Lockheed B-34 Lexington / PV Ventura / PV-2 Harpoon
Варианты:
Lockheed - B-34 Lexington / PV Ventura / PV-2 Harpoon - 1941 - США
Страна: США
Год: 1941


Морской патрульный самолет
Описание:
B-34 Lexington / PV Ventura / PV-2 Harpoon
Lockheed 37 Ventura и Harpoon
Фотографии

B-34 Lexington / PV Ventura / PV-2 Harpoon

Средний бомбардировщик, морской разведчик-бомбардировщик, патрульно-противолодочный самолет, двухмоторный цельнометаллический моноплан. Имел убирающееся шасси с хвостовым колесом и двухкилевое оперение. Экипаж - 4-5 чел. Был спроектирован в КБ фирмы "Локхид эйркрафт" под руководством Дж.Коулинга(PV-1), Дж. Уэссела и С. Фортера (PV-2). Проект L-37 представлял собой военный вариант пассажирского самолета L-18. Головной серийный (опытного образца не существовало) самолет взлетел 31 июля 1941 г.
Серийное производство велось на заводе "Вега эйркрафт" (с декабря 1943 г. - "Локхид") в Бэрбанке с сентября 1941 г.
Всего построено 3028 экз. разных модификаций, исключая L-18 и военно-транспортные варианты, из них 941 экз. в вариантах бомбардировщиков. Выпуск бомбардировочных вариантов прекратили в апреле 1943 г. Самолет был снят с производства в сентябре 1945 г.
Состоял на вооружении армии США с декабря 1941 г., флота - с октября 1942 г., Великобритании - с мая 1942 г., Канады - с июня 1942 г., ЮАС - с осени 1942 г., Австралии - с мая 1943 г., Новой Зеландии и Бразилии - с сентября 1943 г., Франции - с 1944 г.
Основные серийные модификации:
- "Вентура" I, бомбардировщик, экспортный вариант для Великобритании с моторами R-2800-S1A4-G, вооружение 2x12,7+6 - 8x7,69, бомбы до 1134 кг или одна торпеда (908 кг) внутри, в Англии переделывался в патрульно-противолодочный самолет "Вентура" GR.I;
- "Вентура" II (R-37), бомбардировщик, экспортный вариант для Великобритании с моторами R-2800-31 (GR-2800-SB2-G), измененным бомбоотсеком, дополнительные съемные бензобаки, вооружение как у типа I, бомбы до 1361 кг или одна торпеда (908 кг) внутри;
- PV-3, переделка типа II для ВМФ США с установкой РЛС, вооружение 2x12,7+2x7,62, бомбы и торпеды как у "Вентуры" II;
- B-34 "Лексингтон", аналог типа II, патрульно-противолодочный самолет и учебный бомбардировщик с моторами R-2800-31 для ВВС армии США, вооружение 4x12,7+4x7,62 (полевые переделки 2x12,7+4x7,62), бомбы до 1341 кг;
- B-34A ("Вентура" IIA), экспортный вариант B-34.
- PV-1 ("Вентура" GR.V), патрульно-противолодочный самолет с моторами R-2800-31, подкрыльные пилоны для бомбодержателей, установлена РЛС, вооружение 4x12,7+2x7,62, бомбы до 2270кг (позднее - 7x12,7+2x7,62, полевые переделки до 7x12,7+ 6x7,62, 8хНУР);
  - PV-2 "Гарпун", новое хвостовое оперение, изменены мотогондолы, увеличены бензобаки, вооружение 9x12,7; бомбы до 2722 кг.
В США B-34 служили для патрулирования побережья и как учебные. С октября 1942 г. бомбардировщики служили только для учебных целей. PV-3 патрулировали побережье США с октября 1942 г., в январе 1943 г. были сменены PV-1. С апреля такие же самолеты летали с Алеутских о-вов и в Карибском море, с начала 1944 г.- в Средиземном море. С января 1944 г. совершали ночные и дневные налеты на Курилы. С мая 1943 г. действовали в южной части Тихого океана. "Вентуры" летали в США до августа 1948 г. (в резерве флота состояли до 1957 г.)
