Bristol Beaufort
Варианты:
Bristol - Beaufort - 1938 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1938


Торпедоносец-бомбардировщик с экипажем из четырех человек
Описание:
Beaufort
Bristol Type 152 Beaufort
Фотографии:

Кабина (12)

Beaufort

Бомбардировщик-торпедоносец и морской разведчик, двухмоторный цельнометаллический моноплан; убирающееся шасси. Разработан в КБ фирмы "Бристоль эйркрафт" под руководством Л. Фрайза. Первый полет опытный образец "Бофорта" совершил 15 октября 1938 г. Самолет был внедрен в серийное производство в октябре 1939 г. Строился на заводах "Бристоль" в Фултоне и Бэнуэлле и двух заводах в Австралии - CAC в Фишерменс-Бэнд и DAP в Мэскоте. Всего изготовлено 2129 экз. (с учебными и транспортными вариантами).
Экипаж - 4 чел. Вооружение 2 - 6x7,69 (на австралийских "бофортах" VII - 2x12,7+3x7,69), бомбы до 908 кг или одна торпеда в полуубранном положении под бомбоотсеком.
Самолет состоял на вооружении в Великобритании с ноября 1939 г., в Канаде - с августа 1941 г., в Австралии и Южно-Африканском Союзе - с декабря 1944 г., в Турции - с конца 1944 г.
Выпускались следующие боевые модификации:
  - "Бофорт" I с моторами "Таурус" II, позднее ставились двигатели модификаций IIA, III, VI, XII и XVI, на самолетах последних серий монтировались РЛС;
  - "Бофорт" II, аналог модификации I с моторами R-1830-S1C3-G;
  - "Бофорт" V, австралийский вариант с килем увеличенной площади, моторами R-1830-S3C4-G австралийского производства, винтами "Кэртис", вариант VA - с винтами "Гамильтон";
  - "Бофорт" VI, австралийский вариант, аналог модификации V с моторами R-1830-S1C3-G американского производства и винтами "Кэртис";
  - "Бофорт" VII, австралийский вариант, идентичный модификации VI, но с винтами "Гамильтон";
  - "Бофорт" VIII, австралийский вариант с моторами R-1830-S3C4-G австралийского производства, с усиленным оборонительным вооружением, установкой РЛС.
"Бофорты" впервые вступили в бой в апреле 1940 г. Они осуществляли минные постановки у берегов Германии, проводили дневные и ночные налеты на береговые цели и суда. В июне 1940 г. эти самолеты безуспешно пытались бомбить линкор "Шарнхорст". Торпедные атаки (дневные и ночные) начались с сентября того же года, сперва по транспортам в Северном море, а затем и на боевые корабли. В апреле 1941 г. "Бофорт" поразил торпедой линкор "Гнейзенау" в Бресте, в июне - "карманный" линкор "Лютцов". С марта 1942 г. эти торпедоносцы появились в Средиземном море - их базой являлась Мальта, а летом того же года "бофорты" разместили на Цейлоне, откуда они патрулировали близлежащие районы Индийского океана.
Австралийские самолеты с июня 1942 г. применялись на Новой Гвинее как бомбардировщики и разведчики, а с сентября и как торпедоносцы (днем и ночью). Южноафриканские машины в мае 1942 г. участвовали в операции по захвату Мадагаскара.
Боевые "бофорты" прекратили выпускать в Англии в конце 1943 г., буксировщики мишеней - в ноябре 1944 г. В Австралии производство всех модификаций прекратили в августе 1944 г.
С конца 1942 г. Береговое командование британских ВВС постепенно переводило "бофорты" в учебные и вспомогательные части. Последними сняли с боевого дежурства торпедоносцы на Цейлоне - в середине 1944 г. Окончательно их сняли с вооружения в июле 1945 г. В Канаде с ними простились в октябре 1944 г., в Австралии - в 1946 г., в Турции - в 1947 г.


