Bristol Beaufort
Варианты:
Bristol - Beaufort - 1938 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1938


Торпедоносец-бомбардировщик с экипажем из четырех человек
Описание:
Beaufort
Bristol Type 152 Beaufort
Фотографии

Beaufort

Бомбардировщик-торпедоносец и морской разведчик, двухмоторный цельнометаллический моноплан; убирающееся шасси. Разработан в КБ фирмы "Бристоль эйркрафт" под руководством Л. Фрайза. Первый полет опытный образец "Бофорта" совершил 15 октября 1938 г. Самолет был внедрен в серийное производство в октябре 1939 г. Строился на заводах "Бристоль" в Фултоне и Бэнуэлле и двух заводах в Австралии - CAC в Фишерменс-Бэнд и DAP в Мэскоте. Всего изготовлено 2129 экз. (с учебными и транспортными вариантами).
Экипаж - 4 чел. Вооружение 2 - 6x7,69 (на австралийских "бофортах" VII - 2x12,7+3x7,69), бомбы до 908 кг или одна торпеда в полуубранном положении под бомбоотсеком.
Самолет состоял на вооружении в Великобритании с ноября 1939 г., в Канаде - с августа 1941 г., в Австралии и Южно-Африканском Союзе - с декабря 1944 г., в Турции - с конца 1944 г.
Выпускались следующие боевые модификации:
  - "Бофорт" I с моторами "Таурус" II, позднее ставились двигатели модификаций IIA, III, VI, XII и XVI, на самолетах последних серий монтировались РЛС;
  - "Бофорт" II, аналог модификации I с моторами R-1830-S1C3-G;
  - "Бофорт" V, австралийский вариант с килем увеличенной площади, моторами R-1830-S3C4-G австралийского производства, винтами "Кэртис", вариант VA - с винтами "Гамильтон";
  - "Бофорт" VI, австралийский вариант, аналог модификации V с моторами R-1830-S1C3-G американского производства и винтами "Кэртис";
  - "Бофорт" VII, австралийский вариант, идентичный модификации VI, но с винтами "Гамильтон";
  - "Бофорт" VIII, австралийский вариант с моторами R-1830-S3C4-G австралийского производства, с усиленным оборонительным вооружением, установкой РЛС.
"Бофорты" впервые вступили в бой в апреле 1940 г. Они осуществляли минные постановки у берегов Германии, проводили дневные и ночные налеты на береговые цели и суда. В июне 1940 г. эти самолеты безуспешно пытались бомбить линкор "Шарнхорст". Торпедные атаки (дневные и ночные) начались с сентября того же года, сперва по транспортам в Северном море, а затем и на боевые корабли. В апреле 1941 г. "Бофорт" поразил торпедой линкор "Гнейзенау" в Бресте, в июне - "карманный" линкор "Лютцов". С марта 1942 г. эти торпедоносцы появились в Средиземном море - их базой являлась Мальта, а летом того же года "бофорты" разместили на Цейлоне, откуда они патрулировали близлежащие районы Индийского океана.
Австралийские самолеты с июня 1942 г. применялись на Новой Гвинее как бомбардировщики и разведчики, а с сентября и как торпедоносцы (днем и ночью). Южноафриканские машины в мае 1942 г. участвовали в операции по захвату Мадагаскара.
Боевые "бофорты" прекратили выпускать в Англии в конце 1943 г., буксировщики мишеней - в ноябре 1944 г. В Австралии производство всех модификаций прекратили в августе 1944 г.
С конца 1942 г. Береговое командование британских ВВС постепенно переводило "бофорты" в учебные и вспомогательные части. Последними сняли с боевого дежурства торпедоносцы на Цейлоне - в середине 1944 г. Окончательно их сняли с вооружения в июле 1945 г. В Канаде с ними простились в октябре 1944 г., в Австралии - в 1946 г., в Турции - в 1947 г.


