Fairey Barracuda
Страна: Великобритания
Год: 1940


Палубный торпедоносец-пикирующий бомбардировщик с экипажем из трех человек
Описание:
Barracuda
Fairey Barracuda
Фотографии

Barracuda

Палубный разведчик, торпедоносец и пикирующий бомбардировщик, одномоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан с убирающимся шасси. Крыло при хранении на корабле складывалось вверх. Спроектирован в КБ фирмы "Фэйри авиэйшн" под руководством М. Лобеля. Опытный образец "Барракуды" впервые поднялся в небо 7 декабря 1940 г. Серийное производство на заводе "Фэйри" в Стокпорте началось в мае 1942 г. Позднее к выпуску "барракуд" подключились заводы "Блэкберн" в Бро, "Боултон-Пол" в Уолверхэмптоне и "Уэстленд" в Йеовиле. За годы войны там изготовили 2572 самолета этого типа. Всего же с учетом послевоенного производства собрали 2602 "барракуды".
Экипаж - 3 чел. Вооружение 2x7,69, бомбы до 816 кг или одна торпеда наружно под фюзеляжем.
Самолет официально состоял на вооружении британской морской авиации с сентября 1942 г., в строевых частях служил с января 1943 г.
В годы войны выпускались следующие модификации этой машины:
   - "Барракуда" I с мотором "Мерлин" 30 и трехлопастным винтом;
   - "Барракуда" II с мотором "Мерлин" 32 и четырехлопастным винтом, на части машин установлены РЛС с антеннами на крыльях;
   - "Барракуда" III, самолет ПЛО с новой РЛС (антенна под обтекателем в хвостовой части).
Самолеты типа "Барракуда" I использовались только в учебных и экспериментальных целях. Торпедоносцы "Барракуда" II впервые погрузили на авианосец в июне 1943 г. С ноября того же года "барракуды" начали применяться с палуб авианосцев в Средиземном море. Первые боевые вылеты они совершили во время десанта в Салерно, используясь как бомбардировщики.
В апреле-августе 1944 г. с авианосцев "Викториэс" и "Фьюриэс" "барракуды" участвовали в серии налетов на линкор "Тирпиц" в Альтен-фьорде в Норвегии. Им удалось нанести кораблю ряд серьезных повреждений.
В 1944-1945 гг. эти самолеты действовали с авианосцев и береговых баз против судов противника у побережья Германии и Норвегии.
С весны 1944 г. "барракуды" начали применять на Тихоокеанском театре боевых действий. Они совершали с авианосцев налеты на объекты на о. Суматра. К концу войны "барракуды" использовались также для целей ПЛО.
"Барракуда" была снята с производства в октябре 1947 г. На авианосцах эти самолеты служили до начала 1946 г., но как учебные и вспомогательные сохранялись в английской морской авиации до мая 1953 г.


"Барракуда" II||
Размах:||14,95 м
Длина:||12,13 м
Моторы, количество х мощность:||1x1640 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||6120 кг
Максимальная скорость:||365 км/ч
Практический потолок:||5600 м
Дальность:||1830 км

Fairey Barracuda

Торпедоносец и пикирующий бомбардировщик корабельного базирования Barracuda в своем окончательном виде создавался в соответствии со Спецификацией S.24/37, свои предложения на соответствие которой представили в общей сложности шесть компаний, но в итоге лишь "Fairey" получила в июле 1938 года заказ на два прототипа. Вначале был выбран двигатель Rolls-Royce Ехе мощностью 1200 л. с. (895 кВт), но после того как разработка данного двигателя была остановлена, выбор пал на Merlin 30 мощностью 1300 л. с. (969 кВт), которым и оснастили Barracuda Mk I.
   Впервые в воздух самолет поднялся 7 декабря 1940 года, он представлял собой свободнонесущий цельнометаллический высокоплан, а на складывающихся консолях крыла стояли закрылки типа "Фэйри-Янгмен", обеспечивавшие машине намного лучшие летные характеристики по сравнению с его предшественниками. В фюзеляже под общим фонарем друг за другом были расположены места для трех членов экипажа. Главные стойки трехопорного шасси с хвостовым колесом убирались в фюзеляж. Первые же летные испытания показали, что нижнее расположение горизонтального оперения - неудачно, поэтому у второго прототипа стабилизатор уже крепился с помощью подкосов в верхней части более высокого и менее широкого киля. Приоритет тогда был отдан постройке истребителей и бомбардировщиков, а потому новая машина смогла подняться в воздух только 29 июня 1941 года - эксплуатационные же испытания и оценка самолета были начаты в феврале 1942 года.
