Fairey Barracuda
Страна: Великобритания
Год: 1940


Палубный торпедоносец-пикирующий бомбардировщик с экипажем из трех человек
Описание:
Barracuda
Fairey Barracuda
Фотографии

Barracuda

Палубный разведчик, торпедоносец и пикирующий бомбардировщик, одномоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан с убирающимся шасси. Крыло при хранении на корабле складывалось вверх. Спроектирован в КБ фирмы "Фэйри авиэйшн" под руководством М. Лобеля. Опытный образец "Барракуды" впервые поднялся в небо 7 декабря 1940 г. Серийное производство на заводе "Фэйри" в Стокпорте началось в мае 1942 г. Позднее к выпуску "барракуд" подключились заводы "Блэкберн" в Бро, "Боултон-Пол" в Уолверхэмптоне и "Уэстленд" в Йеовиле. За годы войны там изготовили 2572 самолета этого типа. Всего же с учетом послевоенного производства собрали 2602 "барракуды".
Экипаж - 3 чел. Вооружение 2x7,69, бомбы до 816 кг или одна торпеда наружно под фюзеляжем.
Самолет официально состоял на вооружении британской морской авиации с сентября 1942 г., в строевых частях служил с января 1943 г.
В годы войны выпускались следующие модификации этой машины:
  - "Барракуда" I с мотором "Мерлин" 30 и трехлопастным винтом;
  - "Барракуда" II с мотором "Мерлин" 32 и четырехлопастным винтом, на части машин установлены РЛС с антеннами на крыльях;
  - "Барракуда" III, самолет ПЛО с новой РЛС (антенна под обтекателем в хвостовой части).
Самолеты типа "Барракуда" I использовались только в учебных и экспериментальных целях. Торпедоносцы "Барракуда" II впервые погрузили на авианосец в июне 1943 г. С ноября того же года "барракуды" начали применяться с палуб авианосцев в Средиземном море. Первые боевые вылеты они совершили во время десанта в Салерно, используясь как бомбардировщики.
В апреле-августе 1944 г. с авианосцев "Викториэс" и "Фьюриэс" "барракуды" участвовали в серии налетов на линкор "Тирпиц" в Альтен-фьорде в Норвегии. Им удалось нанести кораблю ряд серьезных повреждений.
В 1944-1945 гг. эти самолеты действовали с авианосцев и береговых баз против судов противника у побережья Германии и Норвегии.
С весны 1944 г. "барракуды" начали применять на Тихоокеанском театре боевых действий. Они совершали с авианосцев налеты на объекты на о. Суматра. К концу войны "барракуды" использовались также для целей ПЛО.
"Барракуда" была снята с производства в октябре 1947 г. На авианосцах эти самолеты служили до начала 1946 г., но как учебные и вспомогательные сохранялись в английской морской авиации до мая 1953 г.


"Барракуда" II||
Размах:||14,95 м
Длина:||12,13 м
Моторы, количество х мощность:||1x1640 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||6120 кг
Максимальная скорость:||365 км/ч
Практический потолок:||5600 м
Дальность:||1830 км

