Consolidated PB4Y-2 Privateer
Варианты:
Consolidated - PB4Y-2 Privateer - 1943 - США
Страна: США
Год: 1943


Описание:
PB4Y-2 Privateer
Consolidated Model 40 (PB4Y Privateer), Model 101 (RY)
Фотографии

PB4Y-2 Privateer

Патрульно-противолодочный самолет, четырехмоторный цельнометаллический моноплан, убирающееся шасси. Являлся развитием конструкции бомбардировщика B-24, отличаясь от него удлиненным фюзеляжем, отсутствием турбонаддува моторов, новым хвостовым оперением (по типу опытного самолета XB-24N), оборудованием и вооружением. Спроектирован в КБ фирмы "Консолидэйтед-Валти эйркрафт" под руководством А. Лэддена. Опытный образец этого самолета, XPB4Y-2, совершил первый полет 20 сентября 1943 г. "Приватир" строился серийно на заводе "Консолидэйтед" в Сан-Диего с марта 1944 г. Всего выпущено 739 экз., включая транспортную модификацию RY-3.
В годы Второй мировой войны состоял на вооружении только в США - с июля 1944 г.
Экипаж-11 чел. Моторы R-1830-94. Вооружение 12x12,7 (типы турелей на различных сериях разные), бомбы до 2725 кг.
Основные серийные модификации:
  - PB4Y-2, основной серийный вариант - патрульный самолет;
  - PB4Y-2B, носитель управляемых бомб (ASM N-2 "Бэт").
"Приватир" использовался в боевых операциях с августа 1944 г., в основном на Тихом океане. Участвовал в налетах на территорию Японии.
Снят с производства в октябре 1945 г. Находился в строю американской морской авиации как боевой самолет до 1958 г., для вспомогательных целей применялся до 1964 г. После войны широко использовался как дальний разведчик, патрульно-противолодочный и метеорологический самолет и носитель беспилотных аппаратов-мишеней. Участвовал в войне в Корее с июня 1951 г. Летом 1952 г. американские "приватиры" поддерживали французский флот в операциях у берегов Вьетнама. В середине 1960-х гг. несколько машин эксплуатировались Береговой охраной США.
После войны "приватиры" поставлялись во Францию, Гондурас и на Тайвань. Французская морская авиация применяла их в боевых операциях в Индокитае как разведчики и бомбардировщики. В Гондурасе с 1958 г. разоруженные "приватиры" использовались как транспортные самолеты.


PB4Y-2||
Размах:||33,6 м
Длина:||24,98 м
Моторы, количество х мощность:||4x1350 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||29500 кг
Максимальная скорость:||395 км/ч
Практический потолок:||6300 м
Дальность:||4800 км

Consolidated Model 40 (PB4Y Privateer), Model 101 (RY)

B-24 хорошо подходил для роли дальнего морского патрульного бомбардировщика, что продемонстрировал PB4Y-1. Опыт эксплуатации быстро показал, что, хотя машина отлично справлялась с новой ролью, нужно было внести еще немало доработок, чтобы из него получился хороший морской самолет. Требовалось достичь максимально возможной длительности полета на средних и малых высотах, поэтому турбонагнетатели, устанавливавшиеся на самолеты ВВС, посчитали излишними, они увеличивали массу и стоимость машины. В мае 1943 года "Consolidated-Vultee" получила указания переоборудовать три PB4Y-1 в прототипы XP4Y-2 чисто морского патрульного бомбардировщика. Сначала он получил обозначение Model 40 (позднее Vultee Model 100) и название Sea Liberator (изменено на Privateer). Основным изменением стала замена исходного хвостового оперения на новое с одним килем большой высоты. Переднюю часть фюзеляжа удлинили, в модифицированных гондолах установили звездообразные двигатели R-1830-94. В носовой, хвостовой, двух надфюзеляжных и двух бортовых стрелковых установках разместили пулеметы.
  Первый прототип взлетел в сентябре 1943 года, сначала со стандартным хвостовым оперением и силовой установкой Liberator; второй прототип в целом был аналогичным, а на третьем использовали силовую установку без турбокомпрессоров. Затем на всех трех самолетах смонтировали новое хвостовое оперение в его начальной форме - со сравнительно коротким килем, который при поставках в феврале 1944 года заменили окончательным вариантом. Но потенциал модифицированной машины уже проявился, и в октябре 1943 года ВМС разместили заказ на 660 PB4Y-2 и подписали контракт на получение еще 710 машин через год. Всего планировалась закупка 1370 Privateer.
  Первые самолеты были готовы в марте 1944 года, но конец войны ознаменовался массовым аннулированием военных заказов, и последний из 740 PB4Y-2 поступил в подразделения в октябре 1945-го.
  Поставки PB4Y в ВМС начались в июне 1944 года, эскадрильи VPB-118 и VPB-119 перешли на новый тип самолета в августе. VPB-118 в январе 1945 года осуществляла свои операции с Марианских островов. К концу войны Privateer стояли на вооружении 13 эскадрилий, еще пять летали на Liberator и Privateer. PB4Y оставался на вооружении и после войны, последний такой самолет списали только в 1954 году. В 1951 году обозначение сменили на P4Y-2 Privateer. Несколько самолетов передали авиации китайских националистов, часть из них еще летали в 1960-е годы. Три транспортных самолета ВВС Гондураса были списаны только в начале 1970-х годов.
  Обозначение PB4Y-2B получили как минимум 19 самолетов, имевших подкрыльевые узлы подвески для двух противокорабельных планирующих авиабомб ASM-N-2 Bat калибром 853 кг с радиолокационным наведением. Единственное применение этого сложного оружия во Вторую мировую войну произошло в апреле 1945 года, когда две такие бомбы применили против японских кораблей в бухте Баликпапана на Борнео. В 1951 году PB4Y-2B получил новое обозначение P4Y-2B Privateer. Обозначение PB4Y-2G относилось к девяти самолетам, переданным Береговой охране США для поисково-спасательных операций, индекс PB4Y-2K использовался для самолетов, переделанных в беспилотные мишени, а остальные самолеты обозначили P4Y-2K, с 1962 года - QP-4B. PB4Y-2M предназначался для метеорологических исследований, он имел прозрачную носовую часть от B-24D, в 1951 году оставшиеся машины переименовали в P4Y-2M.

