Nakajima Ki.84 Hayate
Варианты:
Nakajima - Ki.84 Hayate - 1943 - Япония
Страна: Япония
Год: 1943


Одноместный истребитель-перехватчик/истребитель-бомбардировщик
Описание:
Ki.84 Hayate
Nakajima Ki-84 (армейский истребитель Тип 4 Hayate)
Фотографии

Ki.84 Hayate

Цельнометаллический моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси с хвостовым колесом. Спроектирован в КБ фирмы "Накадзима хикоки" под руководством Я.Коямы. Первый полет совершил в марте 1943 г. Строился серийно с апреля 1944 г. заводами "Накадзима" в Уцуномия и Ота, "Мансю" в Харбине. Всего изготовлено 3382 экз. Ки.84. Принят на вооружение в 1944 г. как "тип 4".
Основные серийные модификации:
  - Ки.84-I, первая серийная модификация с мотором Ха.45, строился в вариантах I-Ко с вооружением 2x20+ 2x13; I-Оцу с 4x20 и I-Хей с 2x30+2x13;
  - Ки.84-II с деревянными законцовками крыла и хвостовым оперением.
С августа 1944 г. "Хаяте" начал применяться в Китае, затем в боях на Филиппинах. Состоял на вооружении до конца войны. Производство Ки.84 прекращено в августе 1945 г.


Ки.84-I-Ко||
Размах:||11,23 м
Длина:||9,92 м
Моторы, количество х мощность:||1x1900 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||3890 кг
Максимальная скорость:||631 км/ч
Практический потолок:||10500 м
Дальность:||1700 км

Nakajima Ki-84 (армейский истребитель Тип 4 Hayate)

Истребитель-перехватчик и истребитель-бомбардировщик Ki-84 Hayate появился только летом 1944 года. Поступи этот самолет в войска раньше и в больших количествах, он мог бы стать серьезной проблемой для противника, так как по скороподъемности и маневренности превосходил действовавшие на Тихом океане North American P-51D Mustang и Republic P-47N Thunderbolt.
  К проектированию Ki-84 приступили в начале 1942 года. После испытаний двух прототипов было заказано 83 самолета для опытной эксплуатации и 42 предсерийных.

  В конце 1943 года началось крупносерийное производство изделия, названного "армейский истребитель Тип 4 Модель 1A Hayate" (Ki-84-Ia). Выпуск этих самолетов получил высокий приоритет. Машины для испытаний и предсерийные вооружались двумя 12,7-мм пулеметами и двумя крыльевыми 20-мм пушками. На последующей модификации Ki-84-Ib пулеметы заменили 20-мм пушками. Ki-84-Ic вооружался двумя 20-мм и двумя 30-мм пушками. На Ki-84-II из-за дефицита легких металлических сплавов в конструкции пришлось использовать древесину, самолет выпускался в вариантах с вооружением, как у Ki-84-Ib или Ki-84-Ic. Истребитель, получивший кодовое обозначение "Frank" в США и у союзников, активно применялся на фронте с конца 1944 года. Всего построено 3514 самолетов, включая 94 машины, собранные компанией "Mansyu", три цельнодеревянных прототипа Ki-106 и один Ki-113 с увеличенным количеством стальных элементов конструкции. Финальным вариантом стал единственный Ki-116, переделанный компанией "Mansyu" из стандартного Ki-84-Ia и оснащенный мотором воздушного охлаждения Mitsubishi Ha-33 мощностью 1500 л. с.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Nakajima Ki-84-Ia

