Avro Anson X
Варианты:
Avro - Anson X - 1943 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1943


Транспортный самолет
Описание:
Anson X
Anson X
Фотографии

Anson X

Морской разведчик и противолодочный самолет Авро "Энсон" со второй половины войны использовался в основном в качестве учебного и транспортного. Для этих целей создали целый ряд специальных модификаций. "Энсон" был спроектирован в КБ фирмы "А.В. Роу" под руководством Р. Чэдвика первоначально как легкий пассажирский самолет Авро 652 (первый полет - 7 января 1935 г.). На его базе построили разведчик Авро 652A (впервые взлетел 24 марта 1935 г.) - двухмоторный моноплан смешанной конструкции с убирающимся шасси. Он серийно строился с конца 1935 г. заводами "Авро" в Ньютон-Хиэсе, Чеддертоне и Йидоне.
С лета 1940 г. началась переделка для транспортных целей самолетов модификации I. Впоследствии в частях и ремонтных центрах переоборудовались машины типов I,III,IV,V,VI и канадские типа II. Заводские переделки начались модификацией "Энсон" С.Х в 1943 г. В 1944 г. создали первый специальный транспортный вариант С.XI. Опытный образец его впервые взлетел 30 июля, серийное производство развернули с августа того же года. Транспортные "энсоны" строились на тех же заводах в Ньютон-Хиэсе, Чеддертоне и Йидоне. Всего выпустили 11 020 "энсонов", из них 596 - заводских транспортных вариантов; количество переделок неизвестно.
Экипаж - 2 - 3 чел., 6 - 9 пассажиров. Моторы "Чита". Вооружение 2x7,69 только у ранних серий С.Х.
Транспортные "энсоны" состояли на вооружении в годы войны в Великобритании, Австралии и Канаде.
Серийно строились четыре модификации:
   - "Энсон" С.Х, переделка модификации I, моторы "Чита" VI, усиленный пол, на поздних сериях гладкие капоты, вооружение 2x7,69 (на части машин ранних серий);
   - "Энсон" C.XI, заводской постройки с моторами "Чита" XIX и улучшенной отделкой салона;
   - "Энсон" С.XII с моторами "Чита" XV, часть машин в санитарном исполнении с люком для носилок; серия 2 - с металлическим крылом;
   - "Энсон" C.XIX, улучшенный вариант типа XII с овальными окнами и усовершенствованным электрооборудованием, серия 1 - смешанной конструкции, серия 2 - с металлическим крылом увеличенного размаха.
"Энсоны" начали использоваться как транспортные самолеты с августа 1940 г., в основном для перевозки штабных офицеров и мелких грузов. Широкое их применение на фронте началось летом 1944 г., когда на них перебрасывали боеприпасы и продовольствие на передовую, обеспечивая высокие темпы наступления. Немало "энсонов" перевозило наземный состав авиачастей, оборудование и запасные части. Использовались они и в курьерской службе.
Производство "энсонов" завершили в мае 1952 г. учебными машинами, но последними с вооружения в Великобритании сняли транспортные C.XIX (после войны именовались С.19) - только в июне 1968 г. После окончания Второй мировой войны эти самолеты как транспортные и учебные состояли на вооружении в Греции, Чехословакии и Франции. В послевоенный период "энсоны" участвовали в ряде локальных военных конфликтов. Греческие ВВС применяли их в ходе гражданской войны в 1948-1949 гг. Английская авиация использовала "энсоны" для обеспечения боевых операций в джунглях Малайи в 1948 - 1952 гг.


"Энсон" XI||
Размах:||17,22 м
Длина:||12,88 мca
Моторы, количество х мощность:||2x395 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||4410 кг
Максимальная скорость:||306 км/ч
Практический потолок:||4570 м
Дальность:||980 км

Anson X

Начиная с модификации Mk X, самолеты разрабатывались и строились в Великобритании.
   Mk X создан на базе Mk I, но с усиленным полом грузопассажирской кабины. Он использовался в качестве транспортного самолета во Вспомогательном транспортном командовании. На этих машинах стояли моторы Cheetah IX мощностью по 350 л. с, шасси выпускалось и убиралось вручную. Максимальную взлетную массу довели до 4286 кг. Всего построено 103 самолета Mk X.
