Nakajima Ki.49 Donryu
Страна: Япония
Год: 1939


Тяжелый бомбардировщик
Описание:
Ki.49 Donryu
Nakajima Ki-49 (армейский тяжелый бомбардировщик Тип 100 Donryu)
Фотографии

Ki.49 Donryu

Средний бомбардировщик, двухмоторный цельнометаллический моноплан с убирающимся шасси с хвостовым колесом. Экипаж 8 человек. Создан в КБ фирмы "Накадзима кокуки". Опытный образец Ки.49 совершил первый полет в августе 1939 г. Серийное производство было начато в августе 1940 г. Выпускался на заводах "Накадзима" в Ота и "Мансю хикоки сейдзо" в Харбине. Всего построено 754 экз.
Ки.49 состоял на вооружении японской армии с 1940 г. (как "тип 100").
Выпускались две основные модификации:
  - Ки.49-I с моторами Ха.41, вооружение 1x20+4x7,69;
  - Ки.49-II с моторами Ха. 109, вооружение 1x20+5x7,69 (II-Ко) или 1x20+5x12,7 (II-Оцу).
Бомбовая нагрузка до 1000 кг.
Ки.49 впервые были использованы в крупных масштабах при налетах на Дарвин (Австралия) в начале 1942 г. Позднее применялись в боях на Новой Гвинее, в Малайе и Бирме. Служили как дневные и ночные бомбардировщики, дальние разведчики, транспортные и патрульно-противолодочные самолеты. В октябре 1944 г. Ки.49 активно применялись в боях на о.Лейте. В конце войны служили и в отрядах "камикадзе". В августе 1945 г. действовали против советских войск в Манчжурии.
Ки.49 был снят с производства в декабре 1944 г.


Ки.49-II||
Размах:||20,42 м
Длина:||16,5 м
Моторы, количество х мощность:||2x1450 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||11400 кг
Максимальная скорость:||492 км/ч
Практический потолок:||9300 м
Дальность:||2950 км

Nakajima Ki-49 (армейский тяжелый бомбардировщик Тип 100 Donryu)

Самолет Nakajima Ki-49 разрабатывался для замены принятого на вооружение в 1938 году Mitsubishi Ki-21. Требования к новому бомбардировщику оговаривали его способность действовать без прикрытия истребителей. Спроектированный самолет-среднеплан с консольным крылом был оснащен двумя звездообразными моторами Nakajima Ha-5 KAI мощностью по 950 л. с. (708 кВт), его экипаж состоял из восьми человек. Первый полет прототип Ki-49 выполнил в августе 1939 года. Второй и третий прототипы, наряду с семью предсерийными машинами, уже оснащались моторами Nakajima Ha-41 мощностью 1250 л.с. Такие же моторы потом стояли на серийных тяжелых бомбардировщиках Тип 100 Модель 1 Donryu (Ki-49-I), выпускавшихся с весны 1941 года. Первые Ki-49 поступили на вооружение Армии в марте. Они принимали участие в боях в Китае, на Тихом океане в районе Новой Гвинеи, наносили удары по Австралии. Очевидными недостатками бомбардировщика Donryu являлись недостаточная мощность силовой установки, низкая скорость и небольшая полезная нагрузка.
  Весной 1942 года первые полеты выполнили два экспериментальных самолета Ki-49-II, оснащенные более мощными моторами Ha-109. На этих машинах усилили бронезащиту и установили протектированные топливные баки. В серийное производство самолет запустили как Ki-49-IIa с вооружением, аналогичным Ki-49-I. В серию пошел также вариант Ki-49-IIb с тремя пулеметами калибра 12,7-мм (вместо трех 7,7-мм пулеметов). Невысокие летные данные по-прежнему не оставляли Ki-49 шансов при встрече с истребителями противника, поэтому был разработан Ki-49-III с моторами Nakajima Ha-117 мощностью 2420 л. с. Однако к декабрю 1944 года было выпущено только шесть прототипов. В конце войны Ki-49 уже использовался не по прямому назначению, а для поиска подводных лодок, перевозки людей и грузов и для атак камикадзе. Компания "Nakajima" выпустила 769 самолетов, еще 50 таких машин собрала "Tachikawa". Построены были также три опытных истребителя сопровождения Nakajima Ki-58 с моторами H-109 и два прототипа самолета-лидировщика Ki-80. Все варианты самолета Ki-49 в США и у их союзников получили кодовое обозначение "Helen".


