Варианты
- Supermarine - Spitfire - 1936 - Великобритания
- Supermarine - Highspeed Spifire - 1938 - Великобритания
- Supermarine - Spitfire PR / FR - 1939 - Великобритания
- Supermarine - Spitfire Mk.IV / Mk.XII / XIV - 1941 - Великобритания
- Supermarine - Spitfire Mk.V - 1941 - Великобритания
- Supermarine - Spitfire VB / IXB - 1941 - Великобритания
- Supermarine - Spitfire Mk.IX / XVI - 1942 - Великобритания
- Supermarine - Spitfire Mk.VI / VII / VIII - 1942 - Великобритания
- Supermarine - Spitfire Trainer - 1942 - Великобритания
- Supermarine - Spitfire DB-605 - 1943 - Великобритания
- Supermarine - Spitfire FR.XIV / FR.XVIII / PR.XIX - 1943 - Великобритания
- Supermarine - Spitfire Mk.XVIII / 21 / 22 / 24 - 1944 - Великобритания
- Isaacs - Spitfire - 1975 - Великобритания
- Thunder Wing - Supermarine Spitfire Mk.IX - 1980 - США
- Jurca - MJ-10 Spit - 1982 - Франция
Spitfire PR
На базе истребителя "Спитфайр" было создано целое семейство скоростных невооруженных разведчиков. Сам "Спитфайр" спроектировали в КБ фирмы "Супермарин авиэйшн уоркс" под руководством Р. Митчелла. Первый опытный образец истребителя поднялся в воздух 6 марта 1936 г. С мая 1938 г. истребители строили серийно на нескольких заводах. В августе 1939 г. М. Лонгботтом предложил превратить "Спитфайр" в высотный разведчик. В октябре того же года в мастерских в Хестоне провели пробную переделку пары истребителей "Спитфайр" I в фоторазведчики "Спитфайр" А, С них сняли все вооружение и смонтировали по два фотоаппарата в крыльях. Для повышения скорости обшивку ошпаклевали и отполировали. Установили новые фонари кабин с боковыми каплевидными выступами и гнутые козырьки из оргстекла. В дальнейшем велась как доработка истребителей в Хестоне, так и изготовление разведчиков на заводе "Супермарин" в Вулстоне.
Всего выпустили 786 "спитфайров" различных вариантов PR.
Экипаж - 1 чел. Двигатель в зависимости от модификации. Вооружение отсутствует (кроме некоторых вариантов для разведки с малых высот).
Дальние и высотные разведчики "Спитфайр" в годы войны состояли на вооружении в Великобритании с ноября 1939 г., в США - с октября 1942 г., в Советском Союзе - с ноября того же года.
Выпускались следующие модификации фоторазведчиков (не включая тактические разведчики FR):
- "Спитфайр" А, первый вариант на базе истребителя "Спитфайр" I с мотором "Мерлин" III;
- "Спитфайр" В, отличался от предыдущего типа дополнительным топливным баком в фюзеляже и усовершенствованным фотооборудованием, позднее дорабатывался по типу модификации F;
- "Спитфайр" С (он же PR.III), кроме фюзеляжного имел дополнительный бак под левым крылом, другой комплект фотооборудования, мотор "Мерлин" III (позднее "Мерлин" 45), часть машин впоследствии переделана в тип F;
- "Спитфайр" D (PR.IV), дальний разведчик заводского изготовления на базе истребителя типа I с интегральными баками в передней кромке крыла, часть самолетов имела тропические фильтры, поздние серийные машины с планером по образцу истребителя "Спитфайр" V, самый массовый вариант разведчика;
- "Спитфайр" Е (PR.V), специализированный вариант для съемки с малых высот с дополнительным баком в фюзеляже, поздние машины с планером типа V;
- "Спитфайр" F (PR.VI), аналог модификации Е с двумя бензобаками под крылом (по типу модификации С) и одним в фюзеляже, увеличенным маслобаком, дополнительными кислородными баллонами, фотоаппаратурой в фюзеляже;
- "Спитфайр" G (PR.VII), вариант для съемки с малых высот с вооружением 8x7,69 и дополнительным баком в фюзеляже, имел граненый козырек кабины из триплекса (как у истребителей);