  Для аэрофоторазведки применялись PB4Y-2P, их обозначение позже поменяли на P4Y-2P. На ряд самолетов установили специальное электронное оборудование для ведения радиотехнической разведки.
  Обозначение PB4Y-2S относилось к PB4Y-2, предназначенным для борьбы с подводными лодками. Эти самолеты оборудовались РЛС, способными обнаруживать перископы и шноркели субмарин, движущихся у поверхности воды. В 1951 году оставшиеся самолеты получили обозначение P4Y-2S. Около 10 машин в ноябре 1950 года поставили Франции. Их приписали к Flottille 8F (позднее Flottille 28F), они базировались в Тан Сон Нуте во французском Индокитае и использовались как бомбардировщики. Эти самолеты понесли большие потери во время операций против вьетнамских партизан, впоследствии Франция закупила еще 14 таких машин. Flottille 28F (позже и Flottille 24F) перевели в Карубу, Тунис, когда Франция потеряла Индокитай. Самолеты участвовали в боевых действиях во время войны Алжира за независимость (1954-1962) и в Суэцкой кампании (1956). Последние французские машины данного типа пошли на металлолом в 1961 году с появлением в эксплуатации Lockheed P2V.
  RY-3, также известный как Model 101, был транспортным вариантом Privateer с измененным и еще более удлиненным фюзеляжем, экипажем из четырех человек и возможностью перевозки 28 пассажиров или 11 631 кг груза плюс дополнительно 726 кг в шарнирно откидывающейся носовой части. В марте 1944 года ВМС заказали 112 таких машин, но построены были только 34. Из них одна осталась у "Convair", семь передали Корпусу морской пехоты, а остальные 26 с февраля 1945 поставлялись в британские ВВС под обозначением Liberator C.Mk IX. В катастрофах были потеряны три самолета, возникли сомнения в прочности их конструкции, поэтому все оставшиеся машины в августе 1946 года поставили на прикол.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Consolidated Model 40 (PB4Y-2 Privateer)

