Heinkel He-59
Страна: Германия
Год: 1931


Четырехместный гидроплан, береговой разведчик и бомбардировщик-торпедоносец со вспомогательными задачами обучения штурманов, воздушного поиска и спасения на море
Описание:
He-59
Heinkel He 59
Фотографии

He-59

Разведчик, бомбардировщик и торпедоносец. Двухмоторный биплан смешанной конструкции, установленный на два поплавка. Спроектирован в КБ фирмы "Эрнст Хейнкель флюгцойгверке". Опытный образец самолета Не 59b на колесном шасси совершил первый полет в сентябре 1931 г., поплавковый Не 59а - в январе 1932 г. Серийное производство Не 59 велось с февраля 1932 г. Самолет строился на заводах "Хейнкель" (Росток) и "Арадо" (Варнемюнде). Всего выпущено 142 экз.
Не 59 состоял на вооружении в Германии с лета 1934 г., в Испании - с 1938 г.
Экипаж - 4 чел. Двигатели BMW VI6.0ZA. Вооружение - бомбы до 1000 кг или одна торпеда, стрелковое вооружение в зависимости от модификации.
Основные серийные варианты:
  - He 59А, учебно-тренировочный самолет без вооружения;
  - He 59В, боевой вариант; В-0 - для школ без вооружения; В-1 - с вооружением 1x7,9; В-2 - с измененной носовой частью и вооружением 3x7,9 (в частях иногда заменялось на 1x20+2x7,9); В-3 - дальний разведчик с дополнительными бензобаками и вооружением 2x7,9;
  - Не 59С, дальний разведчик (С-1, с 2x7,9) и спасательный самолет (С-2, без вооружения);
  - Не 59D, переделка Не 59C-2 в учебный;
  - He 59Е, учебный торпедоносец (Е-1) и фоторазведчик (Е-2), оба без вооружения;
  - Не 50N, переделка Не 59D в учебный самолет для подготовки штурманов; использовался также как спасательный с вооружением 4x7,9.
С лета 1934 г. Не 59 начали поступать в летные школы, а в начале 1935 г. - в первые части Люфтваффе. С конца 1936 г. были использованы в гражданской войне в Испании как торпедоносцы и ночные бомбардировщики в Валенсии, под Барселоной и Картахеной. После окончания боевых действий исправные самолеты сдали франкистам. С 1938 г. Не 59 в Германии начали сниматься с вооружения боевых подразделений. Однако в сентябре 1939 г. эти машины имелись еще в четырех эскадрильях. Они патрулировали Балтику и Северное море. Во время Польской кампании корректировали огонь кораблей под Гдыней, бомбили береговые батареи, участвовали в блокаде польских портов. Несколько позже поплавковые бипланы ставили мины в устье Темзы.
В апреле 1940 г. Не 59 высаживали десанты в Дании и Норвегии. Во время "битвы за Англию" Не 59 наводили соединения бомбардировщиков, следили за конвоями, спасали сбитых летчиков.
Производство Не 59 прекратили в сентябре 1938 г. Фоторазведчики Не 59E-2 применялись до конца 1941 г., спасательные самолеты (с вооружением) - и позже. В частности, они действовали на Черном море. В июне 1941 г. Не 59 участвовали в спасении моряков с подорвавшегося на мине лидера "Москва". Окончательно Не 59 сняли с вооружения в Германии в конце 1942 г.
Два Не 59C-2 эксплуатировались финскими ВВС на Балтике в 1943-1944 гг.


Не 59B-2||
Размах:||23,7 м
Длина:||17,4 м
Моторы, количество х мощность:||2х 660 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||9400 кг
Максимальная скорость:||220 км/ч
Практический потолок:||3500 м
Дальность:||1750 км

