Short Sunderland / S.25
Варианты:
Short - Sunderland / S.25 - 1937 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1937
Летающая лодка

Летающая лодка - морской разведчик / бомбардировщик
Описание:
Sunderland / S.25
Short S.25 Sunderland, гражданские конверсии и Sandringham
Фотографии

Sunderland / S.25

Летающая лодка, четырехмоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан. Спроектирован в КБ фирмы "Шорт бразерс" под руководством О. Шорта и А. Джоджа с использованием узлов пассажирской лодки S.23 (Шорт С, "Эмпайр", 1936 г.). Лодка отличалась необычным размещением части бомб в фюзеляже с выдвижением бомбодержателей через люки под крыло по направляющим. Опытный образец под обозначением S.25 совершил первый полет 16 октября 1937 г. Серийное производство начато в апреле 1938 г. Самолет строился на заводах "Шорт" (Рочестер, Лэйк Уиндермир), "Шорт энд Гарланд" (Белфаст), "Блэкберн эйркрафт" (Дамбартон). Всего изготовлен 741 (по другим данным - 749) экз.
Экипаж - 7-10 чел. Двигатели и вооружение - в зависимости от модификации.
"Сандерленд" состоял на вооружении в Великобритании с июня 1938 г., в Австралии - с марта 1944 г., во Франции - с июля 1943 г. (французская эскадрилья в Англии, собственно французская морская авиация - с ноября 1945 г.), в Новой Зеландии - с декабря 1944 г., в ЮАС - с апреля 1945 г., а также в Канаде.
Основные серийные модификации:
  - "Сандерленд" I с моторами "Пегасус" XXII, вооружение 7x7,69 (в частях доводилось до 10x7,69), бомбы до 908 кг;
  - "Сандерленд" II с моторами "Пегасус" XVIII, вооружение 8x7,69 (введена верхняя турель вместо бортовых установок), поздние серии - с РЛС;
  - "Сандерленд" III с измененным реданом, вооружение 10x7,69, позднее 12x7,69 и 4x12,7+ 4x7,69; РЛС на всех самолетах, у модификации IIIA - в обтекателе под крылом;
  - "Сандерленд" V с моторами R-1830-90B, вооружение 4x12,7+8x7,69, бомбы до 225 кг, РЛС в обтекателе под крылом, под стандарт типа V дорабатывались машины более ранних модификаций (88 экз.).
С мая 1938 г. экипажи ВВС начали принимать самолеты в Рочестере и перегонять их в Сингапур. Дислоцировавшаяся там эскадрилья была полностью укомплектована к концу сентября. С июля "сандерленды" получили части, базировавшиеся в метрополии.
В сентябре 1939 г. "сандерленды" дислоцировались в метрополии, в Сингапуре, Александрии и на Мальте. Они вели поиск подводных лодок, сопровождали конвои и осуществляли спасательные операции. Большой радиус действия позволял им вести разведку на значительном удалении от баз. Во время Норвежской кампании они следили за кораблями противника, перевозили в Северную Норвегию людей и грузы. В этот период с баз в Великобритании работали пять эскадрилий "сандерлендов".
В 1941 г. эскадрильи летающих лодок были размещены в Исландии и временно - в Сингапуре, с апреля 1941 г.- в Сьерра-Леоне. В июле 1940 г. "Сандерленд" потопил первую немецкую подводную лодку, в январе 1941 г. - итальянскую субмарину "Марчелло". С осени 1941 г. большая часть машин этого типа действовала над Атлантикой. В ПЛО эти самолеты весьма успешно использовались до конца войны.
Эти гидросамолеты применялись и как транспортные: например, в апреле 1940 г. при переброске войск и грузов в Норвегию, в апреле 1941 г. при эвакуации из Югославии и Греции. С декабря 1943 г. авиакомпания BOAC использовала разоруженные "сандерленды" на линиях в Западную Африку и Индию.
В феврале 1944 г. "сандерленды" направили в Индию, откуда они осуществляли перевозки грузов для войск, сражавшихся в джунглях Бирмы. Позднее летающие лодки прикрывали высадку десанта в Рангуне. К концу войны британские ВВС включали 28 эскадрилий "сандерлендов".
Австралийские и новозеландские машины служили в основном как транспортные на Тихом океане. Французские самолеты в конце войны патрулировали Атлантику из Дакара.
