Lockheed A-28 / A-29 Hudson
Варианты:
Lockheed - A-28 / A-29 Hudson - 1938 - США
Страна: США
Год: 1938


Морской патрульный бомбардировщик
Описание:
A-28 / A-29 Hudson
Lockheed 14 Hudson
Фотографии:

Кабина (1)

A-28 / A-29 Hudson

Морской разведчик и патрульно-противолодочный самолет, цельнометаллический двухмоторный свободнонесущий моноплан с двухкилевым оперением, имел убирающееся шасси. Создан на базе пассажирского самолета L-14 "Супер Электра" в КБ фирмы "Локхид эйркрафт" под началом X. Хиббэрда и Д. Палмера. L-14 впервые поднялся в воздух 29 июля 1937 г. Опытного образца "Хадсона" не строили. Головной серийный самолет впервые взлетел 10 февраля 1938 г. Производство на заводе "Локхид" в Барбенке начато в январе 1939 г. Всего изготовлено 2941 экз. всех модификаций (без пассажирских L-14).
Экипаж - 5-6 чел, в транспортном варианте - 3 - 4 чел., 6 - 8 пассажиров. Моторы - в зависимости от модификации. Вооружение 5-7x7,69 (боевые модификации для экспорта), 1x12,7+3x7,62 (A-28A и A-29A для ВВС армии США и Китая) или 5x7,62 (PBO-1), бомбы до 730 кг, с 1943 г. на английских машинах - 8хНУР, у машин транспортного исполнения отсутствует верхняя турель (2x7,69 или 1x12,7) или вообще все вооружение.
"Хадсон" состоял на вооружении в Англии с февраля 1939 г., в Канаде - с сентября 1939 г., в Австралии - с февраля 1940 г., в Новой Зеландии - с мая 1941 г., в Китае, США, Бразилии - с 1942 г., в Португалии - с 1944 г.
Основные боевые варианты:
  - "Хадсон" I с моторами R-1820-G102A, с января 1940 г. в Англии монтировались РЛС;
  - "Хадсон" II, аналог типа "Хадсон" I с усиленным планером и клепкой обшивки впотай;
  - "Хадсон" III с моторами R-1820-G205A, планер по типу II, надувные поплавки и съемные бензобаки в фюзеляже, строились варианты III(LR) с бензобаками в консолях и III(SR) без них;
  - "Хадсон" IV для ВВС Австралии, моторы R-1830-SC3-G и планер по типу II, вооружение первых серий 4x7,69, далее 5x7,69;
  - "Хадсон" V, моторы R-1830-S3C4-G, планер типа III, строили варианты V(SR) и V(LR);
  - A-28 ("Хадсон" IVA), моторы R-1830-67, аналог типа IV для ВВС армии США;
  - A-29 ("Хадсон" IIIA), моторы R-1820-87, аналог типа III (LR) с усиленным вооружением для ВВС армии США;
  - PBO-1, аналогичный A-29 вариант для ВМФ США с отличиями по оборудованию.
Выпускались модификации двойного назначения (самолет ПЛО/транспортник):
  - A-28A ("Хадсон" VI) с моторами R-1830-67;
  - A-29A ("Хадсон" III А) с моторами R-1830-87.
Их построено в общей сложности 1066 экз.
Береговое командование британских ВВС задействовало "хадсоны" с первых дней войны для патрулирования моря и сопровождения конвоев. В первой половине войны их иногда привлекали и к бомбовым налетам, в частности, в мае 1940 г. под Дюнкерком, а в июне 1942 г. они участвовали в массированном налете на Бремен. С июля 1940 г. их разместили в Северной Ирландии и Исландии, с декабря 1941 г. - в Индии, с ноября 1942 г. - в Средиземноморье. Позднее они появились на базах в Вест-Индии и Западной Африке. Служили как противолодочные, транспортные, санитарные и спасательные самолеты.
Королевские британские ВВС стали использовать "хадсоны" как транспортные самолеты с июня 1940 г., когда машины модификации I получило т.н. "королевское звено", предназначенное для перевозки членов королевской фамилии. На этих самолетах дополнительно установили 1x7,69 у штурмана. С конца 1940 г. подобные машины начали осуществлять перевозки в Египте. С мая 1941 г. в роли транспортных использовали "хадсоны" модификаций I, II, III, IIIA и IV. Они летали в метрополии и на Ближнем Востоке. Самолеты "Хадсон" VI поступили в Великобританию в 1942 г. Они эксплуатировались в 1942 - 1943 гг. в Африке, с октября 1942 г. - в Индии. В июне - декабре 1942 г. эти самолеты участвовали в "воздушном мосту" на Мальту - туда везли оружие и боеприпасы,, обратно раненых. В Бирме и Малайе в 1943 - 1944 гг. "хадсоны" снабжали местных партизан, сбрасывали агентов и разведывательно-диверсионные группы.
Австралийские "хадсоны" 6 декабря 1941 г. обнаружили подход японских сил вторжения к берегам Малайи. Далее они использовались как разведчики, бомбардировщики и противолодочные самолеты во время боев в Малайе, Голландской Ост-Индии (Индонезии), на Новой Гвинее и островах юго-западной части Тихого океана. Новозеландские самолеты приняли участие в боевых операциях на Новой Каледонии и о. Гуадалканал. В США они применялись как учебные и транспортные машины, а также в системе ПЛО Атлантического побережья. В Китае A-29 служили как дневные и ночные бомбардировщики.
В Канаде "хадсоны" состояли на вооружении бомбардировочных эскадрилий, но в боевых действиях участия не принимали.
Береговое командование британских ВВС использовало "хадсоны" как противолодочные самолеты до конца 1944 г., как транспортные - до конца войны. В Австралии самолет был снят с вооружения в 1947 г., в Новой Зеландии и Португалии - в 1946 г.
Снят с производства в мае 1943 г. В США служил в боевых частях до октября 1942 г. (до 1945 г. как учебный); в Канаде - до 1943 г., затем использовался как учебный и спасательный до 1947 г. Как транспортные самолеты они эксплуатировались до конца войны в Великобритании и США, в Новой Зеландии - до 1946 г., в Канаде и Австралии - до 1947 г., в Китае - до 1948 г.
  Разоруженные самолеты с гражданскими обозначениями обслуживали линию из Шотландии в Стокгольм, доставляя оттуда высокоточные подшипники для военной промышленности. В США и Китае часть машин также использовалась как транспортные (в США - только в тылу).