Heinkel He 59

Гидроплан He 59 разработали в 1930 году на основе выпущенных тогда еще секретными германскими ВВС тактико-технических требований. ВВС хотели получить торпедоносец-бомбардировщик и разведчик, способный действовать как с колесным, так и двухпоплавковым шасси. В результате у фирмы "Heinkel" получился самолет с двухстоечной бипланной коробкой с несмещенными друг относительно друга крыльями равного размаха. Фюзеляж прямоугольного сечения был смешанной конструкции, сваренной из стальных труб, обтянутых тканью. В носовой части фюзеляжа устанавливались верхний и нижний округлые обтекатели, придававшие ему овальный вид во фронтальной проекции. Обшивка хвостового оперения традиционной схемы выполнялась из ткани, также обтягивались тканью деревянные крылья. Однореданные поплавки деревянной конструкции были установлены под наружными кромками центроплана нижнего крыла. Моторы находились в гондолах, крепившихся к бипланным стойкам. Каждый мотор вращал четырехлопастный деревянный винт неизменяемого шага.
  Фактически первым из двух прототипов в воздух поднялся второй аппарат, обозначенный He 59a. Он был снабжен бензобаками в фюзеляже и неубирающимся колесным шасси с хвостовым колесом. Впервые он взлетел в сентябре 1931 года. За ним последовал гидроплан He 59b с бензобаками в обоих поплавках (для освобождения фюзеляжа под полезную нагрузку). В то время немцы рекламировали He 59 во всем мире в качестве сугубо гражданского транспортного самолета. Вскоре было решено отказаться от варианта с колесным шасси и сконцентрироваться на гидроплане. Так что первым серийным вариантом стал He 59B-1, отличавшийся от He 59b некоторыми доработками, например, такими как большие вырезы в задних кромках центроплана верхнего и нижнего крыла, увеличенный киль, измененный подфюзеляжный уступ с увеличенным остеклением и возможностью ввода в экипаж подфюзеляжного бортстрелка. Была переделана и носовая часть фюзеляжа с организацией рабочего места радиста, с возможностью взаимозаменяемости различных вариантов носовых отсеков; была организована и обшита листами из легкого сплава носовая стрелковая точка; установлена оптически плоская без погрешностей панель остекления для прицеливания при бомбометании. Поставки самолетов версии He 59B-1 начались летом 1934 года, сначала они поступили в немецкую авиашколу для обучения экипажей гражданских лайнеров, на самом деле являвшуюся секретной школой подготовки экипажей боевых гидросамолетов. К началу 1935 года фирма "Heinkel" поставила заказчику 14 машин He 59 и затем передала их выпуск компании "Arado".
  Совершенствование базовой модели шло быстро. Вскоре начальный вариант He 59B-1 на сборочной линии заменили на варианты He 59B-2 с улучшенным оборудованием и He 59B-3, предназначенный для дальнего морского патрулирования, с дополнительными бензобаками и вооружением, сокращенным до двух пулеметов.
  В июле 1936 года ВВС Германии - публично воссозданные в предыдущем году - развернули свои первые береговые части гидросамолетов. Из них 3-я эскадрилья 106-й группы и 3-я эскадрилья 506-й группы береговой авиации были оснащены машинами He 59B. Вскоре после этого Германия решила послать легион Condor для поддержки франкистских мятежников в гражданской войне в Испании. Это формирование включало подразделение AS/88 морской разведки, оснащенное гидропланами He 59B-2. Для расширения возможностей борьбы с малым судоходством некоторые из этих гидросамолетов вооружили подвижной 20-мм пушкой MG FF в носовой точке вместо штатного пулемета MG 15. Фирма "Arado" прекратила выпуск машин He 59B в начале 1938 года после поставки 140 машин. К этому времени четыре германские эскадрильи были вооружены гидропланами этого типа.
  К 1938 году He 59 стремительно устаревал и уже не подходил для первоначально возложенных на него задач. Но эта машина обрела новые предназначения, когда фирма "Walter Bachmann Flugzeugbau" переделала ее для задач обучения и спасения на море. Для этих функций не стали строить новых гидропланов, а подвергли переделке большинство сохранившихся самолетов He 59B. Были выпущены невооруженные учебные He 59C-1 с дополнительным навигационным оборудованием и вариант He 59C-2 для воздушного поиска и спасения на море с возможностью загрузки до шести надувных лодок, аварийного медицинского оборудования и с наружной складной стремянкой под фюзеляжем. Несколько поплавковых He 59C передали Финляндии.
  Вариант He 59D-1 стал самолетом двойного назначения, сочетающим задачи обучения навигации и спасения на море. Самолет имел переделанную носовую часть без панели остекления и отдельную кабину штурмана перед местом пилота. Вариант He 59E был специальной учебной машиной, выпускались его модификации - учебные бомбардировщики-торпедоносцы He 59E-1 и учебные фоторазведчики He 59E-2 (с тремя АФА). Последней переделанной версией стал вариант He 59N, также предназначенный для штурманской подготовки и оснащенный полным комплектом оборонительного вооружения. Ограничения на применение самолетов He 59 для воздушного поиска и спасения на море привело к замене большинства этих гидропланов с 1941 года на летающие лодки Do 18 и Do 24. В 1943 году почти все самолеты He 59 сняли с подобных заданий, кроме использовавшихся на побережье Финляндии, где некоторые бывшие немецкие машины продолжали эксплуатироваться до 1944 года. Учебные самолеты прожили чуть дольше, но к 1944 году и они все были списаны.
  

