Supermarine Spitfire Mk.XVIII / 21 / 22 / 24
Варианты:
Supermarine - Spitfire Mk.XVIII / 21 / 22 / 24 - 1944 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1944


Одноместный истребитель-бомбардировщик
Описание:
Spitfire Mk.XVIII / 21 / 22 / 24
Supermarine Spitfire и Seafire
Фотографии:

Ч/б фото (75)

Spitfire Mk.XVIII / 21 / 22 / 24

Одноместный истребитель, цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в КБ фирмы "Супермарин авиэйшн уоркс" под руководством Р.Митчелла. Первый полет совершен 5 марта 1936 г. Серийное производство начато в мае 1938 г. Строился заводами "Супермарин" в Вулстоне, Итчене, Хай-Побе, Кивиле, Хенли, Олдермастоне, "Виккерс-Армстронг" в Кастл-Бромвиче, "Уэстлэнд" в Йовиле, CBAF в Саус-Марстоне, "Канлифф-Оуэн". Привлекались более 60 предприятий-субподрядчиков, собиравших отдельные узлы. Всего построено 22 759 экз. - самый массовый английский истребитель. Самолет состоял на вооружении в Великобритании с августа 1938 г., в Австралии - с июня 1942 г., в США -с октября 1942 г., в СССР - с марта 1943 г., в Индии - с середины 1944 г.
Основные серийные модификации как истребителя:
  - "Спитфайр" I с мотором "Мерлин" II или IV, последние серии с увеличенным фонарем, варианты по вооружению 8x7,69 или 2x20+4x7,69;
  - "Спитфайр" II с мотором "Мерлин" XII; варианты по вооружению аналогичны "Спитфайру" I;
  - "Спитфайр" V с мотором "Мерлин" XX, усиленный планер, бронестекло, усиленное шасси, новый маслорадиатор; варианты по вооружению 8x7,69, или 4x20, или 2x20+4x7,69; часть самолетов комплектовалась тропическими противопыльными фильтрами; существовали также специализированные низковысотные варианты (LF) с моторами модификаций 45М, 50М, 55М;
  - "Спитфайр" VI - высотный истребитель с мотором "Мерлин" 47, удлиненные консоли крыла, вооружение 2x20+4x7,69;
  - "Спитфайр" VII - высотный истребитель с мотором "Мерлин" 61, с гермокабиной, удлиненные консоли, увеличенные бензобаки, измененное хвостовое оперение, убирающееся хвостовое колесо, вооружение 4x20;
  - "Спитфайр" VIII, вариант модификации VII без гермокабины; подмодификации LF, F, HF с различными моторами "60-й серии";
  - "Спитфайр" IX, переделка модификации V под моторы "Мерлин" 61, 63, 66, 70, варианты LF, F, HF, вооружение 2x20+2x12,7 или 4x20; поздние серии - с пониженным гаргротом и фонарем кругового обзора;
  - "Спитфайр" XVI, аналог модификации LFIX и с мотором "Мерлин" 266; ""Спитфайр" XII с мотором "Гриффон" III или IV, вооружение 4x20;
  - "Спитфайр" XIV с мотором "Гриффон" 65, удлиненной носовой частью фюзеляжа, убирающимся хвостовым колесом, вооружение 2x20+2x12,7 или 4x20;
  - "Спитфайр" XVIII, вариант модификации XIV с небольшими усовершенствованиями, фонарем кругового обзора, вооружение 2x20+2x12,7;
  - "Спитфайр" 21 с мотором "Гриффон" 61 или 64;
  - "Спитфайр" 22, вариант модификации 21 с фонарем кругового обзора и измененной электросистемой.
Существовали также палубные модификации, выпускавшиеся под обозначением "Сифайр".
"Спитфайр" находился на вооружении частей ПВО с начала Второй мировой войны. Первое боевое применение - в мае 1940 г. при эвакуации из Дюнкерка, затем широкое применение - в "битве за Англию". С марта 1942 г. - прикрытие Мальты, в мае эти самолеты появились в Египте, в ноябре участвовали во вторжении в Алжир и Марокко. С января 1943 г. - ПВО северной части Австралии, несколько позднее - бои в Бирме. К концу войны служили на всех фронтах.
Американцы применяли "спитфайры" в Англии и Северной Африке до марта 1944 г. В СССР использовались летом 1943 г. на Кубани и Дону, позднее - в частях ПВО и морской авиации.
"Спитфайр" применялся также как тактический и стратегический разведчик, самолет спасательной службы. Снят с производства в марте 1949 г. Снят с вооружения в Великобритании в 1952 г., в СССР - в 1951-1952 гг.

