Short Sunderland / S.25
Варианты:
Short - Sunderland / S.25 - 1937 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1937
Летающая лодка

Летающая лодка - морской разведчик / бомбардировщик
Описание:
Sunderland / S.25
Short S.25 Sunderland, гражданские конверсии и Sandringham
Фотографии:

Кабина (7)

Sunderland / S.25

Летающая лодка, четырехмоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан. Спроектирован в КБ фирмы "Шорт бразерс" под руководством О. Шорта и А. Джоджа с использованием узлов пассажирской лодки S.23 (Шорт С, "Эмпайр", 1936 г.). Лодка отличалась необычным размещением части бомб в фюзеляже с выдвижением бомбодержателей через люки под крыло по направляющим. Опытный образец под обозначением S.25 совершил первый полет 16 октября 1937 г. Серийное производство начато в апреле 1938 г. Самолет строился на заводах "Шорт" (Рочестер, Лэйк Уиндермир), "Шорт энд Гарланд" (Белфаст), "Блэкберн эйркрафт" (Дамбартон). Всего изготовлен 741 (по другим данным - 749) экз.
Экипаж - 7-10 чел. Двигатели и вооружение - в зависимости от модификации.
"Сандерленд" состоял на вооружении в Великобритании с июня 1938 г., в Австралии - с марта 1944 г., во Франции - с июля 1943 г. (французская эскадрилья в Англии, собственно французская морская авиация - с ноября 1945 г.), в Новой Зеландии - с декабря 1944 г., в ЮАС - с апреля 1945 г., а также в Канаде.
Основные серийные модификации:
  - "Сандерленд" I с моторами "Пегасус" XXII, вооружение 7x7,69 (в частях доводилось до 10x7,69), бомбы до 908 кг;
  - "Сандерленд" II с моторами "Пегасус" XVIII, вооружение 8x7,69 (введена верхняя турель вместо бортовых установок), поздние серии - с РЛС;
  - "Сандерленд" III с измененным реданом, вооружение 10x7,69, позднее 12x7,69 и 4x12,7+ 4x7,69; РЛС на всех самолетах, у модификации IIIA - в обтекателе под крылом;
  - "Сандерленд" V с моторами R-1830-90B, вооружение 4x12,7+8x7,69, бомбы до 225 кг, РЛС в обтекателе под крылом, под стандарт типа V дорабатывались машины более ранних модификаций (88 экз.).
С мая 1938 г. экипажи ВВС начали принимать самолеты в Рочестере и перегонять их в Сингапур. Дислоцировавшаяся там эскадрилья была полностью укомплектована к концу сентября. С июля "сандерленды" получили части, базировавшиеся в метрополии.
В сентябре 1939 г. "сандерленды" дислоцировались в метрополии, в Сингапуре, Александрии и на Мальте. Они вели поиск подводных лодок, сопровождали конвои и осуществляли спасательные операции. Большой радиус действия позволял им вести разведку на значительном удалении от баз. Во время Норвежской кампании они следили за кораблями противника, перевозили в Северную Норвегию людей и грузы. В этот период с баз в Великобритании работали пять эскадрилий "сандерлендов".
В 1941 г. эскадрильи летающих лодок были размещены в Исландии и временно - в Сингапуре, с апреля 1941 г.- в Сьерра-Леоне. В июле 1940 г. "Сандерленд" потопил первую немецкую подводную лодку, в январе 1941 г. - итальянскую субмарину "Марчелло". С осени 1941 г. большая часть машин этого типа действовала над Атлантикой. В ПЛО эти самолеты весьма успешно использовались до конца войны.
Эти гидросамолеты применялись и как транспортные: например, в апреле 1940 г. при переброске войск и грузов в Норвегию, в апреле 1941 г. при эвакуации из Югославии и Греции. С декабря 1943 г. авиакомпания BOAC использовала разоруженные "сандерленды" на линиях в Западную Африку и Индию.
В феврале 1944 г. "сандерленды" направили в Индию, откуда они осуществляли перевозки грузов для войск, сражавшихся в джунглях Бирмы. Позднее летающие лодки прикрывали высадку десанта в Рангуне. К концу войны британские ВВС включали 28 эскадрилий "сандерлендов".
Австралийские и новозеландские машины служили в основном как транспортные на Тихом океане. Французские самолеты в конце войны патрулировали Атлантику из Дакара.
В послевоенный период британские "сандерленды" привлекались к спасательным работам (при этом их частично разоружили), участвовали в Корейской войне как морские разведчики и транспортные самолеты, летая с баз в Японии. С июня 1948 г. самолеты использовались в операциях против партизан в Малайе. Они искали мелкие суда, перевозившие грузы для повстанцев и бомбили цели на суше. В июле-декабре 1948 г. гидропланы стали частью "воздушного моста" в Берлин, летая из Гамбурга. В апреле 1949 г. летающие лодки вывезли раненых с фрегата "Аметист", поврежденного огнем китайской артиллерии на р. Янцзы у Шанхая. В 1955 г. английские "сандерленды" охотились на морских пиратов у берегов Юго-Восточной Азии.
Французские самолеты доживали свой век как спасательные на о-вах Фиджи. Никакого вооружения они не несли.
В конце 1945 г. началась переделка боевых "сандерлендов" в пассажирский вариант под названием "Сандрингэм". Такие самолеты продавались в Аргентину, Новую Зеландию, Норвегию, Уругвай. Один самолет эксплуатировался во Французской Полинезии.
Выпуск "сандерлендов" прекратили в июне 1946 г. Этот самолет сняли с вооружения в Англии в июле 1957 г. Последний самолет, использовавшийся для различных экспериментов, списали в мае 1959 г. Во Франции эксплуатацию лодок этого типа завершили в январе 1962 г., в Новой Зеландии - в апреле 1967 г., в Австралии - в 1947 г., в ЮАС - в октябре 1957 г.