Самолет||"Хадсон" I/"Хадсон" VI
Размах:||19,95 м /19,97 м
Длина:||13,52 м/13,52 м
Моторы, количество х мощность:||2x1100 л.с./ 2x1200 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||7990 кг/8410 кг
Максимальная скорость:||394 км/ч / 457 км/ч
Практический потолок:||7950 м/7470 м
Дальность:||3475 км/3480 км

Lockheed 14 Hudson

Первым самолетом американской постройки, поступившим в годы войны на вооружение британских ВВС, стал Hudson. Согласно британской спецификации 1938 года проектировался морской патрульный/учебно-штурманский самолет. Компания "Lockheed" не успевала с его срочным запуском в массовое производство и предложила военный вариант Super Electra. Новый самолет очень походил на Lockheed 14-WF62, за исключением носовой части фюзеляжа, наличия верхней стрелковой точки и бомбоотсека. Рабочее место штурмана оборудовали в середине фюзеляжа, в районе задней кромки крыла. Британская Закупочная комиссия, однако, отдала приоритет не бомбардировщику, а морскому патрульному самолету, поэтому конфигурацию машины потребовалось изменить. Комиссия рекомендовала переместить штурмана ближе к летчику. "Lockheed" буквально на следующий день после получения рекомендации представила новый макет с размещением штурмана в застекленной носовой части фюзеляжа. Заказчик был удовлетворен и в конце июня 1938 года подписал контракт на постройку 200 самолетов B14L (обозначение "Lockheed") с поставкой до конца декабря 1939-го и возможностью увеличения заказа до 250 машин. Головной самолет B14L не имел вооружения (хотя макет турели был установлен), первый полет он выполнил 10 декабря 1938 года. 250-й самолет выкатили из сборочного цеха в ноябре 1939 года. До завершения производства в мае 1943 года построен 2941 самолет: 1338 закуплены непосредственно у "Lockheed", 1302 ушли по ленд-лизу через Армию США, 300 поставлены ВВС Армии США как учебные, еще один, гражданский B14S, использовался фирмой "Sperry". В британских ВВС B14S получил наименование Hudson. Самолеты служили в ВВС Великобритании и стран Британского содружества, в авиации Армии и ВМФ США. Небольшое количество было у "British Overseas Airways Corporation", ВВС Китая и ВМС Португалии.
  Несмотря на свое происхождение от гражданского Electra, самолет Hudson оказался незаурядной боевой машиной. К примеру, 8 октября 1939 года Hudson из 224-й эскадрильи сбил Dornier Do 18 - считается, что это первая победа британского экипажа на американском самолете. В феврале 1940 года Hudson из 220-й эскадрильи обнаружил германское судно "Альтмарк", на котором находились пленные английские моряки, и навел на него корабли британских ВМС. 27 августа 1941 года в Атлантике Hudson из 269-й эскадрильи повредил и принудил к сдаче субмарину U-570. Самолеты 280-й эскадрильи первыми получили спасательные плоты, над Северным морем эти машины летали с мая 1943 года. Тогда же Hudson из 608-й эскадрильи впервые уничтожил германскую субмарину ракетами. Первым самолетом ВВС Армии США, потопившим субмарину, стал A-29 (это была U-701, 7 июля 1942 года). Экипаж PBO-1 ВМС США первым во Второй мировой войне записал на свой счет две потопленные субмарины (15 марта 1942 года).


