Описание
Страна : Великобритания
Год : 1934
Двух-/трехместный бомбардировщик-торпедоносец и разведчик
Варианты
- Fairey - S.9/30 / TSR.1 - 1933 - Великобритания
- Fairey - Swordfish - 1934 - Великобритания
Swordfish
Разведчик, бомбардировщик и торпедоносец, одномоторный цельнометаллический биплан; неубирающееся колесное шасси могло заменяться двумя поплавками. При хранении на корабле бипланная коробка откидывалась назад. Создан в КБ фирмы "Фэйри авиэйшн" под руководством М. Лобеля и Г. Чэплина. Опытный торпедоносец PV (он же TSR I) впервые поднялся в небо 21 марта 1933 г. Его развитием стал палубный бомбардировщик-торпедоносец TSR II, явившийся фактически опытным образцом "Свордфиша". Он взлетел 17 апреля 1934 г. (на колесах), первая поплавковая машина взлетела 10 ноября того же года.
Серийное производство было начато в июне 1936 г. на заводе "Фэйри" в Хейсе, а в начале 1940 г. перемещено на завод "Блэкберн авиэйшн" в Шербурн-ин-Элмет с поставкой отдельных узлов с других предприятий. Всего построено 1112 экз., из них 992 самолета "Свордфиш" I - только эта модификация комплектовалась поплавками.
Экипаж - 2-3 чел. Вооружение 1-2 x 7,69, бомбы или морские мины до 680 кг или одна торпеда (730 кг) на наружной подвеске под фюзеляжем, на модификациях II и III - 8хНУР.
"Свордфиш" состоял на вооружении в Великобритании с июля 1936 г.
Выпускались серийно следующие модификации:
- "Свордфиш" I, первая серийная модель, мотор "Пегасус" IIIM3;
- "Свордфиш" II с усиленным центропланом нижнего крыла (введена металлическая обшивка снизу), мотор "Пегасус" IIIM3 (на поздних сериях - "Пегасус" 30), предусмотрена подвеска НУР и стартовых ускорителей;
- "Свордфиш" III, самолет ПЛО с РЛС в подфюзеляжном обтекателе.
В июле 1936 г. "свордфишами" вооружили первую эскадрилью британской морской авиации, к концу года новую технику получили еще три эскадрильи. К началу Второй мировой войны этими самолетами были оснащены 13 эскадрилий. "Свордфиши" служили на авианосцах "Арк Ройял", "Корейджес", "Глориэс", "Фьюриэс" и "Игл". Поплавковыми "свордфишами" были вооружены 11 катапультных звеньев в метрополии и Гибралтаре. Они стояли на крейсерах и линкорах.
С начала войны "свордфиши" участвовали в конвойных операциях (с авианосцев и с берега), защищая корабли от подводных лодок. Летали днем и ночью. Первая (неудачная) атака немецкой субмарины U-30 имела место 14 сентября 1939 г.
В апреле 1940 г. гидроплан с линкора "Уорспайт" способствовал уничтожению семи немецких эсминцев под Нарвиком. "Свордфиш" добил один из них бомбами. Там же гидроплан потопил подлодку U-64. Самолеты действовали и с береговых баз, например, с октября 1940 г. по январь 1942 г. из Гибралтара. С кораблей поплавковые "Свордфиши" убрали в 1942 г.
В апреле 1940 г. самолеты осуществили первую торпедную атаку на два немецких крейсера, стоявших на якоре у Тронхейма. С мая "свордфиши" с береговых баз занимались постановкой донных мин у побережья Германии. В период эвакуации британских войск из Дюнкерка одну эскадрилью привлекли к дневным налетам на немецкие танки; при этом английские летчики понесли большие потери.
С июня 1940 г. широко использовались как торпедоносцы в бассейне Средиземного моря. В ноябре того же года "свордфиши" дислоцировали на о. Мальта. Оттуда они совершали нападения на суда противника, следовавшие в Северную Африку. В этом же месяце самолеты с авианосца "Арк Ройял" атаковали французские корабли в Оране и Мерс-эль-Кебире. Крупным успехом стал налет на итальянский порт Таранто. Там торпедоносцы с авианосца "Илластриэс" потопили линкор "Конте де Кавур" и повредили еще два - "Литторио" и "Кайо Дуилио". Кроме этого, они вывели из строя два крейсера и два эсминца. В марте 1941 г. "свордфиши" участвовали в бою с итальянской эскадрой у м. Матапан, в мае - в потоплении "Бисмарка" - лучшего линкора Германии. "Свордфиши" применялись и в чисто сухопутных операциях в Сирии и Ираке. В последнем случае их использовали с берега против войск регента Рашида Али, организовавшего в стране прогерманский мятеж.
12 февраля 1942 г. эскадрилья "свордфишей" безуспешно попыталась помешать прорыву немецких линкоров "Шарнхорст" и "Гнейзенау" через Ла-Манш.
С осени 1941 г. эти уже устаревшие самолеты все шире использовались как средство ПЛО. В этом качестве они служили до конца войны, базируясь в основном на малых авианосцах и оборудованных полетной палубой торговых судах. 21 декабря 1941 г. противолодочный "Свордфиш", вылетевший с Гибралтара, при помощи РЛС ночью обнаружил и потопил немецкую подводную лодку. Некоторые самолеты оснастили импульсными прожекторами "Ли лайт", а с октября 1942 г. - ракетным вооружением. Противолодочные "свордфиши" часто обеспечивали сопровождение конвоев, в том числе шедших в северные советские порты. В одном из таких походов, в сентябре 1944 г., самолеты с эскортного авианосца "Виндекс" потопили четыре вражеские субмарины. На переоборудованных торговых судах (типа MAC) старые бипланы служили до конца мая 1945 г. Последняя немецкая подводная лодка была обнаружена самолетом с корабля "Эмпайр Мак-Эндрю" 20 апреля того же года.