"Бофорт" I||
Размах:||17,6 м
Длина:||13,42 м
Моторы, количество х мощность:||2x1130 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||8038 кг
Максимальная скорость:||416 км/ч
Практический потолок:||5032 м
Дальность:||2550 км

Bristol Type 152 Beaufort

В 1935 году Министерство авиации Великобритании выпустило спецификации М.15/35 и G.24/35 на перспективные торпедоносец-бомбардировщик и разведчик-бомбардировщик. Требованиям, предъявляемым к последнему, соответствовал самолет Bristol Type 149 Bolingbroke, строившийся в Канаде. А вот по заданию на торпедоносец-бомбардировщик компания "Bristol" решила доработать самолет Blenheim, присвоив новой машине обозначение Type 150. Одними из отличий нового самолета от предшественника стали новый фюзеляж, приспособленный для подвешивания торпеды, и более мощные двигатели. Проектное предложение было представлено в Министерство авиации в ноябре 1935 года.
  Вскоре специалисты "Bristol" пришли к выводу, что могут удовлетворить запрос Министерства на торпедоносец-бомбардировщик и разведчик-бомбардировщик за счет одного самолета - Type 152, который предлагалось спроектировать на базе Blenheim. По сравнению с Blenheim Mk IV новая машина вышла несколько длиннее - для обеспечения возможности размещения торпеды в полувыступающем положении. Новый самолет вызвал больший интерес у Министерства авиации, чем Type 150, но его специалисты считали, что экипаж должен состоять из четырех человек. Разработчик быстро учел пожелание заказчика - кабина была перепроектирована под четырех летчиков, так что крыша фонаря кабины теперь не прерывалась до надфюзеляжной турели - это стало отличительным признаком новой машины, строившейся в соответствии со спецификацией 10/36 и получившей наименование Beaufort.
  Впрочем, результаты проведенных расчетов показали, что силовая установка из двух двигателей Bristol Perseus не сможет обеспечить достаточную мощность для сохранения летных характеристик при увеличившейся на 25% массе, поэтому для самолета Beaufort были выбраны новые двигатели Taurus. Первый контракт на закупку 78 самолетов был подписан в августе 1936 года, но первый прототип поднялся в воздух только два года спустя - 15 октября 1938 года. Причин тому было несколько, в том числе проблемы с перегревом двигателя и необходимость перестроить линии выпуска Blenheim до того, как начнется серийная постройка Beaufort.
  Летные испытания прототипа выявили большое число недостатков, в результате чего разработчику пришлось устанавливать створки, закрывающие главные опоры шасси в убранном положении, вывести в новое место выхлопные трубы двигателей и установить два пулемета в надфюзеляжной турели. Все это в сочетании с возникшими проблемами с новыми двигателями задержало ввод в эксплуатацию самолетов Beaufort Mk I, который начался лишь в январе 1940 года - первые машины поступили в 22-ю эскадрилью Берегового командования. Именно ей довелось в ночь с 15 на 16 апреля 1940 года первой вступить в войну - летчики эскадрильи выполнили постановку мин во вражеских прибрежных водах. Однако в следующем месяце эксплуатация всех самолетов, находившихся в строевых частях, была приостановлена - до полного устранения проблем с двигателями.
  Австралийское правительство проявило интерес к самолетам Beaufort, и в начале 1939 года, после визита в страну группы британских специалистов, было создано два авиазавода для сборки данных самолетов. Причем вначале австралийцы посчитали, что вместо двигателя Taurus они будут ставить лицензионные Pratt & Whitney Twin Wasp - ими оснастили 700 самолетов.
  Серийный выпуск машин начался в Австралии в 1940 году, а первый Beaufort Mk V поднялся в воздух в мае 1941 года. Кроме силовой установки и увеличенной площади киля (для улучшения устойчивости с более мощным двигателем), они в целом были аналогичны своим британским "собратьям". Фактически изменения, внесенные в проект в отношении двигателя и воздушного винта, стали основными отличительными особенностями различных вариантов, выпускавшихся на австралийских заводах: Beaufort MkV, Beaufort MkVA, Beaufort Mk VI, Beaufort MkVII и Beaufort MkVIII. Причем Beaufort Mk VIII оказался последним серийным вариантом - до окончания серийного выпуска в августе 1944 года было построено 520 таких самолетов, имевших дополнительные топливные баки, аппаратуру навигационной системы "Лоран" и отличавшихся несколькими вариантами вооружения. Кроме того, 46 самолетов были переоборудованы в транспортные, не имевшие надфюзеляжной турели (образовавшееся отверстие было закрыто обтекателем) и получившие обозначение Beaufort Mk IX. На всех австралийских машинах стояли двигатели мощностью по 1200 л. с. Австралийские ВВС активно использовали Beaufort на Тихоокеанском ТВД, начиная с лета 1942 года и вплоть до окончания Второй мировой войны.
  Испытания австралийских Beaufort MkV с двигателями Twin Wasp побудили британское Министерство авиации вписать этот тип моторов в следующий контракт на поставку самолетов, и первый прототип новой модификации с американскими двигателями поднялся в воздух в ноябре 1940 года. Первый серийный Beaufort Mk II поднялся в воздух в сентябре 1941 года и по сравнению с Beaufort Mk I показал намного лучшие взлетные характеристики. Однако из-за нехватки моторов Twin Wasp британцы успели построить только 164 серийные машины Mk II до того, как вариант Mk I с модернизированными двигателями Taurus XII или XVI был запущен в серийное производство. Данный самолет имел усиленную конструкцию, другую пулеметную турель и радар ASV с антеннами "Yagi". К моменту завершения в 1944 году серийного выпуска этого варианта самолета в Великобритании были построены более 1200 самолетов Beaufort.
  Последние два присвоенных обозначения, Beaufort Mk III и Beaufort Mk IV, относятся, соответственно, к модификации с двигателями Rolls-Royce Merlin XX, которая так и не была построена, и к варианту с двумя двигателями Taurus XX мощностью по 1250 л. с, который был построен только в единственном экземпляре. Beaufort был основным торпедоносцем-бомбардировщиком Берегового командования в период 1940-1943 годов, пока ему на смену не пришел Beaufighter.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Bristol Beaufort Mk I