"Бофорт" I||
Размах:||17,6 м
Длина:||13,42 м
Моторы, количество х мощность:||2x1130 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||8038 кг
Максимальная скорость:||416 км/ч
Практический потолок:||5032 м
Дальность:||2550 км

Bristol Type 152 Beaufort

В 1935 году Министерство авиации Великобритании выпустило спецификации М.15/35 и G.24/35 на перспективные торпедоносец-бомбардировщик и разведчик-бомбардировщик. Требованиям, предъявляемым к последнему, соответствовал самолет Bristol Type 149 Bolingbroke, строившийся в Канаде. А вот по заданию на торпедоносец-бомбардировщик компания "Bristol" решила доработать самолет Blenheim, присвоив новой машине обозначение Type 150. Одними из отличий нового самолета от предшественника стали новый фюзеляж, приспособленный для подвешивания торпеды, и более мощные двигатели. Проектное предложение было представлено в Министерство авиации в ноябре 1935 года.
  Вскоре специалисты "Bristol" пришли к выводу, что могут удовлетворить запрос Министерства на торпедоносец-бомбардировщик и разведчик-бомбардировщик за счет одного самолета - Type 152, который предлагалось спроектировать на базе Blenheim. По сравнению с Blenheim Mk IV новая машина вышла несколько длиннее - для обеспечения возможности размещения торпеды в полувыступающем положении. Новый самолет вызвал больший интерес у Министерства авиации, чем Type 150, но его специалисты считали, что экипаж должен состоять из четырех человек. Разработчик быстро учел пожелание заказчика - кабина была перепроектирована под четырех летчиков, так что крыша фонаря кабины теперь не прерывалась до надфюзеляжной турели - это стало отличительным признаком новой машины, строившейся в соответствии со спецификацией 10/36 и получившей наименование Beaufort.
  Впрочем, результаты проведенных расчетов показали, что силовая установка из двух двигателей Bristol Perseus не сможет обеспечить достаточную мощность для сохранения летных характеристик при увеличившейся на 25% массе, поэтому для самолета Beaufort были выбраны новые двигатели Taurus. Первый контракт на закупку 78 самолетов был подписан в августе 1936 года, но первый прототип поднялся в воздух только два года спустя - 15 октября 1938 года. Причин тому было несколько, в том числе проблемы с перегревом двигателя и необходимость перестроить линии выпуска Blenheim до того, как начнется серийная постройка Beaufort.
  Летные испытания прототипа выявили большое число недостатков, в результате чего разработчику пришлось устанавливать створки, закрывающие главные опоры шасси в убранном положении, вывести в новое место выхлопные трубы двигателей и установить два пулемета в надфюзеляжной турели. Все это в сочетании с возникшими проблемами с новыми двигателями задержало ввод в эксплуатацию самолетов Beaufort Mk I, который начался лишь в январе 1940 года - первые машины поступили в 22-ю эскадрилью Берегового командования. Именно ей довелось в ночь с 15 на 16 апреля 1940 года первой вступить в войну - летчики эскадрильи выполнили постановку мин во вражеских прибрежных водах. Однако в следующем месяце эксплуатация всех самолетов, находившихся в строевых частях, была приостановлена - до полного устранения проблем с двигателями.
  Австралийское правительство проявило интерес к самолетам Beaufort, и в начале 1939 года, после визита в страну группы британских специалистов, было создано два авиазавода для сборки данных самолетов. Причем вначале австралийцы посчитали, что вместо двигателя Taurus они будут ставить лицензионные Pratt & Whitney Twin Wasp - ими оснастили 700 самолетов.
