FIAT CR.42 Falco
Варианты:
FIAT - CR.42 Falco - 1938 - Италия
Страна: Италия
Год: 1938


Одноместный истребитель/истребитель-бомбардировщик
Описание:
CR.42 Falco
Fiat CR.42 Falco
Фотографии

CR.42 Falco

Одноместный истребитель, цельнометаллический биплан с открытой кабиной и неубирающимся шасси. Создан в КБ концерна ФИАТ под руководством Ч.Розателли. Первый полет совершил в мае 1938 г. Серийное производство начато в 1939 г. на заводе ФИАТ в Турине. Всего построено 1782 экз. Мотор A.74R1C.38, вооружение 2x12,7. Самолет состоял на вооружении в Италии с весны 1939 г., в Венгрии - с лета 1939 г., в Бельгии -с января 1940 г., в Германии-с конца 1943 г.
Основные серийные модификации:
  - CR.42, основной серийный вариант;
  - CR.42AS, истребитель-бомбардировщик для использования в Африке, тропический противопыльный фильтр, усиленные лонжероны нижнего крыла, бомбы до 200 кг;
  - CR.42CN, ночной истребитель, пламегасители выхлопа, фары-прожекторы;
  - CR.42Egeo, дальний истребитель с дополнительным бензобаком.
Первое боевое применение CR.42 - оборона Бельгии в мае 1940 г. Итальянские истребители вступили в войну в июне 1940 г. во Франции, затем в августе участвовали в нападении на Грецию, в ноябре - в налетах на города Англии. В том же году появились в Африке, где применялись до января 1943 г. В 1941 г. CR.42CN начали использоваться в системе ПВО Италии. Венгерские истребители воевали на советско-германском фронте с июля по декабрь 1941 г. После капитуляции Италии часть самолетов захватили немцы и использовали их в ПВО некоторых городов южной части Германии, а также в качестве легких ночных бомбардировщиков. CR.42 снят с производства летом 1944 г. Хотя как боевые с осени 1943 г. эти самолеты в Италии не применялись, как учебные они сохранялись до 1950 г.


CR.42||
Размах:||9,7 м
Длина:||8,26 м
Моторы, количество х мощность:||1x850 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||2295 кг
Максимальная скорость:||430 км/ч
Практический потолок:||10200 м
Дальность:||1150 км

Fiat CR.42 Falco

CR.42 Falco спроектирован Розателли согласно требованиям Министерства авиации Италии к высокоманевренному истребителю-биплану. Опыт войны в Испании убедил итальянских специалистов в перспективах именно бипланов. Прототип выполнил первый полет 23 мая 1938 года, к этому времени в ведущих странах Европы уже развернулся процесс перевода истребительной авиации с бипланов на монопланы. CR.42 спроектирован с учетом опыта, полученного при разработке и эксплуатации CR.32, сохранив компоновку полутораплана, но получив звездообразный мотор, как у эксериментальных CR.40 и CR.41. Конструкция, в основном, металлическая с обшивкой из полотна и металла. Шасси неубираемое, основные опоры снабжены масляно-пневматическими амортизаторами, колеса основных опор закрыты обтекателями. Под длинным капотом установлен звездообразный мотор воздушного охлаждения A.74 R1C.38.
  По результатам испытаний Министерство авиации заказало 200 истребителей, первый серийный самолет был собран на заводе в Турине в феврале 1939 года. По иронии судьбы десятый моноплан Fiat G.50 покинул заводской цех двумя месяцами ранее.
  Всего "Fiat" построил 1781 самолет всех модификаций, включая 150 самолетов в варианте ночного истребителя-бомбардировщика для Люфтваффе в 1943-1944 годах.
  Бельгия заказала 40 самолетов CR.42 в конце 1939 года, к началу вторжения германских войск 10 мая 1940 года Бельгия успела получить 24 самолета, поступивших на вооружение 3-й и 4-й эскадрилий. Венгрия закупила 68 самолетов CR.42, поставленных в 1939-1940 годах. CR.42 принимали участие в югославском походе и на начальном этапе Великой Отечественной войны, уцелевшие самолеты отозвали с Восточного фронта в конце 1941 года. Нейтральная Швеция получила первые пять из 72 заказанных CR.42 в феврале 1940 года, весь заказ выполнен осенью 1941 года. В шведских ВВС самолет получил обозначение J 11, самолеты состояли на вооружении Flygflottilj 9, дислоцированной в Готенбурге.
  Когда Италия 10 июня 1940 года объявила войну, в итальянских ВВС имелись 272 самолета CR.42. Самолеты 3-го авиаполка наносили удары по целям в Южной Франции, сопровождали бомбардировщики вплоть до подписания перемирия с Францией 24 июня. Итальянские CR.42 действовали вместе с Люфтваффе с бельгийских баз в сентябре - ноябре 1940 года. Участие этих истребителей в сражениях "Битвы за Британию" было спорадическим и эффективностью не отличалось: 50 самолетов 18-й группы понесли тяжелые потери, уцелевшие машины 3 января 1941 года были отозваны в Италию. Затем CR.42 приняли участие в греческой кампании, они действовали над Эгейским морем и в Ливии. Две эскадрильи, 412-я и 413-я, действовали в итальянской Восточной Африке; CR.42 они получили в мае 1940 года. Самолет показал себя в воздушных боях как очень эффективный истребитель, но эксплуатация самолетов на этом театре военных действий могла поддерживаться только за счет доставки новых истребителей. Был организован воздушный мост над вражеской территорией протяженностью в 4000 км.

