Fairey Swordfish
Варианты:
Fairey - Swordfish - 1934 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1934


Двух-/трехместный бомбардировщик-торпедоносец и разведчик
Описание:
Swordfish
Fairey Swordfish
Фотографии:

Ч/б фото (64)

Swordfish

Разведчик, бомбардировщик и торпедоносец, одномоторный цельнометаллический биплан; неубирающееся колесное шасси могло заменяться двумя поплавками. При хранении на корабле бипланная коробка откидывалась назад. Создан в КБ фирмы "Фэйри авиэйшн" под руководством М. Лобеля и Г. Чэплина. Опытный торпедоносец PV (он же TSR I) впервые поднялся в небо 21 марта 1933 г. Его развитием стал палубный бомбардировщик-торпедоносец TSR II, явившийся фактически опытным образцом "Свордфиша". Он взлетел 17 апреля 1934 г. (на колесах), первая поплавковая машина взлетела 10 ноября того же года.
  Серийное производство было начато в июне 1936 г. на заводе "Фэйри" в Хейсе, а в начале 1940 г. перемещено на завод "Блэкберн авиэйшн" в Шербурн-ин-Элмет с поставкой отдельных узлов с других предприятий. Всего построено 1112 экз., из них 992 самолета "Свордфиш" I - только эта модификация комплектовалась поплавками.
Экипаж - 2-3 чел. Вооружение 1-2 x 7,69, бомбы или морские мины до 680 кг или одна торпеда (730 кг) на наружной подвеске под фюзеляжем, на модификациях II и III - 8хНУР.
"Свордфиш" состоял на вооружении в Великобритании с июля 1936 г.
Выпускались серийно следующие модификации:
  - "Свордфиш" I, первая серийная модель, мотор "Пегасус" IIIM3;
  - "Свордфиш" II с усиленным центропланом нижнего крыла (введена металлическая обшивка снизу), мотор "Пегасус" IIIM3 (на поздних сериях - "Пегасус" 30), предусмотрена подвеска НУР и стартовых ускорителей;
  - "Свордфиш" III, самолет ПЛО с РЛС в подфюзеляжном обтекателе.
В июле 1936 г. "свордфишами" вооружили первую эскадрилью британской морской авиации, к концу года новую технику получили еще три эскадрильи. К началу Второй мировой войны этими самолетами были оснащены 13 эскадрилий. "Свордфиши" служили на авианосцах "Арк Ройял", "Корейджес", "Глориэс", "Фьюриэс" и "Игл". Поплавковыми "свордфишами" были вооружены 11 катапультных звеньев в метрополии и Гибралтаре. Они стояли на крейсерах и линкорах.
С начала войны "свордфиши" участвовали в конвойных операциях (с авианосцев и с берега), защищая корабли от подводных лодок. Летали днем и ночью. Первая (неудачная) атака немецкой субмарины U-30 имела место 14 сентября 1939 г.
В апреле 1940 г. гидроплан с линкора "Уорспайт" способствовал уничтожению семи немецких эсминцев под Нарвиком. "Свордфиш" добил один из них бомбами. Там же гидроплан потопил подлодку U-64. Самолеты действовали и с береговых баз, например, с октября 1940 г. по январь 1942 г. из Гибралтара. С кораблей поплавковые "Свордфиши" убрали в 1942 г.
В апреле 1940 г. самолеты осуществили первую торпедную атаку на два немецких крейсера, стоявших на якоре у Тронхейма. С мая "свордфиши" с береговых баз занимались постановкой донных мин у побережья Германии. В период эвакуации британских войск из Дюнкерка одну эскадрилью привлекли к дневным налетам на немецкие танки; при этом английские летчики понесли большие потери.