- "Спитфайр" PR.X, высотный разведчик на базе истребителя "Спитфайр" VII с гермокабиной, фотооборудование и баки по типу PR.IV, мотор "Мерлин" 45;
- "Спитфайр" PR.XI, аналог типа IV на базе истребителя "Спитфайр" IX с универсальным комплектом фотооборудования (четыре варианта установки) и дополнительным маслобаком, первоначально они переделывались из истребителей с мотором "Мерлин" 61/63/63А, затем строились серийно, причем последние серии этих машин получили мотор "Мерлин" 70, убирающееся хвостовое колесо и уширенное вертикальное оперение;
- "Спитфайр" PR.XIII, специализированный разведчик для фотосъемки с малых высот с мотором "Мерлин" 32, аналог типа PR.VI с вооружением 4x7,69, переделывались из истребителей модификаций IIA, VA, VB и разведчиков PR.VII;
- "Спитфайр" PR.XIX Ha базе истребителя типа XIV с мотором "Гриффон" 65/66 и крылом от разведчика PR.XI, три фотоаппарата в фюзеляже, начиная с 26-го самолета введена гермокабина и сняты два бензобака в крыле.
Первый боевой вылет "Спитфайра" А состоялся 18 ноября 1939 г., были произведены съемки района Аахена. В ноябре - декабре того же года английские самолеты фотографировали Льеж, Кельн, Кайзерслаутерн, Висбаден, Майнц, заводы Рура. В феврале 1940 г. - вылеты на Вильгельмсхафен и Эмден. До начала июня 1940 г. полеты "спитфайров"-разведчиков совершались как из Англии, так и с аэродромов Франции. В апреле оттуда провели разведку Киля. Но после поражения французской армии все самолеты вернули обратно в Великобританию. Уже в июле 1940 г. "Спитфайр" Е фотографировал немецкие корабли в Булони. В марте 1941 г. разведчик типа PR.IV впервые пролетел над Берлином.
В октябре 1942 г. во время проведения операции "Оратор" английские разведчики PR.IV начали следить за портами и аэродромами Северной Норвегии с аэродромов Кольского полуострова. В ноябре самолеты передали ВВС Северного флота. Впоследствии подобные операции повторялись в 1943 - 1944 гг., каждый раз с передачей "спитфайров" североморцам после их завершения.
На Ближнем Востоке эскадрилью разведывательных "спитфайров" сформировали в конце 1940 г. Для работы в условиях пустынь ее самолеты оснастили дополнительными фильтрами от пыли. В 1941-1943 гг. PR.IV активно использовались в ходе боев в Северной Африке.
В 1944 г. "спитфайры"-фоторазведчики прибыли и на Тихоокеанский театр военных действий. Они вели разведку различных районов Бирмы с баз в Индии вплоть до капитуляции Японии.
С конца 1942 г. самолеты типа PR.IV эксплуатировались одной из эскадрилий 118-го разведывательного полка ВВС Северного флота. Они регулярно фотографировали немецкие порты и аэродромы в Северной Норвегии. В частности, в марте 1945 г. ими был обнаружен новый аэродром в Бардуфоссе. Неоднократно "спитфайры" посылали к Альтен-фьорду, где отстаивался линкор "Тирпиц". Они участвовали в подготовке операций "Брон" и "Параван" против этого грозного корабля. Последний советский PR.IV в 1946 г. передали в музей, но до наших дней он не сохранился.
Некоторое количество "спитфайров"-разведчиков типа PR.XI англичане передали своим союзникам - американцам. Они попали в несколько разведывательных эскадрилий, базировавшихся здесь же, в Великобритании. С октября - ноября 1943 г. американские пилоты стали на них тоже совершать полеты над Германией. Они фотографировали объекты в Вильгельмсхафене, Оснабрюке, Мюнстере и других городах. Последние машины эксплуатировались американцами до марта - апреля 1945 г., после чего их вернули Королевским ВВС. Один самолет использовался военно-воздушным атташе США в Лондоне до января 1948 г.