   На Mk XI и Mk XII была увеличена высота пассажирской кабины, установлены гидравлические шасси и закрылки, в бортах фюзеляжа сделаны по три больших окна. На Anson Mk XI стояли двигатели Cheetah XIX мощностью 395 л.с. с металлическими винтами Fairey-Reed постоянного шага, а на Anson Mk XII - моторы Cheetah XV мощностью 420 л.с. с винтами Rotol изменяемого шага. Самолеты Mk XII поздней постройки обозначались Anson Mk XII Series 2 и отличались цельнометаллическим крылом, установленным вместо деревянного. Строились также санитарные модификации обоих этих вариантов. Всего построили 91 самолет Mk XI и 254 Mk XII.
   Mk XIII и Mk XIV предназначались для тренировок стрелков, a Mk XVI - для подготовки штурманов, серийно они не выпускались.
   В начале 1945 года фирма собрала один Anson Mk XI Nineteen с пятью овальными иллюминаторами по каждому борту фюзеляжа и интерьером повышенной комфортности - машина проектировалась согласно спецификации 19, выработанной комиссией лорда Брабазона к послевоенному гражданскому транспортному самолету. Самолет предназначался для эксплуатации на внутренних воздушных линиях Британии и был запущен в серию. На основе Nineteen спроектировали и построили 12 самолетов Eighteen, специально оборудованных под требования Королевских ВВС Афганистана. Еще 13 самолетов модификации Eighteen-C с моторами Cheetah 15 заказало для подготовки экипажей гражданских воздушных судов правительство Индии.
   Машины этой же марки в Королевских ВВС Великобритании обозначались Anson C Mk 19. Всего 264 машины были построены в 1945-1947 годах: 20 экземпляров конвертировали из Mk XII, а 158 были Anson CMk 19 Series 2 с металлическими крылом и оперением. Anson T.Mk 20 был создан на базе модели C Mk 19 Series 2 по спецификации Т.24/46 к самолету для обучения штурманов-бомбардиров для Южной Родезии. Эти самолеты отличались прозрачной носовой частью фюзеляжа и наличием держателей для 16 практических бомб под фюзеляжем и крылом. Прототип впервые поднялся в воздух 5 августа 1947 года, за ним последовали 59 серийных машин. По спецификации Т.25/46 построили учебный самолет штурманов Anson T.Mk 21, у него не было застекленной носовой части фюзеляжа и бомбодержателей, но в остальном машина соответствовала стандарту T.Mk.20. Прототип Т.Mk 21 выполнил первый полет 6 февраля 1948 года, а затем последовала серия из 252 самолетов, заказанных Учебно-тренировочным командованием Королевских ВВС Великобритании. Последнюю машину заказчик получил в мае 1952 года.
   За модификацией T.Mk 21 последовал Anson T.Mk 22, спроектированный в соответствии со спецификацией Т.26/46 - самолет для обучения радистов. Прототип выполнил первый полет 21 июня 1948 года, а всего собрали 54 самолета Anson T.Mk 22.
   Официально 32-летняя карьера самолета Anson завершилась 28 июня 1968 года, когда шесть самолетов южной связной эскадрильи в едином строю прошли в ходе церемонии прощания над Бовингтоном.
AT-20 Anson ВВС США, изготовленный в Канаде.
Типичный представитель Avro Nineteen, несших гражданскую службу в 1950-1960 годах. Хорошо заметны доработки, внесенные в конструкцию Anson в ходе серийного производства: более высокий фюзеляж, новое остекление кабины и ряд других изменений, включая улучшенное капотирование двигателей.
Транспортный "Энсон" на открытой площадке музея в Бэнкстауне (Австралия)
Anson T.Mk 20 VS504 - один из 48 самолетов данной модели. Хорошо видна прозрачная носовая часть фюзеляжа самолета, предназначенного для подготовки бомбардиров-штурманов.
Seen at the much-acclaimed Fifties Festival of Flying, held at Coventry Airport by Air Atlantique on August 15, 1999, Avro Anson C.21 G-VROE now carries RAF Bomber Command colours as WD413, following its Gulf Air involvement
Stewardess uniforms over the past 50 years, modelled by six Gulf Air girls with the appropriately-painted Anson as a backdrop.
The Anson and Dove with the period terminal buildings at Bahrain.
Avro 652A Anson Mk 1 DG766, was photographed at El Kabrit on January 14, 1943. This aircraft was built at the Newton Heath plant of A. V. Roe, most of the machines in its batch going to the Empire Training Scheme.
Разоруженный "Энсон" I в музее в Ставертоне (Англия)
The Avro Anson X Light Transport (two Armstrong Siddeley Cheetah IX engines).
NK870 was the first ambulance Anson XI and was powered by two Cheetah XIX radial engines driving Fairey-Reed fixed-pitch metal propellers.