   По результатам испытаний пришлось усилить конструкцию планера и добавить оборудование, не предусмотренное изначально техническим заданием (спецификацией). В итоге самолет оказался перетяжеленным и на протяжении всего периода эксплуатации его преследовали связанные с этим проблемы. Поскольку у самолета оказались плохие взлетные характеристики и скороподъемность, после выпуска 30 машин модификации Barracuda Mk I начали выпуск самой массовой серийной модели - Barracuda Mk II, оснащенной двигателем Merlin 32 мощностью 1640 л. с. (1223 кВт). Другими компаниями, которые с весны 1943 года были привлечены к выпуску данных самолетов по субподрядам, стали "Blackburn", "Boulton Paul" и "Westland". Всего было построено 1688 самолетов Barracuda Mk II, 30 самолетов Barracuda Mk I и два прототипа (часть размещенных в войну контрактов на всех заводах после победы была отменена).
   На самолете Barracuda Mk III уже стояли новая РЛС обнаружения надводных целей (ASV) и блистер внизу задней части фюзеляжа. Прототип, переделанный из самолета Barracuda Mk II, совершил первый полет в 1943 году и в том же году были получены заказы, тогда как к серийному выпуску приступили в начале 1944 года. Самолеты строились параллельно с моделью Barracuda Mk II, всего компаниями "Boulton Paul" и "Fairey" было выпущено 852 самолета Barracuda Mk III.
   Последним серийным вариантом была модификация Barracuda Mk V (самолет Mk IV был спроектирован, но в серию не передавался), которая существенно отличалась своим внешним видом, хотя базовая конструкция не изменилась. Недостаток мощности двигателей Merlin, поставлявшихся в 1941 году, заставил авиаконструкторов искать другие варианты. В результате было принято решение об использовании на самолетах двигателей Rolls-Royce Griffon. Разработка самолета шла очень медленно - первая машина, переделанная из самолета Barracuda Mk II и оснащенная двигателем Griffon, поднялась в воздух только 16 ноября 1944 года. В серийном варианте самолет Barracuda Mk V оснащался двигателем Griffon 37 мощностью 2030 л. с. (1514 кВт), имел почти прямоугольное крыло с большим по сравнению с ранними вариантами размахом, вертикальное оперение увеличенной площади и увеличенный запас топлива. Однако этот самолет появился слишком поздно, так что из 140 заказанных Barracuda Mk V до завершения войны было поставлено только 30 машин - после победы от достройки уже начатых самолетов отказались.
   Боевая служба Barracuda началась с 10 января 1943 года, когда во время переформирования 827-я эскадрилья получила свои 12 самолетов Barracuda Mk II. 3 апреля 1944 года 42 самолета данного типа бомбили немецкий линкор "Тирпиц", нанеся ему тяжелые повреждения, а затем этот корабль в течение четырех месяцев подвергался еще нескольким ударам. Эскадрильи Barracuda, базировавшиеся на авианосце "Илластриес" (810-я и 847-я), в апреле 1944 года прибыли на Тихий океан, где поддерживали действия американских бомбардировщиков против позиций противника на Суматре. На Европейском ТВД самолеты Barracuda, базировавшиеся на эскортных авианосцах, решали противолодочные задачи, при этом для обеспечения их взлета с коротких палуб кораблей использовались специальные ракетные ускорители. Почти сразу после победы большинство эскадрилий Barracuda были расформированы, либо перевооружены на другие самолеты, последние же Barracuda в строевых частях уступили место Grumman Avenger в 1953 году. Barracuda Mk V в боевых действиях участия так и не принял, до 1950 года эти самолеты использовались в качестве учебных.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Fairey Barracuda Mk II

   Тип: палубный торпедоносец-пикирующий бомбардировщик с экипажем из трех человек