Производство "спитфайров" в качестве дальних разведчиков прекратили в конце 1945 г. В Королевских ВВС они служили и после завершения Второй мировой войны, в основном в колониях. Во время первой арабо-израильской войны в 1948 - 1949 гг. англичане следили за обеими враждующими сторонами. "Спитфайры" PR.XIX стартовали с баз на Кипре или в Зоне Суэцкого канала и с большой высоты регулярно фотографировали все происходящее. С 1948 г. машины этого же типа использовали в операциях против партизан в Малайе. Там они воевали до декабря 1955 г., когда их заменили реактивными самолетами. В качестве метеоразведчиков "девятнадцатые" служили до 1957 г. В 1954 - 1955 гг. эти машины эксплуатировались ВВС Гонконга (тогда британской колонии).
После Второй мировой войны подержанные разведчики приобрели также Аргентина, Дания, Индия, Норвегия, Турция и Швеция. Единственный аргентинский самолет списали после аварии в ноябре 1951 г. В Дании разведчики получили отдельные звенья при истребительных эскадрильях. Последние из них списали в июне 1955 г. и разрезали на металлолом. Индийские PR.XIX с 1948 по 1958 г. вели съемки пограничных с Пакистаном районов в Кашмире, затем были законсервированы. Турки в 1945 г. самостоятельно переоборудовали в фоторазведчики несколько истребителей модификаций VB/Trop и VC/Trop. Они использовались до 1948 г.
В апреле 1947 г. турецкое правительство приобрело в Великобритании самолеты типов PR.XI и PR.XIX. Эти машины служили до 1958 г. Норвежские разведчики с августа 1949 г. базировались на различных аэродромах на севере страны. Все их списали в мае 1954 г. Больше всего разведывательных "спитфайров", 50 машин, купила Швеция. Последние из них пошли на слом в августе 1955 г. Таиланд приобрел в 1954 г. четыре PR.XIX, но в нелетном состоянии. Их использовали как учебные пособия для авиамехаников.
"Спитфайр" PR.XI||
Размах:||11,23 м
Длина:||9,46 м
Моторы, количество х мощность:||1 х 1760 л.с.
Взлетная масса, нормальная:||3650 кг
Максимальная скорость:||672 км/ч
Практический потолок:||13 400 м
Дальность:||3200 км
Описание:
- Spitfire PR
- Spitfire FR
- Supermarine Spitfire и Seafire
Фотографии
-
Aeroplane Monthly 1989-01 / Personal album. Military
Spitfire FR.XVIII TP427 of 28 Sqn seen at Kai Tak following an incident on February 2, 1950. The squadron operated Spitfire XVII Is from February 1947 until February 1951.
-
Aeroplane Monthly 1977-05 / Supermarine Spitfire PR Mk XIX /Preservation Profile/ (49)
On its nose at Woodvale, June 12, 1957
-
Aeroplane Monthly 1989-06 / J.McHard - Far East assignment (1)
The big five-bladed propeller on the Spitfire XVIII absorbed the enormous power of the Griffon engine, producing tremendous torque on take-off, which would sometimes catch the unwary pilot off guard. This nose-over of 60 Squadron's V-Victor followed a torque-induced ground loop at Sembawang in June 1949. Bits of the propeller were scattered all over the airfield. Note the small underwing serial numbers, the inboard positioning of the roundels and the two rear fixings for the long-range belly fuel tank.
-
Aeroplane Monthly 1989-06 / J.McHard - Far East assignment (1)
This out-of-service 28 Sqn Spitfire is firmly tied down and has the control surfaces removed as a precaution against the constant threat of typhoons.
-
Aeroplane Monthly 1989-06 / J.McHard - Far East assignment (1)
On August 27, 1949 Fg Off Harvey undershot whilst landing at Kai Tak. His Spitfire took away the top of the boundary fence, terrified traffic, and he got away with it by the skin of his teeth.