С июня 1940 г. широко использовались как торпедоносцы в бассейне Средиземного моря. В ноябре того же года "свордфиши" дислоцировали на о. Мальта. Оттуда они совершали нападения на суда противника, следовавшие в Северную Африку. В этом же месяце самолеты с авианосца "Арк Ройял" атаковали французские корабли в Оране и Мерс-эль-Кебире. Крупным успехом стал налет на итальянский порт Таранто. Там торпедоносцы с авианосца "Илластриэс" потопили линкор "Конте де Кавур" и повредили еще два - "Литторио" и "Кайо Дуилио". Кроме этого, они вывели из строя два крейсера и два эсминца. В марте 1941 г. "свордфиши" участвовали в бою с итальянской эскадрой у м. Матапан, в мае - в потоплении "Бисмарка" - лучшего линкора Германии. "Свордфиши" применялись и в чисто сухопутных операциях в Сирии и Ираке. В последнем случае их использовали с берега против войск регента Рашида Али, организовавшего в стране прогерманский мятеж.

12 февраля 1942 г. эскадрилья "свордфишей" безуспешно попыталась помешать прорыву немецких линкоров "Шарнхорст" и "Гнейзенау" через Ла-Манш.
С осени 1941 г. эти уже устаревшие самолеты все шире использовались как средство ПЛО. В этом качестве они служили до конца войны, базируясь в основном на малых авианосцах и оборудованных полетной палубой торговых судах. 21 декабря 1941 г. противолодочный "Свордфиш", вылетевший с Гибралтара, при помощи РЛС ночью обнаружил и потопил немецкую подводную лодку. Некоторые самолеты оснастили импульсными прожекторами "Ли лайт", а с октября 1942 г. - ракетным вооружением. Противолодочные "свордфиши" часто обеспечивали сопровождение конвоев, в том числе шедших в северные советские порты. В одном из таких походов, в сентябре 1944 г., самолеты с эскортного авианосца "Виндекс" потопили четыре вражеские субмарины. На переоборудованных торговых судах (типа MAC) старые бипланы служили до конца мая 1945 г. Последняя немецкая подводная лодка была обнаружена самолетом с корабля "Эмпайр Мак-Эндрю" 20 апреля того же года.
Производство модификации "Свордфиш" I прекратили в 1940 г. Отдельные самолеты этого типа эксплуатировались как учебные и вспомогательные до 1953 г.
"Свордфиш" сняли с производства в августе 1944 г., с вооружения - в конце мая 1945 г.


"Свордфиш" I ("Свордфиш" I (поздние серии))||
Размах:||13,85 м (13,87 м)
Длина:||11,0 м (12,35 м)
Моторы, количество х мощность:||1x690 л.с. (1х 870 л. с.)
Взлетная масса, максимальная: ||3686 кг (с подвеской торпеды) (4196 кг)
Максимальная скорость:||224 км/ч (206 км/ч (с торпедой))
Практический потолок:||3260 м (5170 м)
Дальность:||870 км (780 км (с торпедой))

Fairey Swordfish

Свое происхождение Fairey Swordfish ведет от самолета S.9/30, разработанного по техническому заданию на разведчик-корректировщик, выпущенному в июне 1930 года (вторым участником конкурса был Gloster FS.36). Первый S.9/30 взлетел 22 февраля 1934 года, когда задание уже было аннулировано. Тем не менее оснащенный двигателем Rolls-Royce Kestrel S.9/30 проходил испытания в 1933-1934 годах как с колесным, так и с поплавковым шасси.
  Еще в 1932-1933 годах "Fairey" в частном порядке строила самолет TSR I - торпедоносец/корректировщик/разведчик для ВМС Греции. Эта машина с двигателем Armstrong Siddeley Panther была готова почти на год раньше, чем S.9/30; первый полет TSR I состоялся 21 марта 1933 года. За исключением радиального двигателя TSR I был очень похож на S.9/30. Уже переоснащенный двигателем Bristol Pegasus, TSR I был потерян в аварии в сентябре 1933 года, но показанные им многообещающие характеристики привели к созданию самолета TSR II (K4190) - прототипа Swordfish.