   Силовая установка: один V-образный ПД Rolls-Royce Merlin 32 мощностью 1640 л. с. (1223 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 535 м - 367 км/ч; крейсерская скорость на высоте 1525 м - 311 км/ч; набор высоты 1525 м - за 6 мин; практический потолок 5060 м; дальность с торпедным вооружением 1101 км
   Масса: пустого 4241 кг; максимальная взлетная 6396 кг
   Размеры: размах крыла 14,99 м; длина 12,12 м; высота 4,60 м; площадь крыла 34,09 м2
   Вооружение: два наводимых 7,7-мм пулемета Browning для обороны задней полусферы (в задней части кабины), плюс до 907 кг вооружений на одном подфюзеляжном и шести подкрыльевых узлах подвески - обычно одна 457-мм торпеда Mk XIIA (713 кг), или 726-кг бомба, или 680-кг мина под фюзеляжем, либо три 227-кг бомбы под фюзеляжем и на внутренних подкрыльевых узлах подвески, либо четыре 204-кг глубинные бомбы Mk VIII или 120-кг Mk XI на внутренних подкрыльевых узлах подвески, либо шесть 113-кг бомб на всех подкрыльевых узлах подвески
Barracuda Mk II из 785-й эскадрильи авиации британских ВМС, учебной торпедоносно-бомбардировочной/разведывательной, с апреля 1943 года и до конца войны дислоцировавшейся в Крэйле (Файф, Шотландия).
Для увеличения темпов выпуска в производстве Barracuda были задействованы четыре компании. Из 2602 произведенных самолетов 1192 были построены фирмой "Fairey", 700 - "Blackburn", 692 - "Boulton Paul" и 18 - "Westland". На снимке этого Mk II виден ряд характерных черт Barracuda, включая окно кабины штурмана под высокорасположенным крылом, закрытый кожухом выхлопной патрубок двигателя Merlin 32 и высокорасположенное горизонтальное оперение.
Barracuda I
The first prototype Barracuda, P1767 with original low-set tailplane.
A low-set tailplane originally distinguished the first Barracuda prototype, P1767, from its successors. The tailplane was quickly raised when the wake from the flaps was found to impair its efficiency.
This head-on view of the prototype Barracuda Mk I, P1767, at Boscombe Down in October 1941, shows the insect-like appearance of the new torpedo-bomber. Note the distinctive Youngman flaps fitted beneath the wings.
The first prototype Barracuda, P1767 with later high-set tailplane fitted to cure buffeting.
Barracuda I, P9659, from the initial production batch.
Этот Mk 1 раннего выпуска с выпущенными закрылками Fairey-Youngman переходит в пикирование.
Barracuda I P9659 in dive-bombing attitude.
Barracuda P9659 was delivered to 827 Sqn at Stretton in January 1943.
Another shot of P9667, this time with a negative angle on the Youngman flaps for dive-bombing.
Fairey Barracuda I.
Barracuda II
Another of CHARLES E. BROWN’S splendid portraits of Barracuda Mk II P9667, clearly showing the Youngman flaps. Designed to an almost-impossible official specification for a multi-role naval aircraft, the Barracuda nevertheless managed to accrue a fine war record, from the fjords of Norway to the jungles of Sumatra.
В отличие от Mk I самолет Barracuda Mk II, оснащенный более мощным двигателем Merlin 32 в 1640 л. с. (1223 кВт], приводившим четырехлопастный винт, был основным серийным вариантом самолета. На снимке машина раннего выпуска со своим основным оружием - 735-кг торпедой.
Barracuda II DN633 serving in 1943 with No 736 Sqn, the FAA School of Air Combat at Yeovilton.
"Барракуда" II со спасательным контейнером под фюзеляжем на испытаниях в Боскомб-Даун, 1945 г.
Barracuda IIs of 812 Sqn HMS Vengeance in December 1945.
The Fairey Barracuda II Torpedo-Bomber (Rolls-Royce Merlin 32 engine).
A view showing the bulged transparency beneath the wing root.
A typically magnificent image of the first production Barracuda Mk II, P9667, by renowned aviation photographer CHARLES E. BROWN, who manages to make the unlovely torpedo-bomber look at least partly attractive. Note the Mk XII torpedo fitted, but without its usual ‘‘air tail”, which was still officially top secret.