  За девять месяцев, начиная с августа 1940 года, транспортные SM.82 перевезли в Восточную Африку 51 разобранный CR.42 и массу запасных частей к ним. Последнее сопротивление на этом театре военных действий оказывали два уцелевших CR.42; итальянские войска в Восточной Африке капитулировали в ноябре 1941 года.
  На раннем этапе кампании в Ливии CR.42 эффективно действовали как против британской авиации, так и против наземных войск, но усиление британских ВВС привело к тому, что пришлось использовать CR.42 в большей степени как истребители-бомбардировщики. В июле 1941 года в Ливии появились первые CR.42AS (Africa Settentrionale, Северная Африка), оптимизированные для североафриканского климата. Самолеты оснащались тропическими фильтрами и имели держатели для двух 100-кг бомб. С сентября 1942 года потери стали быстро расти, на момент эвакуации итальянских войск в январе 1943 года осталось всего 82 самолета CR.42.
  CR.42 продолжали использовать в Греции, Югославии и Албании. Самолеты этого типа базировались также на Сицилии и на аэродромах материковой Италии. Несмотря на продолжение серийного производства, к моменту заключения перемирия с союзниками в сентябре 1943 года в войсках имелось всего 64 CR.42. Ограниченное серийное производство было продолжено в интересах Люфтваффе, собрали порядка 150 самолетов в варианте ночного бомбардировщика, которые немцы использовали для беспокоящих налетов на базы союзников в Северной Италии, Югославии и Австрии. Последний боевой вылет CR.42 выполнил в мае 1945 года.

Варианты

  CR.42CB: Caccia Bombardiere представлял собой раннюю конверсию истребителя с возможностью подвески 200 кг для нанесения ударов по наземным целям; с весны 1941 года использовались в Северной Африке, имели два подкрыльевых узла подвески для бомб калибра 50 или 100 кг
  CR.42AS: истребитель-бомбардировщик с тропическим карбюратором, противопыльным фильтром и держателями для двух бомб калибра 50 кг или 100 кг; выпускался с мая 1941 года
  CR.42CN: Caccia Notturna (ночной истребитель) с пламегасителями на выхлопных патрубках, радиостанцией и небольшими прожекторами под крылом
  CR.42DB: первый полет выполнил в мае 1941 года, на одном из самолетов стоял 1160-сильный мотор Daimler-Benz DB 601E, машина развила скорость 515 км/ч
  ICR.42: больше известен как CR.42 Idro; вариант CR.42 с поплавковым шасси конструкции CMASA, дочерней фирмы "Fiat", специализирующейся на гидросамолетах; испытывался в 1940 году, в серийное производство не передавался
  CR.42LW: ночной бомбардировщик и противопартизанский самолет; выпускался "Fiat" для Люфтваффе после перехода заводов в Северной Италии под контроль немцев; бомбовая нагрузка аналогична CR.42AS
  Двухместный CR.42: после войны небольшое количество CR.42 из состава ВВС Швеции доработали в буксировщики мишеней; несколько итальянских самолетов переделали в двухместные самолеты общего назначения, вторая открытая кабина была оборудована непосредственно за кабиной летчика