  TSR II поднялся в воздух 17 апреля 1934 года, всего через два месяца после первого полета S.9/30. Соответствовавший требованиям спецификации S.15/33 на торпедоносец/корректировщик/разведчик, TSR II мало отличался от TSR I и был оснащен 9-цилиндровым радиальным двигателем Bristol Pegasus IIIM3. В июне 1934 года TSR II прошел катапультные испытания в Королевском авиационном НИЦ в Фарнборо, за которыми последовали палубные испытания на авианосце "Корейджес". Затем самолет оснастили поплавковым шасси и передали подразделению по испытаниям торпед в Госпорте, где позднее он разбился в катастрофе.
  Удачное завершение испытаний в апреле 1935 года привело к выдаче заказов на три опытных и 86 серийных машин, получивших обозначение Swordfish Mk I. Первые Swordfish Mk I начали поступать в подразделения авиации ВМС (FAA) в июле 1936 года, когда 825-я эскадрилья получила их взамен своих старых Fairey Seal, приступив к несению службы на авианосце "Глориес". К 1938 году Swordfish Mk I уже стал единственным бомбардировщиком-торпедоносцем FAA, вытеснив из боевых частей самолеты Blackburn Shark и Blackburn Baffin, а также Seal.
  К началу войны в составе FAA имелось 13 боевых эскадрилий Swordfish, а еще 12 были развернуты уже в ходе боевых действий. К ним следует добавить еще 22 эскадрильи второй линии и 11 катапультных отрядов (два были оснащены Swordfish с поплавковым шасси). Последние были позднее сведены в 700-ю эскадрилью. Во время войны Swordfish из FAA первыми приняли участие в кампании в Норвегии, а затем несли службу на Средиземноморье, Западной пустыне, Ираке, участвовали в "Битве за Атлантику" и поддерживали конвои, следовавшие в СССР. Swordfish принимали, среди прочего, участие в уничтожении подводной лодки U-64 (первой германской субмарины, потопленной FAA в ходе войны), большей части кораблей французского флота в Оране в июле 1940 года, итальянского флота в Таранто и германского линкора "Бисмарк". На счету Swordfish больше потопленного тоннажа, чем у любого другого самолета Союзников. Однако неудачная атака на прорывавшиеся через Ла-Манш немецкие линейные крейсера "Шарнхорст" и "Гнейзенау" и тяжелый крейсер "Принц Ойген" в феврале 1942 года стала последним случаем использования Swordfish в качестве бомбардировщика-торпедоносца. С тех пор главной задачей Swordfish стала борьба с подводными лодками с использованием глубинных бомб и ракет, против которых они обычно действовали с палуб "торговых" судов или эскортных авианосцев.
  За Swordfish Mk I в 1943 году последовал вариант Swordfish Mk II с усиленным нижним крылом и металлической обшивкой на нижних поверхностях, способный использовать неуправляемые ракеты. В том же году появился Swordfish Mk III с модифицированным нижним крылом, возможностью использования стартовых ускорителей и РЛС ASV Mk X в обтекателе между стойками шасси. Последний серийный вариант, Swordfish Mk IV, представлял собой Mk II с закрытыми кабинами для обучения в холодном климате Канады. Все Mk I и некоторые Mk II были оснащены двигателем Pegasus IIIM3, как на первых самолетах, а на остальных Mk II и Mk III использовался более мощный Pegasus 30.
  После постройки самой "Fairey" 692 Swordfish Mk I с конца 1940 года за изготовление самолетов стала отвечать фирма "Blackburn", которая выпустила еще 1700 машин (300 Mk 1,1080 Mk II и 320 Mk III). Таким образом всего были построены 2392 самолета. Авиация ВМС Канады получила в общей сложности 99 Mk II и шесть Mk III. Еще одним оператором Swordfish было Береговое командование ВВС, 812-я эскадрилья которого приступила к постановке мин в апреле 1940 года. Последняя эскадрилья Swordfish в FAA, 836-я, была расформирована 21 мая 1945 года.