"Сандерленд" V||
Размах:||34,38 м
Длина:||26,0 м
Моторы, количество х мощность:||4х 1200 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||29545 кг
Максимальная скорость:||343 км/ч
Практический потолок:||5460 м
Дальность:||4350 км

Short S.25 Sunderland, гражданские конверсии и Sandringham

В соответствии с техническим заданием, разработанным министерством авиации на военную многоцелевую летающую лодку, компания "Short Brothers" на базе летающей лодки Empire разработала самолет S.25. Лодка предназначалась для Берегового командования британских ВВС и пошла в серию под названием Sunderland Mk I. Надежный и неприхотливый в эксплуатации самолет стал основной дальней летающей лодкой авиации стран Британского Содружества в годы Второй мировой войны. Самолет мог решать на море почти все задачи - искать и уничтожать подлодки, выполнять поисково-спасательные и разведывательные операции и пр.
  Прототип самолета был облетан 16 октября 1937 года, он стал первой британской летающей лодкой со стрелковыми турелями с силовым приводом. Всего было построено 90 самолетов Sunderland Mk I, в том числе 15 - компанией "Blackburn Aircraft Company". Все они оснащались четырьмя двигателями Bristol Pegasus XXII мощностью 1010 л. с. и были вооружены двумя 7,7-мм пулеметами Vickers "K" (по бортам) и шестью 7,7-мм пулеметами Browning - два в носовой турели и четыре в хвостовой турели.
  После них с августа 1941 года построили еще 43 Sunderland Mk II (компания "Short Brothers" - 38 самолетов, компания "Blackburn" - пять). Они отличались двигателями Pegasus XVIII мощностью 1065 л. с. и надфюзеляжной турелью с силовым приводом вместо бортовых пулеметов. Самым многочисленным стал вариант Sunderland Mk III; всего построили 456 экземпляров ("Blackburn" - 170 машин, "Short Brothers" - остальные). Они имели такую же силовую установку, как и Sunderland Mk II, но получили модифицированный корпус и бортовую РЛС обнаружения надводных целей ASV Mk II (такой радар затем поставили на более ранних вариантах).
  Более мощный и хорошо вооруженный Sunderland Mk IV создали для Тихоокеанского ТВД, но два прототипа сильно отличались от стандартного самолета и были названы Seaford (рассматриваются отдельно). Последним же серийным вариантом стал Sunderland Mk V, на котором поставили более мощные звездообразные двигатели Pratt & Whitney Twin Wasp и РЛС обнаружения надводных целей ASV.Mk IVC, который был установлен и на последних 38 серийных самолетах Sunderland Mk III. Всего построили 150 таких самолетов: компания "Short" - 90, а компания "Blackburn" - 60 машин. Первой в строй в декабре 1938 года вступила оснащенная новыми самолетами 230-я эскадрилья. В годы войны летающие лодки Sunderland стали одним из основных самолетов, боровшихся с немецкими подлодками.