  Серийный выпуск машин начался в Австралии в 1940 году, а первый Beaufort Mk V поднялся в воздух в мае 1941 года. Кроме силовой установки и увеличенной площади киля (для улучшения устойчивости с более мощным двигателем), они в целом были аналогичны своим британским "собратьям". Фактически изменения, внесенные в проект в отношении двигателя и воздушного винта, стали основными отличительными особенностями различных вариантов, выпускавшихся на австралийских заводах: Beaufort MkV, Beaufort MkVA, Beaufort Mk VI, Beaufort MkVII и Beaufort MkVIII. Причем Beaufort Mk VIII оказался последним серийным вариантом - до окончания серийного выпуска в августе 1944 года было построено 520 таких самолетов, имевших дополнительные топливные баки, аппаратуру навигационной системы "Лоран" и отличавшихся несколькими вариантами вооружения. Кроме того, 46 самолетов были переоборудованы в транспортные, не имевшие надфюзеляжной турели (образовавшееся отверстие было закрыто обтекателем) и получившие обозначение Beaufort Mk IX. На всех австралийских машинах стояли двигатели мощностью по 1200 л. с. Австралийские ВВС активно использовали Beaufort на Тихоокеанском ТВД, начиная с лета 1942 года и вплоть до окончания Второй мировой войны.
  Испытания австралийских Beaufort MkV с двигателями Twin Wasp побудили британское Министерство авиации вписать этот тип моторов в следующий контракт на поставку самолетов, и первый прототип новой модификации с американскими двигателями поднялся в воздух в ноябре 1940 года. Первый серийный Beaufort Mk II поднялся в воздух в сентябре 1941 года и по сравнению с Beaufort Mk I показал намного лучшие взлетные характеристики. Однако из-за нехватки моторов Twin Wasp британцы успели построить только 164 серийные машины Mk II до того, как вариант Mk I с модернизированными двигателями Taurus XII или XVI был запущен в серийное производство. Данный самолет имел усиленную конструкцию, другую пулеметную турель и радар ASV с антеннами "Yagi". К моменту завершения в 1944 году серийного выпуска этого варианта самолета в Великобритании были построены более 1200 самолетов Beaufort.
  Последние два присвоенных обозначения, Beaufort Mk III и Beaufort Mk IV, относятся, соответственно, к модификации с двигателями Rolls-Royce Merlin XX, которая так и не была построена, и к варианту с двумя двигателями Taurus XX мощностью по 1250 л. с, который был построен только в единственном экземпляре. Beaufort был основным торпедоносцем-бомбардировщиком Берегового командования в период 1940-1943 годов, пока ему на смену не пришел Beaufighter.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Bristol Beaufort Mk I

  Тип: торпедоносец-бомбардировщик с экипажем из четырех человек
  Силовая установка: два звездообразных двигателя Bristol Taurus VI, XII или XVI мощностью по 1130 л. с. (843 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 1830 м - 418 км/час; крейсерская скорость на оптимальной высоте 322 км/час; практический потолок 5030 м; дальность 1666 км
  Масса: пустого 5945 кг; максимальная взлетная 9630 кг
  Размеры: размах крыла 17,63 м; длина 13,59 м; высота 3,78 м; площадь крыла 46,73 м2
  Вооружение: два 7,7-мм пулемета Vickers "К" в носовой части, два 7,7-мм пулемета Vickers "К" на турельной надфюзеляжной установке "Bristol" и, на ряде самолетов, один 7,7-мм пулемет Browning в блистере носовой части фюзеляжа и по одному 7,7-мм пулемету Vickers "К", установленному в каждой из мотогондол, а также одна 728-кг торпеда или до 907 кг бомб или мин
В марте 1942 года 22-я эскадрилья покинула метрополию - ее Beaufort Mk I (на рисунке) отправились на Цейлон (Шри-Ланка). На смену Beaufort затем пришли более совершенные самолеты Beaufighter.
"Бофорт" Mk.I из 22-й эскадрильи RAF, авиабаза Колтишелл, февраль 1942г.
