RU

/

EN
burger-menu

Поиск по сайту:

airplane photo

Страна : Великобритания

Год : 1934

Легкий транспортный самолет с экипажем один/два человека

Dragon Rapide / Dominie / D.H.89

Легкий транспортный и учебный самолет. Деревянный двухмоторный биплан. Шасси неубирающееся, в обтекателях. Военный вариант пассажирского самолета DH.89 "Дрэгон Рэпид", в свою очередь, представлявшего собой модернизацию машины DH.84 "Дрэгон", совершившей первый полет 24 ноября 1932 г. Она была спроектирована в КБ фирмы "Де Хевилленд эйркрафт" под руководством Э. Хэгга и серийно выпускалась с конца 1932 г. Этот самолет имел военный вариант с вооружением (DH.84M), предназначавшийся для поставок на экспорт. Опытный образец DH.89, названный первоначально "Дрэгон Сикс", поднялся в небо 17 апреля 1934 г. С июля того же года "Дрэгон Сикс" строился серийно. В 1935 г. создали первый военный вариант этой машины, DH.89M, для экспорта. Модификация для британских ВВС, DH.89B "Домини", начала выпускаться с сентября 1939 г. Заводы "Де Хевилленд" в Хэтфилде и "Бруш кочуоркс" в Лоборо собрали в общей сложности 728 DH.89, в том числе 521 военный. Во время войны в Австралии восстановили производство самолетов DH.84. С сентября 1942 г. их строил завод местного филиала "Де Хевилленд" в Бэнкстауне. Всего там сделали 87 экз.
Экипаж у транспортных машин - 2 чел. и 6-10 пассажиров, у боевого варианта - 3 чел., у учебного варианта - 5-6 чел. Моторы "Джипси Сикс" (DH.89M), или "Джипси Куин" III (DH.89B). DH.84M и DH.89M несли вооружение 3x7,69 и бомбы до 150 кг.
Военные DH.84M эксплуатировались в Ираке (с апреля 1933 г.), Дании (с марта 1934 г.) и Португалии (с 1937 г.). В Ирландии и Турции военная авиация использовала как транспортные машины DH.84M обычного гражданского варианта. Первые DH.89 были приняты на вооружение британских ВВС в ноябре 1938 г., авиации флота Великобритании - в 1940 г. Эти машины поставлялись также в различные английские доминионы. Военные DH.89M имелись в Испании (с декабря 1935 г.), Иране (с июля 1936 г.), Литве (с апреля 1937 г.) и Китае (с декабря 1937 г.).
Серийно строились:
   - DH.89M для экспорта с измененным остеклением кабины, с вооружением 1x7,69, бомбы до 150 кг;
   - DH.89B "Домини" I, на базе гражданских DH.89A поздних серий (с посадочными щитками), учебный самолет для подготовки штурманов и радистов, без вооружения;
   - DH.89В "Домини" II, легкий транспортный самолет, без вооружения.
Первыми использовали в боевых операциях DH.89M испанцы - в колониальной войне в Марокко. Впоследствии DH.84 и DH.89 с обеих сторон участвовали в гражданской войне в Испании (в том числе до конца 1936 г. и в качестве легких бомбардировщиков).
В начале Второй мировой войны британские ВВС реквизировали много DH.89 и DH.89A. В мае - июне 1940 г. они применялись на передовой во Франции для доставки грузов и перевозки раненых. Позднее вместе с "Домини" эти машины участвовали в эвакуации войск из-под Дюнкерка. В 1941 - 1944 гг. самолеты типов I и II служили для перевозки почты, офицеров связи, в т.ч. на линии Англия - Северная Ирландия. Существовали и салонные машины для недалеких полетов государственных чиновников и военного руководства. Часть "Домини" II была изготовлена в санитарном исполнении. В 1944 - 1945 гг. эти самолеты опять вернулись на передовую, поддерживая наступление британских войск в Европе.
Австралийская авиация использовала для перевозок в тылу и на фронте (в частности, на Новой Гвинее) как реквизированные гражданские машины, так и DH.84 местного производства. Некоторое количество DH.89B в 1942 г. передали американским частям в Великобритании, использовавших их как штабные и связные.
Иракские DH.84M во время мятежа Рашида Али в мае 1941 г. участвовали в первом налете на английскую авиабазу Хаббания. Большая их часть была уничтожена ответными ударами англичан.
Иранские самолеты в марте 1938 г. разоружили и передали в гражданскую авиацию. В Советском Союзе имелось несколько машин разных модификаций, принадлежавших ВВС и ГВФ. Они перешли к советской авиации после присоединения к СССР стран Прибалтики летом 1940 г. Самолеты ГВФ после начала Великой Отечественной войны эвакуировали в глубь страны. Они использовались для перевозок в тылу до 1944 г. Бывшие литовские DH.89M, вошедшие в ВВС РККА, были брошены при отступлении, позднее отремонтированы и летали в составе одной из эскадрилий Люфтваффе, укомплектованной эстонскими экипажами.
DH.89 участвовали в ряде локальных войн. В частности, они применялись в боевых действиях в Палестине в 1948 г. Эти машины состояли на вооружении в Израиле, Иордании и Ираке. Израильские самолеты использовались и в качестве легких бомбардировщиков.
Выпуск DH.89 закончили в 1948 г. (а военных "Домини" II - в июле 1946 г.). Часть "Домини" после войны переделали в гражданские DH.89A. С вооружения британских ВВС их сняли только в 1947 г., морская авиация списала последние самолеты этого типа в 1963 г.