  Тип: одноместный истребитель-перехватчик/истребитель-бомбардировщик
  Силовая установка: один звездообразный мотор Nakajima Ha-45 мощностью 1900 л. с (1416 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 6120 м - 631 км/ч; практический потолок 10 500 м; максимальная дальность 2168 км
  Масса: пустого 2660 кг; максимальная взлетная 3890 кг
  Размеры: размах крыла 11,24 м; длина 9,92 м; высота 3,39 м; площадь крыла 21,00 м2
  Вооружение: два 12,7-мм пулемета и две 20-мм пушки, подкрыльевые держатели для двух 250-кг бомб
"Frank" с Формозы. Изображен самолет из состава 29-й авиагруппы (сентай). базировавшейся 8 августе 1945 года на острове Формоза (Тайвань). Синий хвост - знак принадлежности к штабной эскадрилье.
Сформированный в конце 1944 года, 102-й полк базировался на острове Кюсю. В апреле 1945 года он был брошен в бой над Окинавой, атакуя высаживающихся американцев, для которых этот остров был последним этапом перед высадкой в Японии.
Ки-84 с сильно "обветренной" окраской из 2-го чутая 101-го сентая, Окинава, зима 1944-45 годов
Ки-84 фирмы "Мансю" из штабного звена 104-го сентая ВВС Квантунской армии, захваченный советскими десантниками в августе 1945 года на аэродроме Мукдена
Защита Империи. В августе 1945 года данный Ki-84-la был приписан к 1-й эскадрилье 47-й авиагруппы (1-й чутай 47-го сентай, авиабаза Нарумацу).
Ki-84-I-Ko. Ранее, во время обороны Окинавы, 74-й сентай летал на истребителях Ki-43 и Ki-44. К лету 1945 года это подразд* ление, перевооружившись на Ki-84, действовало с аэродрома Нарухатсу, обеспечивая ПВО Японских островов.
Ки-84 старшего лейтенанта Такеси Имото из 182-го симбутая - эскадрильи прикрытия самолетов камикадзе, Япония, август 1945 г.
Ki-84-Ia из 183-й специальной ударной авиагруппы (Shimbu-Tai), Татебейши, Япония, август 1945 года. После массированных ударов авиации союзников по японской промышленности в начале 1945 года стало сложно поддерживать истребители в боеспособном состоянии.
Сформированная вместе с 71-й и 72-й группами в июне 1944 года, 73-я авиагруппа сразу же включилась в борьбу за Филиппины. Этот архипелаг стал приоритетным театром военных действий для самолета Ki-84. На рисунке Ki-84-Ia из 1-й эскадрильи 73-й авиагруппы.
Ки-84 из 57-го симбутая, Япония, остров Кюсю, май 1945г.
Nakajima Ki-84-Ia из 58-й специальной ударной авиагруппы, август 1944 года.
Единственный уцелевший до наших дней экземпляр истребителя Ки-84 в экспозиции авиамузея в Хиране
Данный самолет принадлежит к предсерийной партии из 83 машин. Истребитель запечатлен в Тачикаве в августе 1943 года. Там он проходил войсковые испытания. Обратите внимание на "раннюю" форму выхлопных патрубков и руля поворота
Ки-84 из первой производственной серии. Обратите внимание на "раннюю" форму выхлопных патрубков и руля поворота
Хотя Hayate был, прежде всего, чистым истребителем, но на держателях под крылом он мог нести две 250-кг бомбы для ударов по наземным целям.
Несколько снимков с разных ракурсов Ки-84 Ко. Этот самолет после войны был вывезен в США и подвергнут летным испытнаиям. На нем сохранились японские опознавательные знаки и заводской номер. Интересно, что стволы крыльевых пушек закрыты обтекателями. Возможно, пушки вообще отсутствуют
В конце Второй мировой войны японцы построили для выпуска Ki-84 Hayate даже подземные сборочные линии.
Nakajima Type 4 Fighter, Model Ia (Ki.84-Ia "Frank")
Вывезенный в США "Хаяте" до перекраски
Ки-84 из 2-го чутая 11-го сентая, брошенный японцами на филиппинском аэродроме Кларк-Филд весной 1945 года
Обычно верхние и боковые поверхности Ki-84 окрашивались в темно-зеленый пятнистый камуфляж, тогда как нижние поверхности оставались неокрашенными. Все самолеты Императорской армии Японии несли крупные опознавательные знаки.
The Nakajima "Frank" 1 Single-seat Army Fighter (1,900 h.p. Nakajima Ha 45 engine).
Ки-84 из 104-го сентая. Обратите внимание, что некоторые машины не окрашены и имеют только противобликовые полосы перед кабинами, а на другие нанесена зеленая маскировочная окраска.
Значительное количество Ki-84 пережили войну, в том числе и эти машины, захваченные на одном из японских аэродромов. За Ki-84 виден учебно-тренировочный самолет Tachikawa Ki-55 "lda".
Ки-84 из 104-го сентая. Обратите внимание, что некоторые машины не окрашены и имеют только противобликовые полосы перед кабинами, а на другие нанесена зеленая маскировочная окраска.
