Short Sunderland / S.25
Варианты:
Short - Sunderland / S.25 - 1937 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1937
Летающая лодка

Летающая лодка - морской разведчик / бомбардировщик
Описание:
Sunderland / S.25
Short S.25 Sunderland, гражданские конверсии и Sandringham
Фотографии:

Модели, рисунки, схемы, чертежи (9)

Sunderland / S.25

Летающая лодка, четырехмоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан. Спроектирован в КБ фирмы "Шорт бразерс" под руководством О. Шорта и А. Джоджа с использованием узлов пассажирской лодки S.23 (Шорт С, "Эмпайр", 1936 г.). Лодка отличалась необычным размещением части бомб в фюзеляже с выдвижением бомбодержателей через люки под крыло по направляющим. Опытный образец под обозначением S.25 совершил первый полет 16 октября 1937 г. Серийное производство начато в апреле 1938 г. Самолет строился на заводах "Шорт" (Рочестер, Лэйк Уиндермир), "Шорт энд Гарланд" (Белфаст), "Блэкберн эйркрафт" (Дамбартон). Всего изготовлен 741 (по другим данным - 749) экз.
Экипаж - 7-10 чел. Двигатели и вооружение - в зависимости от модификации.
"Сандерленд" состоял на вооружении в Великобритании с июня 1938 г., в Австралии - с марта 1944 г., во Франции - с июля 1943 г. (французская эскадрилья в Англии, собственно французская морская авиация - с ноября 1945 г.), в Новой Зеландии - с декабря 1944 г., в ЮАС - с апреля 1945 г., а также в Канаде.
Основные серийные модификации:
  - "Сандерленд" I с моторами "Пегасус" XXII, вооружение 7x7,69 (в частях доводилось до 10x7,69), бомбы до 908 кг;
  - "Сандерленд" II с моторами "Пегасус" XVIII, вооружение 8x7,69 (введена верхняя турель вместо бортовых установок), поздние серии - с РЛС;
  - "Сандерленд" III с измененным реданом, вооружение 10x7,69, позднее 12x7,69 и 4x12,7+ 4x7,69; РЛС на всех самолетах, у модификации IIIA - в обтекателе под крылом;
  - "Сандерленд" V с моторами R-1830-90B, вооружение 4x12,7+8x7,69, бомбы до 225 кг, РЛС в обтекателе под крылом, под стандарт типа V дорабатывались машины более ранних модификаций (88 экз.).
С мая 1938 г. экипажи ВВС начали принимать самолеты в Рочестере и перегонять их в Сингапур. Дислоцировавшаяся там эскадрилья была полностью укомплектована к концу сентября. С июля "сандерленды" получили части, базировавшиеся в метрополии.
В сентябре 1939 г. "сандерленды" дислоцировались в метрополии, в Сингапуре, Александрии и на Мальте. Они вели поиск подводных лодок, сопровождали конвои и осуществляли спасательные операции. Большой радиус действия позволял им вести разведку на значительном удалении от баз. Во время Норвежской кампании они следили за кораблями противника, перевозили в Северную Норвегию людей и грузы. В этот период с баз в Великобритании работали пять эскадрилий "сандерлендов".
В 1941 г. эскадрильи летающих лодок были размещены в Исландии и временно - в Сингапуре, с апреля 1941 г.- в Сьерра-Леоне. В июле 1940 г. "Сандерленд" потопил первую немецкую подводную лодку, в январе 1941 г. - итальянскую субмарину "Марчелло". С осени 1941 г. большая часть машин этого типа действовала над Атлантикой. В ПЛО эти самолеты весьма успешно использовались до конца войны.
Эти гидросамолеты применялись и как транспортные: например, в апреле 1940 г. при переброске войск и грузов в Норвегию, в апреле 1941 г. при эвакуации из Югославии и Греции. С декабря 1943 г. авиакомпания BOAC использовала разоруженные "сандерленды" на линиях в Западную Африку и Индию.
В феврале 1944 г. "сандерленды" направили в Индию, откуда они осуществляли перевозки грузов для войск, сражавшихся в джунглях Бирмы. Позднее летающие лодки прикрывали высадку десанта в Рангуне. К концу войны британские ВВС включали 28 эскадрилий "сандерлендов".
Австралийские и новозеландские машины служили в основном как транспортные на Тихом океане. Французские самолеты в конце войны патрулировали Атлантику из Дакара.
В послевоенный период британские "сандерленды" привлекались к спасательным работам (при этом их частично разоружили), участвовали в Корейской войне как морские разведчики и транспортные самолеты, летая с баз в Японии. С июня 1948 г. самолеты использовались в операциях против партизан в Малайе. Они искали мелкие суда, перевозившие грузы для повстанцев и бомбили цели на суше. В июле-декабре 1948 г. гидропланы стали частью "воздушного моста" в Берлин, летая из Гамбурга. В апреле 1949 г. летающие лодки вывезли раненых с фрегата "Аметист", поврежденного огнем китайской артиллерии на р. Янцзы у Шанхая. В 1955 г. английские "сандерленды" охотились на морских пиратов у берегов Юго-Восточной Азии.
Французские самолеты доживали свой век как спасательные на о-вах Фиджи. Никакого вооружения они не несли.
В конце 1945 г. началась переделка боевых "сандерлендов" в пассажирский вариант под названием "Сандрингэм". Такие самолеты продавались в Аргентину, Новую Зеландию, Норвегию, Уругвай. Один самолет эксплуатировался во Французской Полинезии.
Выпуск "сандерлендов" прекратили в июне 1946 г. Этот самолет сняли с вооружения в Англии в июле 1957 г. Последний самолет, использовавшийся для различных экспериментов, списали в мае 1959 г. Во Франции эксплуатацию лодок этого типа завершили в январе 1962 г., в Новой Зеландии - в апреле 1967 г., в Австралии - в 1947 г., в ЮАС - в октябре 1957 г.