В послевоенный период британские "сандерленды" привлекались к спасательным работам (при этом их частично разоружили), участвовали в Корейской войне как морские разведчики и транспортные самолеты, летая с баз в Японии. С июня 1948 г. самолеты использовались в операциях против партизан в Малайе. Они искали мелкие суда, перевозившие грузы для повстанцев и бомбили цели на суше. В июле-декабре 1948 г. гидропланы стали частью "воздушного моста" в Берлин, летая из Гамбурга. В апреле 1949 г. летающие лодки вывезли раненых с фрегата "Аметист", поврежденного огнем китайской артиллерии на р. Янцзы у Шанхая. В 1955 г. английские "сандерленды" охотились на морских пиратов у берегов Юго-Восточной Азии.
Французские самолеты доживали свой век как спасательные на о-вах Фиджи. Никакого вооружения они не несли.
В конце 1945 г. началась переделка боевых "сандерлендов" в пассажирский вариант под названием "Сандрингэм". Такие самолеты продавались в Аргентину, Новую Зеландию, Норвегию, Уругвай. Один самолет эксплуатировался во Французской Полинезии.
Выпуск "сандерлендов" прекратили в июне 1946 г. Этот самолет сняли с вооружения в Англии в июле 1957 г. Последний самолет, использовавшийся для различных экспериментов, списали в мае 1959 г. Во Франции эксплуатацию лодок этого типа завершили в январе 1962 г., в Новой Зеландии - в апреле 1967 г., в Австралии - в 1947 г., в ЮАС - в октябре 1957 г.


"Сандерленд" V||
Размах:||34,38 м
Длина:||26,0 м
Моторы, количество х мощность:||4х 1200 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||29545 кг
Максимальная скорость:||343 км/ч
Практический потолок:||5460 м
Дальность:||4350 км

Short S.25 Sunderland, гражданские конверсии и Sandringham

В соответствии с техническим заданием, разработанным министерством авиации на военную многоцелевую летающую лодку, компания "Short Brothers" на базе летающей лодки Empire разработала самолет S.25. Лодка предназначалась для Берегового командования британских ВВС и пошла в серию под названием Sunderland Mk I. Надежный и неприхотливый в эксплуатации самолет стал основной дальней летающей лодкой авиации стран Британского Содружества в годы Второй мировой войны. Самолет мог решать на море почти все задачи - искать и уничтожать подлодки, выполнять поисково-спасательные и разведывательные операции и пр.
  Прототип самолета был облетан 16 октября 1937 года, он стал первой британской летающей лодкой со стрелковыми турелями с силовым приводом. Всего было построено 90 самолетов Sunderland Mk I, в том числе 15 - компанией "Blackburn Aircraft Company". Все они оснащались четырьмя двигателями Bristol Pegasus XXII мощностью 1010 л. с. и были вооружены двумя 7,7-мм пулеметами Vickers "K" (по бортам) и шестью 7,7-мм пулеметами Browning - два в носовой турели и четыре в хвостовой турели.
  После них с августа 1941 года построили еще 43 Sunderland Mk II (компания "Short Brothers" - 38 самолетов, компания "Blackburn" - пять). Они отличались двигателями Pegasus XVIII мощностью 1065 л. с. и надфюзеляжной турелью с силовым приводом вместо бортовых пулеметов. Самым многочисленным стал вариант Sunderland Mk III; всего построили 456 экземпляров ("Blackburn" - 170 машин, "Short Brothers" - остальные). Они имели такую же силовую установку, как и Sunderland Mk II, но получили модифицированный корпус и бортовую РЛС обнаружения надводных целей ASV Mk II (такой радар затем поставили на более ранних вариантах).
  Более мощный и хорошо вооруженный Sunderland Mk IV создали для Тихоокеанского ТВД, но два прототипа сильно отличались от стандартного самолета и были названы Seaford (рассматриваются отдельно). Последним же серийным вариантом стал Sunderland Mk V, на котором поставили более мощные звездообразные двигатели Pratt & Whitney Twin Wasp и РЛС обнаружения надводных целей ASV.Mk IVC, который был установлен и на последних 38 серийных самолетах Sunderland Mk III. Всего построили 150 таких самолетов: компания "Short" - 90, а компания "Blackburn" - 60 машин. Первой в строй в декабре 1938 года вступила оснащенная новыми самолетами 230-я эскадрилья. В годы войны летающие лодки Sunderland стали одним из основных самолетов, боровшихся с немецкими подлодками.