Варианты

  Hudson Mk I: исходный вариант для британских ВВС с моторами Wright GR-1820-G102A мощностью по 1100 л. с.; построен 351
  Hudson Mk II: вариант, близкий Mk I, но с усиленным планером и воздушными винтами постоянной скорости вращения; построено 20
  Hudson Mk III: комбинация планера Mk II с 1200-сильными моторами Wright GR-1820-G205A; до введения ленд-лиза Великобритании и странам Британской короны поставлено 428 самолетов
  Hudson Mk IIIA: британское обозначение Mk III, поставлявшихся по ленд-лизу, но с 1200-сильными моторами Wright R-1820-87; закупались для ВВС Армии США как A-29, для ВМС США как PBO-1; изготовлено 800 Hudson Mk III, включая 384 самолета A-29A, которые можно было конвертировать в транспортные
  Hudson Mk IV: обозначение 50 Hudson Mk I ВВС Австралии с моторами Twin Wasp S3C-G мощностью 1050 л.с.; также обозначались Hudson Mk II в ВВС Австралии
  Hudson Mk IVA: обозначение варианта, поставляемого по ленд-лизу в ВВС Австралии, закупались ВВС Армии США как A-28; построено 52
  Hudson Mk V: похож на Hudson Mk III, но с моторами Twin Wasp S3C4-G мощностью 1200 л. с.; построено 409
  Hudson Mk VI: вариант, поставляемый по ленд-лизу, закупался авиацией Армии США как A-29A; близок к Mk III/IV, но с моторами Pratt & Whitney R-1830-67 мощностью 1200 л.с., выпущенных "Chevrolet"; построено 450
  Hudson C.Mk VI: переоборудованные в транспортные Hudson Mk VI британских ВВС с демонтированным вооружением
  A-29B: 24 самолета A-29A ВВС Армии США, переоборудованных в фоторазведчики
  AT-18: 217 самолетов для подготовки воздушных стрелков с моторами Wright R-1820-87 мощностью 1200 л. с.
  AT-18A: 83 самолета схожих с AT-18, но предназначенных для подготовки штурманов, без вооружения
  B14S: один самолет для "Sperry Gyroscope Company", использовался как летающая лаборатория


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Lockheed Hudson Mk I

  Тип: морской патрульный бомбардировщик
  Силовая установка: два звездообразных мотора Wright GR-1820-G-102A мощностью 1100 л. с. (820 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость 396 км/ч на высоте 1980 м; практический потолок 7620 м; дальность 3154 км
  Масса: пустого 5275 кг; максимальная взлетная 7938 кг
  Размеры: размах крыла 19,96 м; длина 13,51 м; высота 3,61 м; площадь крыла 51,19м2
  Вооружение: два неподвижных стреляющих вперед 7,7-мм пулемета, два 7,7-мм пулемета на верхней турели, до 635 кг бомб или глубинных бомб во внутреннем отсеке
 
The "multi-manual" nature of the Hudson is well demonstrated by this cockpit photograph. In the various gates above the central pedestal are the throttle, propeller, mixture and idle cut-off, oil-cooler and carburettor-heater controls, the autopilot engagement lever and the tailwheel lock. Centrally below is the fuel wobble-pump with, left and right, the fuel cocks and, below, the handle of the ratchet brake lever. Below the fuel cocks are, left, the undercarriage lever and elevator-trim crank, and, right, the flap lever and rudder-trim crank.