Британские королевские ВВС начали осваивать "вентуры" с мая 1942 г. Первый боевой вылет состоялся 3 ноября - на железнодорожный узел в Голландии. В декабре "вентуры" участвовали в массированном налете на завод радиооборудования в Эйндховене. Далее они действовали мелкими группами против различных целей в Северной Франции, Бельгии и Нидерландах до сентября 1943 г. В Великобритании "вентуры" перестали применяться как бомбардировщики с октября 1943г. Оставшиеся самолеты переделали в противолодочные, они служили в Береговом командовании до октября 1944 г.
В Канаде "вентуры" эксплуатировали над Атлантикой с августа 1942 г. только в учебных целях до апреля 1947 г.. Австралийские бомбардировщики недолго воевали на Новой Гвинее в 1944 г, сняты с вооружения в 1947 г.; их законсервировали и окончательно списали в феврале 1953 г. Южноафриканские самолеты применялись только как патрульно-противолодочные с конца 1943 г. до конца 1960-х годов. В Бразилии "вентуры" летали до 1954 г.
Новозеландские самолеты действовали на Тихоокеанском театре с октября 1943 г. Они бомбили о.Бугенвиль, о. Гуадалканал, охотились за японскими судами. Позднее воевали на Новой Гвинее, Новой Британии, островах Фиджи, Тонга и Эллис до июня 1945 г. Сняты с вооружения в 1946 г.,
Небольшое количество самолетов, интернированных на Камчатке в 1943-1945 гг., использовалось советскими ВВС в операциях против японцев на Курильских о-вах в августе 1945 г. Последние из них эксплуатировались авиацией Министерства рыбной промышленности на Дальнем Востоке до 1949 г.


Самолет||"Вентура"I/PV-2
Размах:||19,96 м/22,8 м
Длина:||15,67 м/13,86 м
Моторы, количество х мощность:||2x1850 л.с./ 2x2000 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||11793 кг/16400 кг
Максимальная скорость:||502 км/ч / 450 км/ч
Практический потолок:||7620 м/7250 м
Дальность:||1490 км/4920 км

Lockheed 37 Ventura и Harpoon

Успех проекта Lockheed Hudson в британских ВВС побудил компанию "Lockheed" предложить Министерству обороны военный вариант более крупного самолета Lockheed 18 Lodestar. В результате проявленного интереса к новому проекту со стороны британских ВВС был создан Lockheed 37. В течение 1940 года для Королевских ВВС Великобритании построили 675 таких самолетов, названных Ventura.
  В сравнении с Hudson самолет Ventura имел более эффективное вооружение, большую бомбовую нагрузку и более мощные двигатели. Эксплуатация самолета в Королевских ВВС Великобритании началась 3 ноября 1942 года, но вскоре они были признаны непригодными для применения в светлое время суток и были переведены в Береговое командование. Также большое количество самолетов Ventura строилось для ВВС Армии и ВМС США, а также для поставок по ленд-лизу. Данные самолеты имели обозначение PV-1 Ventura.
  Самолеты Ventura состояли на вооружении в странах Британского Содружества, в ВВС Свободной Франции и ВВС Бразилии. Вариант PV-2 - с большей дальностью полета - был заказан ВМС США в июне 1943 года и получил название Harpoon. Общий объем производства самолетов Ventura и Harpoon составил на сентябрь 1945 года 3028 машин. После войны самолеты PV-2 были переданы Италии, Японии, Голландии, Перу и Португалии.


Варианты

  Ventura Mk I: первоначальный серийный вариант для британских ВВС, оснащенный двигателями Pratt & Whitney Double Wasp S1A4-G мощностью по 1850 л. с.; несколько самолетов впоследствии модифицировали в Великобритании для эксплуатации в Береговом командовании под обозначением Ventura GR.Mk I
  Ventura Mk II: похож на Ventura Mk I, но с бомбоотсеком большей емкости и двигателями Pratt & Whitney R-2800-31 мощностью по 2000 л. с.