  Кроме британских ВВС, эти самолеты поступили на вооружение военно-воздушных сил Австралии, Канады и Новой Зеландии. Норвежская 330-я эскадрилья была сформирована в Обане в феврале 1943 года, а 343-я эскадрилья, сформированная в ноябре 1943 года в Дакаре, включала личный состав из бывшей флотилии 7E авиации ВМС Франции. После войны британские Sunderland были достаточно быстро сняты с эксплуатации и на момент начала операции "Берлинский воздушный мост" в июне 1948 года в строю находились только самолеты 201-й и 230-й эскадрилий, а также 235-го отряда переучивания летного состава. Самолеты также применялись в операциях в Корее. Все Sunderland, дислоцированные в Великобритании, были сняты с эксплуатации в начале 1957 года, хотя на Дальнем Востоке они летали до 1959 года.
  В марте 1943 года авиакомпания BOAC приступила к эксплуатации парка летающих лодок Sunderland Mk III, переоборудованных для целей гражданских транспортных перевозок. Они оказались успешными, и за последующие два года 24 самолета использовались авиакомпанией на различных маршрутах. Новозеландские ВВС получили четыре переоборудованных самолета Sunderland в конце 1944 года. После войны в Великобритании остро ощущалась нехватка транспортных самолетов большой дальности, это привело к тому, что авиакомпания BOAC отремонтировала свои машины по более подходящим для гражданских авиалиний стандартам. Получившийся самолет назвали Hythe.
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Short Sunderland Мк V

  Тип: летающая лодка - морской разведчик / бомбардировщик
  Силовая установка: четыре звездообразных ПД Pratt & Whitney R-1830-90B Twin Wasp мощностью no 1200 л. с. (895 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 1525 м - 343 км/ч; практический потолок 5455 м; дальность полета с бомбовой нагрузкой 757 кг - 4329 км
  Масса: пустого 16738 кг; максимальная взлетная 29 484 кг
  Размеры: размах крыла 34,38 м; длина 26,00 м; высота 10,52 м; площадь крыла 156,72 м'
  Вооружение: 10 пулеметов калибра 7,7 мм (4 фиксированных, 2 в носовой турели и 4 в хвостовой турели) и два 12,7-мм пулемета, плюс до 2250 кг авиабомб, глубинных бомб и мин
The Short Sunderland I N9029 in the markings of No 230 Squadron, as operated alongside No 228 Squadron at Alexandria. Egypt, in 1941. It crashed into the Mediterranean on the first day of 1943.
"Сандерленд" Mk.I из состава 210-й эскадрильи Берегового командования RAF, весна 1942г.
Sunderland II T9087, serving with No 201 Squadron in 1942. It remained with this unit until being struck off charge on 4 February 1944.
"Сандерленд" из состава 201-й эскадрильи RAF - участник "берлинского воздушного моста". Гидродром на острове Хавель, осень 1948г.
"Сандерленд" Mk.II из 10-й эскадрильи RAF, 1943г. Носовая турель в убранном положении
Sunderland III ML868 in service with No 230 Squadron from Ceylon, 1945.
Short Sunderland Mk III с кодом NJ188 был построен фирмой "Blackburn Aircraft Co. Ltd" в Дамбартоне. Его направили в эскадрилью № 330, укомплектованную норвежским персоналом. Он служил в британских ВВС до 1945 года и носил бортовой код WH-C.
The third of 15 Sunderland GR Mk Vs supplied to the South African Air Force in 1945 and used by No 35 Squadron.
35-я южно-африканская эскадрилья использовала 15 Sunderland GR.Mk 5 для перевозки личного состава с различных фронтов на родину. Позже ее переформировали в дальнюю морскую патрульную эскадрилью и разместили в Дурбане. РЛС типа ASV Mk VIc сохранили (виден обтекатель под крылом).
The third of four Sunderland IIIs supplied to the RNZAF in December 1944 for the Flying Boat Transport Unit
Последние военные Sunderland - новозеландские MR.Mk 5. Королевские ВВС Новой Зеландии (Royal New Zealand Air Force, RNZAF) получили две партии Sunderland. Первыми в 1944 году были куплены четыре транспортных Sunderland Mk III (включая NZ4103 Mataatua, на схеме), работавших на линиях между Оклендом, Эспириту Санто и Фиджи. В 1947 году обслуживание линии в Фиджи было передано вновь сформированной авиакомпании "NZ National Airways Corporation" (NAC), эксплуатировавшей два самолета. Эти машины были возвращены RNZAF в 1951 году; а все четыре самолета пустили на слом в 1954 году.