Fairey Barracuda II MD717 was used by the Service Trials Unit of No 778 Sqn and was built by Blackburn Aircraft at Brough, East Yorks.
The Fairey Barracuda II Torpedo-Bomber (Rolls-Royce Merlin 32 engine).
Barracuda II P9667, complete with torpedo, poses for Charles E. Brown to take its picture.
Обслуживание "Барракуды" II на береговой базе
A Barracuda departs HMS Theseus during a training sortie during 1946, when the carrier was used for trials and training with Barracudas operating from RNAS Milltown (HMS Fulmar II), near Lossiemouth. By this time, most front-line Barracuda units were re-equipping, or had been re-equipped, with the far more popular Firefly.
Barracuda вылетает на атаку линкора "Тирпиц" (3 апреля 1943 года). Самолеты нанесли кораблю повреждения, но он остался на плаву.
The Ship’s Flight Fairey Barracuda, possibly RJ790 of 815 Sqn, takes off from HMS Illustrious. The last Barracudas to remain in service, they were replaced with Grumman Avengers in May 1954.
A Barracuda poised over the deck of escort carrier HMS Ravager. Note large flap area.
A Barracuda landing on HMS Ravager, an escort carrier, mid-1944. This picture was the first to be issued of the type following the successful action against the Tirpitz in April 1944.
A Barracuda landing on Illustrious December 1948.
A Fairey Barracuda lands on HMS Implacable in 1950.
Против линкора "Тирпиц". Задачей начатого 3 апреля 1944 года рейда морской авиации против "Тирпица", стоявшего в Каар-фьорде на севере Норвегии, была нейтрализация этого линкора, угрожавшего конвоям в Россию. С задействованных в рейде шести авианосцев Королевского флота взлетели 42 Barracuda из четырех эскадрилий с авианосцев "Викториес" и "Фьюриес", а также 80 истребителей сопровождения. Линкор "Тирпиц" получил 15 прямых попаданий 227-кг и 454-кг бомб, сброшенных Barracuda; были потеряны только три пикировщика и один истребитель. На снимке - Barracuda, вернувшийся на авианосец после рейда. В дальнейшем удары по "Тирпицу" наносились в мае, июле и августе.
Barracudas lined up on the deck of HMS Implacable off Brest during the Western Union Exercise “Activity” in 1950.
Unfolding a Barracuda on HMS Ocean.
Unquestionably flawed and very unpopular with its crews (and indeed with Menzies), the Barracuda nevertheless achieved more than its many critics care to admit; it sank ships totalling some 40,000 tons in little more than ten months and heavily damaged the Tirpitz in April 1944. This Mk II, P9926, totes a torpedo complete with air-tail.
Barracuda II MX613 was used for trials with an under-fuselage air/sea rescue lifeboat.
Barracuda II, BV858, served with 798 Sqn at Lee-on-Solent in 1944.
"Барракуда" II одной из последних серий, выпущенных заводом "Блэкберн"
"Барракуда" II во время летных испытаний
Barracudas of 822 Squadron over Ceylon during July-September 1944.
An official Air Ministry photograph of Fairey-built Barracuda Mk II LS789 with torpedo. Seen here to good advantage is the Observer's bulged Plexiglas windows beneath the shoulder-mounted wing.
Fairey Barracuda Mk II P9795 fitted with two underwing nacelles for dropping paratroops! Each container held two unfortunates sitting in tandem, who were released via pilot-operated trap-doors! Although the idea worked, the likely psychological effect on paratroopers made the plan unacceptable.
The main version of the Barracuda was the Mk II with Merlin 32 engine and ASV Mk IIN radar.
RATOG again, this time on Fairey Barracuda P9791, also bristling with radar antennae.
A Barracuda Mk II of No 827 Sqn, carrying a 1,600lb (725kg) armour-piercing bomb, claws its way into the air from the deck of HMS Furious during one of the raids on the German battleship Tirpitz during the summer of 1944. Note the makeshift wooden “ski jump" fitted to the carrier’s bow to help get the aircraft airborne.