"Сандерленд" V||
Размах:||34,38 м
Длина:||26,0 м
Моторы, количество х мощность:||4х 1200 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||29545 кг
Максимальная скорость:||343 км/ч
Практический потолок:||5460 м
Дальность:||4350 км

Short S.25 Sunderland, гражданские конверсии и Sandringham

В соответствии с техническим заданием, разработанным министерством авиации на военную многоцелевую летающую лодку, компания "Short Brothers" на базе летающей лодки Empire разработала самолет S.25. Лодка предназначалась для Берегового командования британских ВВС и пошла в серию под названием Sunderland Mk I. Надежный и неприхотливый в эксплуатации самолет стал основной дальней летающей лодкой авиации стран Британского Содружества в годы Второй мировой войны. Самолет мог решать на море почти все задачи - искать и уничтожать подлодки, выполнять поисково-спасательные и разведывательные операции и пр.
  Прототип самолета был облетан 16 октября 1937 года, он стал первой британской летающей лодкой со стрелковыми турелями с силовым приводом. Всего было построено 90 самолетов Sunderland Mk I, в том числе 15 - компанией "Blackburn Aircraft Company". Все они оснащались четырьмя двигателями Bristol Pegasus XXII мощностью 1010 л. с. и были вооружены двумя 7,7-мм пулеметами Vickers "K" (по бортам) и шестью 7,7-мм пулеметами Browning - два в носовой турели и четыре в хвостовой турели.
  После них с августа 1941 года построили еще 43 Sunderland Mk II (компания "Short Brothers" - 38 самолетов, компания "Blackburn" - пять). Они отличались двигателями Pegasus XVIII мощностью 1065 л. с. и надфюзеляжной турелью с силовым приводом вместо бортовых пулеметов. Самым многочисленным стал вариант Sunderland Mk III; всего построили 456 экземпляров ("Blackburn" - 170 машин, "Short Brothers" - остальные). Они имели такую же силовую установку, как и Sunderland Mk II, но получили модифицированный корпус и бортовую РЛС обнаружения надводных целей ASV Mk II (такой радар затем поставили на более ранних вариантах).
  Более мощный и хорошо вооруженный Sunderland Mk IV создали для Тихоокеанского ТВД, но два прототипа сильно отличались от стандартного самолета и были названы Seaford (рассматриваются отдельно). Последним же серийным вариантом стал Sunderland Mk V, на котором поставили более мощные звездообразные двигатели Pratt & Whitney Twin Wasp и РЛС обнаружения надводных целей ASV.Mk IVC, который был установлен и на последних 38 серийных самолетах Sunderland Mk III. Всего построили 150 таких самолетов: компания "Short" - 90, а компания "Blackburn" - 60 машин. Первой в строй в декабре 1938 года вступила оснащенная новыми самолетами 230-я эскадрилья. В годы войны летающие лодки Sunderland стали одним из основных самолетов, боровшихся с немецкими подлодками.
  Кроме британских ВВС, эти самолеты поступили на вооружение военно-воздушных сил Австралии, Канады и Новой Зеландии. Норвежская 330-я эскадрилья была сформирована в Обане в феврале 1943 года, а 343-я эскадрилья, сформированная в ноябре 1943 года в Дакаре, включала личный состав из бывшей флотилии 7E авиации ВМС Франции. После войны британские Sunderland были достаточно быстро сняты с эксплуатации и на момент начала операции "Берлинский воздушный мост" в июне 1948 года в строю находились только самолеты 201-й и 230-й эскадрилий, а также 235-го отряда переучивания летного состава. Самолеты также применялись в операциях в Корее. Все Sunderland, дислоцированные в Великобритании, были сняты с эксплуатации в начале 1957 года, хотя на Дальнем Востоке они летали до 1959 года.
  В марте 1943 года авиакомпания BOAC приступила к эксплуатации парка летающих лодок Sunderland Mk III, переоборудованных для целей гражданских транспортных перевозок. Они оказались успешными, и за последующие два года 24 самолета использовались авиакомпанией на различных маршрутах. Новозеландские ВВС получили четыре переоборудованных самолета Sunderland в конце 1944 года. После войны в Великобритании остро ощущалась нехватка транспортных самолетов большой дальности, это привело к тому, что авиакомпания BOAC отремонтировала свои машины по более подходящим для гражданских авиалиний стандартам. Получившийся самолет назвали Hythe.
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Short Sunderland Мк V

