Lockheed A-28 / A-29 Hudson
Варианты:
Lockheed - A-28 / A-29 Hudson - 1938 - США
Страна: США
Год: 1938


Морской патрульный бомбардировщик
Описание:
A-28 / A-29 Hudson
Lockheed 14 Hudson
Фотографии:

Цветные фото (5)

A-28 / A-29 Hudson

Морской разведчик и патрульно-противолодочный самолет, цельнометаллический двухмоторный свободнонесущий моноплан с двухкилевым оперением, имел убирающееся шасси. Создан на базе пассажирского самолета L-14 "Супер Электра" в КБ фирмы "Локхид эйркрафт" под началом X. Хиббэрда и Д. Палмера. L-14 впервые поднялся в воздух 29 июля 1937 г. Опытного образца "Хадсона" не строили. Головной серийный самолет впервые взлетел 10 февраля 1938 г. Производство на заводе "Локхид" в Барбенке начато в январе 1939 г. Всего изготовлено 2941 экз. всех модификаций (без пассажирских L-14).
Экипаж - 5-6 чел, в транспортном варианте - 3 - 4 чел., 6 - 8 пассажиров. Моторы - в зависимости от модификации. Вооружение 5-7x7,69 (боевые модификации для экспорта), 1x12,7+3x7,62 (A-28A и A-29A для ВВС армии США и Китая) или 5x7,62 (PBO-1), бомбы до 730 кг, с 1943 г. на английских машинах - 8хНУР, у машин транспортного исполнения отсутствует верхняя турель (2x7,69 или 1x12,7) или вообще все вооружение.
"Хадсон" состоял на вооружении в Англии с февраля 1939 г., в Канаде - с сентября 1939 г., в Австралии - с февраля 1940 г., в Новой Зеландии - с мая 1941 г., в Китае, США, Бразилии - с 1942 г., в Португалии - с 1944 г.
Основные боевые варианты:
  - "Хадсон" I с моторами R-1820-G102A, с января 1940 г. в Англии монтировались РЛС;
  - "Хадсон" II, аналог типа "Хадсон" I с усиленным планером и клепкой обшивки впотай;
  - "Хадсон" III с моторами R-1820-G205A, планер по типу II, надувные поплавки и съемные бензобаки в фюзеляже, строились варианты III(LR) с бензобаками в консолях и III(SR) без них;
  - "Хадсон" IV для ВВС Австралии, моторы R-1830-SC3-G и планер по типу II, вооружение первых серий 4x7,69, далее 5x7,69;
  - "Хадсон" V, моторы R-1830-S3C4-G, планер типа III, строили варианты V(SR) и V(LR);
  - A-28 ("Хадсон" IVA), моторы R-1830-67, аналог типа IV для ВВС армии США;
  - A-29 ("Хадсон" IIIA), моторы R-1820-87, аналог типа III (LR) с усиленным вооружением для ВВС армии США;
  - PBO-1, аналогичный A-29 вариант для ВМФ США с отличиями по оборудованию.
Выпускались модификации двойного назначения (самолет ПЛО/транспортник):
  - A-28A ("Хадсон" VI) с моторами R-1830-67;
  - A-29A ("Хадсон" III А) с моторами R-1830-87.
Их построено в общей сложности 1066 экз.
Береговое командование британских ВВС задействовало "хадсоны" с первых дней войны для патрулирования моря и сопровождения конвоев. В первой половине войны их иногда привлекали и к бомбовым налетам, в частности, в мае 1940 г. под Дюнкерком, а в июне 1942 г. они участвовали в массированном налете на Бремен. С июля 1940 г. их разместили в Северной Ирландии и Исландии, с декабря 1941 г. - в Индии, с ноября 1942 г. - в Средиземноморье. Позднее они появились на базах в Вест-Индии и Западной Африке. Служили как противолодочные, транспортные, санитарные и спасательные самолеты.
Королевские британские ВВС стали использовать "хадсоны" как транспортные самолеты с июня 1940 г., когда машины модификации I получило т.н. "королевское звено", предназначенное для перевозки членов королевской фамилии. На этих самолетах дополнительно установили 1x7,69 у штурмана. С конца 1940 г. подобные машины начали осуществлять перевозки в Египте. С мая 1941 г. в роли транспортных использовали "хадсоны" модификаций I, II, III, IIIA и IV. Они летали в метрополии и на Ближнем Востоке. Самолеты "Хадсон" VI поступили в Великобританию в 1942 г. Они эксплуатировались в 1942 - 1943 гг. в Африке, с октября 1942 г. - в Индии. В июне - декабре 1942 г. эти самолеты участвовали в "воздушном мосту" на Мальту - туда везли оружие и боеприпасы,, обратно раненых. В Бирме и Малайе в 1943 - 1944 гг. "хадсоны" снабжали местных партизан, сбрасывали агентов и разведывательно-диверсионные группы.
Австралийские "хадсоны" 6 декабря 1941 г. обнаружили подход японских сил вторжения к берегам Малайи. Далее они использовались как разведчики, бомбардировщики и противолодочные самолеты во время боев в Малайе, Голландской Ост-Индии (Индонезии), на Новой Гвинее и островах юго-западной части Тихого океана. Новозеландские самолеты приняли участие в боевых операциях на Новой Каледонии и о. Гуадалканал. В США они применялись как учебные и транспортные машины, а также в системе ПЛО Атлантического побережья. В Китае A-29 служили как дневные и ночные бомбардировщики.
В Канаде "хадсоны" состояли на вооружении бомбардировочных эскадрилий, но в боевых действиях участия не принимали.
Береговое командование британских ВВС использовало "хадсоны" как противолодочные самолеты до конца 1944 г., как транспортные - до конца войны. В Австралии самолет был снят с вооружения в 1947 г., в Новой Зеландии и Португалии - в 1946 г.
Снят с производства в мае 1943 г. В США служил в боевых частях до октября 1942 г. (до 1945 г. как учебный); в Канаде - до 1943 г., затем использовался как учебный и спасательный до 1947 г. Как транспортные самолеты они эксплуатировались до конца войны в Великобритании и США, в Новой Зеландии - до 1946 г., в Канаде и Австралии - до 1947 г., в Китае - до 1948 г.
  Разоруженные самолеты с гражданскими обозначениями обслуживали линию из Шотландии в Стокгольм, доставляя оттуда высокоточные подшипники для военной промышленности. В США и Китае часть машин также использовалась как транспортные (в США - только в тылу).