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Nakajima Ki-49-IIa

  Тип: тяжелый бомбардировщик
  Силовая установка: два мотора воздушного охлаждения Nakajima Ha-109 мощностью по 1500 л. с. (1119 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 5000 м - 492 км/ч; практический потолок 9300 м; максимальная дальность 2950 км
  Масса: пустого 6530 кг; максимальная взлетная 11400 кг
  Размеры: размах крыла 20,42 м; длина 16,50 м; высота 4,25 м; площадь крыла 69,05 м2
  Вооружение: одна 20-мм пушка и пять 7,7-мм пулеметов, до 1000 кг бомб
Этот камуфлированный в коричневый и зеленый цвета Ki-49-I базировался в начале 1944 года в Китае.
Этот Ki-49-I Donryu в 1943 году был приписан к армейской летной школе в Хамамацу. На киле самолет нес опознавательный знак школы - стилизованное изображение иероглифа канжи.
Ki-49-IIa "Helen". Этот бомбардировщик Ki-49-IIa, окрашенный в визуально деформирующий камуфляж "змейка", служил в 1943 году в составе 1-й эскадрильи (чутай) 7-го авиаполка (сентай). На его киле нарисован силуэт горы Фудзи. Ki-49 не оправдали надежд японского командования, оказавшись слишком тихоходными.
Nakajima Ki-49-IIa из 3-й эскадрильи 62-й авиагруппы ВВС Императорской армии, действовавшей над Бирмой, Голландской Ост-Индией и Новой Гвинеей в январе-октябре 1944 года.
Ki-49-II-Ko из 3-й эскадрильи 61-й авиагруппы в заводском камуфляже темно-зеленого/светло-серого цвета. На киле самолет несет эмблему группы.
Бомбардировщик Ки-49 был сложным противником
Бомбовая нагрузка Ki-49 составляла всего 1000 кг, но в Японии относили его к категории тяжелых бомбардировщиков. Эти самолеты широко применялись в боевых действиях, но из-за плохих летных данных несли тяжелые потери от истребителей.
Ки.49-I из летной школы в Хамамацу
По мере хода войны на Тихоокеанском ТВД и совершенствования истребителей союзников Ki-49 все реже использовались в качестве бомбардировщиков. Они применялись в качестве противолодочных, транспортных и даже как самолеты камикадзе.
Проект Ki-49 был вполне разумным, но невысокие характеристики не позволили самолету проявить себя в роли, для которой он и был предназначен. В конце своей службы он использовался для атак камикадзе.
Nakajima Type 100 Heavy Bomber, Model 2a (Ki.49-IIa "Helen")
Ki-49 ранней постройки, вооружение на нем не установлено. Возможно, это одна из учебно-тренировочных машин, так как на фюзеляже отсутствует символика подразделения, что было типично для японских учебных самолетов.
Nakajima Ki-49 не оправдал надежд японского командования и не смог завоевать превосходство в воздухе. Данные Ki-49 из 3-й эскадрильи 95-го авиаполка летом 1944 года воевали в небе над северо-восточным Китаем.
Светлая окраска этого самолета указывает на его принадлежность к учебному подразделению. Самолеты большинства строевых частей несли зеленый камуфляж на верхних поверхностях и серо-голубой - на нижних.
Оборонительное вооружение винтовочного калибра, установленное на Ki-49 раннего выпуска (на снимке), оказалось неэффективным против истребителей союзников. Поэтому на самолетах позднего выпуска (включая Ki-49-IIb) были установлены 12,7-мм пулеметы Тип 1.
Советский боец возле трофейного Ки-49
На киле этого Ki-49 нанесен пятнистый камуфляж, характерный для заключительного этапа войны. Обратите внимание на сложную конструкцию остекления хвостовой турели.
Японские заводы построили 819 Ki-49. Самолет использовался для решения разного рода задач.
Поврежденный Ки.49-II-Оцу на Филиппинах, март 1945 г.
Этот Ki-49 Donryu ("Helen") уничтожили на одном из аэродромов Марианских островов. Ki-49 предназначался для замены Mitsubishi Ki-21 ("Sally"), но подразделения, вооруженные Donryu, несли очень тяжелые потери начиная с действий на Филиппинах.
The Wewak missions often achieved total surprise as is evident in this camera-gun view of a Nakajima Ki-49 of the 62nd Sentai as it takes 0.50 cal machine-gun fire. Note the bomb load behind the aircraft, pointing to a planned mission that morning.
One of several wrecks on what was once the Japanese airstrip at Alexishafen. This example appears to be a Nakajima Ki-49 twin-engined heavy bomber, code-named Helen by the Allies.
The Nakajima "Helen" 2 Army Bomber.
Nakajima Ki-49-II Donryu "Helen"
Nakajima Ki.49-II-KAI
Бомбардировщик Ки 49