  Ventura Mk IIA: схож с вариантом Ventura Mk II, но с другим вооружением
  Ventura GR.Mk V: обозначение в британском Береговом командовании варианта самолета PV-1; впоследствии некоторые были модифицированы в транспортные самолеты с обозначением Ventura C.Mk V
  B-34 (позже RB-34): около 20 самолетов, схожих с Ventura Mk IIA, реквизированных для ВВС Армии США из поставок по ленд-лизу; на часть затем установили РЛС ASV
  B-34A (позже RB-34A): обозначение 101 самолета, применявшегося в ВВС Армии США как учебно-тренировочный и реквизированный из контрактных поставок по ленд-лизу
  B-34B (позже RB-34B): 13 самолетов, использовавшихся для подготовки штурманов в ВВС Армии США (реквизированы из контракта по ленд-лизу)
  B-37: вариант самолета с двигателями Wright R-2600-13 мощностью по 1700 л.с. и иным вариантом вооружения; для ВВС Армии США построено 18 самолетов - из общего заказа в 550 машин
  PV-1: аналог Ventura Mk II, но с модифицированным бомбовым отсеком и сокращенным оборонительным вооружением, а также с установленной РЛС; поздние машины могли нести ракеты HVAR на подкрыльевых пилонах, а часть была модифицирована под требования КМП США для использования в качестве ночных истребителей - они получили британские РЛС для обнаружения воздушных целей
  PV-1P: несколько самолетов PV-1, переоборудованных для фоторазведки
  PV-2: вариант для ВМС США с новым крылом большего размаха для увеличения объема топлива, переделанным хвостовым оперением и другим составом вооружения; машины с 31-й по 469-ю оснащались новым перепроектированным крылом
  PV-2C: обозначение 30 самолетов PV-2, использовавшихся для обучения - отличались герметизированными топливными баками-кессонами во внешних секциях крыла
  PV-2D: аналог PV-2, но с измененным вооружением; поставлено 35 машин - после окончания войны на Тихом океане контракт аннулировали
  PV-2T: обозначение учебно-тренировочных невооруженных PV-2
  PV-3: обозначение 27 самолетов Ventura Mk II, построенных по британскому контракту, но переданных ВМС США


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Lockheed PV-1 Ventura

  Тип: морской патрульный самолет
  Силовая установка: два звездообразных ПД Pratt & Whitney R-2800-31 мощностью по 2000 л. с. (1491 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 4205 м - 518 км/ч; практический потолок 8015 м; нормальная дальность 2189 км
  Масса: пустого 9161 кг; максимальная взлетная 14096 кг
  Размеры: размах крыла 19,96 м; длина 15,77 м; высота 3,63 м; площадь крыла 51,19 м2
  Вооружение: два 12,7-мм стреляющих вперед пулемета, два таких же пулемета в надфюзеляжной стрелковой установке и два 7,72-мм пулемета в подфюзеляжной установке, плюс до 1361 кг бомб, или шесть 147-кг глубинных бомб, или одна торпеда
Lockheed PV-1 из 135-й бомбардировочной эскадрильи ВМС США, Тихий океан, 1944 год. В годы войны ВМС США закупили около 1600 самолетов PV-1.
Данный Ventura Mk II принадлежал британской 21-й эскадрилье, дислоцировавшейся в Метволде, графство Норфолк. Ventura поступил на вооружение ВВС в ноябре 1942 года, одно из первых заданий - бомбардировка 6 декабря концерна "Phillips" в Эйндховене.
Новозеландские ВВС для замены своих Hudson приобрели 116 самолетов PV-1 и 23 самолета B-34A, переданных из ВВС Армии США (включая и этот NZ4600). Самолеты поступили в 1-ю, 2-ю, 3-ю, 4-ю и 8-ю эскадрильи.
