Martin B-26 Marauder / Type 179
Страна: США
Год: 1940


Средний бомбардировщик с экипажем из семи человек
Описание:
B-26 Marauder / Type 179
Martin B-26 Marauder
Фотографии

B-26 Marauder / Type 179

Средний бомбардировщик, двухмоторный цельнометаллический моноплан с убирающимся шасси с носовой стойкой. Экипаж 5 - 7 человек. Создан в КБ фирмы "Гленн Л.Мартин эйркрафт" под руководством П.Магрудера. Опытного образца самолета не было. Серийное производство начато осенью 1940 г. Выпускался заводами "Мартин" в Балтиморе и Омахе. Построено 5266 экз.
B-26 состоял на вооружении в США с февраля 1941 г., в Великобритании - с мая 1942г., во Франции - с сентября 1943 г.
Основные серийные модификации:
  - B-26 с моторами R-2800-5, вооружение 3x12,7+2x7,62;
  - B-26A ("Мародер" I), вооружение 5x12,7, протектированные бензобаки, бронезащита;
  - B-26B ("Мародер" IA), моторы R-2800-5/41/43, вооружение 7x12,7 ("Мародер" IA - 5x12,7), с B-10 - удлиненное крыло;
  - B-26C, аналог B-26B, выпускавшийся в Омахе;
  - B-26F с измененным углом установки крыла;
  - B-26G ("Мародер" III) с отличиями по оборудованию.
Бомбовая нагрузка 1360 - 1800 кг.
Первое боевое применение в ВВС армии США - в апреле 1942 г. в налетах на Новую Гвинею. Английские "мародеры" начали воевать в ноябре 1942 г. в Северной Африке вместе с американскими. В июне 1942 г. B-26 участвовали в сражении у Мидуэя (как торпедоносцы). С мая 1943г. их начали применять американские части в Англии. Французские машины использовались в Италии с марта 1944 г.
B-26 сняли с производства в марте 1945 г. Сняты с вооружения в ВВС армии США в декабре 1946 г. (ВМФ - в ноябре 1947 г.), в Великобритании - в 1946 г., во Франции - в 1947 г. (отдельные самолеты применялись до 1958 г.)


B-26G||
Размах:||21,65 м
Длина:||17,79 м
Моторы, количество х мощность:||2x2000 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||17400 кг
Максимальная скорость:||454 км/ч
Практический потолок:||6030 м
Дальность:||1770 км

Martin B-26 Marauder

Martin Model 179 создавался под требования авиакорпуса Армии США от 1939 года на новый скоростной средний бомбардировщик. Проект оказался настолько хорош, что военные в сентябре 1939 года разместили в компании заказ на 201 самолет еще до того, как машина смогла окончательно перейти из стадии проектирования в стадию постройки серийного самолета. Причем постройка прототипа или предсерийных машин исключалась - беспрецедентный случай в истории авиакорпуса Армии США. В итоге первый серийный самолет, получивший обозначение B-26, был облетан уже 25 ноября 1940 года. Позднее самолет был назван Marauder. Конструктивно он представлял собой свободнонесущий высокоплан с просторным фюзеляжем круглого сечения и экипажем из пяти (затем семи) человек. Самолет имел убирающееся трехопорное шасси с носовым колесом и оснащался двумя звездообразными двигателями Pratt & Whitney R-2800-5 Double Wasp мощностью по 1850 л.с.
  Официальные испытания продемонстрировали, что B-26 превосходит все предъявленные к нему требования, но этого удалось достичь ценой некоторых жертв, в том числе и за счет ухудшения управляемости на малых скоростях полета. В появившейся затем модификации B-26A были реализованы доработки на основе замечаний, полученных в ходе эксплуатации машины в частях. Однако выросшая в итоге полетная масса привела к дополнительному ухудшению управляемости на малых скоростях. Количество аварий увеличилось, поэтому была создана комиссия с задачей определить, насколько серьезны имеющиеся проблемы и не следует ли прекратить производство данного самолета. Впрочем, комиссия приняла решение осуществить доработку машины и внести коррективы в процесс учебной подготовки летчиков. В конечном итоге это привело к тому, что из всех американских самолетов, находившихся на вооружении 9-й Воздушной армии США в Европе, наименьший процент потерь был именно у Marauder.
  Командование ВВС Армии США вначале приняло решение о развертывании самолетов B-26 на Тихоокеанском театре военных действий, но ранее - в ноябре 1942 года - самолеты B-26B и B-26C стали появляться в Северной Африке, ими были вооружены 12 эскадрилий их состава 17-й, 319-й и 320-й бомбардировочных авиагрупп американской 12-й Воздушной армии. Самолеты оказали активную авиационную поддержку войскам союзников на Корсике, Сардинии и Сицилии, в континентальной Италии и южной Франции. По договору о ленд-лизе Королевские ВВС Великобритании получили 522 самолета Marauder. Самолеты также находились в составе эскадрилий ВВС Южной Африки.


