Handley Page Halifax / H.P.57
Варианты:
Handley Page - Halifax / H.P.57 - 1939 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1939


Дальний тяжелый бомбардировщик с экипажем из шести-семи человек
Описание:
Halifax / H.P.57
Halifax GR
Handley Page H.P.57, Н.Р.59, H.P.61, H.P.63, H.P.70 и H.P.71 Halifax и Halton
Фотографии:

Боковые проекции (16)

Halifax / H.P.57

Тяжелый бомбардировщик, четырехмоторный цельнометаллический моноплан. Шасси убирающееся, с хвостовым колесом. Экипаж 4 - 6 человек. Создан в КБ фирмы "Хэндли-Пейдж" под руководством Г.Волкерта. Опытный образец самолета совершил первый полет 25 октября 1939 г. Серийное производство начато в октябре 1940 г. Строился на заводах "Хэндли-Пейдж" (Рэдлетт, Криклвуд), "Инглиш электрик" (Сэмлсбюри), LAPG (Лондон), "Рутс секьюритиз" (Спик), "Фэйри авиэйшн" (Стокпорт). В общей сложности выпущено 6179 экз. Находился на вооружении британских ВВС с ноября 1940 г.
Основные серийные модификации (как бомбардировщика):
  - "Галифакс" I с моторами "Мерлин" X, вооружение 6x7,69 (сер. 1), 10 х 7,69 (сер. 2);
  - "Галифакс" II с моторами "Мерлин" XX или 22, вооружение 8x7,69 (сер. 1), 9x7,69 (сер. 1А), 4x7,69 (варианты "Спешиэл");
  - "Галифакс" V, аналог модификации II с шасси "Даути" (вместо "Мессье"):
  - "Галифакс" III с моторами "Геркулес" VI или XVI, вооружение 10x7,69; на поздних сериях новое вертикальное оперение;
  - "Галифакс" VI с моторами "Геркулес" 100 и увеличенным запасом горючего;
  - "Галифакс" VII, аналог модификации VI с моторами "Геркулес" XVI.
Бомбовая нагрузка всех вариантов до 5920 кг. С марта 1940 г. "галифаксы" начали бомбить цели на территории Франции, с июня - массовое применение в налетах на Германию. С июля 1942 г. использовались в Северной Африке. "Галифакс" применялся как ночной бомбардировщик, минный заградитель, самолет РЭП, буксировщик грузовых планеров, патрульный противолодочный и транспортный самолет.
Снят с производства в ноябре 1946 г. Снят с вооружения в марте 1952 г., транспортные модификации использовались до 1954 г.


"Галифакс" B.VI||
Размах:||31,77 м
Длина:||21,93 м
Моторы, количество х мощность:||4x1800 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||30950 кг
Максимальная скорость:||500 км/ч
Практический потолок:||7320 м
Дальность:||3840 км

Halifax GR

Патрульно-противолодочный самолет, четырехмоторный цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением; убирающееся шасси с хвостовым колесом. Модификация тяжелого бомбардировщика. Последний был создан в КБ фирмы "Хэндли-Пейдж" под руководством Г. Волкерта. Опытный образец самолета совершил первый полет 25 октября 1939 г. Серийное производство начали в октябре 1940 г. Самолет строился на заводах "Хэндли-Пейдж" (Рэдлетт, Криклвуд), "Инглиш электрик" (Сэмлсбюри), LAPC (Лондон), "Рутс секьюритиз" (Спик), "Фэйри авиэйшн" (Стокпорт). В общей сложности выпущено 6179 экз.
С конца 1942 г. было начато переоборудование бомбардировщиков в патрульно-противолодочные самолеты на заводе "Канлифф-Оуэн" в Истлее.
Двигатели и вооружение в зависимости от модификации. Бомбовая нагрузка всех вариантов до 5920 кг. Экипаж - 7 чел.
На вооружение Берегового командования британских ВВС в годы войны поступили модификации:
  - "Галифакс" GR.IA (переделанные из бомбардировщиков типа B.IA) с моторами "Мерлин" X и вооружением 10x7,69;
  - "Галифакс" GR.II (из В.II) с моторами "Мерлин" ХХ/22, вооружение 8 - 9x7,69;
  - "Галифакс" GR. V (из В. V), аналогичен GR.II, но шасси фирмы "Даути" (вместо "Мессье").
Операции "галифаксов" в Береговом командовании начались с января 1943 г. с баз в Великобритании, несколько позже- из Гибралтара. Самолет применялся до конца войны.
"Галифакс" сняли с производства в ноябре 1946 г. (после войны выпускались только военно-транспортные модификации). Противолодочные варианты служили до марта 1952 г.


