Grumman TBF/TBM Avenger
Варианты:
Grumman - TBF/TBM Avenger - 1941 - США
Страна: США
Год: 1941


Торпедоносец/бомбардировщик корабельного и аэродромного базирования с экипажем из трех человек
Описание:
TBF/TBM Avenger
Grumman TBF/TBM Avenger (G-40)
Фотографии:

Кабина (2)

TBF/TBM Avenger

Палубный бомбардировщик и торпедоносец, впоследствии самолет ПЛО и радиолокационного дозора, цельнометаллический одномоторный свободнонесущий моноплан с убирающимся шасси. Спроектирован в КБ фирмы "Грумман эйркрафт инджиниринг" под руководством Б. Холла и Э. Коча. Опытный образец торпедоносца, XTBF-1, совершил свой первый полет 1 августа 1941 г.
Серийное производство самолета началось в январе 1942 г. "Эвенджер" строился на заводах фирм "Грумман" (Бетпейдж) как TBF и "Истерн эйркрафт" (Трентон) как TBM. Всего изготовлено 9837 экз. (в том числе 4664 экз. разных вариантов TBM-3).
В годы Второй мировой войны "Эвенджер" состоял на вооружении в США - с февраля 1942 г. и в Великобритании - с начала 1943 г., Новой Зеландии - с 1944 г.
В войну выпускались следующие основные модификации:
  - TBF-1 с мотором R-2600-8, вооружение 1x12,7+1x7,62, в Трентоне строился аналогичный TBM-1, самолеты поздних серий оснащались РЛС с антеннами под крылом;
  - TBF-1B ("Тарпон" I), экспортный вариант для Великобритании с отличиями по оборудованию, впоследствии все машины для английского флота проходили доработку на заводе фирмы "Блэкберн эйркрафт" с изменением остекления и оборудования;
  - TBF-1C/TBM-1C (в Англию поставлялся как "Тарпон" II) с вооружением 3x12,7+1x7,62;
  - TBF-1D/TBM-1D с РЛС, размещенной в обтекателе на правом крыле;
  - TBM-3 ("Тарпон" III) с мотором R-2600-20 и вооружением 3x12,7+ 1x7,62;
  - TBM-3D, вариант TBM-3 с РЛС, размещенной по типу TBM-1D;
  - TBM-3E, облегченный вариант с вооружением 3x12,7, измененным капотированием двигателя и РЛС в подкрыльном контейнере;
  - TBM-3W, самолет радиолокационного дозора с РЛС в подфюзеляжном обтекателе, в боях Второй мировой войны применить не успели.
Бомбовая нагрузка всех вариантов (кроме TBM-3W) - 900 кг или одна торпеда (908 кг) на внутренней подвеске; с конца 1943 г. введены 8хНУР под крыльями.
Первым новые самолеты получил авианосец "Хорнет". За лето 1942 г. на эти машины постепенно перешли все торпедоносные эскадрильи американского флота. "Эвенджеры" получили боевое крещение в битве за Мидуэй (июль 1942 г.), летая с береговых аэродромов. С августа 1942 г. TBF-1 уже стал основным палубным торпедоносцем американского флота, полностью вытеснив TBD-1. С февраля 1943 г. "эвенджеры" также стали применяться как палубные противолодочные самолеты. Машины семейства TBF/TBM в массовых масштабах использовались до конца войны как с авианосцев, так и с берега. Ими потоплены линкоры "Мусаси" и "Ямато", авианосцы "Дзуйкаку", "Дзуйхо" и другие крупные японские корабли.
В британском флоте они были впервые применены в налетах на о. Новая Георгия летом 1943 г. При этом летали "тарпоны" с американского авианосца "Саратога". Позднее в основном служили как охотники за подводными лодками в Атлантике (с суши и с авианосцев), участвовали в прикрытии северных конвоев. С января 1944 г. обозначение "Тарпон" в Англии изменили на "Эвенджер", согласно американскому. В 1945 г. самолеты опять были переброшены на Тихий океан, где применялись в операциях в Индонезии и при захвате Окинавы как бомбардировщики и штурмовики.
Новозеландские самолеты участвовали в операциях на Тихоокеанском театре. Они летали только с берега.
"Эвенджер" снят с производства в конце 1945 г. Служил в американском флоте до 1956 г. (в основном в частях резерва), в Англии снят с вооружения в июне 1946 г., но вновь принят в строй в 1953 г. и до 1961 г. применялся в системе ПЛО.
После войны "эвенджеры" поставлялись также в Канаду и Францию.