Supermarine Spitfire и Seafire

<...>
  Реджинальду Митчеллу "развязали руки", и новая машина проектировалась уже без оглядки на официальную спецификацию. На чертежных досках обретал свой облик изящный самолет Type 300. Небольшой аэродинамически чистый истребитель с убираемым шасси проектировался теперь вокруг мотора Rolls-Royce PV.12 (Merlin). В крыле необычной эллиптической в плане формы разместили вооружение из восьми пулеметов, стреляющих вне диска вращения винта.
  Теперь уже министерство авиации составило спецификацию F.36/34 под самолет Type 300 и заказало постройку одного прототипа. На прототипе (K5054) установили 900-сильный мотор Rolls-Royce Merlin "C", и первый полет он выполнил 5 марта 1936 года. Сравнительно небольшие по срокам летные испытания понадобились лишь для того, чтобы формально подтвердить победу Type 300 в конкурсе на одноместный истребитель для британских ВВС. 3 июня 1936 года был заключен контракт на постройку 310 серийных машин Spitfire Mk I.
  Однако освоение истребителя в производстве шло очень медленно - первый Spitfire Mk I поступил в 19-ю эскадрилью из Даксфорда только в июле 1938 года. К сентябрю ВВС Великобритании успели получить пять новых истребителей. В дальнейшем Spitfire стал поистине массовым самолетом: построено 20334 сухопутных Spitfire и 2556 палубных Seafire.
  Универсальность и многоцелевые возможности новой машины привели к появлению маловысотных вариантов с "обрезанным" крылом (LF) и высотных - с крылом увеличенного размаха (HF). Истребители со стандартным крылом обозначались F, при этом в случае штатного вооружения из восьми пулеметов винтовочного калибра к обозначению добавлялась буква "A", вариант вооружения из двух пушек и четырех пулеметов обозначался "B", из четырех пушек - "C", из двух пушек и двух 12,7-мм пулеметов, плюс до 454 кг бомб - "E".
  На момент начала Второй мировой войны в составе британских ВВС имелось девять боеготовых эскадрилий Spitfire. Первый германский самолет, He-111, сбили Spitfire из 603-й эскадрильи 16 октября 1939 года. Это был вообще первый самолет, сбитый британскими ВВС во Второй мировой войне. В августе 1940 года, незадолго до самых ожесточенных боев периода битвы за Британию, в составе Истребительного командования британских ВВС насчитывалось 19 эскадрилий Spitfire. В декабре 1940 года Spitfire Mk II приступили к выполнению боевых вылетов над оккупированной немцами Европой по плану "Rhubarb". 7 марта 1942 года авианосец "Игл" доставил на Мальту самолеты модификации Spitfire Mk VB - тогда впервые Spitfire стали базироваться за пределами метрополии.
  Вскоре Spitfire появились на Ближнем Востоке, а в начале 1943 года - на Тихом океане. Параллельно с серийным производством велись работы по совершенствованию самолета - повышению его летных данных, усилению вооружения, а двигатели Merlin в конце войны заменили моторами Rolls-Royce Griffon.
  В годы войны Spitfire использовались не только в Великобритании и странах британского Содружества, но также в США и СССР. Интересно, что ни в США, ни в СССР восторженных отзывов Spitfire не заслужил. В Великобритании Spitfire оставались на вооружении в послевоенные годы, последний боевой вылет в Малайе фоторазведчик Spitfire PR.Mk 19 из 81-й эскадрильи выполнил 1 апреля 1954 года.
<...>


