Hawker Audax
Варианты:
Hawker - Audax - 1931 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1931


Двухместный самолет взаимодействия с армией
Описание:
Audax
Hawker Audax
Фотографии:

Боковые проекции (3)

Audax

Самолет взаимодействия с сухопутными войсками. Одномоторный цельнометаллический биплан с неубирающимся шасси. Создан на базе легкого бомбардировщика "Харт" конструкторами фирмы "Х.Г. Хаукер инджиниринг компани" (впоследствии "Хаукер эйркрафт") во главе с С. Кэммом. Опытный образец, переделанный из серийного "Харта", испытывался в июне 1931 г. В декабре того же года началось серийное производство самолета "Харт спешиэл", впоследствии переименованного в "Одэкс". Серийный выпуск осуществлялся на заводах "Хаукер" в кингстоне и Бруклендсе, а также по лицензии фирмами "А.В. Роу", "Уэстленд", "Бристоль", "Глостер" и авиазаводом в Дошан-Тепе (Иран). Всего построено 626 экз.
Экипаж самолета - 2 чел. Вооружение 2x7,69, бомбы до 80 кг (в боевых условиях до 227 кг). Двигатель - в зависимости от модификации. "Одэкс" состоял на вооружении в Великобритании с января 1932 г., в Иране и Ираке - с 1933 г., в Египте -с 1937 г., в ЮАС - с 1940 г.
Основные серийные модификации:
   - "Харт спешиэл" с мотором "Кестрел" IB3;
   - "Одэкс" I с мотором "Кестрел" X;
   - "Одэкс" I с мотором "Кестрел" IB5 - для Индии;
   - "Одэкс" I с мотором "Кестрел" V - для Сингапура;
   - "Одэкс" с мотором R-1690-S2B1-G - для Ирана имели увеличенное вертикальное оперение от морского разведчика "Оспри";
   - "Одэкс" с мотором "Пегасус" IIM/IIM2 - для Ирана, вертикальное оперение также от "Оспри";
   - "Одэкс" ("Ниср") с мотором "Персеус" IIM2/VIP8 и вертикальным оперением от "Оспри" - для Ирака;
   - "Одэкс" с мотором "Пантер" VIA/X, вертикальным оперением от "Оспри", козырьком задней кабины, металлическими винтами, хвостовым колесом вместо костыля, пневматиками низкого давления - для Египта.
Производство самолета прекращено в Великобритании в мае 1937 г., в Иране - в 1940 г.
В метрополии "Одэкс" начал сниматься с вооружения строевых частей с конца 1937 г. и переводиться в школы или в колонии. Впервые эти самолеты были использованы в бою как разведчики в июне 1940 г. в Британском Сомали против итальянских войск. Действовали там до марта 1941 г, после чего были отведены в Родезию и переданы в авиашколы. В апреле - мае 1941 г. "одэксы" применялись обеими сторонами как легкие дневные бомбардировщики в Ираке во время мятежа Рашида Али. В частности, английские машины вывели из строя оружейный завод в Эль-Мусайиб.
В августе того же года иранские самолеты бомбили и обстреливали английские колонны, продвигавшиеся по югу Ирана в районах Бендер-Шахпура, Хафа-Кель и Ханикин. На севере страны некоторое количество "одэксов" иранского производства стало трофеями Красной армии. Два трофейных самолета потом эксплуатировали подразделения ГВФ в Закавказье. На индо-бирманской границе "одэксы" вели патрулирование до конца 1942 г. В Англии эти самолеты служили как учебно-тренировочные и как буксировщики учебных планеров. Окончательно были сняты с вооружения Королевских ВВС в октябре 1944 г. В том же году от них избавились ВВС ЮАС. Иракские машины все были уничтожены в 1941 г. В Иране последние "одэксы" летали до 1946 г.


"Одэкс" I||
Размах:||11,35 м
Длина:||8,85 м
Моторы, количество х мощность:||1x525 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||2070 кг
Максимальная скорость:||272 км/ч
Практический потолок:||6550 м
Дальность:||600 км

Hawker Audax

Компания "Hawker" не имела системы внутренних обозначений, которая позволила бы современным историкам создать хронологически точный алфавитный список построенных ею самолетов. Компания "Н. G. Hawker Engineering Co. Ltd." была зарегистрирована в ноябре 1920 года, став фактически наследницей фирмы "Sopwith", которая обанкротилась после окончания Первой мировой войны.
   Министерством авиации было выпущено техническое задание, спецификация 7/31, на создание самолета взаимодействия с армией. Компания "Hawker" предложила еще один самолет на базе своего превосходного легкого бомбардировщика Hart. Новая машина была нужна Королевским ВВС для замены самолетов Armstrong Whitworth Atlas. Машины Hart раннего выпуска были задействованы для определения возможностей новой машины и соответствия требованиям технического задания. Исследование дало положительные результаты. Благодаря этому, первый серийный Audax, как назвали новую машину, поднялся в воздух 29 декабря 1931 года.
   Начавший службу в 4-й эскадрилье в феврале 1932 года, Audax мало отличался от Hart, за исключением целевого оборудования. Наиболее заметным внешним отличием была длинная выхлопная труба, протянувшаяся до середины фюзеляжа и заканчивающаяся за задней кабиной. Это было сделано для того, чтобы выхлопы из коротких патрубков, как у Hart, не мешали обзору экипажа при полете на малых высотах. Другим внешним отличием был длинный крюк для подхвата сообщений под фюзеляжем.
   До завершения производства в 1937 году британские ВВС получили 624 машины Audax Mk I, не считая самолетов, поставленных Ираку, Персии и в британские владения на Малайском полуострове. Многие самолеты были построены субподрядчиками, включая фирмы "Bristol" (141 машина), "Gloster" (25), "Avro" (244) и "Westland" (43).
   Hawker Audax Mk I использовались эскадрильями взаимодействия с армией Королевских ВВС в метрополии в 1932-1937 годах. Затем их применяли для обучения, связи и буксировки планеров, В последней роли Audax Mk I служили в Британии еще на начальном этапе Второй мировой войны. Во время кампании в Западной Африке в 1940 году 237-я (родезийская) эскадрилья применяла их против итальянцев в Эритрее и Сомали. Другие самолеты, базировавшиеся в Хаббании, участвовали в боевых действиях во время революции в Ираке в июле 1941 года.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Hawker Audax Mk I

   Тип: двухместный самолет взаимодействия с армией
   Силовая установка: один V-образный рядный двигатель Rolls-Royce Kestrel IB мощностью 530 л. с. (395 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 730 м - 274 км/ч; время набора высоты 3050 м - 8 мин 40 с; потолок 6555 м; продолжительность полета 3 ч 30 мин
   Масса: пустого 1333 кг; максимальная взлетная 1989 кг
   Размеры: размах крыла 11,35 м; длина 9,02 м; высота 3,17 м; площадь крыльев 32,33 м2
   Вооружение: один 7,7-мм пулемет Vickers по левому борту носовой части фюзеляжа и один 7,7-мм пулемет Lewis на турели в задней кабине; до 102 кг боевой нагрузки под крылом, обычно состоявшей из четырех 9-кг бомб или двух 51-кг контейнеров с припасами
Hawker Audax 4-й авиашколы ВВС Великобритании, а/б Хаббания, май 1941г.
Hawker Nisr из 1-й АЭ ВВС Ирака, а/б Мосул, май 1941г.
В Ираке самолеты Audax получили местное обозначение Nisr. 34 машины были поставлены с двигателями Bristol Pegasus.