Nakajima Ki.84 Hayate
Варианты:
Nakajima - Ki.84 Hayate - 1943 - Япония
Страна: Япония
Год: 1943


Одноместный истребитель-перехватчик/истребитель-бомбардировщик
Описание:
Ki.84 Hayate
Nakajima Ki-84 (армейский истребитель Тип 4 Hayate)
Фотографии

Ki.84 Hayate

Цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в КБ фирмы "Накадзима хикоки" под руководством Я.Коямы. Первый полет совершил в марте 1943 г. Строился серийно с апреля 1944 г. заводами "Накадзима" в Уцуномия и Ота, "Мансю" в Харбине. Всего изготовлено 3382 экз. Ки.84. Принят на вооружение в 1944 г. как "тип 4".
Основные серийные модификации:
  - Ки.84-I, первая серийная модификация с мотором Ха.45, строился в вариантах I-Ко с вооружением 2x20+ 2x13; I-Оцу с 4x20 и I-Хей с 2x30+2x13;
  - Ки.84-II с деревянными законцовками крыла и хвостовым оперением.
С августа 1944 г. "Хаяте" начал применяться в Китае, затем в боях на Филиппинах. Состоял на вооружении до конца войны. Производство Ки.84 прекращено в августе 1945 г.


Ки.84-I-Ко||
Размах:||11,23 м
Длина:||9,92 м
Моторы, количество х мощность:||1x1900 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||3890 кг
Максимальная скорость:||631 км/ч
Практический потолок:||10500 м
Дальность:||1700 км

Nakajima Ki-84 (армейский истребитель Тип 4 Hayate)

Истребитель-перехватчик и истребитель-бомбардировщик Ki-84 Hayate появился только летом 1944 года. Поступи этот самолет в войска раньше и в больших количествах, он мог бы стать серьезной проблемой для противника, так как по скороподъемности и маневренности превосходил действовавшие на Тихом океане North American P-51D Mustang и Republic P-47N Thunderbolt.
  К проектированию Ki-84 приступили в начале 1942 года. После испытаний двух прототипов было заказано 83 самолета для опытной эксплуатации и 42 предсерийных.

  В конце 1943 года началось крупносерийное производство изделия, названного "армейский истребитель Тип 4 Модель 1A Hayate" (Ki-84-Ia). Выпуск этих самолетов получил высокий приоритет. Машины для испытаний и предсерийные вооружались двумя 12,7-мм пулеметами и двумя крыльевыми 20-мм пушками. На последующей модификации Ki-84-Ib пулеметы заменили 20-мм пушками. Ki-84-Ic вооружался двумя 20-мм и двумя 30-мм пушками. На Ki-84-II из-за дефицита легких металлических сплавов в конструкции пришлось использовать древесину, самолет выпускался в вариантах с вооружением, как у Ki-84-Ib или Ki-84-Ic. Истребитель, получивший кодовое обозначение "Frank" в США и у союзников, активно применялся на фронте с конца 1944 года. Всего построено 3514 самолетов, включая 94 машины, собранные компанией "Mansyu", три цельнодеревянных прототипа Ki-106 и один Ki-113 с увеличенным количеством стальных элементов конструкции. Финальным вариантом стал единственный Ki-116, переделанный компанией "Mansyu" из стандартного Ki-84-Ia и оснащенный мотором воздушного охлаждения Mitsubishi Ha-33 мощностью 1500 л. с.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Nakajima Ki-84-Ia