Самолет||"Хадсон" I/"Хадсон" VI
Размах:||19,95 м /19,97 м
Длина:||13,52 м/13,52 м
Моторы, количество х мощность:||2x1100 л.с./ 2x1200 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||7990 кг/8410 кг
Максимальная скорость:||394 км/ч / 457 км/ч
Практический потолок:||7950 м/7470 м
Дальность:||3475 км/3480 км

Lockheed 14 Hudson

Первым самолетом американской постройки, поступившим в годы войны на вооружение британских ВВС, стал Hudson. Согласно британской спецификации 1938 года проектировался морской патрульный/учебно-штурманский самолет. Компания "Lockheed" не успевала с его срочным запуском в массовое производство и предложила военный вариант Super Electra. Новый самолет очень походил на Lockheed 14-WF62, за исключением носовой части фюзеляжа, наличия верхней стрелковой точки и бомбоотсека. Рабочее место штурмана оборудовали в середине фюзеляжа, в районе задней кромки крыла. Британская Закупочная комиссия, однако, отдала приоритет не бомбардировщику, а морскому патрульному самолету, поэтому конфигурацию машины потребовалось изменить. Комиссия рекомендовала переместить штурмана ближе к летчику. "Lockheed" буквально на следующий день после получения рекомендации представила новый макет с размещением штурмана в застекленной носовой части фюзеляжа. Заказчик был удовлетворен и в конце июня 1938 года подписал контракт на постройку 200 самолетов B14L (обозначение "Lockheed") с поставкой до конца декабря 1939-го и возможностью увеличения заказа до 250 машин. Головной самолет B14L не имел вооружения (хотя макет турели был установлен), первый полет он выполнил 10 декабря 1938 года. 250-й самолет выкатили из сборочного цеха в ноябре 1939 года. До завершения производства в мае 1943 года построен 2941 самолет: 1338 закуплены непосредственно у "Lockheed", 1302 ушли по ленд-лизу через Армию США, 300 поставлены ВВС Армии США как учебные, еще один, гражданский B14S, использовался фирмой "Sperry". В британских ВВС B14S получил наименование Hudson. Самолеты служили в ВВС Великобритании и стран Британского содружества, в авиации Армии и ВМФ США. Небольшое количество было у "British Overseas Airways Corporation", ВВС Китая и ВМС Португалии.
  Несмотря на свое происхождение от гражданского Electra, самолет Hudson оказался незаурядной боевой машиной. К примеру, 8 октября 1939 года Hudson из 224-й эскадрильи сбил Dornier Do 18 - считается, что это первая победа британского экипажа на американском самолете. В феврале 1940 года Hudson из 220-й эскадрильи обнаружил германское судно "Альтмарк", на котором находились пленные английские моряки, и навел на него корабли британских ВМС. 27 августа 1941 года в Атлантике Hudson из 269-й эскадрильи повредил и принудил к сдаче субмарину U-570. Самолеты 280-й эскадрильи первыми получили спасательные плоты, над Северным морем эти машины летали с мая 1943 года. Тогда же Hudson из 608-й эскадрильи впервые уничтожил германскую субмарину ракетами. Первым самолетом ВВС Армии США, потопившим субмарину, стал A-29 (это была U-701, 7 июля 1942 года). Экипаж PBO-1 ВМС США первым во Второй мировой войне записал на свой счет две потопленные субмарины (15 марта 1942 года).


