Late 298
Разведчик, бомбардировщик и торпедоносец. Одномоторный моноплан смешанной конструкции, установленный на два поплавка. Спроектирован в КБ фирмы "Сосьетэ индустриель д'авиасьон Латекоэр". Опытный образец гидроплана, Late 298-01, впервые взлетел 8 мая 1936 г: ДальшеMore>>>
Серийное производство началось в октябре 1938 г. Самолеты строились на заводе "Латекоэр" в Тулузе с изготовлением отдельных узлов в Монтадране и Англэ, окончательная сборка осуществлялась в Бискаросе. Всего выпустили 125 экз.
Late 298 состоял на вооружении во Франции с декабря 1938 г., в Германии - с ноября 1942 г.
Экипаж - 2-4 чел. Двигатель HS 12Ycrs1. Вооружение 3x7,5 или 3x7,5+2x7,69 (на Late 298F), бомбы до 500 кг или одна торпеда (670 кг).
Серийно выпускались следующие модификации:
- Late 298A с нескладывающимися крыльями для береговых баз, экипажем 3 чел. (с торпедой - 2 чел.);
- Late 298B со складывающимися крыльями и законцовками горизонтального оперения, новыми разделенными на две части щитками, двойным управлением; экипаж - 4 чел., предназначался для эксплуатации на плавбазах;
- Late 298D, аналог Late 298B с нескладывающимся крылом;
- Late 298F, упрощенный вариант Late 298D с вооружением 3x7,5+2x7,69.
В декабре 1938 г. на Late 298A сформировали две первые эскадрильи, в начале 1939 г.- третью, на плавбазе "Коммандан Тест". В начале Второй мировой войны французский флот имел уже четыре эскадрильи этих машин, в мае 1940 г.- шесть (три - на Атлантическом побережье и три - в Средиземноморье). Самолеты вели разведку в море и искали подводные лодки. С начала немецкого наступления в мае 1940 г. осуществляли налеты на сухопутные цели - мосты и железнодорожные узлы, действуя как бомбардировщики (в т.ч. с пикирования) и штурмовики. С начала июня они перешли на ночное бомбометание. В частности, Late 298 совершили налет на мост через Сомму в Ноэлле. Самолеты совершили также налет на порт в Генуе, а впоследствии из Туниса атаковали итальянские крейсера в море.
К моменту капитуляции Франции на Late 298 летали уже восемь эскадрилий. Самолеты данного семейства продолжали состоять на вооружении при правительстве Виши, базируясь в метрополии и в колониях. Late 298 участвовали в обороне Дакара от англичан. С января 1943 г. часть машин перешла в руки сторонников Де Голля и использовалась французскими частями в Африке против легких судов в Атлантике, а с ноября 1944 г. французы начали применять их и в Средиземноморье с баз в южной Франции. Немцы использовали трофейные самолеты для патрульной и спасательной службы во Франции. Около десятка этих машин стали трофеями союзников и затем перешли во французскую морскую авиацию. Эскадрилья на этих самолетах действовала на Атлантическом побережье. Ей удалось вынудить к сдаче два немецких вооруженных траулера.
Производство Late 298 прервали в июне 1940 г., а затем возобновили в марте 1942 г. и продолжали до ноября 1943 г. (уже под контролем немцев).
Французская морская авиация эксплуатировала Late 298 в строевых частях (в т.ч. в оккупационных силах в Германии) до апреля 1946 г., в учебных - до 1951 г.
Late 298D||
Размах:||15,5 м
Длина:||12,56 м
Моторы, количество х мощность:||1 х 885 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||4600 кг
Максимальная скорость:||290 км/ч
Практический потолок:||6500 м
Дальность:||1200 км
Latecoere 298
В 1933 году командование авиации ВМС Франции подготовило тактико-технические требования на новый гидросамолет торпедоносец-бомбардировщик, который должен был прийти на замену варианту Latecoere 290, который буквально недавно был принят в эксплуатацию.
Новый самолет компании, получивший обозначение Latecoere 298.01, оказался успешнее. Это был цельнометаллический одномоторный моноплан с экипажем из трех человек. Крыло со средним расположением обладало большим сужением. В больших поплавках размещались топливные баки. Торпеда была наполовину убрана в нижнюю часть фюзеляжа и крепилась к подфюзеляжной стойке. Самолет мог также брать на борт пару обычных бомб малого калибра или глубинные бомбы.
После первого полета прототипа, состоявшегося 8 мая 1936 года, были проведены обширные испытания, показавшие превосходные результаты. В итоге было принято решение закупить 177 самолетов Latecoere 298, которые отличались от прототипа новой кабиной экипажа.
Первый вариант Latecoere 298A был построен в количестве 29 машин, поставки осуществлялись с октября 1938 года. Следом появился вариант Latecoere 298B (42 самолета), отличавшийся дублированным управлением, складывающимися назад внешними секциями крыла и концевыми частями горизонтального хвостового оперения, двухсекционными закрылками, а также увеличенным на одного человека составом экипажа. Самым многочисленным стал вариант Latecoere 298D - построено 106 самолетов, отличавшихся дублированным управлением и нескладывающимся крылом. Один экземпляр 298D был оборудован подфюзеляжной наблюдательной гондолой и получил обозначение Latecoere 298E, но его сочли неудовлетворительным. Самолеты поступали на вооружение авиации ВМС Франции с октября 1938 года, и к сентябрю 1939 года машины получили четыре эскадрильи, включая эскадрильи HB1 и HB2 (вариант Latecoere 298B), приписанные к гидроавиатранспорту "Коммандант Тесте", и эскадрильи T1 и T2, дислоцированные, соответственно, в Берре и Шербуре.
Самолеты принимали участие в сражениях за Францию, решая задачи патрулирования прибрежных районов, а после вторжения Вермахта во Францию - переориентированы на решение задач на сухопутном фронте. Многие самолеты этого типа продолжили эксплуатироваться и при режиме Виши - было заказано 30 самолетов Latecoere 298F, исполнителем контракта стала компания "Breguet".
Данные самолеты использовались для службы в заморских территориях и в целом были схожи с Latecoere 298D, но не имели дублированной системы управления.Часть захваченных немцами машин попала на службу в Люфтваффе.
Вооруженные силы Свободной Франции после войны располагали несколькими самолетами Latecoere 298 - они входили в состав эскадрильи 3.S, дислоцированной на Боденском озере (Германия), где решали задачи полицейского патрулирования, пока эскадрилью в январе 1946 года не расформировали. После войны Latecoere 298 эксплуатировались в качестве учебных машин вплоть до 1950 года, последний самолет был списан в 1951 году.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Latecoere 298D
Тип: гидросамолет торпедоносец-бомбардировщик/разведывательный с экипажем из трех человек
Силовая установка: один V-образный 12-цилиндровый Hispano-Suiza 12Ycrs-1 мощностью 880 л. с. (656 кВт)
Летные характеристики: макс. скорость 287 км/ч; практический потолок 5100 м; дальность 1000 км
Масса: пустого снаряженного 3070 кг; максимальная взлетная 4600 кг
Размеры: размах крыла 15,50 м; длина 12,56 м; высота 5,25 м; площадь крыла 31,60 м2
Вооружение: два фиксированных стреляющих вперед и один наводимый 7,5-мм пулеметы Darne, плюс одна 670-кг торпеда Type DA, либо до 500 кг бомб, либо три глубинные бомбы, либо девять осветительных (маркерных) бомб