Производство модификации "Свордфиш" I прекратили в 1940 г. Отдельные самолеты этого типа эксплуатировались как учебные и вспомогательные до 1953 г.
"Свордфиш" сняли с производства в августе 1944 г., с вооружения - в конце мая 1945 г.
"Свордфиш" I ("Свордфиш" I (поздние серии))||
Размах:||13,85 м (13,87 м)
Длина:||11,0 м (12,35 м)
Моторы, количество х мощность:||1x690 л.с. (1х 870 л. с.)
Взлетная масса, максимальная: ||3686 кг (с подвеской торпеды) (4196 кг)
Максимальная скорость:||224 км/ч (206 км/ч (с торпедой))
Практический потолок:||3260 м (5170 м)
Дальность:||870 км (780 км (с торпедой))
Описание:
- Swordfish
- Fairey Swordfish
- Flight, November 1939
Britain's Military Aircraft
Фотографии
-
Мировая Авиация 63
K5972 - самолет Swordfish Mk 1 из первой производственной серии постройки "Fairey". Самолет несет маркировку 823-й эскадрильи, приписанной в 1 936 году к авианосцу "Глориес".
-
Air Enthusiast 1972-11 / Model enthusiast
Swordfish I (K5972) of No 823 Sqdn, HMS Glorious, 1936.
-
Air Enthusiast 1972-11 / Model enthusiast
Swordfish I (K8419) of No 824 Sqdn, HMS Eagle, 1940.
-
Air Enthusiast 1972-11 / Model enthusiast
Swordfish I (K8440) of No 822 Sqdn, HMS Courageous, 1939.
-
Air Enthusiast 1972-11 / Model enthusiast
Swordfish I (L2731) of No 820 Sqdn, HMS Ark Royal, 1939.
-
Air Enthusiast 2007-09 / The Roundels File
Fairey Swordfish I L2817 'T4F' of 830 Squadron, Fleet Air Arm, Kalafrana, Malta in 1940. Note that the codes 'T4F' were from its days in late 1939 with 767 Squadron. It arrived on Malta in mid-1940 and eventually took up the code 'R'.
-
Air Enthusiast 2007-09 / The Roundels File
Fairey Swordfish I L2826 '2P' of 810 Squadron, Fleet Air Arm, in 1941. Note unusual position of Royal Navy titles.
-
Авиация и Время 2000-03 / А.Подопригора - Африканский "Восход" /Аэроархив/
Fairey Swordfish из 818-й АЭ ВМС Великобритании. Авианосец Ark Royal, июль 1940г.
-
Air Enthusiast 2007-09 / The Roundels File
Fairey Swordfish I P4085 'U3G' of 815 Squadron, Fleet Air Arm, Worthy Down in November 1939.
-
Air Enthusiast 1972-11 / Model enthusiast
Swordfish I (P4210) of No 821 Sqdn, HMS Ark Royal, 1940.
-
Air Enthusiast 1972-11 / Model enthusiast
Swordfish I (V4367) of Catapult Flight, HMS Malaya, 1940.
-
Авиация и Время 2010-01 / В.Заблоцкий, А.Овчаренко - Пасха по-цейлонски. 1942 год (1)
Fairey Swordfish из 788-й (учебной) АЭ Королевских ВМС. Аэродром Чайна Бэй, апрель 1942г.
-
Air Enthusiast 1972-11 / Model enthusiast
Swordfish II (HS275) of No 1 Naval Air Gunnery Achool, Yarmouth, Nova Scotia, Canada, 1943.
-
Air Enthusiast 2007-09 / The Roundels File
Fairey Swordfish II HS669 'H' of 834 Squadron, Fleet Air Arm, HMS 'Battler' in South East Asia Command markings, Durban, South Africa in 1944.
-
Air Enthusiast 2007-09 / The Roundels File
Fairey Swordfish II LS245 'L3' of 'L' Flight, 836 Squadron, Fleet Air Arm, September 1944, as flown by Lt J McAleese rn. Note: Black undersurface to upperwing to counter sea reflections.
-
Air Enthusiast 1972-11 / Model enthusiast
Swordfish II (NF117) believed to have been operated by No 811 Sqdn, HMS Biter, 1944.
-
Мировая Авиация 67
Swordfish Mk II. Серийный номер на самолете и маркировка эскадрильи отсутствуют, машина окрашена типично для самолетов, принимавших участие в рейде на порт Таранто в 1940 году.
-
Мировая Авиация 126
Swordfish Mk II с "полосами вторжения", частично закрывшими надпись "Royal Navy" и серийный номер, вооруженный восемью 27-кг неуправляемыми ракетами. Обратите внимание на выпущенный посадочный крюк.
-
Air Enthusiast 2007-09 / The Roundels File
Fairey Swordfish III NF374 'NH-M' of 119 Squadron, RAF, Bircham Newton in January to June 1945.
-
Air Enthusiast 1972-11 / Model enthusiast
Swordfish III (NF410) of No 119 Sqdn, RAF Coastal Command, 1945.
-
Air Enthusiast 1972-11 / Model enthusiast
Swordfish IV (HS268) of No 1 NAGS, Canada, 1944.
Тип фотографий
- Боковые проекции (21)
- Цветные фото (20)
- Ч/б фото (175)
- Кабина (3)
- Обломки (5)
- Рисунки, схемы, чертежи (18)