Hawker Sea Hurricane
Варианты:
Hawker - Sea Hurricane - 1941 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1941


1-местный палубный истребитель
Описание:
Sea Hurricane
Hawker Sea Hurricane
Фотографии

Sea Hurricane

Одноместный палубный и катапультный истребитель, моноплан цельнометаллической конструкции с закрытой кабиной и убирающимся шасси. Корабельный вариант истребителя "Харрикейн". Последний был спроектирован в КБ фирмы "Хаукер эйркрафт" под руководством С. Кэмма. Его опытный образец впервые поднялся в воздух 6 ноября 1935 г. Серийное производство было начато в октябре 1937 г. Самолет строился на многих заводах в Англии, Канаде, Бельгии и Югославии.
Весной 1940 г. при операциях в Норвегии обычные "харрикейны" взлетали с палубы и садились на нее. В марте 1941 г. в экспериментальном центре RAE один самолет оснастили посадочным гаком и произвели имитацию посадки на авианосец. После этого была начата серийная переделка сухопутных самолетов в палубный вариант. Доработку вели заводы "Дженерал эйркрафт" (Хэнуорт) и "Остин моторс" (Лонгбридж). Позднее палубные модификации строились также на заводе "Кэнэдиан кар энд фаундри" (CCF) в Монреале (Канада). Всего выпущено и переделано около 650 истребителей.
Основные модификации:
   - "Си Харрикейн" IA - катапультный вариант модификации "Харрикейн" IB с мотором "Мерлин" II и вооружением 8x7,69, с захватами для катапульты, но без палубного посадочного оборудования, предназначался для катапультирования с судов типа САМ;
   - "Си Харрикейн" IB - палубный вариант модификации IB с полным комплектом оборудования, посадочный гак, мотор и вооружение как у типа IA;
   - "Си Харрикейн" IC, переходная модель с мотором "Мерлин" III и вооружением 4x20;
   - "Си Харрикейн" IIC с мотором "Мерлин" XX, палубный вариант модификации НС с вооружением 4x20;
   - "Си Харрикейн" XIIA, канадский палубный вариант на базе "Харрикейна" XII с мотором "Мерлин" 29 и вооружением 8x7,69.
Первое судно типа САМ с пороховой катапультой, "Майкл Е", вышло в море из Белфаста 27 мая 1941 г. Оно несло на борту два "Харрикейна" IA. Первую воздушную победу одержал подобный самолет с транспорта "Мэплин" 3 августа того же года. Он сбил четырехмоторный разведчик FW 200C.
С начала 1941 г. британская морская авиация начала получать "си харрикейны" IB. В то время это был самый быстроходный английский палубный истребитель. Их первыми получили авианосцы "Фьюриэс" и "Индомитэйбл". Позднее они вошли в состав авиационных групп на "Формидэйбле", "Корейджесе", "Аргусе" и "Игле". С лета 1942 г. их стали размещать и на эскортных авианосцах. Первым из них был "Эвенджер".
Первый случай боевого применения имел место в марте 1942 г. , когда "Игл" вошел в состав охранения конвоя, следовавшего на Мальту. В больших количествах их использовали в августе того же года для прикрытия конвоев в Средиземном море с авианосцев "Игл", "Индомитэйбл" и "Викториэс". В общей сложности с них летали шесть эскадрилий "Си харрикейнов".
"Эвенджер" входил в охранение конвоя PQ-18, несмотря на яростное сопротивление немцев, прошедшего в северные порты СССР в октябре 1942 г.
С осени 1942 г. "си харрикейны" начали постепенно вытесняться с больших авианосцев новыми "сифайрами", но продолжали эксплуатироваться с эскортных авианосцев судов типа САМ и MAC (транспортов с настеленными полетными палубами) и береговых баз (в частности, в Восточной Африке). Во время высадки в Северной Африке они летали с эскортных авианосцев "Эвенджер", "Битер" и "Дэшер", Последним сдал свои "си харрикейны" авианосец "Страйкер" - в апреле 1944 г.
Переделку истребителей в палубный вариант прекратили в августе 1943 г. С вооружения "Си Харрикейн" официально сняли в 1945 г.