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Fiat CR.42AS Falco

  Тип: одноместный истребитель/истребитель-бомбардировщик
  Силовая установка: один звездообразный мотор Fiat A.74 R1C.38 мощностью 840 л. с. (626 кВт)
  Летные характеристики: макс. скорость на высоте 5000 м - 430 км/ч; крейсерская скорость на высоте 6000 м - 378 км/ч; время набора высоты 4000 м - 5 мин 26 с; практический потолок 10150 м; дальность с дополнительным запасом топлива 1015 км; дальность со стандартной заправкой 785 км
  Масса: пустого 1708 кг; максимальная взлетная 2283 кг
  Размеры: размах крыла 9,70 м; длина 8,27 м; высота 3,59 м; площадь крыла 22,40 м2
  Вооружение: два неподвижных 12,7-мм пулемета Breda-SAFAT в носу фюзеляжа; на некоторых самолетах стояли дополнительные 12,7-мм пулеметы Breda-SAFAT в носке нижнего крыла; до 200 кг бомб на двух узлах подвески под нижним крылом, обычно 110-кг бомбы
The Fiat C.R.42 {MM5701) of the 95a Squadriglia, 18° Gruppo Caccia Terrestre (detached from the 3° Stormo to the 56° Stormo for operation against the British Isles with the Corpo Aereo Italiano). This aircraft, based at Eechloo, Belgium, took-off at 1200 hours on 11 November 1940 as part of an escort for 10 Fiat B.R.20s of the 43° Stormo performing what was to prove to be an abortive attack on Harwich. Flown by Sergente Pilota Pietro Salvadori, MM5701 suffered a broken oil-pipe which resulted in the engine overheating. Salvadori eventually making a forced landing on the beach a quarter-mile north of the Orfordness lighthouse. Suffolk. The aircraft was later repaired and flown by the RAF as BT474, and is today preserved at Biggin Hill (although unfortunately repainted in an incorrect finish). The 18° Gruppo emblem comprised an axe with three arrows superimposed and the motto "Ocio che te copo!", the whole enclosed by a vertical rectangle.
К лету 1942 года CR.42 уже был устаревшим самолетом и вчистую проигрывал истребителям-монопланам, а потому использовался преимущественно как легкий штурмовик, для чего вооружался двумя пулеметами в подкрыльевых обтекателях и парой 100-кг бомб.
Стандартный CR.42 базировался в Скарпанто и действовал над Эгейским морем, на самолет нанесена маркировка соответствующего театра военных действий. Истребитель состоял на вооружении 162-й эскадрильи 161-й группы, изображен на период апреля-мая 1941 года.
Fiat CR.42 из 97-й АЭ, 9-й Группы, 4-го авиаполка ВВС Италии. Ливия, июль 1940г.
"Фиат" CR.42 из 412-й эскадрильи итальянских ВВС, аэродром Гура, октябрь 1940г.
"Фиат" CR.42 из состава 85-й эскадрильи 18-й авиагруппы итальянских Королевских ВВС. Авиабаза Урсель, Бельгия, осень 1940г.
Венгрия. Пятьдесят CR.42 было поставлено Венгрии в конце 1940 года. Эти самолеты поступили на вооружение двух эскадрилий 1-го истребительного авиаполка.
Fiat CR.42 Falco, борт V.265 из эскадрильи 2/3 "Ричи". Потерян в бою 12.07.1941г.: летчик таранил советский истребитель
"Фиат" CR-42 из эскадрильи "Кокот Бланш", аэродром Нивеллес, апрель 1940г.
Бельгия. Заказанные в сентябре 1939 года, первые из 34 самолетов Falco были поставлены в марте 1940 года, поступив на вооружение 3-й истребительной эскадрильи. Тринадцать из них было уничтожено пикировщиками Ju 87 во время германского вторжения, а оставшиеся машины не сыграли заметной роли в боевых действиях.
Германия. Базировавшиеся в начале 1944 года в районе Римини и использовавшиеся для ночных операций и борьбы с партизанами, эти Falco были приписаны ко 2-й эскадрилье 9-й группы ночных бомбардировщиков.
A Fiat C.R.42 operated by 1./NSGr.7 based at Banya-Luka, Croatia, May 1944, as part of Fliegerfuhrer Kroatien. Note all-black undersurfaces, lack of underwing crosses and tail swastika. The Italian rudder marking can still be seen beneath the camouflage and the outer ring of the original Italian upper wing markings was retained after the application of German insignia.
Швеция. Крупнейшим зарубежным покупателем CR42 стала Швеция, получившая в 1940-1941 годах 72 самолета. После войны некоторые из них использовались в качестве буксировщиков мишеней.
Основные особенности CR.42 хорошо видны на этом снимке самолета раннего выпуска. Являясь одним из самых совершенных из принятых на вооружение истребителей-бипланов, CR.42 быстро оказался в тени новых перехватчиков-монопланов.
The CR 42;
Считается, что именно этот "Фиат" CR.42 (N MM4308) был засчитан Пэттлу по итогам боя 8 августа 1940г. На самом деле самолет получил повреждения, совершил вынужденную посадку, но был восстановлен и введен в строй