Варианты

  B-26: базовая серийная модель (201 самолет)
  B-26A: в целом схож с B-26, но оснащен двигателями R-2800-9 или -39 мощностью по 1850 л.с.; имел возможность брать дополнительное топливо и торпеду на внешней подвеске, а также возможность внесения изменений в ряд систем; установлено более мощное вооружение (139 самолетов)
  B-26B: усовершенствованный базовый вариант с двигателями R-2800-41 мощностью по 2000 л.с.; изменено вооружение, усилена бронезащита, начиная с 642-й машины, размах крыла увеличен на 1,83 м, а также увеличена высота киля и введено дополнительное вооружение (1883 самолета)
  AT-23A (затем TB-26B): обозначение 208 самолетов B-26B после их переоборудования в 1943 году для использования в качестве буксировщиков мишеней и учебно-тренировочных самолетов для подготовки бортстрелков
  CB-26B: обозначение нескольких B-26B после переоборудования их в транспортный вариант
  B-26C: серийный вариант; выпускался на отдельной сборочной линии в Омахе, штат Невада, в целом аналогичен B-26B, но с двигателями R-2800-43 (1210 самолетов)
  AT-23B (затем TB-26Q): обозначение 375 самолетов B-26C после переоборудования их в 1943 году для использования в качестве буксировщиков мишеней и учебно-тренировочных самолетов для подготовки бортстрелков
  XB-26D: обозначение одного опытного B-26, переоборудованного для оценочных испытаний воздушной антиобледенительной системы передних кромок крыла и хвостового оперения
  XB-26E: обозначение одного опытного (экспериментального) самолета с уменьшенной полетной массой и надфюзеляжной турелью, передвинутой вперед - до задней кромки крыла
  B-26F: серийный вариант; угол установки крыла увеличен до 3°30'для улучшения взлетных характеристик; внесены изменения в оборудование (300 самолетов)
  B-26G: серийный вариант, схожий с B-26F, но с небольшими изменениями (893 самолета)
  TB-26G: последний серийный вариант B-26G для подготовки экипажей или для буксировки мишеней; построено 57 самолетов, из которых 47 переданы ВМС США и получили обозначение JM-2
  XB-26H: обозначение одного B-26G после переоборудования его для испытания шасси, предназначенного для самолета Boeing B-47
  JM-1: новое обозначение 225 самолетов AT-23B после их передачи в ВМС США
  JM-1P: новое обозначение небольшого числа JM-1 после переоборудования их для использования в качестве самолетов для аэрофотосъемки (разведки)
  JM-2: см. TB-26G
  Marauder Mk I: обозначение, принятое в Королевских ВВС Великобритании для ленд-лизовских самолетов B-26A
  Marauder Mk IA; обозначение, принятое в Королевских ВВС Великобритании для ленд-лизовских самолетов B-26B
  Marauder Mk II: обозначение, принятое в Королевских ВВС Великобритании для ленд-лизовских самолетов B-26C
  Marauder Mk III: обозначение, принятое в Королевских ВВС Великобритании для ленд-лизовских самолетов B-26F и B-26G