Ventura также экспортировался в Австралию, Бразилию, Канаду, Нидерланды, Новую Зеландию, Францию, Японию и ЮАР (на рисунке).
PV-1 Ventura из 1-й АГ средних бомбардировщиков ВВС Бразилии
С окончанием войны служба Ventura не завершилась - часть оставались в эксплуатации многие годы. Данная машина в качестве буксировщика мишеней использовалась канадскими ВВС и в 1950-х годах. Ряд машин переделали в корпоративные самолеты.
Lockheed PV-2 Harpoon эскадрильи VPB-142 ВМС США, Марианские о-ва, 1945 год. В июне 1940 года компания "Vega Aircraft", субсидируемая "Lockheed", заключила контракт с британской закупочной комиссией на поставку 875 экземпляров бомбардировщика, созданного на базе авиалайнера Lockheed Lodestar. Lockheed V-146, или Vega 37, оснастили более мощными моторами Hudson, удлинили носовую часть фюзеляжа и установили оборонительное вооружение. Самолеты, известные как PV-1 Ventura, B-34/B-37 Lexington и PV-2 Harpoon, имели схожую компоновку. Модификация PV-2 (на рисунке) стала одной из самых массовых. Вооружение: пять неподвижных пулеметов в носу, два вверху и три внизу. На самолетах поздних выпусков количество носовых пулеметов довели до восьми. Значительно отличался от Ventura более крупный Harpoon - общими были лишь часть фюзеляжа, внутренние секции крыла и мотогондолы. Обозначение B-34/B-37 Lexington использовалось в ВВС США для первых ленд-лизовских PV-1, предназначавшихся для морского патрулирования.
Lockheed PV-2 Harpoon, B.A.9, Luanda, Angola, 1962.
PV-1 нес два подвесных топливных бака по 587 л, а в варианте большой дальности - два бака по 1855 л в бомбоотсеке.
Патрульно-противолодочный самолет PV-2 Harpoon из раннего выпуска - с короткой носовой частью и кабиной, смещенной назад. Моторы тщательно закапотированы. После 1945 года многие Harpoon переделали в учебно-тренировочные PV-2T, часть самолетов поставили в дружественные США страны.
С увеличением размаха крыла и площади хвостового оперения улучшилась управляемость, выросла масса полезной нагрузки, но ухудшились летные данные машины. На снимке - первый экземпляр PV-2 Harpoon, проходивший испытания на "Vega Aircraft" в Бербанке.
В 1942 году основными патрульными самолетами ВМС США большой и средней дальности были PBY-5 Catalina (слева) и PV-1 Ventura соответственно. Самолет на снимке действовал на Тихом океане, базируясь на Алеутских островах.
"Вентура" I из 21-й эскадрильи британских ВВС, 1943 г.
Другая "Вентура" I из той же части, март 1943 г.
На снимке, датируемом 25 января 1944 года, запечатлен PV-1 из 1-го авиакрыла КМП США на Бугенвиле. Вырезы в виде почтовых конвертов на внешней части консолей крыла - особенность всех самолетов, созданных на базе транспортного Model 14.
PV-1 на заводском аэродроме в Бэрбанке
A Ventura II photographed at Boscombe Down with an experimental Installation of eight rocket projectiles beneath the wings.
This interesting picture of an RB-34 shows a machine with R.A.F. camouflage and serial (AJ311), and U.S.A.A.F. stars and bars. The Lockheed Vega 37 was built under British contract as the Ventura I. The B-34 contract for the U.S. included many transferred to the R.A.F. as Ventura II and IIA.
OXYDOL YELLOW AND BLACK. Rarely illustrated Royal Canadian Air Force air gunnery target-towing aircraft, familiarly known as "Oxydols" after the branded soap powder's yellow-and-black carton, is a Lockheed-Vega Ventura (R.C.A.F. serial 2222) at Sea Island, Vancouver, B.C.
