Handley Page Halifax / H.P.57
Варианты:
Handley Page - Halifax / H.P.57 - 1939 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1939


Дальний тяжелый бомбардировщик с экипажем из шести-семи человек
Описание:
Halifax / H.P.57
Halifax GR
Handley Page H.P.57, Н.Р.59, H.P.61, H.P.63, H.P.70 и H.P.71 Halifax и Halton
Фотографии:

Обломки (4)

Halifax / H.P.57

Тяжелый бомбардировщик, четырехмоторный цельнометаллический моноплан. Шасси убирающееся, с хвостовым колесом. Экипаж 4 - 6 человек. Создан в КБ фирмы "Хэндли-Пейдж" под руководством Г.Волкерта. Опытный образец самолета совершил первый полет 25 октября 1939 г. Серийное производство начато в октябре 1940 г. Строился на заводах "Хэндли-Пейдж" (Рэдлетт, Криклвуд), "Инглиш электрик" (Сэмлсбюри), LAPG (Лондон), "Рутс секьюритиз" (Спик), "Фэйри авиэйшн" (Стокпорт). В общей сложности выпущено 6179 экз. Находился на вооружении британских ВВС с ноября 1940 г.
Основные серийные модификации (как бомбардировщика):
  - "Галифакс" I с моторами "Мерлин" X, вооружение 6x7,69 (сер. 1), 10 х 7,69 (сер. 2);
  - "Галифакс" II с моторами "Мерлин" XX или 22, вооружение 8x7,69 (сер. 1), 9x7,69 (сер. 1А), 4x7,69 (варианты "Спешиэл");
  - "Галифакс" V, аналог модификации II с шасси "Даути" (вместо "Мессье"):
  - "Галифакс" III с моторами "Геркулес" VI или XVI, вооружение 10x7,69; на поздних сериях новое вертикальное оперение;
  - "Галифакс" VI с моторами "Геркулес" 100 и увеличенным запасом горючего;
  - "Галифакс" VII, аналог модификации VI с моторами "Геркулес" XVI.
Бомбовая нагрузка всех вариантов до 5920 кг. С марта 1940 г. "галифаксы" начали бомбить цели на территории Франции, с июня - массовое применение в налетах на Германию. С июля 1942 г. использовались в Северной Африке. "Галифакс" применялся как ночной бомбардировщик, минный заградитель, самолет РЭП, буксировщик грузовых планеров, патрульный противолодочный и транспортный самолет.
Снят с производства в ноябре 1946 г. Снят с вооружения в марте 1952 г., транспортные модификации использовались до 1954 г.


"Галифакс" B.VI||
Размах:||31,77 м
Длина:||21,93 м
Моторы, количество х мощность:||4x1800 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||30950 кг
Максимальная скорость:||500 км/ч
Практический потолок:||7320 м
Дальность:||3840 км

Halifax GR

Патрульно-противолодочный самолет, четырехмоторный цельнометаллический моноплан с двухкилевым оперением; убирающееся шасси с хвостовым колесом. Модификация тяжелого бомбардировщика. Последний был создан в КБ фирмы "Хэндли-Пейдж" под руководством Г. Волкерта. Опытный образец самолета совершил первый полет 25 октября 1939 г. Серийное производство начали в октябре 1940 г. Самолет строился на заводах "Хэндли-Пейдж" (Рэдлетт, Криклвуд), "Инглиш электрик" (Сэмлсбюри), LAPC (Лондон), "Рутс секьюритиз" (Спик), "Фэйри авиэйшн" (Стокпорт). В общей сложности выпущено 6179 экз.
С конца 1942 г. было начато переоборудование бомбардировщиков в патрульно-противолодочные самолеты на заводе "Канлифф-Оуэн" в Истлее.
Двигатели и вооружение в зависимости от модификации. Бомбовая нагрузка всех вариантов до 5920 кг. Экипаж - 7 чел.
На вооружение Берегового командования британских ВВС в годы войны поступили модификации:
  - "Галифакс" GR.IA (переделанные из бомбардировщиков типа B.IA) с моторами "Мерлин" X и вооружением 10x7,69;
  - "Галифакс" GR.II (из В.II) с моторами "Мерлин" ХХ/22, вооружение 8 - 9x7,69;
  - "Галифакс" GR. V (из В. V), аналогичен GR.II, но шасси фирмы "Даути" (вместо "Мессье").
Операции "галифаксов" в Береговом командовании начались с января 1943 г. с баз в Великобритании, несколько позже- из Гибралтара. Самолет применялся до конца войны.
"Галифакс" сняли с производства в ноябре 1946 г. (после войны выпускались только военно-транспортные модификации). Противолодочные варианты служили до марта 1952 г.