TBF-1||
Размах:||16,55 м
Длина:||12,21 м
Моторы, количество х мощность:||1x1700 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||7200 кг
Максимальная скорость:||435 км/ч
Практический потолок:||6800 м
Дальность:||1970 км

Grumman TBF/TBM Avenger (G-40)

Среди американских самолетов, принимавших участие в известном сражении у атолла Мидуэй в 1942 году, были и первые в ВМС США монопланы торпедоносцы/бомбардировщики Douglas TBD Devastator и первые поступившие в войска и предназначавшиеся им на замену торпедоносцы/бомбардировщики TBF Avenger. Однако "первый блин оказался комом" - из шести TBF Avenger, принимавших участие в операции, уцелел лишь один. Devastator же не мог противостоять японским самолетам и был вскоре снят с вооружения боевых частей, а самолеты Avenger, которые должны были усилить 8-ю эскадрилью торпедоносцев на борту авианосца "Хорнет", прибыли в Перл-Харбор уже после того, как корабль вышел в море, а потому их перебросили на остров Мидуэй, с которого они и совершали боевые вылеты.
  История самолета TBF началась в 1940 году, когда ВМС США, испытывавшие потребность в новом торпедоносце-бомбардировщике, объявили тендер и 8 апреля 1940 года заказали у компании "Grumman" два прототипа по проекту G-40 - XTBF-1, а две недели спустя - еще два прототипа XTBU-1 у конкурирующей фирмы "Vought".

  Контракт на создание XTBF-1 был своеобразным вызовом конструкторской группе "Grumman", поскольку до того времени компания создала несколько успешных палубных истребителей, но ни разу не работала над торпедоносцем-бомбардировщиком. Прототип XTBF-1, совершивший первый полет 1 августа 1941 года, конструктивно представлял собой цельнометаллический среднеплан, но его рулевые поверхности имели полотняную обшивку, а для облегчения размещения самолета на авианосце внешние секции крыла могли складываться. Конструкция хвостового оперения и фюзеляжа - типовая, крепления для запуска с катапульты и посадочный гак - стандартного типа, шасси - убирающееся, с хвостовым колесом. Более поздние варианты имели возможность взлета при помощи ракетных ускорителей (RATO). Силовая установка состояла из одного звездообразного двигателя Wright R-2600-8 Cyclone 14 мощностью 1700 л. с, приводившего во вращение трехлопастный воздушный винт постоянного числа оборотов. Экипаж включал трех человек (пилот, бомбардир, радист-стрелок), они размещались под длинным фонарем.
  После летных испытаний прототипа, проведенных компанией-разработчиком, ВМС США провели оценочные испытания, которые успешно завершились в декабре 1941 года. Однако за 12 месяцев до этого ВМС США разместили первый производственный заказ на 286 самолетов TBF-1, первый из которых поступил на вооружение 30 января 1942 года. Причем ВМС решили продолжить закупки самолетов, даже несмотря на их достаточно неоднозначный дебют, поэтому с января 1942-го по декабрь 1943 года "Grumman" выпустила 2288 самолетов. Среди них были самолеты TBF-1, в основном сходные с прототипом, и 764 самолета TBF-1C, отличавшиеся наличием двух 12,7-мм пулеметов в крыле и обеспечением подвески ПТБ. Компания также построила один прототип XTBF-2 и два прототипа XTBF-3, имевших соответственно двигатели XR-2600-10 и R-2600-20.
  В британских ВМС, получивших по ленд-лизу 402 самолета TBF-1B (первой их 1 января 1943 года получила 832-я эскадрилья), они первоначально обозначались Tarpon Mk I, но в январе 1944 года были переименованы в Avenger Mk 1. 832-я эскадрилья в июне 1943 года, базируясь на авианосце "Саратога", поддерживала действия подразделений КМП США во время наступления на Соломоновых островах - первый случай действий британских самолетов авиации ВМС с американского авианосца. Новозеландские ВВС также приобрели 63 самолета TBF-1.
  Модели Avenger под обозначениями TBM-1 (550 самолетов) и TBM -1C (2332 самолета) - эквиваленты самолетов TBF-1 и TBF-1C, соответственно - с сентября 1942 года выпускались по лицензии и подразделением "Eastern Aircraft Division" компании "General Motors". Всего же компания выпустила 7546 самолетов до закрытия сборочных линий в июне 1945 года. Из ранних моделей "General Motors" британские ВМС получили 334 самолета TBM -1, которым присвоили обозначение Avenger Mk II.
  "General Motors" также собрала четыре прототипа XTBM-3 с двигателем R-2600-20, схожий с самолетом XTBF-3 компании "Grumman", но отличающийся усиленными лонжеронами, что позволяло подвешивать под крылом большую нагрузку. 4657 самолетов были поставлены без тяжелой надфюзеляжной стрелковой установки. Поставки этой модификации, получившей обозначение TBM-3 и TBM-3E (имела удлиненный на 0,29 м фюзеляж и поисковую РЛС APS-4 в контейнере под правым крылом), начались в апреле 1944 года, британские ВМС приобрели 222 подобных самолета под обозначением Avenger Mk III. В конце войны британские Avenger оказали существенную поддержку ВМС США: самолеты с авианосцев "Формидейбл", "Илластриес", "Индефатигейбл" и "Викториес" принимали участие в бомбардировках объектов противника на Формозе (Тайвань) и островах японской метрополии.
  Компания "General Motors" также построила четыре опытных самолета XTBM-4, которые отличались усиленной конструкцией фюзеляжа, но завершение войны не позволило ей запустить машину в серию.
  После войны самолеты Avenger выполняли в ВМС США важные задачи по поиску и обнаружению подводных лодок, пока для решения данной задачи не создали специальные машины, а также использовались как всепогодные бомбардировщики, самолеты РЭБ, транспортные и буксировщики мишеней. В британском флоте самолеты оставались на вооружении до 3 июня 1946 года, но с 1953 года ВМС приступило к закупке противолодочных вариантов самолета, получивших обозначения Avenger AS.Mk 4 и Avenger AS.Mk 5, пока в 1955 году им на смену не пришел Fairey Gannet. После войны самолеты Avenger поставлялись в рамках программы военной помощи в военно-морскую авиацию Бразилии, Франции, Японии, Канады и Голландии.