Ки-84, захваченный американцами на Филиппинах. На этом и на ряде других снимков хорошо заметно плачевное состояние окраски машины. Японская зеленая эмаль очень плохо держалась на дюралевых поверхностях
Ки-84 из 73-го сентая на аэродроме Токорозава, ноябрь 1944 года
В Маньчжурии и Корее японцы использовали незначительное количество истребителей Ки-84 (на фото) и J2M
Этот Ki-84-Ia был захвачен неповрежденным американцами и прошел у них интенсивные испытания. В 1973 году машину вернули в Японию для показа. Отличительными особенностями истребителя были индивидуальные выхлопные патрубки и маслорадиатор в обтекателе под капотом двигателя.
Ки-84 стартует на штурмовку. На левом подкрыльевом держателе у него укреплен ПТБ, а на правом - авиабомба. Внутренний запас топлива размещался в двух баках между лонжеронами крыла и двух баках в передней кромке самолета, с внешней стороны от пушек. Общая емкость топливной системы, включая подвесные баки, составляла 1096 л.
Возможно, лучший японский истребитель той войны Nakajima Ki-84 Frank был сопоставим с американскими истребителями, однако японцы в 1944 году испытывали острую нехватку опытных боевых пилотов.
Вывезенный в США "Хаяте" после перекраски
Трофейный Ki-84 в США. Некоторое количество Ki-84 использовалось войсками китайских коммунистов в гражданской войне, такими самолетами располагали и китайские националисты.
Трофейный Ки-84 на испытаниях в США
Еще один трофейный Ki-84. В конструкции Ki-106 из-за нехватки алюминия широко использовалась древесина.
Ки.84 "Хаяте" из 47-го сентая на аэродроме Наримасу вблизи Токио, 1945 г. Широкие белые полосы под опознавательными знаками обозначают принадлежность машины к ПВО метрополии
Ки-84 Ко на испытаниях в летной школе Акено, 1943 год
На фотографии запечатлено звено (шотай) истребителей Ki-84-Ia, готовящихся к взлету с аэродрома Хофу. Самолеты несут под крылом ПТБ емкостью по 200 литров.
На самолетах ранней постройки устанавливались трехлопастные воздушные винты. На фотографии - Ki-84 с четырехлопастным винтом, который позволял использовать всю мощность установленного на истребителе двигателя.
Еще один трофей, на этот раз - китайских (гоминдановских) войск
Истребители Ки-84 из 104-го сентая, ставшие советскими трофеями после капитуляции Квантунской армии. Аэродром Аньшан в Манчжурии, август 1945 г.
Истребители Ki-84-Ia из состава 101-й группы (сентай) готовятся к взлету. Снимок датируется концом 1944 года. Наряду со 102-й группой это подразделение привлекалось к обороне Окинавы.
Этот захваченный полуразрушенный Ki-84-Ia нес китайские опознавательные знаки. Машина раньше принадлежала 22-му сентаю, первым опробовавшему Hayate в бою.
Ки-84 из 111-го сентая на полевом аэродроме, лето 1945 года
The Nakajima Type 4 Fighter Model 1A (Ki.84-Ia) Hayate (Gale) fighter recently restored by the Air Museum at Claremont, California.
Ки-84 на одном из японских аэродромов вскоре после капитуляции Японии. По требованию американских оккупационных властей с самолета снят винт
Ки-84 Ко на испытаниях в летной школе Акено, 1943 год
Японские солдаты провожают вылетающих в бой пилотов
Ки-84 в полете на малой высоте над аэродромом
Проведенные американцами испытания этого Ki-84-Ia, ранее принадлежавшего 11-му полку, подтвердили, что машина является превосходным истребителем, способным на равных бороться с авиацией союзников.
Несколько Ki-84 достались союзникам как трофеи. Американцы захватили два самолета, один из них они довели до пригодного к полетам состояния; впоследствии эту машину передали в японский музей.
Серийная сборка Ки-84 на заводе в Ота
Фонарь кабины Ки-84
Силовая установка Ки-84 с мотором Ха-45 и винтом Пе-32
Носовая часть фюзеляжа Ки-84. На снимке можно рассмотреть выхлопные трубы, жалюзи капота и ствол крыльевой 20-мм пушки Хо-5
Сотовый маслорадиатор Ки-84 в обтекателе под капотом
Фрагменты моторамы, газоотводная труба пулемета и маслобак
Открытый радиолюк в левом борту фюзеляжа
Основная стойка шасси
Подвесной топливный бак на 200 литров
Приборная панель Ки-84, проходившего испытания в США. Приборы и органы управления снабжены пояснительными табличками на английском языке
Левый и правый борта кабины Ки-84, проходившего испытания в США. Приборы и органы управления снабжены пояснительными табличками на английском языке
Ки-84 Ко, совершивший вынужденную посадку на Филиппинах
Nakajima Ki.84-I-Ko
Истребитель Ки 84