"Галифакс" GR.I||
Размах:||30,94 м
Длина:||21,32 м
Моторы, количество х мощность:||4x1280 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||26400 кг
Максимальная скорость:||500 км/ч
Практический потолок:||7320 м
Дальность:||3840 км

Handley Page H.P.57, Н.Р.59, H.P.61, H.P.63, H.P.70 и H.P.71 Halifax и Halton

Самолет H.P.57 Halifax стал вторым тяжелым четырехмоторным бомбардировщиком, поступившим на вооружение британских ВВС в ноябре 1940 года. Он вместе с самолетами Halifax, Avro Lancaster и Short Stirling принимал активное участие в ночных бомбардировках Германии - дневные выполняли американцы. Но хотя самолет поступил на вооружение раньше, чем бомбардировщик Lancaster, ретроспективно он всегда находился как бы в тени последнего. Однако Halifax обогнал модель Lancaster как многоцелевой самолет: он также использовался как санитарный самолет, буксировщик планеров, транспортный самолет для перевозки личного состава и как морской патрульный самолет.
  Halifax появился в рамках работы по техническому заданию B.1/35 Министерства авиации от 1935 года на двухмоторный бомбардировщик, в ответ на которое компания "Handley Page" предложила проект самолета под обозначением H.P.55. Однако самолет оказался неудачным, но спустя примерно год Министерство авиации распространило новое техническое задание (P.13/36) на средний/тяжелый бомбардировщик, который должен был оснащаться 24-цилиндровым двигателем Vulture, разрабатываемым в то время компанией "Rolls-Royce". Проект бомбардировщика H.P.56 был выбран в качестве основы для создания опытного самолета, но компания-разработчик сомневалась, что новый двигатель будет надежной серийной силовой установкой, и поставила задачу перепроектировать H.P.56 под четыре Rolls-Royce Merlin. Общая конфигурация машины не особо изменилась, но новый H.P.57 был более крупным и тяжелым самолетом.
  3 сентября 1937 года с компанией "Handley Page" был заключен контракт на постройку двух опытных самолетов H.P.57, сборка которых была начата в 1938 году. Однако когда первый из них был уже почти готов, выяснилось, что длины ВПП в Радлетте не достаточно для взлета такой тяжелой и крупной машины. Пришлось использовать для первого полета соседний заброшенный военный аэродром в Бичестере, графство Оксфордшир. Финальная сборка была выполнена в Бичестере, здесь же самолет выполнил и первый полет - 25 октября 1939 года.
  Самолет H.P.57 представлял собой свободнонесущий среднеплан цельнометаллической конструкции, крыло имело автоматические предкрылки, но на серийных самолетах они были сняты - по требованию военных на крыле необходимо было установить оборудование для подрезания тросов аэростатов. Хвостовое оперение состояло из большого высокорасположенного стабилизатора и разнесенного вертикального оперения в виде двух концевых шайб; высокий фюзеляж с плоскими боками имел цельнометаллическую конструкцию и обладал значительной вместимостью. Экипаж состоял из семи человек, включая трех стрелков в носовой, средней и хвостовой позициях.
  Шасси с хвостовым колесом было убирающимся, а силовая установка включала четыре двигателя Merlin. При использовании в качестве бомбардировщика разнообразное вооружение размещалось в бомбовом отсеке длиной 6,71 м, расположенном в нижней части фюзеляжа, дополнительно имелись еще два бомбовых отсека в центроплане - по одному с каждой стороны фюзеляжа.
  Второй прототип совершил первый полет 17 августа 1940 года, а спустя два месяца появился первый серийный образец, обозначенный как Halifax Mk I и оснащенный двигателями Merlin X мощностью 1280 л. с. Вооружение включало спаренную и счетверенную пулеметные установки калибра 7,7 мм в носовой и хвостовой турелях. Полное обозначение этого серийного варианта было Halifax B.Mk I Series 1; эти самолеты начали поставляться в 35-ю эскадрилью в ноябре 1940 года. Однако только в начале марта 1941 года самолеты Halifax атаковали Гавр (это была 35-я эскадрилья); спустя несколько дней Halifax стал первым четырехмоторным бомбардировщиком британских ВВС, совершившим ночную бомбардировку немецких объектов (бомбы были сброшены на Гамбург). 30 июня 1941 года самолет впервые использовался для дневной бомбардировки Киля, однако быстро стало ясно, что его оборонительное вооружение недостаточно мощно для дневных операций, и к концу 1941 года эти самолеты были ориентированы только на ночные бомбардировки. Были также предприняты усилия по усилению оборонительного вооружения.