Варианты Spitfire и Seafire

<...>
  Spitfire Mk XVIII: истребитель с мотором Griffon с двухступенчатым нагнетателем, каплеобразный фонарь, дополнительный топливный бак, крыло F, вооружение E; Spitfire FR.Mk XVIII (послевоенный Spitfire FR.Mk 18) с фотоаппаратом в хвостовой части фюзеляжа; построено 300
  Spitfire Mk XX: один прототип переделан из Spitfire Mk IV и один из Spitfire Mk XII
  Spitfire Mk 21: новый фюзеляж, большинство с моторами Griffon 61 или 64 с пятилопастным винтом, вооружение типа C; построено 122
  Spitfire Mk 22: небольшие отличия от Spitfire Mk 21, некоторые с моторами Griffon 85 мощностью 2373 л.с. и соосными винтами; построено 278
  Spitfire Mk 24: небольшие отличия в конструкции, хвостовое оперение от Spiteful, короткоствольные пушки Mk V; построено 54
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Supermarine Spitfire F.Mk 24

  Тип: одноместный истребитель-бомбардировщик
  Силовая установка: один 12-цилиндровый V-образный мотор Rolls-Royce Griffon 85 мощностью 2120 л.с. (1771 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 5945 м - 594 км/ч; практический потолок 11125 м; боевой радиус 600 км
  Масса: пустого 6160 кг; максимальная взлетная 2911 кг
  Размеры: размах крыла 11,23 м; длина 9,12 м; высота 3,02 м; площадь крыла 22,48 м2
  Вооружение: четыре крыльевые 20-мм пушки Hispano с боекомплектом по 175 снарядов на внутренние пушки и по 50 снарядов на внешние, две 113-кг бомбы
Прототип "Супер Спитфайра" - "Спитфайр" Mk.XVIII
Очень похожий на Mk XIV позднего выпуска, Spitfire Mk XVIII отличался двигателем Griffon 65, каплевидным фонарем кабины и крылом типа "Е". Представленный на снимке NH872 - 11-й серийный самолет.
Сборка "Спитфайра" Mk.XVIII на заводе
Mk 21
The prototype DP851 as the Mk 21 prototype, showing the extended, pointed, wing tips and four-bladed propeller.
LA215 was a trials aircraft used for testing Rotol propellers, Spiteful tail unit and elevators.
Spitfire Mk 21 LA215 was used to resolve trimming problems.
Spitfire Mk 21 (Supermarine Type 373) LA213 displays its contra-props.
Spitfire F.Mk 21 (экспериментальные соосные винты противоположного вращения)
A post-war photograph of one of the few Spitfire F Mk 21s with a contra-prop.
Spitfire Mk 21 LA215 was used to resolve trimming problems. It is seen with the Central Fighter Establishment, West Raynham, during later tests with Griffon 85 and contra-props.
View of the Mk 21 prototype PP139 with definitive wing and pointed wing tips
The first production Spitfire F.21, LA187, seen in February 1944 with long-span high altitude wings.
The first production Mk 21 with a similar extended wing but the definitive tail unit and five-bladed propeller.
Spitfire F.Mk 21
"Спитфайр" Mk.21
Spitfire Mk 21 LA269 LO-H of No 602 ‘City of Glasgow’ Sqn, RAuxAF, photographed at Gatwick in 1949. Behind is an F.22 of No 502 ‘Ulster’ Sqn.
View of the second production Mk 21 LA188 with the final, blunt wing tips.
Spitfire F.21 LA195, coded RAV-E of 615 Sqn from Winstons Down, 1946.
The Supermarine Spitfire 21 Single-seat Fighter (Rolls-Royce Griffon 61 engine).
"Спитфайр" Mk.21
600 Sqn Spitfire F.21 LA328 up from Thorney Island in June 1948.
Another view of Spitfire F.21 LA328 of 600 Sqn, Thomey Island, June 1946.
Группа "Спитфайров" 21 Вспомогательных ВВС в полете над морем, 1948г.