-
Aeroplane Monthly 1979-12 / W.Haydon-Baillie - Indian Spitfire Expedition
Spitfire F.R.Mk XIV MV370/T44 at Nagpur.
-
Aeroplane Monthly 1978-04 / Personal album
Spitfire F.R.XVIII TZ232 took off with a jammed throttle. It hit the ground and cartwheeled twice, but miraculously the pilot escaped without injury
-
Aeroplane Monthly 1978-04 / Personal album
Spitfire F.R.XVIII TZ232 took off with a jammed throttle. It hit the ground and cartwheeled twice, but miraculously the pilot escaped without injury
-
Aeroplane Monthly 1978-04 / Personal album
The officer seen standing next to the remains of his Spitfire F.R.XVIII is Colin Sloan. He escaped with just one stitch in his nose.
-
Aeroplane Monthly 1978-04 / Personal album
Both 32 and 208 Squadron later moved to Nicosia in Cyprus, where this photograph was taken.
-
Aeroplane Monthly 1979-12 / W.Haydon-Baillie - Indian Spitfire Expedition
Spitfire F.R.Mk XVIII TP280/HS654 at Kalaikunda after the undergrowth had been cut away. Note how the prop blades have been hacked off at the roots.
-
Aeroplane Monthly 1979-12 / W.Haydon-Baillie - Indian Spitfire Expedition
The same aircraft with code letters just visible aft of the cockpit.
-
Aeroplane Monthly 1979-12 / W.Haydon-Baillie - Indian Spitfire Expedition
Spitfire F.R.Mk XVIII TP280/HS654 as it was discovered at Kalaikunda.
-
Aeroplane Monthly 1979-12 / W.Haydon-Baillie - Indian Spitfire Expedition
Spitfire F.R.Mk XVIII HS687 as it was found in the Kalaikunda undergrowth. The rudder and elevators are devoid of fabric, ribs and trailing edges.
-
Aeroplane Monthly 1979-12 / W.Haydon-Baillie - Indian Spitfire Expedition
Crating up the two Spitfire XVIIIs HS687 and TP298 at Kalaikunda.
-
Aeroplane Monthly 1979-12 / W.Haydon-Baillie - Indian Spitfire Expedition
Spitfire F.R.Mk XVIII TP298 again. Note how some of the paint has worn away to reveal half of the IAF serial number;
-
Aeroplane Monthly 1979-12 / W.Haydon-Baillie - Indian Spitfire Expedition
Spitfire F.R.Mk XVIII TP298 just after being cleared of undergrowth at Kalaikunda.
-
Aeroplane Monthly 1979-12 / W.Haydon-Baillie - Indian Spitfire Expedition
Spitfire F.R.Mk XVIII TP298 well and truly buried in the Kalaikunda undergrowth.
-
Aeroplane Monthly 1979-12 / W.Haydon-Baillie - Indian Spitfire Expedition
The Mk XVIII TP298 as it was found in the Kalaikunda undergrowth.
-
Aeroplane Monthly 1979-12 / W.Haydon-Baillie - Indian Spitfire Expedition
Spitfire F.R.Mk XVIII HS653 at Barakpor;
-
Aeroplane Monthly 1979-12 / W.Haydon-Baillie - Indian Spitfire Expedition
This Spitfire F.R.Mk XVIII, TP276/HS653, was collected from Barakpor and was almost intact.
-
Aeroplane Monthly 1979-12 / W.Haydon-Baillie - Indian Spitfire Expedition
Spitfire F.R.Mk XVIII HS649 at Kalaikunda was under cover but had a broken back.
-
Aeroplane Monthly 1979-12 / W.Haydon-Baillie - Indian Spitfire Expedition
Wensley Haydon-Baillie, second from left, and Roger Gullick, extreme right, take a breather at Kalaikunda. Spitfire Mk XVIII in the background.
-
Aeroplane Monthly 1979-04 / News Spotlight
The unhappy remains of Spitfire P.R.XIX PS836 were photographed in the grounds of a school at Chieng Mei in Northern Thailand. The aircraft was presented to Thailand by the USA after World War Two, but its future is unknown.
Тип фотографий