"Си Харрикейн" IIC||
Размах:||12,2 м
Длина:||9,82 м
Моторы, количество х мощность:||1x1280 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||3500 кг
Максимальная скорость:||530 км/ч
Практический потолок:||9500 м
Дальность:||740 км

Hawker Sea Hurricane

Успех истребителей Hurricane на службе британских ВВС привел к тому, что ВМС в 1940 году тоже пожелали приобрести некоторое количество таких самолетов для использования их в сражениях над Атлантикой, где базирующиеся на суше самолеты не могли обеспечить прикрытие с воздуха морских конвоев. Между тем немецкие патрульные самолеты с большим радиусом действия свободно летали, обнаруживая транспорты далеко в океане и либо атакуя их самостоятельно, либо же наводили на них подводные лодки.
   В качестве временной меры флот приобрел самолеты Hurricat, представлявшие собой модифицированные Hurricane, базировавшиеся на оснащенных катапультой торговых судах (CAM, Catapult Armed Merchantmen). Самолет запускался с помощью катапульты, установленной на носу корабля, а после израсходования горючего или выполнения задания пилоту приходилось выбрасываться с парашютом или сажать свой самолет на воду. Установка сбрасываемых топливных баков в августе 1941 года немного улучшила ситуацию, причем суда тут же оснастили более мощными катапультами. Решение было далеко не лучшее, но такие самолеты смогли в 1941 году сбить шесть вражеских машин - первым успеха добился 3 августа 1941 года лейтенант Р.У.Х. Эверетт, сбивший Focke-Wulf Fw 200 Condor.
   Для использования в подобном варианте самолетам Hurricane пришлось добавить катушки для катапультирования, после чего они получили обозначение Sea Hurricane Mk IA. После этого еще около 300 самолетов Mk I были переделаны в вариант Sea Hurricane Mk IB, который отличался наличием катушек для катапультирования и посадочного гака V-образной формы. Аналогичным образом были модифицированы 25 истребителей варианта Mk IIA Srs 2, получившие обозначение Hurricane IB или Hooked Hurricane Mk II.
   С октября 1941 года они начали выходить в море на борту так называемых кораблей MAC, представлявших собой большие торговые суда, оборудованные небольшой взлетной полосой. Такие "мини-авианосцы" перевозили на палубе небольшое количество самолетов, которые могли взлетать и садиться на нее, но они не имели подпалубных ангаров, и все машины стояли на открытой палубе все время плавания.
   В феврале 1942 года появились истребители Sea Hurricane Mk IC, которые представляли собой модификацию стандартной модели Mk I, имевшую катушку для катапультирования и посадочный гак, но также и крыло как у "сухопутного" Hurricane Mk IIC, в котором размещались четыре пушки. Последним британским Sea Hurricane стал вариант Sea Hurricane Mk IIC, предназначенный для использования со стандартных авианосцев и не имевший катушек для катапультирования.
   Самолеты данного типа оснащались двигателем Merlin XX и радиотехническим оборудованием, предназначенным для ВМС. Последней из серии Sea Hurricane стала модификация Sea Hurricane Mk XIIA - небольшое их количество было переоборудовано из канадских самолетов аэродромного базирования Mk XII. Данные машины принимали участие в боевых действиях в Северной Атлантике.
   Самой известной операцией самолетов Sea Hurricane был бой в конце лета 1942 года, когда пилоты истребителей из состава 801 -й, 802-й и 885-й эскадрилий, размещенных на авианосцах "Индомитейбл", "Игл" и "Викториес", соответственно, вместе с летчиками самолетов Fulmar и Martlet защищали конвой, направлявшийся в Мальту. За три дня практически не прекращавшихся атак бомбардировщиков, торпедоносцев и истребителей прикрытия противника было уничтожено 39 вражеских самолетов при потере восьми своих истребителей.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Hawker Sea Hurricane Mk IIC