"Галифакс" GR.I||
Размах:||30,94 м
Длина:||21,32 м
Моторы, количество х мощность:||4x1280 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||26400 кг
Максимальная скорость:||500 км/ч
Практический потолок:||7320 м
Дальность:||3840 км

Handley Page H.P.57, Н.Р.59, H.P.61, H.P.63, H.P.70 и H.P.71 Halifax и Halton

Самолет H.P.57 Halifax стал вторым тяжелым четырехмоторным бомбардировщиком, поступившим на вооружение британских ВВС в ноябре 1940 года. Он вместе с самолетами Halifax, Avro Lancaster и Short Stirling принимал активное участие в ночных бомбардировках Германии - дневные выполняли американцы. Но хотя самолет поступил на вооружение раньше, чем бомбардировщик Lancaster, ретроспективно он всегда находился как бы в тени последнего. Однако Halifax обогнал модель Lancaster как многоцелевой самолет: он также использовался как санитарный самолет, буксировщик планеров, транспортный самолет для перевозки личного состава и как морской патрульный самолет.
  Halifax появился в рамках работы по техническому заданию B.1/35 Министерства авиации от 1935 года на двухмоторный бомбардировщик, в ответ на которое компания "Handley Page" предложила проект самолета под обозначением H.P.55. Однако самолет оказался неудачным, но спустя примерно год Министерство авиации распространило новое техническое задание (P.13/36) на средний/тяжелый бомбардировщик, который должен был оснащаться 24-цилиндровым двигателем Vulture, разрабатываемым в то время компанией "Rolls-Royce". Проект бомбардировщика H.P.56 был выбран в качестве основы для создания опытного самолета, но компания-разработчик сомневалась, что новый двигатель будет надежной серийной силовой установкой, и поставила задачу перепроектировать H.P.56 под четыре Rolls-Royce Merlin. Общая конфигурация машины не особо изменилась, но новый H.P.57 был более крупным и тяжелым самолетом.
  3 сентября 1937 года с компанией "Handley Page" был заключен контракт на постройку двух опытных самолетов H.P.57, сборка которых была начата в 1938 году. Однако когда первый из них был уже почти готов, выяснилось, что длины ВПП в Радлетте не достаточно для взлета такой тяжелой и крупной машины. Пришлось использовать для первого полета соседний заброшенный военный аэродром в Бичестере, графство Оксфордшир. Финальная сборка была выполнена в Бичестере, здесь же самолет выполнил и первый полет - 25 октября 1939 года.
  Самолет H.P.57 представлял собой свободнонесущий среднеплан цельнометаллической конструкции, крыло имело автоматические предкрылки, но на серийных самолетах они были сняты - по требованию военных на крыле необходимо было установить оборудование для подрезания тросов аэростатов. Хвостовое оперение состояло из большого высокорасположенного стабилизатора и разнесенного вертикального оперения в виде двух концевых шайб; высокий фюзеляж с плоскими боками имел цельнометаллическую конструкцию и обладал значительной вместимостью. Экипаж состоял из семи человек, включая трех стрелков в носовой, средней и хвостовой позициях.
  Шасси с хвостовым колесом было убирающимся, а силовая установка включала четыре двигателя Merlin. При использовании в качестве бомбардировщика разнообразное вооружение размещалось в бомбовом отсеке длиной 6,71 м, расположенном в нижней части фюзеляжа, дополнительно имелись еще два бомбовых отсека в центроплане - по одному с каждой стороны фюзеляжа.
  Второй прототип совершил первый полет 17 августа 1940 года, а спустя два месяца появился первый серийный образец, обозначенный как Halifax Mk I и оснащенный двигателями Merlin X мощностью 1280 л. с. Вооружение включало спаренную и счетверенную пулеметные установки калибра 7,7 мм в носовой и хвостовой турелях. Полное обозначение этого серийного варианта было Halifax B.Mk I Series 1; эти самолеты начали поставляться в 35-ю эскадрилью в ноябре 1940 года. Однако только в начале марта 1941 года самолеты Halifax атаковали Гавр (это была 35-я эскадрилья); спустя несколько дней Halifax стал первым четырехмоторным бомбардировщиком британских ВВС, совершившим ночную бомбардировку немецких объектов (бомбы были сброшены на Гамбург). 30 июня 1941 года самолет впервые использовался для дневной бомбардировки Киля, однако быстро стало ясно, что его оборонительное вооружение недостаточно мощно для дневных операций, и к концу 1941 года эти самолеты были ориентированы только на ночные бомбардировки. Были также предприняты усилия по усилению оборонительного вооружения.