Venturas of No. 21 Squadron, R.A.F., at Bodney in January 1941. Note the twin depressable 0.303-in. machine-guns in the nose and fixed 0.5-in. gun above
Самолеты PV-1 эскадрильи VPB-135 на Алеутах, осень 1944 г.
The Lockheed PV-1 Ventura Naval Patrol Monoplane (two Pratt & Whitney R-2800-31 engines).
В 1943г. на Алеутах стали базироваться бомбардировщики PV-1 "Вентура"
A Lockheed-Vega Ventura of the S.A.A.F. on a coastal patrol off Gibraltar. The particular machine illustrated. No. 6403 ended its days on the R.A.F. Salvage Dump at Kasfareet in 1947. but other S.A.A.F Venturas are still in service.
Lockheed Ventura II AE854 of No. 464 Squadron, R.A.A.F., which was formed on the type at Feltwell on 1st September 1942. It re-equipped with Mosquitoes in August 1943
Данный Ventura Mk II (AJ206), начиная с июня 1943 года, проходил длительные испытания в Боскомб-Дауне. Mk II не подходил для европейского ТВД и был снят с вооружения в 1943 году - многие машины передали в Береговое командование британских ВВС.
Британские Ventura участвовали в налете на завод "Phillips" в Эйндховене, Нидерланды, в 1942 году.
В декабре 1942 года ВМС США получили первый из почти 1200 своих самолетов Lockheed PV-1. Большая часть этих машин попала в бомбардировочные, а не в патрульные эскадрильи.
"Вентура" летит на боевое задание
Британские ВВС и ВВС Армии США решили, что B-34 Lexington для ударов по хорошо защищенным объектам совершенно не подходит, и перевели его на учебные задачи.
Группа самолетов из эскадрильи VP-142 над атоллом Тарава, декабрь 1943 г.
По ленд-лизу британцы получили 388 PV-1, обозначенных Ventura GR.Mk V, и преимущественно передали их ВВС стран Содружества, включая и этот самолет южноафриканских ВВС.
Ventura NZ4638 of No. 2 Squadron, R.N.Z.A.F., circles over Green Island in the Northern Solomons where the squadron was based during its second tour of operations in the Pacific. No 2 continued to fly Venturas, from Ohakea, New Zealand, until 1947.
The fins of the PV-1 bear civil registration N7538; U.S. Navy serial 33202, and the numbers 34626 under the tailplane end plate.
Пулеметы в носовой части PV-1
Бразильская "Вентура" в полете
Церемония передачи "Вентур" ВВС Бразилии. 30 марта 1944г.
Looking battered and bruised, the PV-1 Ventura awaits delivery to Howard Aero Inc., of Texas, who will convert it into a slick Super-Ventura luxury transport.
Compare this V.I.P. conversion Lockheed-Vega Ventura with Lodestar civil counterpart. Markings are South African Air Force.
Подготовка к подвеске бомб на одном из аэродромов Алеутских островов, эскадрилья VPB-135, лето 1943 г.
Lockheed PV-2 Harpoon из резерва ВМС США. В носовой части фюзеляжа стоят два 12,7-мм пулемета Colt. Первые 69 самолетов начали эксплуатировать в марте 1944 года. Эти самолеты выполняли боевые вылеты в районе Курильских островов. Выпуск PV-2 свернули в пользу производства более совершенных P2V Neptune.
Now joining the many Lockheed two-motor "war veterans" for civil conversion are examples of the Lockheed-Vega Model 15 ordered for the U.S. Navy as the PV-2 Harpoon. The three examples illustrated were photographed at Houston International Airport, Texas. All are finished in "midnite blue", but differ in detail and markings. (Photo) Another ex-U.S.N. PV-2 (carefully painted N7453C; BuAer. 37512). Other Harpoons are N6855C, N7079C and N7408C.
