Fairey Albacore
Страна: Великобритания
Год: 1938


Торпедоносец-бомбардировщик корабельного и сухопутного базирования, с экипажем из трех человек
Описание:
Albacore
Fairey Albacore
Фотографии

Albacore

Палубный торпедоносец-бомбардировщик, цельнометаллический одномоторный биплан с неубирающимся шасси. Бипланная коробка при хранении на корабле откидывалась назад. Создан в КБ "Фэйри авиэйшн" под руководством М. Лобеля. Первый полет первого опытного экземпляра новой машины состоялся 12 декабря 1938 г. (формально она считалась головной серийной). Настоящее же серийное производство на заводе "Фэйри" в Стокпорте началось лишь в середине марта 1940 г. Всего выпущено 800 экз.
Экипаж - 2 чел. Мотор "Таурус" II (на поздних сериях "Таурус" XII). Вооружение 2x7,69, бомбы до 716 кг или торпеда (730 кг) на наружной подвеске.
"Альбакор" состоял на вооружении в Великобритании с марта 1940 г., в Канаде - с ноября 1943 г.
Впервые "альбакоры" вступили в бой в мае 1940 г. Первый боевой вылет совершили с сухопутного аэродрома в Англии на цель в Зеебрюгге (Нидерланды). Затем они провели серию бомбардировочных налетов на объекты в Голландии и Бельгии. С июня их начали привлекать к сопровождению конвоев и постановке мин, вылеты совершались с береговых баз, в основном ночью.
Первым новые торпедоносцы получил авианосец "Формидэйбл". В ноябре 1940 г. он совершил поход с конвоем в Кейптаун. Чуть позже начались действия "альбакоров" в Средиземном море. Однако торпеды в первый раз были применены лишь в марте 1941 г. - в бою у о. Крит самолеты повредили итальянский линкор "Витторио Венето". 25 мая "альбакоры" выступили в роли пикирующих бомбардировщиков, нанеся удар по аэродрому Скарпанто на о. Крит. В июле того же года они с авианосцев "Викториэс" и "Фьюриэс" приняли участие в налетах на Петсамо и Киркенес, в марте 1942 г. бомбили немецкий линкор "Тирпиц" в Альтен-фьорде в Норвегии.
С июля 1941 г. до осени 1942 г. "альбакоры" участвовали в боях на суше в Северной Африке, поддерживая сухопутные войска и атакуя итало-германские конвои. Они совершали ночные налеты на части Африканского корпуса Роммеля. В июле 1942 г. "альбакоры" участвовали в уникальной операции. Дозаправившись с транспортных самолетов в пустыне в 400 км в тылу противника, они нанесли неожиданный удар по конвою близ Тобрука. В этот же период с Мальты торпедоносцы проводили рейды к побережью Италии, Сицилии и Северной Африки, атакуя вражеские суда.
В ноябре 1942 г. четыре эскадрильи "альбакоров" прикрывали высадку союзников в Алжире. Они осуществляли патрулирование прибрежных вод, поиск подводных лодок, а также бомбами и пулеметным огнем поддерживали высадку десанта.
Последней операцией, в которой "альбакоры" участвовали как палубные самолеты, являлась высадка на Сицилии. Самолеты с "Формидэйбла" поддерживали десант в Салерно.
Далее до 1944 г. применялись английской морской авиацией как базовые самолеты ПЛО, а также как ночные бомбардировщики.
Канадцы начали воевать на "альбакорах" весной 1944 г. 24 мая ими был потоплен немецкий торпедный катер "Грейф". Канадские летчики обеспечивали высадку войск союзников в Нормандии в июне 1944 г. В частности, они нанесли несколько бомбовых ударов по базам немецких катеров на побережье.
В общей сложности в разное время на "альбакорах" летали 16 эскадрилий.
"Альбакоры" сняли с производства в 1943 г., в учебных подразделениях они служили до конца войны.


"Альбакор" I||
Размах:||15,55 м
Длина:||12,14 м
Моторы, количество х мощность:||1x1065 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||5710 кг
Максимальная скорость (с торпедой):||256 км/ч
Практический потолок:||6310 м
Дальность (с торпедой):||1500 км