Варианты

  Hudson Mk I: исходный вариант для британских ВВС с моторами Wright GR-1820-G102A мощностью по 1100 л. с.; построен 351
  Hudson Mk II: вариант, близкий Mk I, но с усиленным планером и воздушными винтами постоянной скорости вращения; построено 20
  Hudson Mk III: комбинация планера Mk II с 1200-сильными моторами Wright GR-1820-G205A; до введения ленд-лиза Великобритании и странам Британской короны поставлено 428 самолетов
  Hudson Mk IIIA: британское обозначение Mk III, поставлявшихся по ленд-лизу, но с 1200-сильными моторами Wright R-1820-87; закупались для ВВС Армии США как A-29, для ВМС США как PBO-1; изготовлено 800 Hudson Mk III, включая 384 самолета A-29A, которые можно было конвертировать в транспортные
  Hudson Mk IV: обозначение 50 Hudson Mk I ВВС Австралии с моторами Twin Wasp S3C-G мощностью 1050 л.с.; также обозначались Hudson Mk II в ВВС Австралии
  Hudson Mk IVA: обозначение варианта, поставляемого по ленд-лизу в ВВС Австралии, закупались ВВС Армии США как A-28; построено 52
  Hudson Mk V: похож на Hudson Mk III, но с моторами Twin Wasp S3C4-G мощностью 1200 л. с.; построено 409
  Hudson Mk VI: вариант, поставляемый по ленд-лизу, закупался авиацией Армии США как A-29A; близок к Mk III/IV, но с моторами Pratt & Whitney R-1830-67 мощностью 1200 л.с., выпущенных "Chevrolet"; построено 450
  Hudson C.Mk VI: переоборудованные в транспортные Hudson Mk VI британских ВВС с демонтированным вооружением
  A-29B: 24 самолета A-29A ВВС Армии США, переоборудованных в фоторазведчики
  AT-18: 217 самолетов для подготовки воздушных стрелков с моторами Wright R-1820-87 мощностью 1200 л. с.
  AT-18A: 83 самолета схожих с AT-18, но предназначенных для подготовки штурманов, без вооружения
  B14S: один самолет для "Sperry Gyroscope Company", использовался как летающая лаборатория


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Lockheed Hudson Mk I

  Тип: морской патрульный бомбардировщик
  Силовая установка: два звездообразных мотора Wright GR-1820-G-102A мощностью 1100 л. с. (820 кВт)
  Летные характеристики: максимальная скорость 396 км/ч на высоте 1980 м; практический потолок 7620 м; дальность 3154 км
  Масса: пустого 5275 кг; максимальная взлетная 7938 кг
  Размеры: размах крыла 19,96 м; длина 13,51 м; высота 3,61 м; площадь крыла 51,19м2
  Вооружение: два неподвижных стреляющих вперед 7,7-мм пулемета, два 7,7-мм пулемета на верхней турели, до 635 кг бомб или глубинных бомб во внутреннем отсеке
Lockheed A-29 в окраске ВВС Армии США (USAAF), начало 1942 года. По ленд-лизу Великобритания должна была получить в общей сложности 800 машин A-29/A-29A, но критическое положение на Тихом океане и на Дальнем Востоке привело к перераспределению самолетов в пользу ВВС Армии США.
Another view of the Lockheed A-29, in USAAF markings but with British camouflage and with the Boulton Paul dorsal turret in place. A-29s retained for service in the USA had open dorsal gun positions in place of the turret.
Bearing British camouflage colours, this Hudson was photographed while under lest at Lockheed’s Burbank factory, probably in 1942. Equivalent to the RAF’s Hudson III, it was known to the USAAF as the Lockheed A-29.
С июля 1941 года RAF получили более 400 Hudson Mk V, поставлявшихся в двух вариантах, - Mk V(SR) и Mk V(LR). Первые 202 самолета (AE639 - AE657 и AM520 - AM702) сохранили оригинальную топливную систему и обозначались Hudson Mk V(SR). За ними поставили 207 Hudson Mk V(LR) с увеличенными топливными баками, имевших серийные номера с AM703 по AM909 (на снимке). Свыше 50 из поставленных самолетов были переданы ВВС Канады, Новой Зеландии и США, а один достался авиакомпании BOAC.
С помощью местного населения проводят замену двигателей на английском "Хадсоне", Западная Африка
Один Hudson Mk IV был построен для фирмы "Sperry Gyroscope Co". Получивший регистрационный номер NX21771, этот самолет использовался "Sperry" для испытаний авиационных приборов как минимум до 1999 года.