  

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Fairey Swordfish Mk I (с колесным шасси)

  Тип: двух-/трехместный бомбардировщик-торпедоносец и разведчик
  Силовая установка: один радиальный двигатель Bristol Pegasus IIIM мощностью 690 л. с. (515 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 1450 м - 224 км/ч; крейсерская скорость на высоте 1525 м - 206 км/ч; время набора высоты 1525 м - 10 мин 30 с; потолок 3780 м; дальность полета 1657 км с дополнительным запасом топлива и 878 км с боевой нагрузкой 680 кг
  Масса: пустого 2359 кг; максимальная взлетная 4196 кг
  Размеры: размах крыла 13,87 м; длина 11,00 м в стояночном положении; высота в стояночном положении 3,92 м; площадь крыльев 56,39 м2
  Вооружение: один 7,7-мм пулемет Vickers Mk V по правому борту носовой части фюзеляжа и один 7,7-мм пулемет Vickers "K" или Lewis на турели в задней кабине; до 739 кг боевой нагрузки на одном узле подвески под фюзеляжем и восьми под крылом, обычно или одна 739-кг 457-мм торпеда или одна 680-кг мина под фюзеляжем, или до 680 кг боеприпасов, включая 227-кг, 113-кг и 9-кг бомбы под фюзеляжем и крылом
17 апреля 1934г.: совершил первый полет прототип Fairey TSR.2, получивший известность как Fairey Swordfish и ставший основным торпедоносцем британской морской авиации в период Второй мировой войны.
The Fairey "Swordfish" Torpedo-Spotter-Reconnaissance Biplane (Bristol "Pegasus" engine).
FIRST OFF THE LINE: Here is the first production-type Fairey Swordfish torpedo spotter reconnaissance machine during tests at the Fairey aerodrome last week. The Swordfish is fitted with the 690 h.p. Bristol Pegasus III moderately supercharged radial: its airscrew is a three-bladed metal Fairey.
The Swordfish torpedo spotter reconnaissance machine (Pegasus III or X). The type is in service with the Fleet Air Arm.
The Fairey Torpedo Spotter reconnaissance ship-plane (Bristol "Pegasus"). An order will probably be placed shortly for machines of this type to equip a squadron of the Fleet Air Arm.
One of two torpedo spotter reconnaissance types to be adopted is the Fairey "Swordfish" with 690 h.p. "Pegasus III."
Прототип Swordfish K4190 (изначально Fairey T.S.R.II) был спроектирован по спецификации S.15/33, но в ходе испытаний показал даже более высокие характеристики.
The T.S.R. (Bristol "Pegasus");
The Fairey Swordfish is also a T.S.R. and has been adopted for service. The engine is a 690 h.p. Pegasus III M.3.
The diminutive dimensions of the Tipsy S. are apparent when the machine is seen parked beside the Fairey Swordfish. Mr. Eyskens is in the cockpit.
Heterogeneity at Heathrow: Some of the aircraft on view; in the foreground is the Fairey Swordfish.
Fairey Swordfish, probably from No. 829 Squadron off H.M.S. "Illustrious", at Durban airfield, South Africa, in April 1942. The carrier left Durban on 28th April for Madagascar with twenty Swordfish aboard
Joining the FAA Museum's new acquisitions at Yeovilton is the Royal Navy Historic Flight’s Fairey Swordfish, LS326, in a new green/grey/white colour scheme applied by Personal Plane Services at Booker. This photograph was taken at the Warwickshire Air Pageant at Coventry on May 25, 1987.
Also based at HMS Phoenix was this example of the Albacore’s famous forbear, Blackburn-built Fairey Swordfish I V4697. It was photographed at Fayid on November 16, 1942.
Fairey Swordfish I K8386 was part of a batch of 104 Sword­fish ordered in 1935 and delivered to the RAF between September 1936 and April 1937. Assigned to HMS Eagle, K8386 was transferred to the Admiralty on May 24, 1939.