Fairey Barracuda

Торпедоносец и пикирующий бомбардировщик корабельного базирования Barracuda в своем окончательном виде создавался в соответствии со Спецификацией S.24/37, свои предложения на соответствие которой представили в общей сложности шесть компаний, но в итоге лишь "Fairey" получила в июле 1938 года заказ на два прототипа. Вначале был выбран двигатель Rolls-Royce Ехе мощностью 1200 л. с. (895 кВт), но после того как разработка данного двигателя была остановлена, выбор пал на Merlin 30 мощностью 1300 л. с. (969 кВт), которым и оснастили Barracuda Mk I.
  Впервые в воздух самолет поднялся 7 декабря 1940 года, он представлял собой свободнонесущий цельнометаллический высокоплан, а на складывающихся консолях крыла стояли закрылки типа "Фэйри-Янгмен", обеспечивавшие машине намного лучшие летные характеристики по сравнению с его предшественниками. В фюзеляже под общим фонарем друг за другом были расположены места для трех членов экипажа. Главные стойки трехопорного шасси с хвостовым колесом убирались в фюзеляж. Первые же летные испытания показали, что нижнее расположение горизонтального оперения - неудачно, поэтому у второго прототипа стабилизатор уже крепился с помощью подкосов в верхней части более высокого и менее широкого киля. Приоритет тогда был отдан постройке истребителей и бомбардировщиков, а потому новая машина смогла подняться в воздух только 29 июня 1941 года - эксплуатационные же испытания и оценка самолета были начаты в феврале 1942 года.
  По результатам испытаний пришлось усилить конструкцию планера и добавить оборудование, не предусмотренное изначально техническим заданием (спецификацией). В итоге самолет оказался перетяжеленным и на протяжении всего периода эксплуатации его преследовали связанные с этим проблемы. Поскольку у самолета оказались плохие взлетные характеристики и скороподъемность, после выпуска 30 машин модификации Barracuda Mk I начали выпуск самой массовой серийной модели - Barracuda Mk II, оснащенной двигателем Merlin 32 мощностью 1640 л. с. (1223 кВт). Другими компаниями, которые с весны 1943 года были привлечены к выпуску данных самолетов по субподрядам, стали "Blackburn", "Boulton Paul" и "Westland". Всего было построено 1688 самолетов Barracuda Mk II, 30 самолетов Barracuda Mk I и два прототипа (часть размещенных в войну контрактов на всех заводах после победы была отменена).
  На самолете Barracuda Mk III уже стояли новая РЛС обнаружения надводных целей (ASV) и блистер внизу задней части фюзеляжа. Прототип, переделанный из самолета Barracuda Mk II, совершил первый полет в 1943 году и в том же году были получены заказы, тогда как к серийному выпуску приступили в начале 1944 года. Самолеты строились параллельно с моделью Barracuda Mk II, всего компаниями "Boulton Paul" и "Fairey" было выпущено 852 самолета Barracuda Mk III.
  Последним серийным вариантом была модификация Barracuda Mk V (самолет Mk IV был спроектирован, но в серию не передавался), которая существенно отличалась своим внешним видом, хотя базовая конструкция не изменилась. Недостаток мощности двигателей Merlin, поставлявшихся в 1941 году, заставил авиаконструкторов искать другие варианты. В результате было принято решение об использовании на самолетах двигателей Rolls-Royce Griffon. Разработка самолета шла очень медленно - первая машина, переделанная из самолета Barracuda Mk II и оснащенная двигателем Griffon, поднялась в воздух только 16 ноября 1944 года. В серийном варианте самолет Barracuda Mk V оснащался двигателем Griffon 37 мощностью 2030 л. с. (1514 кВт), имел почти прямоугольное крыло с большим по сравнению с ранними вариантами размахом, вертикальное оперение увеличенной площади и увеличенный запас топлива. Однако этот самолет появился слишком поздно, так что из 140 заказанных Barracuda Mk V до завершения войны было поставлено только 30 машин - после победы от достройки уже начатых самолетов отказались.
  Боевая служба Barracuda началась с 10 января 1943 года, когда во время переформирования 827-я эскадрилья получила свои 12 самолетов Barracuda Mk II. 3 апреля 1944 года 42 самолета данного типа бомбили немецкий линкор "Тирпиц", нанеся ему тяжелые повреждения, а затем этот корабль в течение четырех месяцев подвергался еще нескольким ударам. Эскадрильи Barracuda, базировавшиеся на авианосце "Илластриес" (810-я и 847-я), в апреле 1944 года прибыли на Тихий океан, где поддерживали действия американских бомбардировщиков против позиций противника на Суматре. На Европейском ТВД самолеты Barracuda, базировавшиеся на эскортных авианосцах, решали противолодочные задачи, при этом для обеспечения их взлета с коротких палуб кораблей использовались специальные ракетные ускорители. Почти сразу после победы большинство эскадрилий Barracuda были расформированы, либо перевооружены на другие самолеты, последние же Barracuda в строевых частях уступили место Grumman Avenger в 1953 году. Barracuda Mk V в боевых действиях участия так и не принял, до 1950 года эти самолеты использовались в качестве учебных.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Fairey Barracuda Mk II