View of Anson XI PH616, which spent most of its service life with the British Air Attache in Panama. In November 1948 it was sold and became XA-GOX. PH616 was part of a batch of 268 XIs and XIXs delivered to the RAF during 1945.
The Avro Anson XII Light Transport (two Armstrong Siddeley Cheetah XV engines).
MG 159 was built in 1943 as an Anson I and was converted to become the prototype Anson XII. After evaluation by the A&AEE MG159 passed to the Controller of Research and Development at Avro. Later, as G-AGNI, it was operated by the Ministry of Aircraft Production and was lost in the Irish Sea on June 11, 1948.
Operational aircraft in a hangar at Celle. Three Avro Ansons, including PH775, and Supermarine Spitfire XI PL836, in natural metal finish with anti-glare panel on the nose and what appear to be a Flight Lieutenant’s stripes on the fin, suggesting that it was someone’s personal "hack".
Avro 652A Anson C.XII PH639 is believed to have served as a communications aircraft with 116 Squadron at Digby.
"Энсон" XII - персональный самолет генерал-губернатора Австралии, начало 1945 г.
Anson XII NL175, powered by two Cheetah XV radial engines driving Rotol constant-speed propellers. The later Mk XII Series 2 was the first Anson fitted with metal wings.
The Avro XIX Six-passenger Transport, the civil version of the Anson XII.
One of the 12 Avro Anson 18s acquired by the Royal Afghan Air Force in 1948. The serial number seems to be combination of the civil registration prefix and a military number.
Этот C.Mk 19 использовался для испытаний "Telecommunications Research Establishment" и A&AEE до 1957 года, когда он получил гражданскую регистрацию. После этого самолет использовался фирмами, занимавшимися аэрофотосъемкой, в частности "Kemps Aerial Services" и "BKS Air Survey". В это время самолет получил остекленную носовую часть по образцу T.Mk 20.
The Avro XIX Light Transport (two 420 h.p. Armstrong Siddeley Cheetah XV engines).
Avro XIX G-AGWE photographed in the Forties;
Immediately before its departure from the UK for Biafra G-AWMH had been specially camouflaged for participation in the film The Battle of Britain. It was repainted at Bovingdon airfield in overall white, and bore red crosses for Biafran operations. The aircraft is seen here at Jersey during its delivery flight.
The maximum permissible load for an Avro XIX was frequently exceeded. Milk powder, salt or Complan cargoes were also sometimes under threat from a leaking fuselage roof during the height of tropical storms. G-AWMG is seen being loaded for a Sao Tome Fernando Po shuttle, a role subsequently taken over by Fred Olsen C-46 Commando transport aircraft. To make more room the crew jettisoned the liferaft and other emergency equipment.
Avro XIX G-AWMG at the Spanish Sahara airfield of El Aiun after it was discovered that the port engine throttle lever would not travel through the throttle gate. Local engineers managed to repair the fault sufficiently for flight.
The Fernando Po authorities refused to allow dawn supply flights to Biafra and in a vain attempt to divert attention the Anson's flightplan always showed either Sao Tome or Libreville in Gabon as the destination. On one occasion in August 1968 a locally-based Spanish Air Force Detachment T-6 Harvard was flown out to escort G-AWMG on its return to Fernando Po. When asked why the aircraft was approaching from the direction of Biafra the crew "admitted" to having got lost.
Anson roll-in at Newark Air Museum recently.
The AST fleet in 1952 comprised 43 Chipmunks, 26 Tiger Moths, 21 Ansons, six Oxfords and three Dakotas.
WD413 at RAF Odiham in September 1962
WD413 at Wycombe Air Park in 1978
Avro Anson C.19 VM328 had quite a distinguished career, being based at Paris for use by the British Air Attache from July 1948 until October 1949, and then serving with Air Forces Western Europe at Fontainbleu (renamed HQ, Allied Air Forces Central Europe in May 1951) from July 1950 until June 1955. It subsequently served as a communications aircraft with various units including 2 TAF Communications Squadron, Station Flight Hornchurch, 61 Group Communications Squadron and Station Flight, Lyneham, before it was finally sold for scrap on October 4, 1963.
The Avro XIX Military Communications Monoplane (two 420 h.p. Armstrong Siddeley Cheetah XV engines).
"Энсон" C.19.
The Strathallan Collection’s Avro 19, VM360, ex G-APHV, near Strathallan.
В полете родезийский Авро «Ансон» C.19 (или T.20). Начало 1950-х гг.