"Бофорт" Mk.I из 217-й эскадрильи RAF, Цейлон, 1943г. Самолет оборудован противокорабельным радаром ASV Mk.II
DAP constructed Bristol Beaufort A9-486 of No. 100 Squadron, RAAF, one of 700 torpedo bombers of WWII fame. This aircraft went on to complete 139 strikes as "Scotty's Hornin' Pidgin".
Beaufort Mk I (L9878) из 217-й эскадрильи Берегового командования. В массивной передней части самолета размещался весь экипаж, радиооборудование, оборонительное вооружение и торпеда в полуутопленном положении.
Первый полет прототипа Type 152 (L4441) состоялся 15 октября 1938 года. Двигатели этой машины перегревались, и одним из решений по уменьшению этого негативного явления стало изменение расположения выхлопных каналов.
Первый "Бофорт", еще без вооружения, на аэродроме испытательного центра RAF в Мартлшем Хит
Летчики британских ВВС знакомятся с первым серийным экземпляром "Бофорта", июль 1939 г.
"Бофорт" I на аэродроме
The Bristol Beaufort Torpedo-bomber (two Bristol Taurus XII engines).
Типичный строевой английский "Бофорт" со следами интенсивной эксплуатации и авиаторпедой под фюзеляжем
"Бофорт" Mk.V перед ночным вылетом. Видна подкрыльевая бомбовая подвеска и трубка для аварийного слива топлива
Aircraft of No. 20 Squadron, S.A.A.F., on an airfield in Northern Rhodesia en route to Madagascar - three Beauforts in foreground and a Maryland behind
Пилот занимает свое место в кабине "Бофорта" с черной ночной окраской нижних поверхностей
Bristol Beaufort, без сомнения, был основным самолетом Берегового командования. Эти самолеты наносили тяжелый урон противнику, хотя и сами несли серьезные потери. На снимке выстроенные в линию машины снаряжаются минами.
Этот снимок позволяет наглядно оценить размеры 45,7-см торпеды массой 728 кг, которой вооружали самолеты Beaufort Берегового командования. Блистер под носовой частью закрывает 7,7-мм пулемет Vickers для стрельбы назад.
Подвеска торпеды в бомбовом отсеке "Бофорта"
С приближением войны к Австралии возросла роль ВВС этой страны в конфликте. Кроме прочего, они были вооружены торпедоносцами Bristol Beaufort, которые наносили удары по японским кораблям.
Fl Off Percival and his crew. Left to right, Sgt Davies (wireless operator), Fl Off Percival (captain and pilot), Sgt Reeves (air gunner), Flt Off Nesbit (navigator).
Опознавательными знаками австралийских "Бофортов" были двухцветные сине-белые круги без центральной красной "точки", которую убрали, чтобы не возникало путаницы с японскими эмблемами "восходящего солнца"
Один из "Бофортов" на Мальте
A 42 Squadron Beaufort crew is seen donning flying kit and flotation jackets before taking off for the North Sea and Norway in 1942.
Австралийские "бофорты" выруливают на взлет перед вечерним налетом на Рабаул (о. Н.Британия), май 1944 г.
Beaufort N1041 leaving the Scilly Isles for an attack on a German surface vessel.
Picture depicts the author’s Beaufort returning over Lands End after cloud cover over the French coast scrubbed the mission.
"Бофорт" Mk.I с однопулеметной турелью "Бристоль" В4 Mk.I в полете над Англией
Несмотря на появление Beaufighter, на протяжении 1941-1942 годов Beaufort продолжали использоваться для противокорабельных операций как в Средиземноморье, такие водах метрополии. На снимке Mk I из 217-й эскадрильи, базировавшейся в Сент-Ивале. В феврале 1942 года эта эскадрилья (базировавшаяся тогда в Мэнстоне) участвовала в неудачных атаках на линкоры "Шарнхорст" и "Гнейзенау" в Ла-Манше.
Хотя 22-я эскадрилья входила в состав Берегового командования, зимой 1940-1941 годов ее бомбардировщики Beaufort Mk I были задействованы в налетах на цели на побережье Франции в ходе наступательных операций RAF.
