубки разбрасывания химикатов из магистрали пневмотранспорта
-
Авиация и Время 2006-02 / И.Бабенко, В.Олейник - "Бельфегор" и битва за урожай
Распылители ультрамалообъемного опрыскивания под нижним крылом M-15
-
Авиация и Время 2006-02 / И.Бабенко, В.Олейник - "Бельфегор" и битва за урожай
В 1983г. M-15 в СССР были поставлены на прикол и затем почти все утилизированы
-
Мир Авиации 2006-01 / В.Мартианов, И.Сеидов - Первый и последний /Крупным планом/
Прощание с М-15. Техники Владимир Арустамян (слева), Виталий Заезжий (в центре) и пилот Вячеслав Скварек (справа) только что перегнали последний летающий майкопский М-15 (СССР-15154) в Ульяновский музей ГВФ. 24 августа 1983г.
-
Мир Авиации 2006-01 / В.Мартианов, И.Сеидов - Первый и последний /Крупным планом/
Экипаж-перегонщик и руководство Ульяновского центра ГА СЭВ и Музея ГВФ возле первого натурного экспоната только что организованного музея. Ульяновск, 24 августа 1983г.
-
Мир Авиации 2006-01 / В.Мартианов, И.Сеидов - Первый и последний /Крупным планом/
"Sic transit..." Пятигорский М-15 (борт 15105) на стоянке в Монино.
-
Мир Авиации 2006-01 / В.Мартианов, И.Сеидов - Первый и последний /Крупным планом/
Под этой "гильотиной" и окончился земной путь майкопских М-15. Фото 2 августа 2002г.
Тип фотографий