Now joining the many Lockheed two-motor "war veterans" for civil conversion are examples of the Lockheed-Vega Model 15 ordered for the U.S. Navy as the PV-2 Harpoon. The three examples illustrated were photographed at Houston International Airport, Texas. All are finished in "midnite blue", but differ in detail and markings. (Photo) An ex-U.S.N. PV-2T crew trainer (N7455C; BuAer. 37631), with a normal nose;
Now joining the many Lockheed two-motor "war veterans" for civil conversion are examples of the Lockheed-Vega Model 15 ordered for the U.S. Navy as the PV-2 Harpoon. The three examples illustrated were photographed at Houston International Airport, Texas. All are finished in "midnite blue", but differ in detail and markings. (Photo) An extended-nose PV-2 (N7459C; BuAer. 37230), formerly used by the U.S Marines for radar crew training.
Photographed at Copenhagen airport (Kastrup) by reader Kurt Birlie, this PV-2 Harpoon of the French Navy carried the registration F-YCKA.
Lockheed-Vega PV-2 Harpoons are in service with the U.S .N. Res., Dutch Navy and the Japanese S.D.F. Some, including "238" illustrated, are in service with the Italian Air Force.
The Lockheed PV-2 Harpoon Naval Patrol Monoplane (two Pratt & Whitney R-2800-31 engines).
С 1954 года PV-2 Harpoon состояли на вооружении ВВС Португалии в подразделении Esquadra de Reconhecimento Maritime, базировавшемся на Монтихо. В 1960-е годы несколько морских самолетов-разведчиков привлекались для борьбы с партизанами в Анголе.
Although no longer used operationally, Lockheed PV-2 Harpoons, some of which were acquired from the Netherlands by the Portugese Air Force, have been based in the overseas territories for several years. Servicing and refuelling facilities were sometimes minimal, as this picture in Angola shows.
Unusual American twin among the month's Airport Visitors was the Super Ventura N9060.
HOWARD AERO SUPER VENTURA - Howard Aero Inc. of San Antonio International Airport, Texas, is doing for the Lockheed-Vega 37 Ventura bomber what Lear Inc . of Santa Monica, California, has done for its civilian counterpart, the Lockheed Model 18 Lodestar. Externally, the immediately obvious changes in shape of the Super Ventura include the "solid" nose; more rakish cockpit windscreen; reshaped nacelles with spinners; "king-size" picture windows; revised tail assembly and deeper rear fuselage - the former ventral gun position "kink" having been smoothed out. For the same fuel expended, the Super Ventura will carry nearly twice the useful load of a DC-3 at 50 per cent greater cruising speed. Engines : 2,400-h .p. P. & W. Double Wasp R-2800-C radials driving three - or special four-blade airscrews. Weights (approx.): empty 19,000 lb.; loaded 31,000 lb. Photo shows one of the first Super Venturas, N5390N .
Howard 350 (two 2,500 hp Pratt & Whitney R-2800 CB-17 engines)
EXECUTIVE VENTURA N64001 is one of a small number of U.S.-based, civilianised Lockheed-Vega Model 37s. Current Aerojet General Corpn. (Azusa, Calif.) tests improve ex-U.S.N. PV-1 take-off performance by 50 per cent when two 1,000-Ib. S.t. 15K5-1000-AI bootle units are fitted under fuselage.
Этот Oakland Centaurus - Lockheed Harpoon, доработанный фирмой "Oakland Airmotive" - является типичным представителем послевоенных деловых самолетов. Машина имела герметичную кабину и могла даже оснащаться стартовыми ракетными ускорителями JATO.
New Harpoon is the Oakland Airmotive Centaurus (N7436C), flown for the first time at end of April. Intended for business executive buyers, the Centaurus will be available in 8-, 10-. 12- or 14-passenger variants, each with eight (four "picture") windows. Useful load for gross 32.000 lb. is 13,500 lb., including 4,695 lb. for passengers and freight. At 10,000 ft. (55 per cent power) the cruise is 280 m.p.h. for more than 2.000 miles range. Maximum speed: 328 m.p.h. Engines: two 2,000-h.p. P. & W. R-2800 radials. New wing now spans 74 ft., and length 54 ft.
Lockheed Ventura I
Lockheed Ventura I