  Первые испытания доказали наличие высокого потенциала у нового четырехмоторного бомбардировщика, но контракты на крупномасштабное производство очень быстро превысили производственную мощность заводов компании "Handley Page" в Криклвуде и Радлетте, пришлось искать новые возможности. Созданные четыре новые производственные линии использовали метод поагрегатной сборки, первый из построенных по субподрядам самолетов поднялся в воздух 15 августа 1941 года (его построила "English Electric Company", остальные три завода принадлежали компаниям "Fairey", "Rootes Securities" и "London Aircraft Production Group"). Бомбардировщики Halifax входили в состав не менее 34 эскадрилий Бомбардировочного командования на Европейском театре боевых действий и еще четырех - на Среднем Востоке. Два звена сначала использовались на Дальнем Востоке, а после победы в Европе - в войне с Японией (самолеты Halifax B.Mk VI).
  В августе 1942 года самолет Halifax использовали как самолет наведения, он также был первым самолетом британских ВВС, оборудованным сверхсекретным на то время радаром H2S, позволявшим осуществлять бомбардировку по приборам, затем такие машины активно применялись для дневных атак мест базирования немецких крылатых ракет "Фау-1"(V-1).
  В 1941-1945 годы бомбардировщики совершили 75 532 боевых вылета, во время которых было сброшено 231 252 т бомб. Halifax использовался также девятью эскадрильями британского Берегового командования против подводных лодок, для метеорологического патрулирования и борьбы с судоходством противника. Самолеты, переделанные из обычных бомбардировщиков и специально дооборудованные, получили обозначения Halifax GR.Mk II, GR.Mk V и GR.Mk VII - в соответствии с вариантами бомбардировщиков, на основе которых они были созданы.
<...>
  Второй серийный самолет Halifax B.Mk II Srs I имел надфюзеляжную турель Boulton Paul с двумя пулеметами и увеличенный на 15% запас топлива; силовая установка, состоявшая первоначально из двигателей Merlin XX, была позднее заменена на двигатели Merlin 22 такой же мощности. Эти изменения привели к увеличению суммарной массы и ухудшению летных характеристик. Надфюзеляжная турель стала "последней каплей", и немедленно были предприняты шаги по улучшению конструкции.
  Получившийся в результате вариант B.Mk II Series IA (фирменное обозначение H.P.59) имел увеличенные приблизительно на 10% максимальную и крейсерскую скорости, что было достигнуто за счет уменьшения массы и лобового сопротивления: передняя и надфюзеляжная турели были сняты, а в носовой части установлен обтекатель. Последующее производство было ориентировано на самолет B.Mk II Series 1A, имевший в носовой части обтекатель Perspex и надфюзеляжную турель типа Boulton Paul Defiant с четырьмя пулеметами. Более позднее изменение, внедренное на всех самолетах, находившихся в то время в эксплуатации, заключалось в замене треугольных килей большими по размеру прямоугольными. Это произошло в результате испытаний, показавших, что бомбардировщик может входить в неуправляемый штопор.
  Последним основным серийным вариантом был Halifax B.Mk III (фирменное обозначение H.P.61), оснащенный звездообразными ПД Bristol Hercules VI или XVI, развивавшими на взлете мощность в 1615 л.с. Эти самолеты были сняты с вооружения в Бомбардировочном командовании после победы над Японией, но Halifax GR.Mk VI продолжал использоваться и после войны в Береговом командовании, как и самолет Halifax A.Mk VII, в транспортных эскадрильях у себя на родине и за границей.
<...>