Грузо-пассажирский вариант "Сандерленда" с собственным названием Hythe, бывший флагманом британской авиакомпании BOAC в 1946-49гг.
Летающая лодка "Сандерленд" V (Великобритания) вернулась из боевого полета, 1944.
После войны авиакомпания BOAC переделала свои камуфлированные Sunderland Mk III в летающие лодки класса "Hythe", имевшие три компоновки вместимостью от 16 до 24 пассажиров. На фотографии представлена первая из них - G-AGJM Hythe. Самолеты использовались на линиях в Австралию и Сингапур вплоть до конца 1940-х годов.
Последняя летающая лодка Solent компании TEAL, ZK-AMO, была передана в Новозеландский музей транспорта и технологий в Окленде, где она находится в экспозиции рядом с одним из последних Sunderland Mk 5 новозеландских ВВС.
Первый прототип K4774 на стапеле завода компании "Short Brothers" в Рочестере, в воздух он поднялся 16 октября 1937 года. Позднее он был до оборудован до серийного стандарта и находился в эксплуатации до 1944 года.
The Sunderland prototype K4774 as first rolled-out at Rochester in October 1937, with straight wing. Clearly shown is the hatch in the hull side under the wing through which bombs, depth charges, etc, were winched, prior to being dropped.
The Short "Sunderland" Long-range Reconnaissance Flying-boat (four Bristol "Pegasus" engines).
A close-up view of the nose of the Short "Sunderland" Reconnaissance Flying-boat.
A Short "Sunderland" Flying-boat (four Bristol "Pegasus"). Two Squadrons of these machines will be stationed at Singapore.
Первым Sunderland получила в середине 1938 года 230-я эскадрилья, дислоцировавшаяся в Сингапуре. Причем первые четыре самолета для нее оплатили Объединенные Малайские Султанаты, а машины были названы в честь каждого из султанатов. На снимке: L2160, названный "Selangor".
Еhe third production Sunderland I L2160, showing the sweep-back on the wing and the outward canting of the engines that resulted from introduction of this modification.
Второй серийный Sunderland Mk I (L2160) во время испытаний в июне 1938 года. От прототипа он отличается измененной конструкцией крыла и рядом других изменений, внедренных с целью компенсации смещения центра тяжести машины.
"Сандерленд" в полете над южной Англией, 1938г.
"Сандерленд" I над Коломбо (Цейлон), начало 1939 г.
"Сандерленд" Mk.I в раннем варианте камуфляжа британской морской авиации, 1941г.
A Sunderland I (L2163, the sixth production example) in warpaint, serving with No 210 Squadron early in the war. This photograph shows the open gun positions introduced in the upper rear hull, and the bomb-aiming "V” window extended beneath the nose turret.
A Sunderland I of No 201 Squadron, showing the aerials of the ASV Mk II radar.
Sunderland стал лучшей британской летающей лодкой времен Второй мировой войны и одной из лучших летающих лодок в мировой истории. Самолеты поступили на вооружение 28 эскадрилий и находились в эксплуатации с 1938 года по 1959 год. Данный Sunderland Mk II принадлежал 201-й эскадрилье.
Sunderland Mk II (фото) был выпущен в незначительных количествах, но обладал большим потенциалом по сравнению с предыдущей моделью. К тому же многие Mk II оснащались РЛС ASV Mk II, существенно повысившей эффективность обнаружения вражеских субмарин.
На этой тщательно отретушированной цензурой фотографии военного времени (отсутствуют все антенны РЛС ASV Mk II) представлен Sunderland Mk II W3984 из 10-й эскадрильи австралийских ВВС. Обратите внимание на расположение вооружения, характерное для Mk I и ранних Mk II. 10-я эскадрилья RAAF одной из первых получила Sunderland и в годы войны добилась немало побед.
Самолет W6050 (фото) стал первым представителем новой серии, здесь он изображен перед первым полетом в апреле 1941 года.
Угроза со стороны немецких субмарин, к концу 1940 года действовавших все дальше от своих баз, потребовала создать базы британского Берегового командования на западе Африки, чтобы обеспечить защиту конвоев в этом регионе. Поэтому в январе 1941 года три Sunderland были посланы во Фритаун в Сьерра-Леоне, где из них была сформирована 95-я эскадрилья. Этот снимок базы во Фритауне сделан в 1943 году.