  Первые испытания доказали наличие высокого потенциала у нового четырехмоторного бомбардировщика, но контракты на крупномасштабное производство очень быстро превысили производственную мощность заводов компании "Handley Page" в Криклвуде и Радлетте, пришлось искать новые возможности. Созданные четыре новые производственные линии использовали метод поагрегатной сборки, первый из построенных по субподрядам самолетов поднялся в воздух 15 августа 1941 года (его построила "English Electric Company", остальные три завода принадлежали компаниям "Fairey", "Rootes Securities" и "London Aircraft Production Group"). Бомбардировщики Halifax входили в состав не менее 34 эскадрилий Бомбардировочного командования на Европейском театре боевых действий и еще четырех - на Среднем Востоке. Два звена сначала использовались на Дальнем Востоке, а после победы в Европе - в войне с Японией (самолеты Halifax B.Mk VI).
  В августе 1942 года самолет Halifax использовали как самолет наведения, он также был первым самолетом британских ВВС, оборудованным сверхсекретным на то время радаром H2S, позволявшим осуществлять бомбардировку по приборам, затем такие машины активно применялись для дневных атак мест базирования немецких крылатых ракет "Фау-1"(V-1).
  В 1941-1945 годы бомбардировщики совершили 75 532 боевых вылета, во время которых было сброшено 231 252 т бомб. Halifax использовался также девятью эскадрильями британского Берегового командования против подводных лодок, для метеорологического патрулирования и борьбы с судоходством противника. Самолеты, переделанные из обычных бомбардировщиков и специально дооборудованные, получили обозначения Halifax GR.Mk II, GR.Mk V и GR.Mk VII - в соответствии с вариантами бомбардировщиков, на основе которых они были созданы.
<...>
  Второй серийный самолет Halifax B.Mk II Srs I имел надфюзеляжную турель Boulton Paul с двумя пулеметами и увеличенный на 15% запас топлива; силовая установка, состоявшая первоначально из двигателей Merlin XX, была позднее заменена на двигатели Merlin 22 такой же мощности. Эти изменения привели к увеличению суммарной массы и ухудшению летных характеристик. Надфюзеляжная турель стала "последней каплей", и немедленно были предприняты шаги по улучшению конструкции.
  Получившийся в результате вариант B.Mk II Series IA (фирменное обозначение H.P.59) имел увеличенные приблизительно на 10% максимальную и крейсерскую скорости, что было достигнуто за счет уменьшения массы и лобового сопротивления: передняя и надфюзеляжная турели были сняты, а в носовой части установлен обтекатель. Последующее производство было ориентировано на самолет B.Mk II Series 1A, имевший в носовой части обтекатель Perspex и надфюзеляжную турель типа Boulton Paul Defiant с четырьмя пулеметами. Более позднее изменение, внедренное на всех самолетах, находившихся в то время в эксплуатации, заключалось в замене треугольных килей большими по размеру прямоугольными. Это произошло в результате испытаний, показавших, что бомбардировщик может входить в неуправляемый штопор.
  Последним основным серийным вариантом был Halifax B.Mk III (фирменное обозначение H.P.61), оснащенный звездообразными ПД Bristol Hercules VI или XVI, развивавшими на взлете мощность в 1615 л.с. Эти самолеты были сняты с вооружения в Бомбардировочном командовании после победы над Японией, но Halifax GR.Mk VI продолжал использоваться и после войны в Береговом командовании, как и самолет Halifax A.Mk VII, в транспортных эскадрильях у себя на родине и за границей.
<...>