The Flight study of the Spitfire 21s of 600 Squadron, based on Thorney Island, was taken in June 1948.
Three Spitfire F.21s of 600 Sqn up from Thorney Island in June 1946.
Spitfire F.21 LA328 of 600 Sqn up from Thorney Island in June 1946. The post war code RAG was used for the Reserve Command period until the squadron was transferred to Fighter Command.
An impressive portrait of Spitfire F.21 LA195, bearing the codes of 615 Squadron, Reserve Command.
Spitfire F.Mk 21 LA195/RAV-E of No 615 Squadron
Первая истребительная часть Королевских вспомогательных ВВС, 600-я эскадрилья ("City of London"), была сформирована в Биггин-Хилл в 1946 году. В следующем году ее Spitfire Mk XIV заменили на Mk 21. Самолеты этого типа в 1945-1947 годах находились на службе четырех регулярных подразделений RAF, а затем были переданы в RAuxAF, в том числе 602-й ("City of Glasgow") и 615-й ("County of Surrey") эскадрильям.
Mk 22
В полете "Спитфайры" Mk.21 и Mk.22 (c каплевидным фонарем)
Another view of PK312, the first production Spitfire 22.
The Supermarine Spitfire F.Mk.22 Single-seat Fighter (Rolls-Royce 61 engine).
The first production Spitfire F Mk 22 with the Mk 21 tail unit.
An F Mk 22, featuring a tear-drop hood. The Spitfire F Mk 24 was externally similar.
Первый Spitfire Mk 22 (PK312) первоначально сохранил хвостовое оперение Mk 21, но в дальнейшем получил киль и стабилизатор увеличенной площади.
The first production Spitfire 22 was PK312, pictured here during maker’s trials. It was first flown on March 21, 1945 and was delivered to High Post for trials a few days later. Initial trials were carried out by the late G.P.Shea-Simonds.
Spitfire 22 PK312 was later fitted with a Griffon 85 engine, Spiteful-type tail unit and contra-rotating props in September 1946. In April 1947 PK312 was taken off charge.
"Спитфайр" Mk.22
Этот PK312 - прототип варианта Spitfire Mk 22. На снимке хорошо виден первоначальный вариант киля, как у Mk 21. На Mk 22 ввели каплевидный фонарь, значительно расширивший обзор пилоту, а также руль с увеличенной хордой, улучшивший управляемость. Основная часть этих самолетов поступила в подразделения Королевских Вспомогательных ВВС - к 1948 году 12 из 20 их эскадрилий были вооружены Mk 22.
"Спитфайр" Mk.22
Первый серийный "Спитфайр" Mk.22
F.22 PK515, without contra-props but with drop tank.
Another view of the F.22 PK515, without contra-props, minus tank.
The prototype SX549, completed in 1944 as a Mk 21 with rear-view hood.
View of Spitfire 22 699 on delivery to the Royal Egyptian Air Force. Built for the RAF in August 1945 as PK356, it was acquired by Vickers in early 1950 and was one of 19 refurbished and delivered to Egypt that year. Note underwing hardpoints and belly tank.
View of Spitfire 22 699 on delivery to the Royal Egyptian Air Force. Built for the RAF in August 1945 as PK356, it was acquired by Vickers in early 1950 and was one of 19 refurbished and delivered to Egypt that year. Note underwing hardpoints and belly tank.
Spitfire 22 PK431 of 102 Flying Refresher School at RAF Oakington, Cambridge in 1951. Spitfire 22s were used by former wartime members of the RAFVR called up for three months’ training in 1951. They then progressed to Vampires.
"Спитфайр" после окончания войны
Another F.22 from the same batch, PK664.