  Тип: летающая лодка - морской разведчик / бомбардировщик
  Силовая установка: четыре звездообразных ПД Pratt & Whitney R-1830-90B Twin Wasp мощностью no 1200 л. с. (895 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 1525 м - 343 км/ч; практический потолок 5455 м; дальность полета с бомбовой нагрузкой 757 кг - 4329 км
  Масса: пустого 16738 кг; максимальная взлетная 29 484 кг
  Размеры: размах крыла 34,38 м; длина 26,00 м; высота 10,52 м; площадь крыла 156,72 м'
  Вооружение: 10 пулеметов калибра 7,7 мм (4 фиксированных, 2 в носовой турели и 4 в хвостовой турели) и два 12,7-мм пулемета, плюс до 2250 кг авиабомб, глубинных бомб и мин
Corgi’s Aviation Archive continues to expand with the second half-year release programme delivering yet more types for model aircraft collectors. In what is believed to be the first time ever in die-cast, the Aviation Archive includes three versions of the Short Sunderland flying-boat (shown), supplemented by a second newcomer, the de Havilland Comet jet airliner. A Hythe Class and an Australian-operated Mk III will be optional models of the basic Sunderland Mk V, while Dan-Air and the RAF will be the optional liveries for the Comet model.1
Among the many superb models to he seen at the National Contest of the US IPMS held in Washington. DC, in July 1987, were the 1/72nd scale Halifax B VII and Sunderland, the former taking first place in the large propeller-driven aircraft category in this scale.
Sunderland Mk II T9087 принадлежал 201-й эскадрилье Берегового командования, с сентября 1941 года по март 1944 года базировавшейся на озере Лох-Ирн в Северной Ирландии. Он был одним из 20 Sunderland II, построенных компанией "Blackburn" в Дамбартоне. Самолет изображен по состоянию на 1942 год, с бортовым кодом эскадрильи "ZM" и типичным ранним камуфляжем Берегового командования - цвета Dark Slate Grey и Extra Dark Sea Grey по бортам фюзеляжа и Sky на нижних поверхностях.
Компоновочная схема летающей лодки "Сандерленд" (из журнала "Флайт" за 1938 год)
Short Sunderland III
Line drawings depict (1) the Sunderland prototype in October 1937 with the original wing and (2) with wing swept back by 4 1/2 deg. and with main step moved aft and partly faired during experiments in early 1938. (3) Sunderland I production standard with FN 11 single-gun nose turret, FN 13 four-gun tail turret and single guns in hooded beam hatches. (4) Late production Mk II with FN 7 dorsal turret (offset to starboard) and ASV Mk II. (5A, B and C) Three views of the Sunderland Mk III, with fully-faired main step. (6A, B and C) Side and scrap views of the Sunderland IV showing the definitive (Seaford I) tail unit. (7) Sunderland V, with fixed bow guns and beam hatches.
Short Sunderland III
The Short Sunderland III Flying-boat.