   Тип: 1-местный палубный истребитель
   Силовая установка: один V-образный ПД Rolls-Royce Merlin XX мощностью 1280 л. с. (954 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 6705 м - 550 км/ч; крейсерская скорость на высоте 6095 м - 470 км/ч; набор высоты 6095 м - за 9 мин 6 с; практический потолок 10 850 м; дальность полета на стандартной заправке топливом 740 км
   Масса: пустого 2667 кг; максимальная взлетная 3674 кг
   Размеры: размах крыла 12,19м; длина 9,83 м, высота 3,99 м; площадь крыла 23,92 м2
   Вооружение: четыре 20-мм пушки Hispano в крыле
Английский морской истребитель "Си Харрикейн" с авианосца "Индомитебл" - участник боев за Мадагаскар
Sea Hurricane Mk IB из состава 760-й эскадрильи (в 1941-1942 годах находился в составе школы летчиков-истребителей ВМС) в 1939-1940 годах служил в ВВС как Hurricane Mk I.
"Си Харрикейн" IA на берегу
Sea Hurricane Mk IA. Эта модификация была разработана для вооружения торговых судов, оснащенных пороховой катапультой (CAM-ships). После появления достаточного числа эскортных авианосцев от выпуска этих самолетов отказались.
"Си Харрикейн" IA на катапульте одного из судов типа САМ
Sea Hurricane Mk IA, V6756/"NJ-L", выполняет при помощи ракетных ускорителей взлет с палубы судна "Эмпайр Тайд" (CAM-ship).
Hawker Hurricane “Catafighter" W9182 sits on a catapult mounted on the bows of a merchantman in a North African port.
Штормовое море - непростое испытание для "катапультного" Sea Hurricane. Вследствие суровых погодных условий в зимний период 1941-1942 годов так называемые CAM-ship в состав северных конвоев не включались.
Sea Hurricane перевозятся на CAM-ship где-то в устье реки Мерси. Код "LU" - принадлежность к подразделению Merchant Ship Fighter Unit.
Sea Mk lB/IC. Около 260 истребителей модификаций Mk I, Mk II, Mk X и Mk XII были переделаны в вариант Sea Hurricane Mk IB, получив узлы крепления к катапульте и А-образный тормозной крюк. Эти самолеты предназначались для эксплуатации на "торговых авианосцах" (merchant aircraft carriers, MAC-ships) - торговых судах с полетной палубой.
Заправка "Си Харрикейна" IC на авианосце "Аргус"
Sea Hurricane Mk lC/IIC. Предназначенный для использования на "полноценных" авианосцах Sea Hurricane Mk IС (фото) представлял собой палубный вариант сухопутного Mk I с пушечным вооружением. Соответственно, Sea Hurricane IIC являлся доработанным вариантом Mk IIC.
Истребитель "Си Харрикейн" IIC с пушечным вооружением
Пятерка Sea Hurricane Mk IB из 768-й эскадрильи (школы палубных летчиков) и один Supermarine Seafire в ангаре авианосца "Аргус", вероятно, 1943 год. Палубные Hurricane не имели складывающегося крыла, а потому их количество на небольших авианосцах было ограничено.
В силу недостаточного обзора из кабины, малых дальности и продолжительности полета, высокой скорости сваливания Hurricane не был удачным палубным истребителем. Но он был гораздо прочнее, чем самолет Seafire. На фотографии: самолеты Sea Hurricane Mk IB 800-й и 880-й эскадрилий авиации ВМС Великобритании на палубе авианосца "Индомитэйбл", Фритаун, Сьерра-Леоне. Снимок сделан накануне начала операции "Пьедестал".
Sea Hurricane Mk I из 801-й эскадрильи на палубе авианосца "Илластриес", середина 1942 года. Самолеты приняли активное участие в обороне мальтийских конвоев в 1941-1942 годах.
Взлетная палуба авианосца "Индомитебл"
Данные Sea Hurricane Mk IB принадлежали 760-й эскадрилье авиации британского флота и отличались различными типами воздушных винтов: ближний самолет, P3090, имел винт Rotol, Z4922 - винт de Havilland, a V6700 - винт Jablo-Rotol.
Sea Hurricane заходит на посадку на палубу авианосца. Прочная конструкция самолета сделала его менее восприимчивым к нагрузкам, чем в случае с другим одноместным палубным истребителем авиации британского флота того времени - самолетом Seafire.
A Sea Hurricane IB picking up the arrester wires.
Another of the 50 "BW" Hurricanes transferred to the RCAF, BW835 is here shown at Rockcliffe as a Sea Hurricane XIIA: note the arrester hook, propeller spinner and “Royal Navy" inscription above the serial number.
Hurricane BW880 was one of a batch of 50 built by Canadian Car and Foundry against an Air Ministry contract and later transferred to the RCAF. Eventually modified to Sea Hurricane XIIA standard, it is shown here at Rockcliffe in September 1943 with a Merlin III and no deck landing hook.
Slowly taking shape at Staverton is the Shuttleworth Collection's Sea Hurricane, Z7015, which a band of volunteers are restoring, hopefully to flying condition. The fuselage frame and centre section are now awaiting non-destructive testing.
HMS Striker’s crash barrier prevented this Sea Hurricane from progressing any further and the pilot escaped unhurt. Judging from this photograph it is easy to appreciate why pilots preferred to land on with cockpit canopies open. At the time - 1943 - Striker was on Atlantic convoy duty.
HMS Striker’s damage control party takes over after this mishap with a Sea Hurricane. The type was rather prone to overshooting and it was eventually phased out from escort carrier duties.
All hands to the pump as Striker’s damage control crew removes a damaged Sea Hurricane over the side. During convoy or assault action, badly damaged aircraft were disposed of in this manner to keep the flight deck clear.
Hawker Sea Hurricane IIC