Rogozarski SIM-XIV-H
Страна: Югославия
Год: 1938


Прибрежный разведчик
Описание:
SIM-XIV-H
Rogozarski SIM-XIV-H
Фотографии

SIM-XIV-H

Разведчик и легкий бомбардировщик. Двухмоторный моноплан на двух поплавках типа "Эдо". Создан в КБ завода "Прва српска фабрика аэроплана Живоян Рогожарский" под руководством С. Милутиновича. Опытный образец SIM-XIVH совершил свой первый полет 8 февраля 1938 г. Это был первый югославский двухмоторный военный самолет югославской же конструкции. Серийное производство развернуто в начале 1940 г. на заводе "Рогожарский" в Белграде с окончательной сборкой в мастерских морской авиации в Дивулое (под Сплитом). Всего выпущено 13 экз.
SIM-XIV состоял на вооружении в Югославии с 1940 г., в Италии - с июня 1941 г.
Экипаж - 3 чел. Двигатели As 10. Вооружение 2x7,9, бомбы до 100 кг.
Выпускались две серии SIM-XIVH:
   - серия 0 с моторами As 10C и крылом с раскосами;
   - серия 1 с моторами As 10E, свободнонесущим крылом, измененными хвостовым оперением и остеклением кабины.
Самолеты SIM-XIVH югославской морской авиации в апреле 1941 г. действовали против немцев и итальянцев на побережье Адриатического моря. Они вели разведку вдоль побережья, прикрывали действия минных заградителей в районе порта Будва. Значительная часть машин была уничтожена итальянской авиацией под Трогером. После поражения Югославии две уцелевшие машины перелетели в Египет и недолго эксплуатировались британскими ВВС - вели ближнюю разведку в районе Александрии.
Трофейные самолеты после частичной замены оборудования использовались итальянцами как учебные и связные. Последние из них летали до июня 1943 г.
Производство SIM-XIVH было прервано при захвате Белграда немцами; при отступлении югославских войск 6 незаконченных гидропланов уничтожили.


SIM-XIVH (серия 1)||
Размах:||15,19 м
Длина:||11,2 м
Моторы, количество х мощность:||2 х 270 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||3500 кг
Максимальная скорость:||243 км/ч
Практический потолок:||4300 м
Дальность:||830 км

Rogozarski SIM-XIV-H

Самолет SIM-XIV-H разработан компанией "Rogozarski" согласно требованиям ВМС Югославии от января 1937 года к двухпоплавковому ближнему разведчику, предназначенному для замены летающих лодок Ikarus IO.
   Конструкция гидроплана выполнена главным образом из древесины. SIM-XIV-H - подкосный низкоплан с фюзеляжем монококовой конструкции овального сечения.
   В застекленной носовой части фюзеляжа предусмотрена возможность монтажа пулеметной турели. Силовая установка включает два мотора воздушного охлаждения Argus As 10C мощностью по 240 л. с. (179 кВт). В дополнение к экипажу из трех человек SIM-XIV-H мог взять на борт трех пассажиров.
   Прототип выполнил первый полет 8 февраля 1938 года. На испытаниях самолет показал отменные летные данные. За шестью предсерийными самолетами SIM-XIV-H серии 0 построили 18 серийных машин. Самолеты нулевой серии отличались от прототипа отсутствием турели в носовой части фюзеляжа, измененным хвостовым оперением и новым фонарем кабины.
   На серийных SIM-XIV-H Series I стояли моторы Argus 10e мощностью по 270 л. с., крыло было выполнено полностью консольным, каркас хвостовой части фюзеляжа изготовлен из стальных труб, в очередной раз были изменены хвостовое оперение и фонарь кабины. 12 самолетов первой серии (заказ 1939 года) собрали в 1940 году.
   Все гидропланы SIM-XIV развернули на базах ВМС Югославии, до начала войны три самолета разбились в результате летных происшествий.
   В период короткой войны с Германией и Италией в апреле 1941 года SIM-XIV вели разведку и ставили мины; пять самолетов были сбиты.
   Два гидроплана перелетели через Крит на британские базы в Египте и использовались на Средиземноморье как разведчики ВВС Великобритании.
   Итальянцы захватили восемь самолетов SIM-XIV-H. Один из них проходил в Италии оценочные испытания. Остальные самолеты передали в училище гидроавиации ВВС Италии в Орбетелло, где их эксплуатировали до конца 1942 года.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Rogozarski SIM-XIV-H Series I

   Тип: прибрежный разведчик
   Силовая установка: два мотора жидкостного охлаждения Argus As 10E мощностью по 270 л. с. (201 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость 243 км/ч; практический потолок 4500 м; дальность 840 км
   Масса: пустого снаряженного 2230 кг; максимальная взлетная 3350 кг
   Размеры: размах крыла 15,20 м; длина 11,20 м; высота 4,48 м; площадь крыла 35,55 м2
   Вооружение: два 7,5-мм пулемета FN Browning (один в носовой части, второй над фюзеляжем) и до 200 кг бомб
Опытный SIM-XIVH, 1938г.
The Rogojzrsky Sim-XIV-H Twin-engine Observation Seaplane (two 240 h.p. Argus As.10C engines).
SIM-XIVH серии 0
ROGOJARSKY SIM-XIV-H. In service in Jugoslavia before the occupation, the Rogojarsky SIM-XIV-H two-seat observation float-plane was also used by some elements of the forces which escaped after the occupation. Powered by two 240-h.p. Argus As.10C in-line motors, the XIV-H had a crew of three and an all-up weight of 6,820 lb. Span was 49 ft. 10in., length 36 ft. 5 in. Forward-firing armament was contained in a rotating cupola above the nose, but this has been removed on the machine depicted here.
Самолет SIM-XIV-H являлся одним из самых лучших гидросамолетов, разработанных накануне Второй мировой войны, однако построили таких машин совсем мало.
Rogozarski SIM-XIVH (серия 1)