A Sunderland II (W5986) . The photograph has been retouched by the wartime censor to obliterate the ASV Mk II and Yagi aerials on the hull and wing, and the FN 7 dorsal turret, usually carried by the Mk II, is not fitted.
A Sunderland III, both in service with No 10 Squadron, RAAF, at Mount Batten, Plymouth, in April 1942. The improved hull of the Mk III is clearly shown.
Этот Sunderland Mk III служил в 230-й эскадрилье после ее возвращения на Дальневосточный ТВД в феврале 1944 года. В следующем году эскадрилью перебросили в Бирму (где был сделан этот снимок) для противодействия японскому судоходству. Обратите внимание на двухцветные кокарды SEAC (Командование в Юго-Восточной Азии) и флажок на киле.
"Сандерленд" III рулит на взлет, октябрь 1944 г.
"Сандерленд" III в полете над морем. Хорошо видны антенны РЛС ASV Mk.II
Sunderland Mk III из 230-й эскадрильи пролетает над Бирмой в конце войны на Дальнем Востоке. Хорошо видно измененное днище этой модификации, уменьшившее лобовое сопротивление на 10% при сохранении других гидродинамических характеристик.
The Short Sunderland III General Reconnaissance Flying-boat (four Bristol Pegasus XVIII engines).
После оснащения значительно улучшенной РЛС ASV Mk V/C, размещенной в подкрыльевых обтекателях, лодка Sunderland Mk III сменила индекс на Mk IIIA. Новый радар обладал гораздо меньшим лобовым сопротивлением, чем ASV Mk II.
A Sunderland IIIA in Coastal Command's late wartime finish, with the underwing radomes for ASV Mk VIC
"Сандерленд" Mk.IIIA в камуфляже "Берегового командования" RAF, 1943г.
The Sunderland IV prototype MZ269 after introduction of the modified tail unit which was standardised on the production Seaford I.
В 1953-1954 годах были поставлены 16 отремонтированных Sunderland Mk 5, ранее принадлежавших британским ВВС (на фото), поступивших на вооружение 5-й эскадрильи на Фиджи и 6-й эскадрильи в Хобсонвилле, Окленд, занимавшихся патрулированием и противолодочными задачами. Также, время от времени, их задействовали для оказания помощи и поисково-спасательных операций, перевозки пассажиров на острова Чатем и чартерных рейсов по запросам Министерства внутренних дел. RNZAF были последним оператором военных Sunderland, которые были окончательно списаны в 1967 году.
После окончания войны 15 GR.Mk V были заняты перевозкой южноафриканских солдат на родину, а затем из них сформировали 35-ю морскую патрульную эскадрилью SAAF (южноафриканские ВВС), базировавшуюся в Конгелла. Летающие лодки использовались SAAF до 1957 года.
One of the 15 Sunderland 5s in service with No 35 Squadron of the South African Air Force, which kept these flying boats in use for some years after the end of the war to fly patrols round the coast of South Africa.
A Short S.25 Sunderland GRV, possibly VB882, of 230 Squadron, Coastal Command, based at Seletar. Previously equipped with Short Singapores, this squadron received its first Sunderlands in June 1938, and operated them until the unit was disbanded on February 28, 1957. Only four months were spent at Singapore: from December 1945 until the squadron returned to the UK.
Short Sunderland 5s of No. 230 Squadron. R A.F., at Pembroke Dock, seen from RN290 as it taxied out lor take-off during Exercise "Assess" on 12th October 1951
The Short Sunderland V General Reconnaissance Flying-boat (four Pratt & Whitney Twin-Wasp engines).
Sunderland принимали участие в Берлинском воздушном мосту (операция "Plainfare") в 1948 году. Эта летающая лодка Sunderland GR.Mk 5 из 201-й эскадрильи загружается на озере Хафель (Гавел) в Берлине перед обратным рейсом в Финкенвердер на Эльбе. Вывоз продукции из Берлина был важен для поддержки работы городской промышленности в обмен на поставки пищевых продуктов и горючего.