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Heinkel He 59B-2

  Тип: четырехместный гидроплан, береговой разведчик и бомбардировщик-торпедоносец со вспомогательными задачами обучения штурманов, воздушного поиска и спасения на море
  Силовая установка: два V-образных ПД BMW VI 6,0ZU мощностью по 660 л. с. (492 кВт) каждый
  Летные характеристики: максимальная скорость 220 км/ч на уровне моря; крейсерская скорость 185 км/ч на уровне моря; набор высоты 2000 м за 11 мин 12 с; практический потолок 3500 м; радиус полета 1530 км с дополнительным бензобаком либо 940 км со стандартной заправкой
  Масса: пустого 5000 кг; максимальная взлетная 9100 кг
  Размеры: размах крыла 26,70 м; длина 17,40 м; высота 7,10 м; площадь крыльев 153,20 м2
  Вооружение: один подвижный стреляющий вперед 7,92-мм пулемет MG15 в носовой точке, один подвижный стреляющий назад 7,92-мм пулемет MG15 в надфюзеляжной точке и один подвижный стреляющий назад 7,92-мм пулемет MG15 в подфюзеляжной точке, плюс до 1000 кг полезной нагрузки в отсеке вооружения в нижней части фюзеляжа
Поисково-спасательный "Хейнкель" He 59D-1 из состава SNSt.9
Этот биплан He 59D-1 участвовал в морских спасательных операциях в 1941 году и был приписан к центральной станции спасения на Эгейском море.
He 59 из SNGr.8 - участник операции по спасению моряков лидера эсминцев "Москва" 26.06.1941г.
"Хейнкель" He 59, использовавшийся финнами для "спецопераций" в советском тылу, 1943г.
Не 59 из эскадрильи 3/KuFlGr 106, довоенный снимок
The all Navy crew of M2+TL, another He 59 of 3 Staffel, Coastal Group 106, poses for the camera before a flight. Both this aircraft and the one in the preceding photos features the standard two-tone green camouflage pattern.
Во время рейдов на Констанцу советским летчикам приходилось встречаться над морем с немецкими гидросамолетами He 59
M2+RW, a He 59B-2 of 3 Staffel, Coastal Group 106 gets set to be lifted from the jetty into the water.
Bomb racks full, engines ticking over, the large floatplane is lifted from the jetty into the water.
A Luftwaffe sergeant-pilot (in cockpit) and a Naval flight officer discuss details before a flight. Most Coastal Groups operated with mixed flight and ground crews of both Luftwaffe and Kriegsmarine personnel.
На смену He 59 пришел He 115, который использовался для выполнения второстепенных задач, в частности поисково-спасательных. На снимке - экипаж бежит к своему самолету: быстрота реагирования - важнейший фактор для успешного выполнения поисково-спасательных заданий.
Another striking photograph from the German seaplane school.
Можно представить, каково приходилось членам экипажа в открытых кабинах при выполнении маловысотных полетов над Балтикой в зимнее время. С другой стороны, они обеспечивали отличный обзор, что крайне важно при поиске летчиков, сбитых над морем, или моряков с потопленных кораблей и судов.
"Heinkel" возлагала на He 59 большие надежды, на момент создания он являлся самым крупным самолетом, спроектированным на фирме Эрнста Хейнкеля.
Спасательный Не 59B-2 над морем
На снимке - один из первых He 59B-1, переданных летом 1934 года в коммерческую летную школу Deutschen Verkrsfliegerschule в Листе, являвшуюся тайным училищем морской авиации.
He-59B - предшественник He 115 - использовался одновременно с ним
Немецкие поплавковые бомбардировщики "Хейнкель" He 59 активно применялись в боях на севере Испании.
Here's a switch - the tow boat is being steered by a member of the Luftwaffe while members of the Kriegsmarine check the floats and rigging of the floatplane after a flight.
Немецкие гидропланы He 59, Ar 199 и He 60 из 10.Seenotstaffel в Бергене, Норвегия, 1941г.
На самолет нанесены опознавательные знаки в виде красных крестов и гражданская регистрация, но эта маркировка нелегальна. Истребители британских ВВС сбили несколько таких "волков в овечьей шкуре".
A He 59B-2, PY+NI is hoisted up to be placed in the water. Note the beaching dollies directly below the floats in this photo.
Устаревшие гидропланы He 59 в годы войны использовались как патрульные и поисково-спасательные машины
Its flight completed, an He 59 has been beached at the top of the beaching ramp as the pilot and co-pilot, both navy officers (Kapitan zur See and Oberleutnant zur See) converse in the foreground. Note the Air Force style rank markings on the sleeves of their flight jackets.
Финский Не 59C, 1943 г.
Ground crewmen go about fuelling a BV 138B. Notice the single four-bladed propeller on the middle diesel engine. A Heinkel He 59 float plane is tied up in the background.
Второй прототип He 59 (He 59a) был оснащен колесными шасси и поступил на испытания в сентябре 1931 года. Все его первые испытательные полеты состоялись в Советском Союзе. Он остался единственным He 59 с колесным шасси.
Транспортная авиагруппа KG.z.b.V. 108 See была сформирована специально для участия в норвежской операции. Она использовала гидросамолеты различного типа, включая биплан Heinkel Не 59 (на снимке его кабина).
Heinkel He 59B-2
Heinkel He 59B-2