Истребители Fiat CR-42 на полевом аэродроме
В состав бельгийских ВВС входили 23 итальянских истребителя Fiat CR.42, оказавшихся одними из самых эффективных в ходе этой части немецкого блицкрига.
Истребитель "Фиат" C.R.42 из 4-го полка ВВС Италии
"Фиаты" CR-42 из состава 4-й эскадрильи "Кокот бланш" 2-й авиагруппы 2-го истребительного полка бельгийских ВВС.
Fiat C.R.42bis
Истребитель ФИАТ CR.42 ВВС Италии
Falco в варианте ночного истребителя обозначался CR.42CN и оснащался пламегасителями, радиостанцией и поисковыми фарами под крылом. На снимке - самолеты из 300-й эскадрильи.
85-я эскадрилья была одной из трех эскадрилий 18-й группы, которая в 1940 году присоединилась к 56-му полку в Бельгии для участия в операциях над Ла-Маншем.
Этот снимок группы CR.42 ВВС Италии, несущих разные схемы камуфляжа, сделан над Средиземным морем в мае 1942 года.
Единственная радость - письмо из дома.
"Фиаты" CR.32 и CR.42, захваченные англичанами в Эфиопии - экспонаты выставки трофейного вооружения.
В 1940 году дочернее подразделение "Fiat" - компания CMASA, имевшая предприятие в Марина-ди-Пиза, - построила прототип ICR.42, оснащенный двухпоплавковым шасси. Масса пустой машины составляла 1846 кг, снаряженной - 2420 кг (на 124 кг больше, чем у сухопутного самолета). Хотя максимальная скорость ICR.42 была всего на 8 км/ч меньше, чем у стандартного CR.42, в серии он не строился.
Другим опытным вариантом был CR.42B, оснащенный рядным ПД Daimler-Benz DB.601. Его проектная максимальная скорость составляла 520 км/ч, но планер плохо подходил под новую силовую установку, и работы по этому самолету, а также варианту с убирающимся шасси, были остановлены.
Самолеты Folgore из состава 360-й и 361-й эскадрилий 155-й группы на аэродроме около Чинисии (Сицилия) перед вылетом в район Мальты, 14 июня 1942 года. 155-я группа находилась на Сицилии с начала мая, а в конце июня к ней присоединились 20-я группа. На створке ниши шасси второго самолета видна красная стрела - знак того, что самолет пилотирует младший лейтенант. На фотографии видны также самолеты SIAI-Marchetti S.79, Fiat CR.42 и Macchi МС.200.
Обломки "Фиата" CR.42, сбитого капитаном Фростом 3 февраля 1941г.
Типичная судьба многих CR.42, сражавшихся в Западной Пустыне, - этот Falco стал жертвой истребителей-бомбардировщиков союзников.
Сожженный на аэродроме в ходе боев бельгийский "Фиат".
Разьитый при посадке и захваченный немцами бельгийский "Фиат".
Вынужденная посадка одного из подбитых итальянских истребителей из состава 95-й эскадрильи 18-й авиагруппы на английской территории после боя 11 ноября 1940г.
Один из наиболее известных символов немецкого блицкрига был пикирующий бомбардировщик Junkers Ju 87В Stuka. Красноречивый образ поражения Бельгии - Stuka на стоянке между двумя разбитыми бельгийскими истребителями CR.42.
FIAT CR.42
This general arrangement drawing depicts the standard production version of the CR.42 Falco.
Fiat CR.42
The Fiat C.R.42 (MM5701) of the 95a Squadriglia, 18° Gruppo Caccia Terrestre (detached from the 3° Stormo to the 56° Stormo for operation against the British Isles with the Corpo Aereo Italiano). This aircraft, based at Eechloo, Belgium, took-off at 1200 hours on 11 November 1940 as part of an escort for 10 Fiat B.R.20s of the 43° Stormo performing what was to prove to be an abortive attack on Harwich. Flown by Sergente Pilota Pietro Salvadori, MM5701 suffered a broken oil-pipe which resulted in the engine overheating. Salvadori eventually making a forced landing on the beach a quarter-mile north of the Orfordness lighthouse. Suffolk. The aircraft was later repaired and flown by the RAF as BT474, and is today preserved at Biggin Hill (although unfortunately repainted in an incorrect finish). The 18° Gruppo emblem comprised an axe with three arrows superimposed and the motto "Ocio che te copo!", the whole enclosed by a vertical rectangle.

The lower side- view and wing tips (centre) depict a Fiat C.R.42 operated by 1 ./NSGr.7 based at Banya-Luka. Croatia, May 1944. as part of Fliegerfiihrer Kroatien. Note alt-black undersurfaces, lack of underw ing crosses and tail swastika. The Italian rudder marking can still be seen beneath the camouflage and the outer ring of the original Italian upper wing markings was retained after the application of German insignia.