Последние подразделения Sunderland Королевских ВВС, базировавшиеся в Британии (201-я и 230-я эскадрильи), были расформированы в 1957 году, но летающие лодки продолжали служить в частях Дальневосточных ВВС (FEAF) до 1959 года. 88-я, 205-я и 209-я эскадрильи базировались в Каи-Так (Гонконг), Коггала (Цейлон) и Селетаре (Сингапур), соответственно, и с 1948 года принимали участие в операции "Firedog" - борьбе с восстанием в Малайе. Сначала они использовались как бомбардировщики, а затем патрулировали над морем в поисках китайских джонок, на которых доставлялись припасы для повстанцев. В 1949 году Sunderland из 88-й эскадрильи приняли участие в так называемом "Инциденте на реке Янцзы", доставив припасы и врача на попавший в ловушку фрегат "Аметист", а затем эвакуировали 121 британского гражданина из Шанхая. Все три эскадрильи FEAF сыграли заметную роль в войне в Корее, когда базируясь в японском Ивакуни, они день и ночь патрулировали побережье.
Буксировка "Сандерленда" Mk.V английским патрульно-спасательным катером у побережья Малайзии, послевоенный снимок
"Сандерленд" Mk.V идет на взлет
A post-war photograph of a Sunderland V, showing small changes in the engine cowlings and propellers associated with the introduction of Pratt & Whitney engines.
"Сандерленд" V в полете
Дольше всех летающие лодки GR.Mk 5 оставались в ВВС Дальнего Востока. Их списали в мае 1959 года по завершении пребывания в Малайе и Корее. Sunderland состоял на вооружении 21 год и потому считался одним из "патриархов" британской авиации.
Sunderland GR Mk 5 NZ4111 serving with No 5 Squadron, RNZAF, operating at Lauthala Bay in Fiji.
Sunderland Mk V поступил на вооружение в марте 1944 года и стал последним вариантом. После войны самолет быстро сняли с эксплуатации в Европе, но на Дальнем Востоке машины применялись вплоть до мая 1959 года.
Left: Shadowing a "raider" (the fast minelayer H.M.S. "Apollo") in the Western Approaches on 14th October 1951 during Exercise "Assess". The Sunderland is SZ567 Right: "Apollo" at close quarters, from Sunderland SZ567. These ships could do 40 knots
По коду "TA" можно идентифицировать эту лодку GR.Mk V. Она принадлежит учебной эскадрилье № 235 Берегового командования RAF, в 1953 году переименованной в эскадрилью учебных гидросамолетов. В отличие от большинства Sunderland Mk V эта машина сохранила надфюзеляжную турель, хотя все ее вооружение было снято по окончании военных действий.
"Сандерленд" Mk.V в белой послевоенной окраске
С 1951 по 1954 годы Sunderland Королевских ВВС, включая этот Mk 5 из 230-й эскадрильи, часто появлялись на озере Британия в Гренландии, поставляя припасы для английской научной экспедиции.
One of No. 201 Squadron's Sunderland 5s alighting at Sullom Voe during Exercise "Mainbrace"
Тяжелые четырехмоторные летающие лодки Шорт "Сандерленд" оказались для англичан как нельзя кстати в Индонезии, где на большинстве островов нет сухопутных аэродромов.
Работницы женской вспомогательной службы ВВС (WAAF) проводят техническое обслуживание двигателей Bristol у самолета Берегового командования. Мощность силовой установки Sunderland считалась недостаточной вплоть до появления модификации Mk V.
Short Sunderland V Excalibur VIII emerges from the Solent on December 13, 1982. The boat will remain at Calshot until April this year. The beaching was carried out by men from the REME at Marchwood, led by Warrant Officer Ray Bevan.
Above Short Sunderland V ML824 on display outside the R.A.F. Museum, Hendon
Глубинные бомбы на выдвижной подвеске "Сандерленда"
Субмарина, атакованная летающей лодкой Sunderland Берегового командования, в Бискайском заливе. Камера запечатлела момент фатального попадания глубинной бомбы.
Данный Sunderland Mk III стал первым, прошедшим после войны переоборудование в компании BOAC в полноценный гражданский авиалайнер, и получил название Hythe.
The Short Sunderland Civil Transport Flying-boat (four Bristol Pegasus engines).
Sunderland Mk III G-AGIA авиакомпании BOAC начинал службу в британских ВВС и имел номер ML728, пока в июле 1943 года его не передали для перевозки пассажиров и почты в Западной Африке, Индии и (после победы над Японией) Бирме. Для эксплуатации на этих маршрутах переделали 24 летающие лодки, демонтировав с них вооружение и другое военное оборудование и оснастив сиденьями для пассажиров.