  Тип: морской патрульный бомбардировщик с 11 членами экипажа
  Силовая установка: четыре звездообразных поршневых двигателя Pratt & Whitney R-1830-94 Twin Wasp мощностью по 1350 л. с. (1007 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость 400 км/ч на 3660 м; крейсерская скорость 254 км/ч на оптимальной высоте; начальная скороподъемность 360 м/мин; практический потолок 5580 м; дальность полета 4667 км при патрулировании или 4233 км с бомбовой нагрузкой 1814 кг
  Масса: пустого самолета 17 872 кг; максимальная взлетная 29484 кг
  Размеры: размах крыла 33,53 м; длина 22,73 м; высота 8,88 м; площадь крыла 97,36 м2
  Вооружение: по два пулемета Browning калибра 12,7 мм в носовой, двух надфюзеляжных, хвостовой и двух бортовых стрелковых установках плюс до 3629 кг бомб в бомбоотсеке
Патрульный самолет Consolidated PB4Y-2 эскадрильи VP-26 ВМС США.
Среди первых типов самолетов, задействованных ВМС США для радиотехнической разведки (РТР), были Consolidated PB4Y Privateer. На снимке PB4Y-2S из эскадрильи VP-26 - подразделения, первым потерявшего самолет в шпионской войне. Обратите внимание на многочисленные обтекатели, скрывающие антенны для сбора информации.
Кодировка "НА" на киле указывает на принадлежность самолета патрульной эскадрилье VP-24, дислоцированной на восточном побережье США. Эскадрилья эксплуатировала P4Y-2 в 1947-1954 годах. Под крылом видны пилоны для подвески планирующих бомб Bat.
Транспортные самолеты Privateer в ВВС Гондураса получили бортовые номера "792" (на снимке), "794" и "796".
Противопожарный Super Privateer. Компания "Hawkins & Powers Aviation Inc." из Грейбулл, штат Вайоминг, эксплуатировала последние PB4Y-2 - пять самолетов "Super Privateer", оснащенных моторами R-2600, снятыми с B-25 Mitchell. Двигатели имели турбонагнетатели, существенно улучшившие летные данные "противопожарных бомбардировщиков". Масса полезной нагрузки Super Privateer составляла 8981 кг или 8328 л ингибитора. После того, как из-за усталостных разрушений конструкции в 2002 году разбился самолет N7620C, полеты остальных машин прекратили, и вскоре они были проданы.
Во время Суэцкого кризиса французские PB4Y-2 Privateer из 28F авиации ВМФ действовали из Кароубы (Тунис), где вели морскую разведку, дополняя TBM-3.
An ex-Navy Convair P4Y-2 with its military markings crudely painted over;
BOWLER-HATTED BOMBERS? The Convair P4Y-2 Privateer (photo) and the Boeing VB-17G Flying Fortress were photographed in October at Van Nuys, California, by W. M. Bodie who believes that these two aircraft are being prepared for a new Hollywood aviation "epic". The Privateer (BuAer. serial 66317) retains all gun positions but no military insignia. Note the civil registration N66317 on the fin and under the port wing.
Типичный Privateer военного времени, X525 "Our Baby" (серийный №59525), сфотографирован в октябре 1945 года в Шанхае. Самолет в разное время состоял на вооружении эскадрилий VPB-121 и VPB-106.
На большинстве Privateer стояли передние стрелковые установки "Erco". На снимке хорошо видны удлиненный фюзеляж с двумя верхними стрелковыми установками, видоизмененная мотогондола и подфюзеляжный обтекатель антенны поисковой РЛС.
The Consolidated Vultee PB4Y-2 Privateer (four Pratt & Whitney R-1830-94 engines).
Развитие "военно-морской" ветви Liberator привело к появлению модификации PB4Y-2 Privateer. Эта удлиненная модификация была специально оптимизирована для действий на малых высотах над морем и легко опознается по одинарному килю.
PB4Y-2 из эскадрильи VP-23 над Средиземным морем, 1951 г.
Патрульный "Прайветир" из флотилии 28F
Четырехмоторных бомбардировщиков "Приватьер" французы использовали в ходе Индокитайского конфликта немного, что объяснялось, видимо, отсутствием подходящих аэродромов.
PB4Y-2 Privateer раннего выпуска. ВМС США использовали PB4Y для патрулирования и радиотехнической разведки. Один из таких разведчиков был сбит советскими ВВС, став первой жертвой холодной войны.
Три "приватира" совершают тренировочный полет над Карибским морем в районе Майами, июль 1949 г.
Девять Privateer были переданы Береговой охране США для использования в качестве поисково-спасательных и получили обозначение PB4Y-2G. Пулеметные турели сняли, оборудовав взамен места для наблюдателей.
PB4Y-2. Модернизация PB4Y-1. Кроме удлиненного фюзеляжа самолет отличался наличием одного киля и двигателями без турбонаддува, поскольку предназначался для полетов на меньших высотах в более плотных слоях атмосферы. До окончания войны ВМС США получили всего несколько PB4Y-2.
Первый полет транспортный вариант самолета Privateer, RY-3, выполнил в 1944 году. ВМС США заказали 125 таких машин, но до окончания войны собрано было только 33, из которых 26 по ленд-лизу передали британским ВВС (обозначались Liberator C.Mk IX), а четыре использовались для VIP-перевозок в КМП США.
23 апреля 1945г.: первое боевое применение управляемой бомбы с радиолокационным наведением SWOD-9 Bat - самолет PB4Y-2B из эскадрильи VPB-109 сбросил ее на японский корабль в бухте Баликпапана.
Самолеты PB4Y-2 Privateer авиации ВМС Франции могли бомбить объекты, расположенные в любом районе Вьетнама с баз в Сайгоне и Тан Сон Нате. Их бомбовая нагрузка достигала 5500 кг. В ходе войны четыре PB4Y-2 были сбиты.
During the final stage of the Dien Bien Phu battle, the USAF instituted an air bridge to deliver ammunition and spare parts to Indochina, leaving the French ‘Packets’ to fly only internal missions. This view - from the top hatch of an Invader - shows a C-54 and C-119 of the 315th Air Division of Misawa operating from Cat Bi. At centre is an ‘Aeronavale’ PB4Y Privateer of 28F and in front of the C-54 Dragon Rapide F-BAHY.
Последними Privateer в ВМС США стали беспилотные мишени QP-4B (до 1962 года - P4Y-2K), которые с 1952 года использовались для отработки ЗРК. Последняя мишень, серийный №59896, была сбита 16 января 1964 года.
Consolidated PB4Y-2 Privateer
The Consolidated Vultee PB4Y-2 Privateer.