  Варианты

  Halifax B.Mk I Series 2: в целом похожий на B.Mk I Srs 1, но с усиленной конструкцией для полетов с большей суммарной массой
  Halifax B.Mk I Series 3: вариант B.Mk I Srs 1 с увеличенным запасом топлива; последние серийные экземпляры были оснащены двигателями Merlin XX
  Halifax B.Mk II Series 1 (Special): новое обозначение самолетов B.Mk II Srs 1, которые имели различные усовершенствования
  Halifax B.Mk V Series 1A: почти идентичен самолету B.Mk II Srs 1A, кроме установленного шасси "Dowty"; компания обозначила его как H.P.63
  Halifax B.Mk V Series 1 (Special): схожий с B.Mk II Srs I (Special), кроме установленного шасси "Dowty" и гидравлики
  Halifax B.Mk VI: в целом схожий с В. Mk III, но оснащен двигателями Hercules 100 мощностью 1675 л.с, развивавшими на высоте 3050 м мощность 1800 л.с.; компания обозначила его как Н.Р.61
  Halifax B.Mk VII: аналог B.Mk VI, но из-за нехватки двигателей Hercules 100 переделан под установку звездообразных двигателей Hercules XVI; компания обозначила его как Н. Р.61


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Handley Page Halifax B.Mk III