The Sunderland in French Navy markings with the code 50.S.9
Флотилия 7FE морской авиации Франции была сформирована в Дакаре, Сенегал, в конце 1 945 года на базе 343-й эскадрильи британских ВВС (подразделение ВВС "Свободной Франции"), Позднее у Великобритании были закуплены дополнительные самолеты, последний из которых был списан в конце 1960 года.
No more Sunderland GR Mk. 5s for major overhaul are expected at Short Bros. & Harland. Belfast. The last one (RN284) of the French Navy's seventeen departed from Queen's Island in late December, The R.N.Z.A.F., also, has sixteen GR Mk. 5s.
Short Sunderland V ML824.
Sunderland 5 NJ190 of the Aeronavale.
Still engaged in Marine Reconnaissance duties with R.A.F. Coastal Command, plus the Royal New Zealand and South African Air Forces, the Short Sunderland M.R. Mk. 5 is also in service with the French Navy on anti-submarine duties. A number of Mk.5 Sunderlands were delivered to l'Aeronavale in 1952. At the end of last year these French Sunderlands were ferried back to Short Brothers & Harland at Queen's Island, Belfast, Northern Ireland, for major servicing and overhaul. Piloted on this occasion by Capitaine Pillet, this Sunderland M. R. Mk.5 (ML77B) is seen here tying up in the Musgrave Channel.
One of the four Sunderlands used post-war for experimental purposes was the Mk V PP151 with the fin and rudder of the Short S.A.4 Sperrin jet bomber. The final Sperrin tail differed slightly from this one.
Sunderland ML 796 shown in French Navy colours as "50S-3" when on display at La Baule
Sunderland ML 796 shown in French Navy colours as "50S-3" in pieces during its journey to Duxford in 1976
Кабина Sunderland была относительно просторной и обеспечивала хороший обзор пилотам. Закрытые кнопки на штурвале пилота (слева) обеспечивали сброс бомб и огонь из четырех носовых пулеметов.
Кабина Sunderland из 10-й (австралийской) эскадрильи, базировавшейся в Маунт Баттене, Плимут. В 1942 году к 10-й эскадрилье присоединилась еще одна австралийская противолодочная эскадрилья Sunderland - 466-я.
A submarine, with the Norwegian coast near Bremanger behind, seen from the cockpit of No. 201 Squadron Sunderland RN273 during Exercise "Mainbrace", September 1952.
Этот снимок интерьера Sunderland Mk I позволяет оценить внушительный объем корпуса машины, имевшего двухпалубную компоновку
К началу войны четыре эскадрильи британских ВВС были вооружены самолетами Sunderland - две находились в Великобритании и по одной - на Дальнем Востоке и в Египте. В последнем случае речь идет о 228-й эскадрилье которой принадлежит и запечатленный здесь Sunderland - его в бухте Калафраны на Мальте 27 апреля 1941 года подбили пилоты Bf 109E. Расположение Мальты на пересечении морских путей, проходивших через Средиземное море, делало этот остров важным стратегическим объектом и предметом постоянных схваток.
Sunderland Mk II T9087 принадлежал 201-й эскадрилье Берегового командования, с сентября 1941 года по март 1944 года базировавшейся на озере Лох-Ирн в Северной Ирландии. Он был одним из 20 Sunderland II, построенных компанией "Blackburn" в Дамбартоне. Самолет изображен по состоянию на 1942 год, с бортовым кодом эскадрильи "ZM" и типичным ранним камуфляжем Берегового командования - цвета Dark Slate Grey и Extra Dark Sea Grey по бортам фюзеляжа и Sky на нижних поверхностях.
Компоновочная схема летающей лодки "Сандерленд" (из журнала "Флайт" за 1938 год)
Short Sunderland III
Line drawings depict (1) the Sunderland prototype in October 1937 with the original wing and (2) with wing swept back by 4 1/2 deg. and with main step moved aft and partly faired during experiments in early 1938. (3) Sunderland I production standard with FN 11 single-gun nose turret, FN 13 four-gun tail turret and single guns in hooded beam hatches. (4) Late production Mk II with FN 7 dorsal turret (offset to starboard) and ASV Mk II. (5A, B and C) Three views of the Sunderland Mk III, with fully-faired main step. (6A, B and C) Side and scrap views of the Sunderland IV showing the definitive (Seaford I) tail unit. (7) Sunderland V, with fixed bow guns and beam hatches.
Short Sunderland III
The Short Sunderland III Flying-boat.