  Тип: одноместный истребитель-перехватчик/истребитель-бомбардировщик
  Силовая установка: один звездообразный мотор Nakajima Ha-45 мощностью 1900 л. с (1416 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 6120 м - 631 км/ч; практический потолок 10 500 м; максимальная дальность 2168 км
  Масса: пустого 2660 кг; максимальная взлетная 3890 кг
  Размеры: размах крыла 11,24 м; длина 9,92 м; высота 3,39 м; площадь крыла 21,00 м2
  Вооружение: два 12,7-мм пулемета и две 20-мм пушки, подкрыльевые держатели для двух 250-кг бомб
"Frank" с Формозы. Изображен самолет из состава 29-й авиагруппы (сентай). базировавшейся 8 августе 1945 года на острове Формоза (Тайвань). Синий хвост - знак принадлежности к штабной эскадрилье.
Сформированный в конце 1944 года, 102-й полк базировался на острове Кюсю. В апреле 1945 года он был брошен в бой над Окинавой, атакуя высаживающихся американцев, для которых этот остров был последним этапом перед высадкой в Японии.
Ки-84 с сильно "обветренной" окраской из 2-го чутая 101-го сентая, Окинава, зима 1944-45 годов
Ки-84 фирмы "Мансю" из штабного звена 104-го сентая ВВС Квантунской армии, захваченный советскими десантниками в августе 1945 года на аэродроме Мукдена
Ki-84 из 2-й АЭ 104-го ИАП 15-й авиабригады, Солунь-Аршан-Таонань, август 1945 г.
Защита Империи. В августе 1945 года данный Ki-84-la был приписан к 1-й эскадрилье 47-й авиагруппы (1-й чутай 47-го сентай, авиабаза Нарумацу).
Ki-84-I-Ko. Ранее, во время обороны Окинавы, 74-й сентай летал на истребителях Ki-43 и Ki-44. К лету 1945 года это подразд* ление, перевооружившись на Ki-84, действовало с аэродрома Нарухатсу, обеспечивая ПВО Японских островов.
Ки-84 старшего лейтенанта Такеси Имото из 182-го симбутая - эскадрильи прикрытия самолетов камикадзе, Япония, август 1945 г.
Ki-84-Ia из 183-й специальной ударной авиагруппы (Shimbu-Tai), Татебейши, Япония, август 1945 года. После массированных ударов авиации союзников по японской промышленности в начале 1945 года стало сложно поддерживать истребители в боеспособном состоянии.
Сформированная вместе с 71-й и 72-й группами в июне 1944 года, 73-я авиагруппа сразу же включилась в борьбу за Филиппины. Этот архипелаг стал приоритетным театром военных действий для самолета Ki-84. На рисунке Ki-84-Ia из 1-й эскадрильи 73-й авиагруппы.
Ки-84 из 57-го симбутая, Япония, остров Кюсю, май 1945г.
Nakajima Ki-84-Ia из 58-й специальной ударной авиагруппы, август 1944 года.
Единственный уцелевший до наших дней экземпляр истребителя Ки-84 в экспозиции авиамузея в Хиране
Данный самолет принадлежит к предсерийной партии из 83 машин. Истребитель запечатлен в Тачикаве в августе 1943 года. Там он проходил войсковые испытания. Обратите внимание на "раннюю" форму выхлопных патрубков и руля поворота
Ки-84 из первой производственной серии. Обратите внимание на "раннюю" форму выхлопных патрубков и руля поворота
Хотя Hayate был, прежде всего, чистым истребителем, но на держателях под крылом он мог нести две 250-кг бомбы для ударов по наземным целям.
Несколько снимков с разных ракурсов Ки-84 Ко. Этот самолет после войны был вывезен в США и подвергнут летным испытнаиям. На нем сохранились японские опознавательные знаки и заводской номер. Интересно, что стволы крыльевых пушек закрыты обтекателями. Возможно, пушки вообще отсутствуют
В конце Второй мировой войны японцы построили для выпуска Ki-84 Hayate даже подземные сборочные линии.
Nakajima Type 4 Fighter, Model Ia (Ki.84-Ia "Frank")
Вывезенный в США "Хаяте" до перекраски
Ки-84 из 2-го чутая 11-го сентая, брошенный японцами на филиппинском аэродроме Кларк-Филд весной 1945 года
Обычно верхние и боковые поверхности Ki-84 окрашивались в темно-зеленый пятнистый камуфляж, тогда как нижние поверхности оставались неокрашенными. Все самолеты Императорской армии Японии несли крупные опознавательные знаки.
The Nakajima "Frank" 1 Single-seat Army Fighter (1,900 h.p. Nakajima Ha 45 engine).
Ki-84 из 104-го сентая. Таонань, август 1945 г. Обратите внимание, что некоторые машины не окрашены и имеют только противобликовые полосы перед кабинами, а на другие нанесена зеленая маскировочная окраска.
Значительное количество Ki-84 пережили войну, в том числе и эти машины, захваченные на одном из японских аэродромов. За Ki-84 виден учебно-тренировочный самолет Tachikawa Ki-55 "lda".
Of all the Japanese Army fighters, with the possible exception of the late-arriving Ki-100, the superlative Nakajima Ki-84 Hayate or Gale (Frank), was the fighter best able to meet the Allied opposition on roughly equal terms. However, aside from a sprinkling of aces, most Japanese pilots of late 1944-1945 were simply not good enough, which was another reason for the admitted Japanese tactic of always going for the bombers - aircraft of the size of a B-24 or B-29 would prove hard to miss even for a novice. Fortunately for the Allies, most Hayate's were squandered needlessly in the Philippines campaign of October 1944 - January 1945, so numbers equipping Home Defence Units was lower than required. The Hayate shown belongs to the 104th Sentai, which was split between Changchum in China and Ohta in Japan at war’s end. The Hayate’s never really lost air supremacy over China, they just found themselves heavily outnumbered.