Fairey Albacore

Самолет Albacore рассматривался в качестве замены устаревшему Swordfish. Он имел облагороженный внешний вид, закрытую обогреваемую кабину, стеклоочистители лобового стекла и автоматически выбрасываемую аварийно-спасательную лодку. Однако успех машине все же не сопутствовал, поэтому он просто дополнял биплан Swordfish, причем последний даже находился в эксплуатации дольше Albacore.
  Самолет Albacore проектировался в соответствии со Спецификацией S.41/36, контракт на его проектирование, постройку двух прототипов и 98 серийных самолетов был заключен Министерством авиации в мае 1937 года. Первый прототип поднялся в воздух 12 декабря 1938 года, а серийное производство самолета началось в 1939 году. Прототип с поплавковым шасси начали испытывать в 1940 году, но результаты оказались разочаровывающими, в дальнейшем такой вариант самолета не разрабатывался.
  Позже в том же году первый серийный самолет прошел испытания в Центре по испытанию самолетов и вооружения (Aircraft & Armament Experimental Establishment), но, несмотря на то, что относительно данного самолета британские специалисты высказали серьезные опасения, Albacore все же пошел в серию, правда, выпуск машин был задержан из-за проблем с двигателями. Ставившиеся на ранних самолетах двигатели Bristol Taurus II мощностью 1065 л. с. (794 кВт) были позже заменены на модель Taurus XII. Специально сформированная 826-я эскадрилья ВВС (в районе Форд, графство Суссекс) к 15 марта 1940 года получила 12 машин. Их боевое крещение произошло 31 мая - самолеты атаковали быстроходные торпедные катера у Зеебрюгге и цели на автомобильных и железных дорогах в районе бельгийского Вестенде. В конце 1940 года были сформированы еще три эскадрильи самолетов Albacore: 829-я в Ли-он-Солент, 828-я в Форд и 827-я в Йеовилтоне, которая затем была переброшена в Сторноуэй и приступила к решению противолодочных задач.
  В марте 1941 года самолеты Albacore 826-й и 829-й эскадрилий, базировавшихся с 26 ноября 1940 года на борту авианосца "Формидэбл", впервые приняли участие в торпедной атаке во время боя у мыса Матапан - они атаковали итальянский линкор "Витторио Венето". К середине 1942 года уже 15 эскадрилий британской морской авиации были вооружены самолетами Albacore, которые действовали от Полярного круга - обеспечивали проводку северных конвоев в СССР, и до Ливийской пустыни, в Средиземном море и в Индийском океане. В ноябре 1942 года самолеты Albacore из 817-й, 820-й, 822-й и 932-й эскадрилий приняли участие в обеспечении высадки союзных войск в Северной Африке, совершая противолодочное патрулирование и бомбардировку береговых батарей. Пик активности Albacore пришелся на 1942 год, но в следующем году их начали заменять на самолеты Fairey Barracuda, а в 832-й эскадрильи их сменили Grumman Avenger.
  Последними двумя эскадрильями, получившими Albacore, стали в ноябре 1943 года 820-я и 841-я эскадрильи, самолеты последней затем были переданы в 415-ю эскадрилью канадских ВВС, дислоцировавшуюся на авиабазе Мэнстон - самолеты приняли активное участие в высадке в Нормандии. Всего в период с 1939 по 1943 годы было выпущено 800 самолетов Albacore, включая два прототипа.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Fairey Albacore

  Тип: торпедоносец-бомбардировщик корабельного и сухопутного базирования, с экипажем из трех человек
  Силовая установка: один звездообразный ПД Bristol Taurus XII мощностью 1130 л. с. (843 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 1370 м - 259 км/ч; крейсерская скорость на высоте 1830 м - 187 км/ч; набор высоты 4570 м - за 16 мин 12 с; практический потолок 6310 м; дальность полета с боевой нагрузкой 726 кг - 1497 км
  Масса: пустого 3289 кг; максимальная взлетная 4745 кг
  Размеры: размах крыла 15,24 м; длина 12,14 м; высота 4,32 м; площадь крыльев 57,88 м2
  Вооружение: один фиксированный стреляющий вперед 7,7-мм пулемет Browning в носке правой плоскости крыла и два наводимых 7,7-мм пулемета Vickers "K" для обороны задней полусферы (в задней части кабины), плюс до 907 кг вооружений на одном подфюзеляжном и четырех подкрыльевых узлах подвески - обычно одна 730-кг торпеда под фюзеляжем, либо шесть 113-кг или четыре 227-кг бомбы под нижним крылом
826-я эскадрилья была сформирована в поселке Форд в марте 7 940 года, затем переведена в Бирчэм Ньютон, откуда выполняла ночные полеты для нарушения судоходства и постановки мин; с ноября 1940 по апрель 1941 года находилась в походе на борту "Формидэбла", а затем дислоцировалась в восточном Средиземноморье и Ливийской пустыне.
"Альбакоры" на палубе авианосца
"Альбакоры" из 831-й эскадрильи на палубе "Индомитебла". 1942г.
Взлет "альбакоров" с палубы авианосца "Индомитебл"
Another Phoenix-based Albacore, X8980, seen at its base on November 14, 1942.
One of the 800 Fairey Albacores produced, this machine, coded 4Q, is probably N4421 (c/n F3963), from a batch of 200, and was photographed early in the war. Powered by a 1,130 h.p. Bristol Taurus XII sleeve-valve radial engine, the Albacore was produced as a replacement for the hardy Swordfish, but was overshadowed by its famous forbear and failed to supersede it, in spite of such benefits as enclosed and heated crew accommodation, hydraulically-operated flaps and a variable-pitch propeller. The prototype Albacore first flew on December 12 ,1938.
"Альбакор" в полете
Fairey Albacore I torpedo-bomber T9171, c/n F4960, flying from RNAS HMS Phoenix, located at Fayid, Egypt, returns to base during November 1942. Note the ASV (air to surface vessel) radar aerials on the forward interplane struts and aft of the engine cowling.
Самолеты 827-й эскадрильи с авианосца "Индомитэйбл" летят на боевое задание
Звено Albacore британских ВМС над Мальтой. В марте 1942 года Albacore из 828-й и 830-й эскадрилий объединили в Морскую эскадрилью Мальты. К середине 1943 года она потопила 30 вражеских кораблей и повредила еще 50.
Звено самолетов Albacore Mk I из 828-й эскадрильи авиации британских ВМС над Мальтой (постановочный кадр). К середине 1943 года 828-я эскадрилья вместе с "братской" 830-й эскадрильей потопила 30 кораблей и судов противника, повредив еще 50.
"Альбакоры" на одном из мадагаскарских аэродромов
Fairey Albacore
Fairey Albacore