  Кроме британских ВВС, эти самолеты поступили на вооружение военно-воздушных сил Австралии, Канады и Новой Зеландии. Норвежская 330-я эскадрилья была сформирована в Обане в феврале 1943 года, а 343-я эскадрилья, сформированная в ноябре 1943 года в Дакаре, включала личный состав из бывшей флотилии 7E авиации ВМС Франции. После войны британские Sunderland были достаточно быстро сняты с эксплуатации и на момент начала операции "Берлинский воздушный мост" в июне 1948 года в строю находились только самолеты 201-й и 230-й эскадрилий, а также 235-го отряда переучивания летного состава. Самолеты также применялись в операциях в Корее. Все Sunderland, дислоцированные в Великобритании, были сняты с эксплуатации в начале 1957 года, хотя на Дальнем Востоке они летали до 1959 года.
  В марте 1943 года авиакомпания BOAC приступила к эксплуатации парка летающих лодок Sunderland Mk III, переоборудованных для целей гражданских транспортных перевозок. Они оказались успешными, и за последующие два года 24 самолета использовались авиакомпанией на различных маршрутах. Новозеландские ВВС получили четыре переоборудованных самолета Sunderland в конце 1944 года. После войны в Великобритании остро ощущалась нехватка транспортных самолетов большой дальности, это привело к тому, что авиакомпания BOAC отремонтировала свои машины по более подходящим для гражданских авиалиний стандартам. Получившийся самолет назвали Hythe.
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Short Sunderland Мк V

  Тип: летающая лодка - морской разведчик / бомбардировщик
  Силовая установка: четыре звездообразных ПД Pratt & Whitney R-1830-90B Twin Wasp мощностью no 1200 л. с. (895 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 1525 м - 343 км/ч; практический потолок 5455 м; дальность полета с бомбовой нагрузкой 757 кг - 4329 км
  Масса: пустого 16738 кг; максимальная взлетная 29 484 кг
  Размеры: размах крыла 34,38 м; длина 26,00 м; высота 10,52 м; площадь крыла 156,72 м'
  Вооружение: 10 пулеметов калибра 7,7 мм (4 фиксированных, 2 в носовой турели и 4 в хвостовой турели) и два 12,7-мм пулемета, плюс до 2250 кг авиабомб, глубинных бомб и мин
Кабина Sunderland была относительно просторной и обеспечивала хороший обзор пилотам. Закрытые кнопки на штурвале пилота (слева) обеспечивали сброс бомб и огонь из четырех носовых пулеметов.
Кабина Sunderland из 10-й (австралийской) эскадрильи, базировавшейся в Маунт Баттене, Плимут. В 1942 году к 10-й эскадрилье присоединилась еще одна австралийская противолодочная эскадрилья Sunderland - 466-я.
A submarine, with the Norwegian coast near Bremanger behind, seen from the cockpit of No. 201 Squadron Sunderland RN273 during Exercise "Mainbrace", September 1952.
Этот снимок интерьера Sunderland Mk I позволяет оценить внушительный объем корпуса машины, имевшего двухпалубную компоновку