Ки-84 из 104-го сентая. Обратите внимание, что некоторые машины не окрашены и имеют только противобликовые полосы перед кабинами, а на другие нанесена зеленая маскировочная окраска.
Ки-84, захваченный американцами на Филиппинах. На этом и на ряде других снимков хорошо заметно плачевное состояние окраски машины. Японская зеленая эмаль очень плохо держалась на дюралевых поверхностях
Ки-84 из 73-го сентая на аэродроме Токорозава, ноябрь 1944 года
В Маньчжурии и Корее японцы использовали незначительное количество истребителей Ки-84 (на фото) и J2M
Этот Ki-84-Ia был захвачен неповрежденным американцами и прошел у них интенсивные испытания. В 1973 году машину вернули в Японию для показа. Отличительными особенностями истребителя были индивидуальные выхлопные патрубки и маслорадиатор в обтекателе под капотом двигателя.
Ки-84 стартует на штурмовку. На левом подкрыльевом держателе у него укреплен ПТБ, а на правом - авиабомба. Внутренний запас топлива размещался в двух баках между лонжеронами крыла и двух баках в передней кромке самолета, с внешней стороны от пушек. Общая емкость топливной системы, включая подвесные баки, составляла 1096 л.
Возможно, лучший японский истребитель той войны Nakajima Ki-84 Frank был сопоставим с американскими истребителями, однако японцы в 1944 году испытывали острую нехватку опытных боевых пилотов.
Вывезенный в США "Хаяте" после перекраски
Трофейный Ki-84 в США. Некоторое количество Ki-84 использовалось войсками китайских коммунистов в гражданской войне, такими самолетами располагали и китайские националисты.
Трофейный Ки-84 на испытаниях в США
Еще один трофейный Ki-84. В конструкции Ki-106 из-за нехватки алюминия широко использовалась древесина.
Ки.84 "Хаяте" из 47-го сентая на аэродроме Наримасу вблизи Токио, 1945 г. Широкие белые полосы под опознавательными знаками обозначают принадлежность машины к ПВО метрополии
Ки-84 Ко на испытаниях в летной школе Акено, 1943 год
На фотографии запечатлено звено (шотай) истребителей Ki-84-Ia, готовящихся к взлету с аэродрома Хофу. Самолеты несут под крылом ПТБ емкостью по 200 литров.
На самолетах ранней постройки устанавливались трехлопастные воздушные винты. На фотографии - Ki-84 с четырехлопастным винтом, который позволял использовать всю мощность установленного на истребителе двигателя.
Еще один трофей, на этот раз - китайских (гоминдановских) войск
Истребители Ки-84 из 104-го сентая, ставшие советскими трофеями после капитуляции Квантунской армии. Аэродром Аньшан в Манчжурии, август 1945 г.
Истребители Ki-84-Ia из состава 101-й группы (сентай) готовятся к взлету. Снимок датируется концом 1944 года. Наряду со 102-й группой это подразделение привлекалось к обороне Окинавы.
Этот захваченный полуразрушенный Ki-84-Ia нес китайские опознавательные знаки. Машина раньше принадлежала 22-му сентаю, первым опробовавшему Hayate в бою.
Ки-84 из 111-го сентая на полевом аэродроме, лето 1945 года
The Nakajima Type 4 Fighter Model 1A (Ki.84-Ia) Hayate (Gale) fighter recently restored by the Air Museum at Claremont, California.
Ки-84 на одном из японских аэродромов вскоре после капитуляции Японии. По требованию американских оккупационных властей с самолета снят винт
Ки-84 Ко на испытаниях в летной школе Акено, 1943 год
Японские солдаты провожают вылетающих в бой пилотов
Ки-84 в полете на малой высоте над аэродромом
Captured Nakajima Ki-84-Ia Hayate.
Проведенные американцами испытания этого Ki-84-Ia, ранее принадлежавшего 11-му полку, подтвердили, что машина является превосходным истребителем, способным на равных бороться с авиацией союзников.
Несколько Ki-84 достались союзникам как трофеи. Американцы захватили два самолета, один из них они довели до пригодного к полетам состояния; впоследствии эту машину передали в японский музей.
Серийная сборка Ки-84 на заводе в Ота
Фонарь кабины Ки-84
Силовая установка Ки-84 с мотором Ха-45 и винтом Пе-32
Носовая часть фюзеляжа Ки-84. На снимке можно рассмотреть выхлопные трубы, жалюзи капота и ствол крыльевой 20-мм пушки Хо-5
Сотовый маслорадиатор Ки-84 в обтекателе под капотом
Фрагменты моторамы, газоотводная труба пулемета и маслобак
Открытый радиолюк в левом борту фюзеляжа
Основная стойка шасси
Подвесной топливный бак на 200 литров
Приборная панель Ки-84, проходившего испытания в США. Приборы и органы управления снабжены пояснительными табличками на английском языке
Левый и правый борта кабины Ки-84, проходившего испытания в США. Приборы и органы управления снабжены пояснительными табличками на английском языке
Ки-84 Ко, совершивший вынужденную посадку на Филиппинах
Nakajima Ki.84-I-Ko
Истребитель Ки 84