Dassault Mirage G.8
Страна: Франция
Год: 1967


Двухместный экспериментальный самолет с крылом изменяемой стреловидности
Описание
Фотографии
Dassault Mirage G

  В середине 1960-х годов Франция и Великобритания договорились о совместной разработке ударного самолета с крылом изменяемой стреловидности. Правительство Франции также приняло решение о постройке полностью французского прототипа на основе более раннего проекта истребителя-бомбардировщика с изменяемой стреловидностью крыла Dassault Mirage F2 и силовой установкой из одного ТРДДФ SNECMA TF-306E тягой 91,20 кН. "Dassault" получила заказ на постройку самолета в октябре 1965 года. Фирма сохранила в новом проекте фюзеляж, хвостовое оперение и трехопорное шасси от Mirage F2, но изменила силовую установку и крыло. Крыло изменяемой геометрии выбрали схожим с крылом американского самолета F-111.
  Прототип собрали в мае 1967 года, первый полет он выполнил 18 ноября того же года. Летные испытания шли быстро. Уже через неделю после их начала был выполнен полет с крылом, установленным в положение максимальной стреловидности (70°), а через два месяца была достигнута максимальная скорость 2233 км/ч (M=2,l). Mirage G обладал большим боевым потенциалом, но после выполнения 316 испытательных полетов с налетом 400 часов прототип разбился в январе 1971 года. Дальнейшие работы в области крыла измененяемой стреловидности были сконцентрированы на проектировании двухдвигательного Mirage G8.
  Заказ на два прототипа Mirage G8, двухдвигательного варианта Mirage G, был получен в конце 1968 года. Силовая установка самолета состояла из двух ТРДДФ SNECMA Atar 9K-50, состав БРЭО аналогичен БРЭО самолета Dassault Milan. Минимальный угол стреловидности высоко расположенного крыла 23°, максимальный - 70°.
  Первый прототип Mirage G8.01 (собран в двухместной конфигурации) выполнил первый полет 8 мая 1971 года, второй прототип - одноместный Mirage G8.02 - поднялся в воздух 13 июля 1972 года. Оба прототипа интенсивно летали по программе летных испытаний, которая дала обширные результаты во многих областях, включая особенности поведения крыла изменяемой стреловидности. Результаты испытаний оказались столь обнадеживающими, что было принято решение о разработке серийного варианта Mirage F8 (позже Super Mirage) в рамках программы перспективного боевого самолета ACF (Avion de Combat Futur) для ВВС Франции. На Super Mirage планировалось установить два ТРДДФ SNECMA М53 тягой 83,35 кН и крыло постоянной стреловидности. ВВС Франции пришли к выводу о чрезмерной дороговизне крыла изменяемой стреловидности, решив, что рост массы самолета с таким крылом и сложность его эксплуатации не "окупаются" приростом летных данных. В результате решили оснастить самолет крылом постоянной стреловидности по передней кромке 55°. В серийное производство Super Mirage запущен не был, но опыт его проектирования использовали при создании Mirage 2000 и Super Mirage 4000.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Dassault Mirage G8.01