  Тип: дальний тяжелый бомбардировщик с экипажем из шести-семи человек
  Силовая установка: четыре звездообразных ПД Bristol Hercules XVI мощностью 1615 л. с. (1204 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 4115 м - 454 км/ч; крейсерская скорость на высоте 6095 м - 346 км/ч; начальная скороподъемность 293 м/мин; набор высоты 6095 м - 37 мин 30 с; практический потолок 7315 м; дальность полета с максимальной бомбовой нагрузкой 1658 км
  Масса: пустого 17345 кг; максимальная взлетная 29484 кг
  Размеры: размах крыла 31,75 м; длина 21,82 м; высота 6,32 м; площадь крыла 118,45 м2
  Вооружение: один 7,7-мм наводимый пулемет Vickers "K" в носовой части фюзеляжа, на ряде первых машин предусмотрена возможность установки одного наводимого 12,7-мм пулемета Browning в подфюзеляжной установке, четыре 7,7-мм наводимых пулемета Browning в надфюзеляжной турели Boulton Paul Type A Mk III и четыре 7,7-мм пулемета Browning в хвостовой турели Boulton Paul Type E, плюс до 6577 кг бомб в фюзеляжном бомбоотсеке и шести крыльевых отсеках
Halifax B.Mk I. Halifax состоял на вооружении Бомбардировочного командования до окончания войны в Европе. Изображен самолет L9530 из первой серии (L9485 - L9534), поставленной зимой 1941-1942 годов. На нем нанесена маркировка 76-й эскадрильи Бомбардировочного командования, авиабаза Мидлтон-Сент-Джордж.
Halifax B.Mk II LQ-R принадлежал 405-й эскадрилье "Vancouver" канадских ВВС, конец 1942 года. Надпись на самолете гласит: "Эй, Геринг, Р-Роберт снова здесь". Эскадрилья впервые использовала свои Halifax в ночь с 30 на 31 мая 1942 года - во время рейда на Кельн.
Тяжелый бомбардировщик Хендли Пейдж "Галифакс" B.Mk.II
Handley Page Halifax. Первой в британской авиации Halifax получила в ноябре 1940 года 35-я эскадрилья "Madras Presidency", на базе которой он проходил эксплуатационные испытания. Изображен самолет, не вернувшийся на базу из рейда на Нюрнберг 28-29 августа 1942 года.
Halifax B.ll Series I W1048 ‘TL-S’ of 35 Squadron, Linton-on-Ouse. Ditched in Lake Hoklingen, Norway, April 27, 1942, following a raid on the 'Tirpitz'. It was recovered in July 1973 and is currently in the RAF Museum, Hendon.
Halifax GR.II Series IA HR686 J2 of 58 Squadron, Coastal Command, St David's, in June 1944.
Береговое и Бомбардировочное командования британских ВВС эксплуатировали несколько специальных модификаций Halifax. Среди них были и самолеты метеоразведки. На рисунке изображен один из таких самолетов - Halifax Met.Mk V из состава Берегового командования.
Береговое и Бомбардировочное командования британских ВВС эксплуатировали несколько специальных модификаций Halifax. Среди них были и самолеты метеоразведки. На рисунке изображен один из таких самолетов - Halifax Met.Mk V из состава Берегового командования. Точные данные метеоразведки были важны как для операций в Атлантике, так и для ночных налетов Бомбардировочного командования. Самолетами метеоразведки Halifax были вооружены 517-я и 518-я эскадрильи. Данный самолет принадлежал 518-й эскадрилье (остров Тайри).
Самолеты Handley Page Halifax B.Mk III поступили в Бомбардировочное командование в начале 1944 года. Этот самолет из 466-й эскадрильи Королевских австралийских ВВС несет на киле обозначение 4-й группы и оснащен РЛС H2S.
Halifax B.III PN369 'A' of 1341 Flight, SEAC in 1945. Note ‘normal’ roundel and fin flash converted to SEAC pattern by applying medium blue over the red and yellow elements on the markings. (No.1341 Flight was variously based in India at Allahbad, Poona or Digri at this time.)
Halifax B.V LK765 'QO-B' 'Block Buzzer' of 432 Squadron, RCAF, Skipton-on Swale, in 1945. Note sortie markers in 'pints' of beer and 30th shown as a beer barrel.
Halifax B.VI RG505 'DY-M' of 102 Squadron, 4 Group, Pocklington, February to May 1945. Daylight sortie formation markers on the fin in red, with codes outlined yellow for clearer identification.
Тяжелый бомбардировщик Хендли Пейдж "Галифакс" B.Mk.VI
С активизацией дневных налетов бомбардировщики стали получать яркие отличительные знаки на хвостовом оперении, что облегчало полет в строю большой группой. На рисунке изображен самолет B.Mk VI из состава 346-й эскадрильи ВВС "Свободной Франции".
Halifax B.Mk VII, имевший собственное имя "Friday the 13th" и оснащенный РЛС H2S, совершил 128 боевых вылетов. Опытный оператор мог получать необходимые данные от РЛС, обладавшей достаточным разрешением для выделения контрастных объектов, таких как береговая линия. Однако над сушей она была малоэффективна.
Halifax B.VII NP742 'Embraseable U', of 408 Squadron. RCAF, Linton-on-Ouse, with 43 sorties, circa January 1945.