Vickers-Supermarine Spitfire F.22 PK674 of No 73 Squadron, RAF. Apart from serving with the Middle East Air Force, the F.22 became the major aircraft type to serve with the Royal Auxiliary Air Force. Some F.22s were later converted to F.24s.
Spitfire Mk 22 PK312, photographed in March 1945, was the first of the mark to be completed.
Stripped of its camouflage after the end of the war, this Spitfire F Mk 22 shows the definitive tail unit
F.22 PK614 during the Lympne Races on August 28, 1948.
Spitfire 22s of 613 (City of Manchester) Squadron taking part in a display at Woodford in April 1949.
Following the arrival of jet equipment the squadron’s Spitfires were put out to grass at Biggin Hill in 1950. Spitfire 21 LA22?, coded RAG-L, and Spitfire 22 PK329, coded RAG-Q, are pictured here.
"Спитфайры" из состава Вспомогательных ВВС Великобритании во время инспекции
"Спитфайры" 613-й эскадрильи вместе в "Метеорами"
Spitfire F.22s of No 613 (City of Manchester) Sqn take part in an auxiliary exercise at Horsham St Faith in March 1950. Behind are Meteors of No 504 (coded HX) and 245 (MR) Sqn.
Пилоты 600-й эскадрильи "Спитфайров" во время учений
"Спитфайры" F.Mk.22 из 615-й эскадрильи Вспомогательных ВВС
"Спитфайры" 1-й эскадрильи родезийских ВВС
Истребители Супермарин «Спитфайр» Mk.22 из состава 1-й АЭ ВВС Южной Родезии в период 1951-1953 гг.
Photographs of the Spitfire 22 recently restored to flying condition in Zimbabwe. It now carries the serial number PK350, having previously served in the Southern Rhodesian Air Force as SR64; the code letters derive from the name of the present owner. Jack Mullock, in whose hands it made the first flight since restoration on 28 March 1980
681, a reconditioned Mk 22 for Egypt, June 1950;
One of 20 refurbished ex-RAF Spitfire F Mk 22s procured in 1950
A Mk 22 leads a pair of Mk 21s.
Mk 24
На нескольких прототипах Mk 21/22/24 (на снимке - Mk 24 с мотором "Гриффон" 85) проходили испытания винты противоположного вращения. В 1945 году они еще были ненадежными и не устанавливались на серийные Spitfire, а вот после войны использовались на флотских Seafire FR.Mk 47.
"Спитфайр" Mk.24
PK713 was built as a Spitfire 22 but was converted to Mk 24 standard and was first flown in February 1946.
Проблемы с устойчивостью новых Spitfire удалось устранить, лишь создав киль и стабилизатор увеличенной площади. Впервые такое оперение установили на части серийных Mk 22, а стандартным оно стало на Mk 24 (на снимке). PK713 - самолет раннего выпуска с длинноствольными пушками.
The definitive tail unit featured by the Spitfire F Mk 24. Later Mk 24s had short-barrel cannon.
Another entrant in the 1948 Lympne Races, Mk 24 VN324.
Mk 24 VN329, 1947;
"Двадцатьчетверка" последней строевой части "Спитфайров" в Гонконге
Fg Off Rufus Heard snapped Flt Lt Geoff Cairns in VN485 during his last flight in an F.24 while he was serving as the regular RAF adjutant to the HKAAF in 1954.
On April 21, 1955, the four surviving Spitfires set off on their final flight - the Queen's Birthday flypast. F.24s VN318 and VN485 are nearest with the PR.19s beyond.
F.24 VN318 acting as a backdrop for the HKAAF's Spitfire pilots at Kai Tak after the final flypast.
Seen under preparation for static display at Duxford is the UK's latest Spitfire arrival, F.24 VN485 from the Royal Hong Kong Auxiliary Air Force at Kai Tak.