  Варианты

  Halifax B.Mk I Series 2: в целом похожий на B.Mk I Srs 1, но с усиленной конструкцией для полетов с большей суммарной массой
  Halifax B.Mk I Series 3: вариант B.Mk I Srs 1 с увеличенным запасом топлива; последние серийные экземпляры были оснащены двигателями Merlin XX
  Halifax B.Mk II Series 1 (Special): новое обозначение самолетов B.Mk II Srs 1, которые имели различные усовершенствования
  Halifax B.Mk V Series 1A: почти идентичен самолету B.Mk II Srs 1A, кроме установленного шасси "Dowty"; компания обозначила его как H.P.63
  Halifax B.Mk V Series 1 (Special): схожий с B.Mk II Srs I (Special), кроме установленного шасси "Dowty" и гидравлики
  Halifax B.Mk VI: в целом схожий с В. Mk III, но оснащен двигателями Hercules 100 мощностью 1675 л.с, развивавшими на высоте 3050 м мощность 1800 л.с.; компания обозначила его как Н.Р.61
  Halifax B.Mk VII: аналог B.Mk VI, но из-за нехватки двигателей Hercules 100 переделан под установку звездообразных двигателей Hercules XVI; компания обозначила его как Н. Р.61


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Handley Page Halifax B.Mk III

  Тип: дальний тяжелый бомбардировщик с экипажем из шести-семи человек
  Силовая установка: четыре звездообразных ПД Bristol Hercules XVI мощностью 1615 л. с. (1204 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 4115 м - 454 км/ч; крейсерская скорость на высоте 6095 м - 346 км/ч; начальная скороподъемность 293 м/мин; набор высоты 6095 м - 37 мин 30 с; практический потолок 7315 м; дальность полета с максимальной бомбовой нагрузкой 1658 км
  Масса: пустого 17345 кг; максимальная взлетная 29484 кг
  Размеры: размах крыла 31,75 м; длина 21,82 м; высота 6,32 м; площадь крыла 118,45 м2
  Вооружение: один 7,7-мм наводимый пулемет Vickers "K" в носовой части фюзеляжа, на ряде первых машин предусмотрена возможность установки одного наводимого 12,7-мм пулемета Browning в подфюзеляжной установке, четыре 7,7-мм наводимых пулемета Browning в надфюзеляжной турели Boulton Paul Type A Mk III и четыре 7,7-мм пулемета Browning в хвостовой турели Boulton Paul Type E, плюс до 6577 кг бомб в фюзеляжном бомбоотсеке и шести крыльевых отсеках
Авиабаза Лиссет. Флайт-сержант Д. Кэмерон из 158-й эскадрильи запечатлен с членами своего экипажа в пробоине фюзеляжа поврежденного Halifax. Пробоину самолет получил во время очередного рейда в 1943 году. После ремонта самолет вернулся в строй.
This unidentified Handley Page Halifax II of 138 Squadron, coded NF-? landed at Tommelilla with a Polish crew aboard on November 8, 1941, owing to a fuel shortage following an agent-dropping mission over the crew’s home territory. These flights were the province of the Special Operations Executive, and comprised fast, long-range sorties across Germany to deliver agents, crews and equipment to the Polish resistance movement. The Squadron was based at Tempsford, and the aircraft were specially modified, having their nose and mid-upper turrets removed along with other equipment to reduce weight, thereby increasing speed and range.
Пролежав 31 год на дне озера Хоклинген в Норвегии, Halifax Mk II W1048 "S for Sugar" был поднят в 1973 году и ныне выставлен в музее Королевских ВВС в Хендоне. Самолет принадлежал 35-й эскадрилье и был одним из 11 Halifax, вылетевших с авиабазы Кинлосс для атаки с малой высоты германского линкора "Тирпиц". Машина была сбита зенитным огнем и разбилась, упав в замерзшее озеро.
«Галифакс» B.Mk.II в музее Королевских ВВС в Хендоне (Лондон, Англия). В этом музее демонстрируется хорошо сохранившийся остов сбитого во время войны бомбардировщика, поднятый с морского дна