  Тип: двухместный экспериментальный самолет с крылом изменяемой стреловидности
  Силовая установка: два ТРДДФ SNECMA Atar 9K-50 тягой по 70,61 кН на форсаже
  Летные характеристики: максимальная скорость на большой высоте 2494 км/ч или М=2,35; начальная скороподъемность 14000 м/мин; практический потолок 20 000 м; дальность с ПТБ около 6500 км
  Масса: пустого 10 000 кг; максимальная взлетная 23 800 кг
  Размеры: размах крыла (в положении максимальной стреловидности) 13,00 м; длина 16,80 м; высота 5,35 м; площадь крыла в положении максимальной стреловидности 37,00 mj
Mirage G
The single-engined Mirage G variable-geometry prototype with wings in the forward position.
Mirage G8
The Mirage G8-01 was a two-seater; the second machine, G8-02, had just the single seat.
18 ноября 1967г.: в Истре (Франция) совершил первый полет экспериментальный истребитель с крылом изменяемой геометрии Dassault Mirage G.
8 мая 1971г.: после потери экспериментального истребителя с изменяемой геометрией крыла Dassault Mirage G, случившейся 13 января 1971 года, программа была продолжена на двухдвигательном Mirage G8, впервые взлетевшем 8 мая в Истре.
Крыло Mirage G8 не имело элеронов - управление по крену на малых скоростях полета осуществлялось отклонением расположенных на верхней поверхности крыла интерцепторов, а на больших скоростях - дифференциальным отклонением стабилизатора. На фотографии - в полете оба прототипа G8, одноместный G8.02 и двухместный G8.01.
Lovely view of G8-01, in high-speed configuration with the wings swept fully back.
Mirage G
Dassault Mirage G - sole variable-geometry aircraft outside the U.S.A. and Russia - with wings at 20 deg.
Один из прототипов F1 в совместном полете с Mirage IIIG, имеющим крыло с изменяемой геометрией. Самолеты семейства Mirage С, как и F, вели свое происхождение от Mirage III и были предназначены для французских ВВС в качестве современных тактических истребителей-перехватчиков. Mirage IIIG продемонстрировал многообещающие характеристики, планировалось создать несколько вариантов этой машины, включая однодвигательный и двухдвигательный, а также палубный самолеты для ВМС.
Mirage G8
The two-seat (nearest camera) and single-seat versions of the Dassault Mirage G8, with variable-geometry wings in swept and forward positions respectively
Опытный истребитель Mirage G8 с крылом изменяемой геометрии
The Dassault Mirage G.8 second prototype spreads its wings
As revealed, the Dassault Mirage G8.01 differs in many respects from the Mirage G1 which was destroyed during its 316th flight on 13 January, 1971. Both the fuselage and the vertical tail surfaces have been substantially redesigned, and power is provided by two SNECMA Atar 9K-50 turbojets of 15,873 lb (7 200 kg) thrust with reheat which will eventually be supplanted by advanced-technology SNECMA M53 engines of 18,650 lb (8 460 kg) thrust. Since its first flight at Istres on 8 May, the Mirage G8 has made extremely rapid progress in its flight test programme and is to be equipped with the multi-mode Thomson-CSF Cyrano IV radar, the nav/attack system being based in other respects on that of the Jaguar A, and including laser range-finding, doppler and bombing computer elements. Maximum take-off is of the order of 40,500 lb (18 470 kg), and a second Mirage G8 prototype is scheduled to fly next year, and although no production funding is included in the current (1971-6) defence budget, both Dassault and the Armee de I’Air hope that some juggling of existing programmes will provide funds for production preparations with a view to an in-service date of 1978-9.
 
Model of the Mirage G4 at the 1969 Paris Show with Marcel Dassault behind on the left.
Model of the Mirage G8A design study for the Avion de Combat Futur
Dassault project for the French A.F.’s ACF "Avion de Combat Futur" requirement, the Mirage G 8A - shown here in model form - is based on the swing-wing G 8 but has fixed wings with 55" sweep and is powered by two 18,500-lb. s.t. SNECMA M 53 turbofan engines. Mach 3 performance is anticipated. A single-seater, the ACF is intended primarily for air defence but will also be able to undertake ground-attack and long-range reconnaissance missions
Model of the fixed-wing single-seat Super Mirage G8A ACF which was also labelled Super G8 in an early photograph.
Wooden mock-up of the Super Mirage ACF single-seater.
Artist’s impression of the single-seat air superiority and interceptor version of the Super Mirage with four MATRA Super 530 missiles, fuel beneath the fuselage centreline with their upper fins apparently fitting into recesses in the aircraft's body and two more under the wings.
Dassault Mirage III-G variable-geometry strike fighter
Dassault Mirage G8 two-seat variable-geometry combat aircraft
Dassault Super Mirage design study for the Avion de Combat Futur
Dassault Super Mirage proposal for the Avion de Combat Futur in its latest form
Dassault Mirage G8A.