  Тип: торпедоносец-бомбардировщик с экипажем из четырех человек
  Силовая установка: два звездообразных двигателя Bristol Taurus VI, XII или XVI мощностью по 1130 л. с. (843 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 1830 м - 418 км/час; крейсерская скорость на оптимальной высоте 322 км/час; практический потолок 5030 м; дальность 1666 км
  Масса: пустого 5945 кг; максимальная взлетная 9630 кг
  Размеры: размах крыла 17,63 м; длина 13,59 м; высота 3,78 м; площадь крыла 46,73 м2
  Вооружение: два 7,7-мм пулемета Vickers "К" в носовой части, два 7,7-мм пулемета Vickers "К" на турельной надфюзеляжной установке "Bristol" и, на ряде самолетов, один 7,7-мм пулемет Browning в блистере носовой части фюзеляжа и по одному 7,7-мм пулемету Vickers "К", установленному в каждой из мотогондол, а также одна 728-кг торпеда или до 907 кг бомб или мин
Приборная панель кабины пилота и штурвал. Приборное оборудование "Бофортов" позволяло им летать ночью и в сложных метеоусловиях. Хотя в составе экипажа отсутствовал второй пилот, при необходимости его роль мог взять на себя штурман-бомбардир
The pilot 'department'.
The pilot’s cockpit in a Beaufort, with the entry to the navigator’s compartment on the right. There was a folding seat to the right of the pilot, set back slightly, where the navigator sat during takeoff and landing. This seat came to the surface when AW200 crashed in Boroy fjord.
Снимок штурмана на рабочем месте, сделанный из-за правого плеча пилота. Слева виден прицел, использовавшийся летчиком при стрельбе из спаренных пулеметов Vickers, установленных в носовой части Beaufort Mk I.
The Beauforts operated with a crew of four - pilot, navigator, WOp/AG and Air Gunner. The aircraft was quite roomy and even had the luxury of an ‘Elsan’ toilet!
The navigator's position in the nose of the Beaufort. The chart table was on the left.
The two Vickers K guns, linked together, in the navigator’s cockpit of a Beaufort. They were sometimes called Vickers Gas-Operated (VGO) and were pan-fed, each containing about 90 0-303in rounds.
Рабочие места пилота (хорошо видна бронеспинка сиденья), штурмана-бомбардира и бортрадиста "Бофорта"
The Mk II air-to-surface-vessel radar, brought up from the Beaufort in 1977 and cleaned before being exhibited in the National War Museum of Malta.
The folding seat beside the pilot of Beaufort AW200, which came to the surface when the aircraft crashed in Borey fjord. This seat, still covered with foam rubber, is now in the posses sion of Mrs Bente Mary Svasand.
Турель австралийского "Бофорта" с крупнокалиберным пулеметом "Браунинг"
The mid-upper turret in a Beaufort II, with two Browning machine-guns. The turrets of the Beaufort Is in 42 Squadron were fitted with two Vickers K guns in August 1941. The single Vickers K gun in the port entry hatch was manned by the wireless operator in combat. Another Vickers could be mounted in a starboard position, manned by the navigator.