Peter March Avro Nineteen WD413 is the only airworthy example from the Anson family in Europe. It is owned by Fraser Aviation and is currently based at Edinburgh.
WD413 flying at Old Warden in July 1981
Закупленные израильтянами в Британии самолеты Anson не смогли приянть участие в войне
Avro XIX TX214 takes a last look round on November 2, 1957, when Hendon was officially closed to flying.
"Энсон" С.19 в полете над аэродромом Хендон (Англия), ноябрь 1957 г.
Anson T.19 G-BFIR, ex WD413, at Booker.
Some of Southend's Historic Aircraft Museum residents in happier days - Sea Hawk, J-29, Avro XIX, Beverley and Harvard.
This Belgian Avro 652A Nineteen was delivered to John Mahieu Aviation, Brussels in 1946/47 and is seen here at Croydon on March 15, 1947.
The very English-looking Avro 19, OO-DFA, was formerly in the Congo with sister-ship OO-CFB.
Unusual Avro XIX markings, seen at Croydon recently. This Liberian-registered EL-ABC was originally VM373 and G-AKUD. Owner is not yet known.
Three Percival Proctors fly in formation over Avro Anson T.21 WD413.
Two Avro Anson T.21s replaced the early Mk.Is as navigation trainers with the 16 RFS. Standing in front of VV296 are, left to right: Alan Barber (navigation instructor), Alan Bramson (flying instructor), an unknown reservist, Ron Fletcher (radio operator instructor) and another reservist.
The photograph on page 9, January 1955, of the Anson 11 G-ALIH with an Ekco radome nose, brought to light this interesting picture of VM306, the prototype Anson 22, which now has a rather similar Service modification.
Modified Anson snapped at the R.A.E. during July was PH816 with an all-glass bulbous nose.
At Abidjan on the Ivory Coast officials warned G-AWMG’s crew that Nigerian MiG-19s were planning to intercept the Anson on its Lome to Sao Tome sector. To thwart this threat the crew extended the aircraft's range to 700 miles by installing three 45gal oil drums in pyramid fashion just aft of the cockpit with a gravity feed into the main fuel crossfeed. To transfer fuel from the top drum to the lower two required syphoning via a length of hose holding a thumb over one end as the upper drum emptied twice as fast as the lower two! In this photograph Mike Draper expresses concern over the shifting of the centre of gravity and the strong smell of fuel. The instruments suggest that the aircraft was on course and cruising at 2,000 r.p.m.
Interior of a six-seater VIP Anson XI, complete with curtains.
Charles Brown in comparative luxury, photographing from an Avro XIX.
Three views of Avro XIX G-AWMH on its belly at Port Etienne following failure of the starboard Cheetah engine while approaching the Mauretanian airfield. As the aircraft approached, a violent sandstorm swept across, obscuring the landing area. In order to bring the aircraft to a swift halt the crew retracted the undercarriage immediately after touchdown. Only the props and pitot tube sustained damage, and it was not long before G-AWMH was airborne once more.
The end. Avro 19 G-AGZT, last owned by Fairways (Jersey) Ltd, lying derelict at Croydon at the time of its closure in 1958.
Although French collector Phillippe Denis paid £3,200 for Avro 19 G-AGPG at the Southend Museum auction last May, the aircraft is still on site and slowly disintegrating.
Avro 19 G-AGPG is subject to the attentions of a team from Patrick Luscombe’s British Air Reserve during preparations for its removal from Southend to Lympne.
Avro XIX VV910, referred to by George Lockyer and the subject of the article “A spanner in the works” featured in the April 1980 issue.
After a spell of flights to Biafra and the reorganisation of night flights to Uli, the crew of Anson G-AWMG was tasked with a low-level air-drop of vital Complan to a remote leprosy settlement in the valley of Uzuakoli, north-east of Umuahia, on September 3, 1968. The settlement was close to the front line and was in danger of being cut off by the advancing Nigerian Army. The Anson had completed three low-level passes at near stalling speed and had dropped half its cargo when, while losing height for the fourth run, it came under enemy small-arms fire. The aircraft was hit in the port engine and, left with insufficient power, crashed into a yam plantation. Fearful of attack from the Nigerian Air Force, Mike Draper and local helpers camouflaged the wreckage. Several days later, and with a refugee family living inside the wreck, the site was rocketed by Nigerian L-29 Delfins and bombed by a lone Ilyushin Il-28. Eventually the Anson was overrun by advancing Nigerian troops after Christmas 1968.
Avro Anson C.XII
The Avro XIX Light Twin-engined Transport.