  
Варианты

  TBF-1CP/TBM-1CP: фоторазведчики, переоборудованные из самолетов TBF-1C и TBM-1C (TBM-1 - выпуска "General Motors")
  TBF-1D/TBF-1CD: модификации TBF-1/TBF-1C, снабженные РЛС сантиметрового диапазона ASD (Air-to-Surface Type D), затем APS-3
  TBF-1E/TBM-1E: поздние серийные TBF-1 и TBM-1, имевшие дополнительное БРЭО, включая РЛС ASH (Air-to-surface Type Н), затем APS-4 сантиметрового диапазона (под правой консолью крыла)
  TBF-1J/TBM-1J: новое обозначение самолета TBF-1 и TBM-1, полученное после их переоборудования во всепогодный вариант для Арктики
  TBF-1L/TBM-1L: модификации моделей TBF-1/TBM-1, снабженные убирающимся прожектором в бомбовом отсеке
  TBF-1P/TBM-1P: модификации самолетов TBF-1/TBM-1, предназначенные для фоторазведки
  TBM-3D: модификация самолета TBM-3, оборудованная РЛС сантиметрового диапазона
  TBM-3E/TBM-3E2: модификация самолета TBM-3, снабженная дополнительным БРЭО, модификация выполнялась в ходе и после Второй мировой войны соответственно
  TBM-3H: модификация самолета TBM-3, оборудованная бортовой РЛС обнаружения надводных целей ASV
  TBM-3J: новое обозначение самолета TBM-3, полученное после переоборудования его во всепогодный вариант
  TBM-3L: модификация самолета TBM-3, снабженная убирающимся прожектором в бомбовом отсеке
  TBM-3M/TBM-3M2: модификации TBM-3/3E, предназначенные для применения ракет
  TBM-3N: послевоенная модификация TBM-3, предназначенная для ночных атак, оснащалась надфюзеляжной турелью и местом для оператора РЛС
  TBM-3P: модификация TBM-3 для фоторазведки
  TBM-3Q: модификация TBM-3 в самолет РЭБ
  TBM-3R: модификация TBM-3 - семь пассажиров и груз для доставки на авианосец
  TBM-3S/TBM-3S2: противолодочные модификации самолетов TBM-3/TBM-3E со снятым стрелковым вооружением
  TBM-3U: модификация TBM-3 общего назначения и для буксировки мишеней, экипаж - 2 человека, без вооружения
  TBM-3W: модификация TBM-3 в вариант самолета ДРЛО с РЛС APS-20 - антенна в большом подфюзеляжном обтекателе
  TBM-3W2: модификация TBM-3W с РЛС, оптимизированной для поиска ПЛ; применялся совместно с самолетами TBM-3S/TBM-3S2, формируя с ними противолодочную команду по типу "охотник/убийца"


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Grumman TBF-1C Avenger

  Тип: торпедоносец/бомбардировщик корабельного и аэродромного базирования с экипажем из трех человек
  Силовая установка: один звездообразный ПД Wright R-2600-8 Cyclone 14 мощностью 1700 л. с. (1268 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 3660 м - 414 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 246 км/ч; набор высоты 3050 м - за 13 мин; практический потолок 6525 м; дальность полета в варианте разведчика 3758 км, в варианте торпедоносца 1778 км
  Масса: пустого 4788 кг; максимальная взлетная 7876 кг
  Размеры: размах крыла 16,51 м; длина 12,19 м; высота 5,00 м; площадь крыла 45,52 м;
  Вооружение: два 12,7-мм пулемета Browning M2 в крыле, один наводимый пулемет Browning M2 для обороны задней полусферы (в надфюзеляжной стрелковой установке) и один 7,62-мм наводимый пулемет Browning в подфюзеляжной стрелковой установке, плюс до 1134 кг вооружения на двух подкрыльевых узлах подвески и в отсеке вооружения в нижней части фюзеляжа
Рабочее место летчика
Рабочее место штурмана-радиста (вид по полету)