Barracuda III
Barracuda Mk III с РЛС ASV, активно списывавшиеся после победы над Японией, снова вернулись в строй в 1947 году, поступив но вооружение 815-й эскадрильи в Эглинтоне, Северная Ирландия. Это были последние Barracuda на службе морской авиации, и их заменили на Grumman Avenger в 1953 году. На снимке этой пары Mk III хорошо виден обтекатель РЛС ASV под хвостовой частью фюзеляжа.
A Barracuda III, identified by the blister-type radome under the aft fuselage.
The Fairey Barracuda III Torpedo-Bomber (Rolls-Royce Merlin 32 engine).
Barracuda III, RJ933, of 815 Sqn Eglinton at Culdrose in 1952.
An unusual view showing Barracuda III, RJ907, of 750 Sqn St Merryn climbing away with wheels retracting, July 1953.
Barracuda V
The Fairey Barracuda V Torpedo-Bomber (Rolls-Royce Griffon VII engine).
После окончания Второй мировой войны авиация Королевских ВМС использовала Barracuda Mk V с двигателями Rolls-Royce Griffon в учебных и испытательных подразделениях - 700-й, 778-й и 783-й эскадрильях. Самолеты позднего выпуска отличались от представленного на снимке иной формой руля направления. Обратите внимание на контейнер с РЛС ASV под крылом.
Barracuda V, RK558, from 783 Sqn Lee-on-Solent, December 1947
The third Barracuda TR Mk V prototype, LS479.
LS479, a Mk II Barracuda which was converted on line to a Mk V.
 
Fairey Barracuda production line at Boulton Paul in June 1942.
The Barracuda’s "office” was relatively simple, with the "basic six” instruments - airspeed indicator, artificial horizon, rate-of-climb indicator, altimeter, compass and turn-and-bank indicator - being positioned immediately in front of the control column and its spadegrip.
Crunch! A Barracuda Mk II comes to grief while landing on an aircraft carrier, an occurrence that was not uncommon according to Lt Derrik Armson, who nevertheless enjoyed his comparatively brief stint on the type.
Barracuda II, RJ761, of 750 Sqn, St Merryn, in June 1952.
Tantalisingly wearing no discernible serials or codes, the Barracuda is seen here parked on the hardstanding at Dale before its terminal descent. The photographer is evidently standing on the lip of the cliff. The numerous vehicles, including a Ford 10 h.p. mobile NAAFI van, suggest that it was something of an occasion.
The aircraft is pushed to the cliff-edge, where it is recorded by a second photographer, probably standing down the cliff from where Photo No 1 was taken. Apparently Merlin engines, propellers and spinners were not in short supply, as the Barracuda is still fitted with all three for its very short final journey.
Over she goes! The Barracuda has been tipped over the cliff-edge and has begun its descent, with a crowd of spectators just visible on the other side of the aircraft. If it was for an instructional film, where is the motion-picture camera equipment?
The Barracuda well on its way down the cliff, probably at a good speed given its angle of more than 45° from the horizontal (note the tilt of the horizon). The distinctive pointed rock stacks in the middle distance provided vital clues as to the location for Tony Jupp.
Now descending at an angle of around 70°-80° and still largely intact, the aircraft has started rolling down a "rock ramp" that will take it straight into the rocks below.
The first catastrophic damage - the port wing has evidently connected with a rock hard enough to rip the outer section off and spin the Barracuda round 180°, smashing the nose. The white circle shows the Merlin engine flying out of the airframe.
The Barracuda slides tail-first into a V in the rocks before tumbling backwards.
And stop. The Barracuda’s final resting place at the foot of the cliff. The tail has been torn off and what might be the port aileron or part of the severed port Youngman flap stands almost vertically beside the rear fuselage. The torpedo/divebomber’s main structure seems to have survived the punishment remarkably well.
Sub-Lieutenant “Dax” Dashfield’s cartoon of a Barracuda forms part of a barrack-block mural at Dale, other types including Grumman Wildcat and Hellcat nightfighters. Could it have been inspired by the cliff-diving Barracuda, the only example of the type known for certain to have visited Dale?
Fairey Barracuda с РЛС ASV Mk.IN
Fairey Barracuda Mk II
The Fairey Barracuda II Torpedo-Bomber.
Fairey Barracuda Mk II