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Martin B-26G Marauder

  Тип: средний бомбардировщик с экипажем из семи человек
  Силовая установка: два звездообразных ПД Pratt & Whitney R-2800-43 Double Wasp мощностью no 2000 л. с. (1491 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 1525 м - 455 км/ч; практический потолок 6035 м; дальность 1770 км
  Масса: пустого 11476 кг; максимальная взлетная 17 327 кг
  Размеры: размах крыла 21,64 м; длина 17,09 м; высота 6,20 м; площадь крыла 61,13 м2
  Вооружение: одиннадцать 12,7-мм пулеметов (в фиксированной носовой, наводимой носовой и бортовых стрелковых установках, а также в надфюзеляжной и хвостовой турельных установках), плюс до 1814 кг бомб
B-26A "Мэроудер" из 22-й бомбардировочной группы USAAF.
B-26B-40 (42-43304) of 444th BS, 320th BG, 12th Air Force, Decimomannu, Sardinia, 1944. Note original (faded) star in early aft position with newly-applied bars.
B-26B-55 (42-96152) of 598th Bomb Squadron, 397th Bomb Group, 9th Air Force, based at Dreux, France. September 1944. Note that the white portions of invasion markings on upper and side surfaces have been erased, leaving grey primer undercoat.
Этот B-26B-55-MA, названный "Missouri Mule II", принадлежал 598-й бомбардировочной эскадрилье 397-й бомбардировочной группы, дислоцировавшейся в 1944 году в Дрё (Франция). Перед лобовым остеклением можно видеть оливкового цвета антибликовое покрытие, а полосы на фюзеляже - обозначение для самолетов во время высадки во Франции - сделаны менее заметными.
B-26G-1 (43-34133) of 456th Bomb Squadron, 323rd Bomb Group, 9th Air Force, based at Laon/Athies, France, winter 1944-45. Note overall semi-gloss black finish for nocturnal intruder operations over the Ardennes.
B-26G-5 (44-68119) of 585th Bomb Squadron, 394th Bomb Group, 9th Air Force, based at Cambrai/Niergnives, France, November 1944.
Marauder IA (FK375) of No 14 Sqdn. RAF, operating from Fayid, Egypt, in 1942. Note standard desert camouflage.
B-26G-25 Marauder (44-68165) of Groupe de Bombardement I/32 "Bourgogne" (Armee de l'Air) of 1st TAF, based at St Dizier, 1945. Note: Natural metal with olive drab upper surfaces and roundels at all four wing stations.
Бомбардировщиками B-26, поставленными непосредственно из США, эскадрильи ВВС Свободной Франции перевооружили незадолго до окончания войны. Изображен B-26G-25 (44-68165) из GВ I/32 "Bourgogne", Сент-Дизье, 1945 год. Зеленая полоса на фюзеляже и зеленый номер на вертикальном оперении обозначают принадлежность к 34-й бомбардировочной эскадре. Вместо американской звезды в опознавательный знак "вписана" кокарда ВВС Франции.
Летающая лаборатория ТРД Atar. Авиакосмическая промышленность Франции на протяжении многих лет использовала для испытаний двигателей различные летающие лаборатории. В 1950 году на снятый с вооружения ВВС Франции B-26G-10-MA (43-34584) установили ТРД Atar. Двигатель размещался в хвостовой части, а воздухозаборники сделали ближе к носовой части.
Martin B-26B Marauder "Dee-Feater”, belonging to the 597th Squadron of the 397th Bomb Group, based at Rivenhall, Essex, was photographed during World War Two by Charles E. Brown. The Group became operational in April 1944.
Сохранившийся до наших дней экземпляр бомбардировщика B-26 (США)
В 1959-1967 годах самолет N5546N сменил несколько владельцев, а затем попал в авиаколлекцию рариретов "Confederate Air Force". Восстановление самолета было начато в 1975 году, в воздух он вновь поднялся в 1984 году. Он получил название "CAROLYN" (на фото), однако 28 сентября 1995 года разбился около Одессы, штат Техас. По состоянию на 2012 год в процессе восстановления находились три B-26.