Fairey Swordfish II NR951 fitted with eight rocket rails and photographed in July 1944. Note the ASV aerials on the outer interplane struts.
Fairey Swordfish torpedo-spotter-reconnaissance machines (Pegasus III) ready for torpedo practice at Gosport.
С августа 1942 года самолеты Swordfish привлекались к эскортированию северных конвоев, которые направлялись в арктические порты СССР. В суровых климатических условиях полеты выполнялись и днем, и ночью. Swordfish взлетает с заснеженной палубы авианосца "фенсер", 1944 год.
"Свордфиши" 821-й эскадрильи на палубе авианосца "Корейджес", 1938 г.
Подготовленные к очередному вылету на поиск вражеских субмарин Swordfish из 813-й и 814-й эскадрилий на палубе авианосца "Игл" (апрель 1941 года, район Момбасы). 6 июня 1941 года самолеты этих эскадрилий обнаружили и потопили судно снабжения подводных лодок "Эльба".
Самолеты 834-й эскадрильи на палубе эскортного авианосца "Бэтлер", 1943 г.
Подготовка "Суордфишей" к вылету
На британских эскортных авианосцах основным ударным самолетом был Fairey Swordfish Mk II, на фотографии - идет проверка взрывателя торпеды на борту авианосца "Баттлер" (1943 год).
A striking photograph of a Swordfish taking off from the Carrier Courageous, as seen from the level of the old lower flying deck.
"Свордфиш" 836-й эскадрильи со вспомогательного авианосца "Амастра" ведет поиск подводных лодок противника
A Blackburn-built Fairey Swordfish with Rocket Projectile equipment (Bristol Pegasus 30 engine).
A fine air-to-air study of a pair of Fairey Swordfish Mk I torpedo bomber/reconnaissance aircraft, ca 1940. The foremost machine bears a serial commencing L79-- and the code "4A". Both aircraft are very probably from 828 Squadron, FAA. The torpedo crotches are visible beneath the fuselage and the wing racks, for flares or bombs, can also be seen. A 750 h.p. Bristol Pegasus 30 radial engine powered the "Stringbag".
В годы войны британские экипажи часто тренировались в безопасном воздушном пространстве Канады. Суровый климат этой страны привел к появлению на самолетах закрытых кабин.
The Fairey Swordfish is a torpedo spotter reconnaissance type used by the Fleet Air Arm.
Благодаря своей устойчивости и чувствительному управлению, Swordfish позволял использовать бомбы и торпеды с большой точностью. Но невысокая скорость делала самолет очень уязвимым во время атаки.
Swordfish LS326 is the most prized of the aircraft maintained in airworthy condition by the RN Historic Flight, and is now the only example of this biplane flying anywhere in the world. The "invasion” stripes once worn have now been removed.
"Свордфиш" с подвешенной торпедой в полете
Восстановленный до летного состояния "Свордфиш" во время демонстрационного полета
Главным оружием Swordfish являлась 730-кг торпеда, подвешиваемая под фюзеляжем. Относительно маломаневренный, с небольшой скоростью самолет даже с торпедой отличался отличной устойчивостью в полете.
THE FIRST SYMBOL. The "T" in "T.S.R." stands for "torpedo," "S" and "R" for "spotter" and "reconnaissance" respectively. Within the T.S.R. category comes the Fairey Swordfish (Pegasus III) seen here over Martlesham complete with "tin fish."
This view of the Fairey Swordfish T.S.R. (690 h.p. Pegasus III) reveals how the torpedo is carried.
"Свордфиш" командира 833-й эскадрильи Р. Эстона, конец 1942 г.
Вскоре после 21:00 11 ноября 1940 года 12 бипланов Swordfish легли на курс к Таранто, а уже через два часа они атаковали итальянские корабли.
Fairey Swordfish of 824 Squadron from HMS Eagle, 1941. At this time the squadron was split, half being embarked in Eagle, the other half engaged on similar search and anti-submarine duties based at Dekheila.