A TIM bomb being dropped over the sea by 217 Sqn, in practice.
"Бофорт" в торпедной атаке
Австралийский "Бофорт", захваченный японцами на Новой Гвинее в 1943 году
К июлю 1940 года Береговое командование располагало 490 самолетами, сведенными в 28 эскадрилий, среди которых были четыре самолета Beaufort Mk I. Этот торпедоносец-бомбардировщик был намного лучше биплана Vildebeest, хотя проблемы с двигателями задержали его принятие на вооружение.
Экипажи 22-й эскадрильи вернулись из боевого вылета, 1940 г.
Aircrews of an Australian Beaufort squadron in the Wewak area in New Guinea.
"Бофорт" в музее Британских ВВС
Бофорт, оборудованный противокорабельным радаром ASV Mk.ll, антенны которого видны под крылом и фюзеляжем
Последний Beaufort Mk VIII австралийской постройки, A9-700, в полете возле Сиднея, 1944 год. Все австралийские Beaufort оснащались двигателями Pratt & Whitney Twn Wasp, большая часть из которых выпускалась на месте по лицензии. Обратите внимание на антенну РЛС ASV под крылом.
Последняя партия из 121 самолета Beaufort, построенная для британских ВВС, принадлежит к варианту со сдвоенным управлением Mk II Trainer. Машина оснащалась двигателями P&W Twin Wasp и использовалась в учебных частях боевой подготовки.
The Bristol Beaufort II with armament removed and modified for use as a Trainer.
Photographed at Hamble on August 6, 1949, Bristol Beaufort T.II torpedo bomber ML672 was delivered to 44 MU on August 22, 1944, and went to Air Service Training Limited's Civilian Repair Depot, Hamble, on November 12, 1945. It was struck off charge on December 26, 1946.
Бомболюк снаружи и изнутри
Двигатель "Твин Уосп"
Киль и основная стойка шасси австралийского "Бофорта" Mk. V
Хвостовая стойка шасси
Турель австралийского "Бофорта" с крупнокалиберным пулеметом "Браунинг"
Приборная панель кабины пилота и штурвал. Приборное оборудование "Бофортов" позволяло им летать ночью и в сложных метеоусловиях. Хотя в составе экипажа отсутствовал второй пилот, при необходимости его роль мог взять на себя штурман-бомбардир
Снимок штурмана на рабочем месте, сделанный из-за правого плеча пилота. Слева виден прицел, использовавшийся летчиком при стрельбе из спаренных пулеметов Vickers, установленных в носовой части Beaufort Mk I.
Рабочие места пилота (хорошо видна бронеспинка сиденья), штурмана-бомбардира и бортрадиста "Бофорта"
Left, a stricken Beaufort dives out of control towards the sea and, right, explodes on impact.
The crashed Beaufort I of 217 Sqn, near Vannes in Western France, on December 17, 1940. On the original print it is possible to pick out the serial L4463 behind the squadron code MW. The squadron received its first Beauforts during the summer of 1940; they replaced the Avro Ansons which the unit had been using on convoy protection and reconnaissance duties. No 217 Sqn used Beauforts until the spring of 1942, and re­equipped with the type in April 1943 after a period with Hudsons.
In this view of the crashed Beaufort near Vannes, there is a dent with several holes in the exhaust ring of the starboard engine. This looks like damage from 37mm or 88mm flak. Although it is December, the trees are in foliage: they are pinasters, evergreens which the French plant on their sandy coasts to prevent erosion.
Two views of Beaufort F, serial W6494, of 217 Sqn, shot down at Carpiquet aerodrome near Caen on May 13, 1940. The bombs underneath the aircraft did not explode. The pilot and navigator were killed in the crash but the wireless operator and gunner survived.
Bristol Beaufort I (Ser.2)
Bristol Type 152 Beaufort Mk I