Один из ранних B-26, окрашенный по схеме Olive Drab / Neutral Gray (оливково-зеленый/нейтрально-серый), принятой в ВВС Армии США в 1942 году.
Взлетает B-26
Первый Marauder (40-1361) строился по стандарту серийного самолета, но фактически стал прототипом. Фотография сделана вскоре после первого полета 25 ноября 1940 года.
На этом снимке представлены все новейшие боевые самолеты, принятые на вооружение ВВС США накануне Второй мировой войны. В первом ряду стоят истребители P-40, P-39, P-43 и двухбалочный P-38. Позади - бомбардировщики B-17, B-18, B-25 и B-26
B-26A на аэродроме
B-26G - последний вариант Marauder, пошедший в серийное производство. Выпущено 893 самолета, последний - в апреле 1945 года. Сотрудник держит наготове огнетушитель, пока летчик-испытатель готовится запустить левый двигатель самолета с №44-68144 из последней партии в 117 самолетов B-26G-25-MA.
Also powered by the Twin Wasp was the Marauder I, pictured here in September 1942.
Marauder активно применялись в Северной Африке, чуть меньше - на Тихом океане, но самый значительный вклад внесли в операции на Европейском ТВД. Этот B-26B "Sweet Sue" (№41-18201) из 12-й ВА запечатлен в Тунисе в июле 1943 года.
B-26B-50-MA из 558-й бомбардировочной эскадрильи 387-й группы. 387-я группа выполнила 29 заданий в составе 8-й ВА, а в августе 1944 года была передана в 9-ю ВА и переброшена из Великобритании во Францию.
B-26B в полете
Код "PN" позволяет отнести этот B-26B к 449-й бомбардировочной эскадрилье 322-й группы, которая стала первой группой B-26, переброшенной на Европейский ТВД.
A Martin B-26B-25-MA Marauder (foreground) with a B-26C-5-MO behind, both aircraft being from the 322nd Bombardment Group flying in Europe in 1943.
Большая часть Marauder была построена на заводе в Балтиморе, но 1210 самолетов B-26C выпущены на заводе компании в Омахе, штат Небраска. Данные невооруженные самолеты - вероятно, учебные.
The Martin B-26F Marauder Medium Bomber (two Pratt & Whitney R-2800-43 engines).
Этот B-26B Shootin, 42-95857, из 556-й бомбардировочной эскадрильи 387-й группы сбрасывает бомбы на цели в оккупированной Европе. 9-я ВА активно использовала Marauder, поддерживая продвижение союзных войск после высадки в Нормандии.
Бомбардировочная авиация союзников постоянно наносила удары по коммуникациям стран Оси. На фотографии бомбардировщики B-26 Marauder 12-й Воздушной армии США наносят удар по железнодорожному мосту в Анастазии.
Один из 100 Marauder Mk II (B-26C-30), сохранивший серийный номер ВВС Армии США. Самолеты варианта Mk II были вооружены четырьмя 12,7-мм пулеметами в носовой части фюзеляжа и отличались крылом увеличенного размаха.
Второй в британских ВВС эскадрильей, перевооруженной на Marauder, стала 39-я. Она получила, наряду с эскадрильями ВВС ЮАР, вариант Mk III (эквивалент B-26F/G). Союзнические эскадрильи действовали в интересах партизан Тито в составе Балканских ВВС.
Этот FK375/"D" "Dominion Revenge" - один из 19 Marauder Mk IA 14-й эскадрильи британских ВВС, базировавшейся в 1942 году в Файяде, Египет. Mk IA этой эскадрильи использовались для ведения морской разведки и борьбы с судоходством.
Бомбардировщик Martin Marauder Mk I впервые попал к англичанам в августе 1942 года в составе 14-й эскадрильи. Эта базировавшаяся в Египте авиачасть летала бомбить морские цели у берегов Сицилии и Италии.
В мае 1943 года начались налеты средних бомбардировщиков B-26 Marauder из Британии. В августе в бой вступила 387-я бомбардировочная группа. Первоначально B-26 летали на малой высоте и несли тяжелые потери. Вскоре эти самолеты перешли к тактике средневысотного бомбометания. На этом снимке они летят над оккупированной Европой.
Martin B-26 Marauder из 9-й ВА пересекает береговую черту после налета на германские войска.
