PZL M-15 Belphegor
Страна: Польша
Год: 1973


Трехместный сельскохозяйственный самолет
Описание
Фотографии:

Модели, рисунки, схемы (11)
P.Z.L. Mielec M-15 Belphegor

  Разработка нового сельскохозяйственного самолета P.Z.L. Mielec M-15 в рамках советско-польского соглашения была начата в конце 1971 года. Первый прототип LLP-M15 был облетан 30 мая 1973 года, после чего построили еще один опытный самолет, получивший обозначение M-15, и пять предсерийных самолетов. Успешным завершением программы летных испытаний стало получение 4 апреля 1979 года полного сертификата летной годности.
  M-15 имел достаточно необычную конфигурацию - неравнокрылый биплан двухбалочной схемы с горизонтальным оперением, соединявшим верхушки килей, имевших рули направления, и с неубирающимся трехопорным шасси с носовым колесом. Центральная гондола фюзеляжа вмещала кабину пилота, а позади него была расположена грузо-пассажирская кабина для перевозки двух человек - техников из группы наземного технического обслуживания.
  Силовая установка включала один двухконтурный турбореактивный двигатель, установленный над фюзеляжем, а два обтекаемой формы бака для химикатов занимали по высоте все пространство между верхним и нижним крыльями и располагались прямо под хвостовыми балками. Баки вмещали вместе 2900 л химикатов.
  Серийная постройка нового самолета была начата в 1976 году. Планировалось построить 3000 M-15, которым в 1979 году было дано название Belphegor. Однако по ряду причин - высокая стоимость постройки и эксплуатации в том числе - производство завершилось в 1981 году после выпуска всего лишь 175 машин.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  P.Z.L. Mielec M-15 Belphegor

  Тип: трехместный сельскохозяйственный самолет
  Силовая установка: один ТРДД АИ-25 тягой 1500 кгс
  Летные характеристики: максимальная крейсерская скорость 200 км/ч; рабочая скорость 160-175 км/ч; максимальная дальность полета на высоте 3000 м - 480 км
  Масса: пустого 3270 кг; максимальная взлетная 5750 кг
  Размеры: размах наибольшего крыла 22,33 м; длина 13,13 м; высота 5,34 м; площадь крыльев 67,90 м2
Предъявленный комиссии макет М-15 имел аэрофлотовскую окраску, которую предполагалось тогда использовать на этом типе самолета (май 1972г.)
Продувка модели M-15 в аэродинамической трубе ЦАГИ. 1971г.
Один из M-15 первой серии выпуска в аэродинамической трубе ЦАГИ Т-101. 1976г.
Агростенд для отработки пневмотранспорта сыпучих химикатов на M-15. 1972г.
Испытания аппаратуры сухого опыления.
Карикатуры на М-15 из сувенирного альбома для членов макетной комиссии.
Сверху: Для отработки сельхозаппаратуры М-15 был построен специальный натурный стенд.
Главным новшеством в М-15 считалась аппаратура сухого опыления с применением пневмотракта (предварительный вариант) и вращающиеся распылители для мелкокапельного опрыскивания (показан один из пробных вариантов).
Сверху вниз:
Схема аппаратуры крупнокапельного опрыскивания М-15.
Первоначальный вариант аппаратуры сухого опыления надежд не оправдал.
Аппаратура мелкокапельного опрыскивания.
Новый вариант опыливателей оказался более работоспособен.
WSK-Mielec M-15 three-seat agricultural aircraft
WSK-Mielec M-15 turbofan-engined agricultural aircraft