Swordfish базировались на береговых аэродромах, на авианосцах и некоторых других кораблях. Самолет мог нести торпеду, морскую мину или бомбы, а в конце войны ассортимент вооружения пополнили 27-кг ракеты.
Fairey Swordfish I L7672 with others of No 820 Sqn on exercise over the Solent in 1939.
FOR GENERAL PURPOSES AT SEA: A production-type Fairey Swordfish torpedo spotter reconnaisance shipplane (690 h.p. Bristol Pegasus III) during tests over Hayes. The Swordfish performs the duties of both the torpedo bomber and fleet spotter types.
A pre-war photograph of Gosport-based Swordfish demonstrating dive-bombing peel-offs.
GRACE, MIGHT AND VICTORIAN DIGNITY: A fine Royal Review impression of Fairey Swordfish of the Fleet Air Arm passing the austere bulk of H.M.S. Nelson and the contrasting lines of the Royal Yacht, Victoria and Albert.
Снимок начала 1939 года - Swordfish Mk I из 820-й эскадрильи в полете над недавно вошедшим в строй авианосцем "Арк Ройял". В январе 1939 года эскадрилья первой была приписана к нему.
Группа "Суордфишей" над авианосцем "Арк Ройал". Предвоенное фото
A Fairey Swordfish and H.M.S. Eagle off Gibraltar.
Торпедоносец "Суордфиш" проходит над палубой авианосца "Индомитебл"
Успех налета на Таранто продемонстрировал, на что способна палубная авиация при правильном планировании ее действий, поднял моральный дух британских моряков и заставил командование итальянских ВМС отвести свои крупные корабли севернее.
Swordfish садится на палубу авианосца "Смитер", апрель 1945 года. Моряки из палубной команды выполняли очень опасную работу, нередко они оказывались за пределами палубы в страховочных сетях. Особо опасной была работа на узких палубах эскортных авианосцев.
DISPLAY STRINGBAG (ex-R .N. LS326), a Swordfish acquired for preservation by Fairey Aviation in 1947, has only recently been repainted and given the A.R.B. registration, G-AJVH, after major overhaul at Hamble.
Один из трех предсерийных Swordfish (K5662) - в варианте с поплавковым шасси и с подвешенной под фюзеляжем торпедой - сфотографирован во время испытаний.
"Свордфиш" I, установленный на поплавки
MALTESE CAMEO: A Fairey Swordfish torpedo spotter reconnaissance floatplane (690/750 h.p. Bristol Pegasus III) from the Courageous landing in Valetta Harbour, Malta.
ONE OF TWO: Both the Blackburn Shark ani Fairey Swordfish torpedo spotter reconnaissance biplanes are being delivered to units of the Fleet Air Arm. Here the floatplane version of the Swordfish is seen during take-off tests. The engine is a 690 h.p. moderately supercharged Pegasus III. Note the curious streak of spray.
The Fairey "Swordfish" Torpedo-Spotter-Reconnaissance Biplane (Bristol "Pegasus" engine).
THE FAIREY "SWORDFISH" (Seaplane Version) Equipped with "Bristol" Pegasus III engines, these are general-purpose two-seater aircraft for Torpedo-Spotter-Reconnaissance work. It has been adopted by the Air Ministry as a land-plane in large numbers.
Swordfish Mk I L2742 с поплавковым шасси. В 1938 году этот самолет принадлежал 701 катапультному отряду.
This Fairey Swordfish is fitted with Mk XII ASV which, whilst giving the navigator greater range of vision, prevented the mounting of the armament normally associated with a strike aircraft, namely the torpedo! The author’s aircraft was NR940.
OUTPUT: "It can almost be said that we have reached a position where the primary structure is of secondary importance from the point of view of the man-hours required to build it. It is the installation of equipment which runs away with the time ..." Point is lent to this quotation from a recent Flight leader by this picture of a Fairey Swordfish having its equipment installed.