"04" на вертикальном оперении обозначает принадлежность самолета к группе GB I/22. Внизу - средиземноморское побережье Франции.
B-26C с эмблемой группы GB I/22 "Maroc" ВВС Свободной Франции из 1-й тактической Воздушной армии США. Снимок сделан во время одного из первых боевых вылетов самолетов с аэродрома в юго-восточной части Франции.
B-26 из американской 310-й бомбардировочной группы готовятся к вылету на бомбардировку объектов противника на Сицилии. Авиабаза Берто, Алжир, март 1943 года.
Летчики 31-й бомбардировочной эскадры ВВС Свободной Франции выполняют предполетный осмотр самолета перед боевым вылетом на цели в Италии, Северная Африка, 1943 год.
ВМС США получили 272 самолета Marauder, из них 225 под обозначением JM-1. Бывшие буксировщики мишеней AT-23B применялись в той же роли и в авиации ВМС и КМП США. На фотографии - самолет морской пехоты, он окрашен в полностью желтый цвет.
A Martin TB-26B Marauder, a stripped version of the B-26B used for training and target towing.
N.A.R. Bendix entry in 1949. Called "Valley Turtle", this B-26C, N5546N, was owned by L. N. Cameron. Failed to meet 6 p.m. deadline so was disqualified.
Marauder TB-26C-20 N5546N (№41-35071) в 1946 году был продан "United Airlines", а позже приобретен Лелендом Кемероном, и в 1949 году принял участие в гонках "Bendix Trophy Race", получив номер "24" и название "Valley Turtle" (на фото). К августу 1951 года самолет перешел во владение компании "Tennessee Gas Transmission Company", которая поручила "AiResearch Aviation Service" переоборудовать его в корпоративный.
Marauder TB-26C-20 N5546N (№41-35071) в 1946 году был продан "United Airlines", а позже приобретен Лелендом Кемероном, и в 1949 году принял участие в гонках "Bendix Trophy Race", получив номер "24" и название "Valley Turtle". К августу 1951 года самолет перешел во владение компании "Tennessee Gas Transmission Company", которая поручила "AiResearch Aviation Service" переоборудовать его в корпоративный. В рамках переоборудования на самолет установили более мощные двигатели R-2800, новые трехлопастные воздушные винты и форкиль, а в фюзеляже оборудовали салон на 14-16 мест.
David Gray's photo of the civil Marauder
MARTIN B-26 MARAUDER: Once a familiar sight over wartime Europe, the Model 179 Marauder was the forerunner of the Canberra/IL-28 class of interdiction attack-bomber. Of the 4,708 B-26s built, 1940-45, none remain in military service but a few are luxury conversions as high-speed (300 m.p.h.-plus) executive transports as N171E, 1956 model.
Летающая лаборатория ТРД Atar. Авиакосмическая промышленность Франции на протяжении многих лет использовала для испытаний двигателей различные летающие лаборатории. В 1950 году на снятый с вооружения ВВС Франции B-26G-10-MA (43-34584) установили ТРД Atar. Двигатель размещался в хвостовой части, а воздухозаборники сделали ближе к носовой части.
Последний Marauder построен в варианте XB-26H Middle River STUMP JUMPER, он использовался для испытаний велосипедного шасси, разрабатывавшегося для Boeing XB-47 и Martin XB-48. Видны дополнительные укрепления фюзеляжа.
Большинство Marauder были сняты с эксплуатации сразу после Второй мировой войны. Данные B-26C-25 запечатлены на аэродроме базы хранения. Видно, что демонтаж двигателей нарушил центровку и машины "сели" на хвост.
B-26 из состава 12-й Воздушной армии после прямого попадания снаряда зенитки во время бомбардировки позиций береговой артиллерии в гавани Тулона. Действуя на относительно малой высоте, средние бомбардировщики были очень уязвимы от зенитного огня противника и истребителей.
The fuselage of one of the three Martin B-26 Marauders recovered for the museum and in process of being restored.
Martin B-26B-55
The Martin B-26C Marauder Medium Bomber.