  Тип: палубный торпедоносец-пикирующий бомбардировщик с экипажем из трех человек
  Силовая установка: один V-образный ПД Rolls-Royce Merlin 32 мощностью 1640 л. с. (1223 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 535 м - 367 км/ч; крейсерская скорость на высоте 1525 м - 311 км/ч; набор высоты 1525 м - за 6 мин; практический потолок 5060 м; дальность с торпедным вооружением 1101 км
  Масса: пустого 4241 кг; максимальная взлетная 6396 кг
  Размеры: размах крыла 14,99 м; длина 12,12 м; высота 4,60 м; площадь крыла 34,09 м2
  Вооружение: два наводимых 7,7-мм пулемета Browning для обороны задней полусферы (в задней части кабины), плюс до 907 кг вооружений на одном подфюзеляжном и шести подкрыльевых узлах подвески - обычно одна 457-мм торпеда Mk XIIA (713 кг), или 726-кг бомба, или 680-кг мина под фюзеляжем, либо три 227-кг бомбы под фюзеляжем и на внутренних подкрыльевых узлах подвески, либо четыре 204-кг глубинные бомбы Mk VIII или 120-кг Mk XI на внутренних подкрыльевых узлах подвески, либо шесть 113-кг бомб на всех подкрыльевых узлах подвески
Barracuda Mk II из 785-й эскадрильи авиации британских ВМС, учебной торпедоносно-бомбардировочной/разведывательной, с апреля 1943 года и до конца войны дислоцировавшейся в Крэйле (Файф, Шотландия).
Для увеличения темпов выпуска в производстве Barracuda были задействованы четыре компании. Из 2602 произведенных самолетов 1192 были построены фирмой "Fairey", 700 - "Blackburn", 692 - "Boulton Paul" и 18 - "Westland". На снимке этого Mk II виден ряд характерных черт Barracuda, включая окно кабины штурмана под высокорасположенным крылом, закрытый кожухом выхлопной патрубок двигателя Merlin 32 и высокорасположенное горизонтальное оперение.
Этот Mk 1 раннего выпуска с выпущенными закрылками Fairey-Youngman переходит в пикирование.
В отличие от Mk I самолет Barracuda Mk II, оснащенный более мощным двигателем Merlin 32 в 1640 л. с. (1223 кВт], приводившим четырехлопастный винт, был основным серийным вариантом самолета. На снимке машина раннего выпуска со своим основным оружием - 735-кг торпедой.
"Барракуда" II во время летных испытаний
The Fairey Barracuda II Torpedo-Bomber (Rolls-Royce Merlin 32 engine).
"Барракуда" II одной из последних серий, выпущенных заводом "Блэкберн"
"Барракуда" II со спасательным контейнером под фюзеляжем на испытаниях в Боскомб-Даун, 1945 г.
Обслуживание "Барракуды" II на береговой базе
Barracuda Mk III с РЛС ASV, активно списывавшиеся после победы над Японией, снова вернулись в строй в 1947 году, поступив но вооружение 815-й эскадрильи в Эглинтоне, Северная Ирландия. Это были последние Barracuda на службе морской авиации, и их заменили на Grumman Avenger в 1953 году. На снимке этой пары Mk III хорошо виден обтекатель РЛС ASV под хвостовой частью фюзеляжа.
The Fairey Barracuda III Torpedo-Bomber (Rolls-Royce Merlin 32 engine).
The Fairey Barracuda V Torpedo-Bomber (Rolls-Royce Griffon VII engine).
После окончания Второй мировой войны авиация Королевских ВМС использовала Barracuda Mk V с двигателями Rolls-Royce Griffon в учебных и испытательных подразделениях - 700-й, 778-й и 783-й эскадрильях. Самолеты позднего выпуска отличались от представленного на снимке иной формой руля направления. Обратите внимание на контейнер с РЛС ASV под крылом.
Barracuda вылетает на атаку линкора "Тирпиц" (3 апреля 1943 года). Самолеты нанесли кораблю повреждения, но он остался на плаву.
Против линкора "Тирпиц". Задачей начатого 3 апреля 1944 года рейда морской авиации против "Тирпица", стоявшего в Каар-фьорде на севере Норвегии, была нейтрализация этого линкора, угрожавшего конвоям в Россию. С задействованных в рейде шести авианосцев Королевского флота взлетели 42 Barracuda из четырех эскадрилий с авианосцев "Викториес" и "Фьюриес", а также 80 истребителей сопровождения. Линкор "Тирпиц" получил 15 прямых попаданий 227-кг и 454-кг бомб, сброшенных Barracuda; были потеряны только три пикировщика и один истребитель. На снимке - Barracuda, вернувшийся на авианосец после рейда. В дальнейшем удары по "Тирпицу" наносились в мае, июле и августе.
Fairey Barracuda production line at Boulton Paul in June 1942.
Fairey Barracuda с РЛС ASV Mk.IN
Fairey Barracuda Mk II
The Fairey Barracuda II Torpedo-Bomber.