"Домини" II||
Размах:||14,6 м
Длина:||10,52 м
Моторы, количество х мощность:||2x200 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||2500 кг
Максимальная скорость:||253 км/ч
Практический потолок:||5090 м
Дальность:||920 км

Показать полностью

Описание:

  • Dragon Rapide / Dominie / D.H.89
  • de Havilland DH.89 Dragon Rapide и Dominie
  • Flight, April 1934
    THE DE HAVILLAND "DRAGON SIX"
  • Flight, November 1935
    THE MILITARY RAPIDE
  • Flight, October 1938
    British Commercial Aircraft
  • Aeroplane Monthly 1993-10 / J.Maynard - On classic wings

    The sharp end: the greenhouse glazing of the Rapide’s single-seat cockpit gives the pilot a field of view unrivalled by that of most other airliners - and he has few instruments and controls to distract him.

  • Air Pictorial 1977-09 / F.Barnes - Rapide Restored

    The picture illustrates the single-seat pilot's cockpit

  • Aeroplane Monthly 1985-12 / Personal album

    View of the cockpit of an Anglo-Iranian Rapide taken two hours out from Teheran en route for Abadan.

  • Aviation Historian 8 / ??? - David Lockspeiser: 1927-2014

    The many faces of David Lockspeiser MRAeS CEng, one of Britain’s most highly-respected test pilots and engineers. Flying Hawker Siddeley’s Dragon Rapide G-AHGC in September 1955;

  • Aeroplane Monthly 1987-10 / H.Scanlan - Rapide to the Isles

    The author on finals for Land's End in Rapide G-AIYR, autumn 1977. The “haunted runway" is the reciprocal of this one; down the far slope of moorland. It does not look very steep, but try it!

  • Aeroplane Monthly 1980-12 / I.Rendall - Following Cobham's Feat

    Te pilot's view as the Rapide approached the coast.

  • Aeroplane Monthly 1987-11 / R.Riding - Aggie's airline

    Monique Agazarian at the controls of an IAS Dragon Rapide.

  • Flight 1935-05 / Flight

    Inside the Prince of Wales's De Havilland "Rapide": A view looking forward towards the cockpit, showing the wireless equipment.

  • Aviation Historian 25 / N.Stroud - Channell-hopping with BEA /The John Stroud Archive/

    Islanders make the most of the view from Rapide G-AGSH as it trundles between Jersey, Guernsey and Alderney.

  • Aeroplane Monthly 1985-12 / Personal album

    View from Rapide cabin looking forwards.

  • Flight 1938-08 / Flight

    The School machines are conventionally equipped in the matter of wireless, though one of them (shown) has its own D/F loop. At the rear of the cabin there is a tail drift sight and a bearing compass.

  • Flight 1938-02 / Flight

    Two views of the interior of the survey Dragon. The first of them shows the cabin arrangements with the drift sight, linking unit and D/F receiver on the left; the two axis control unit and short-wave receiver in the centre; and the transmitter and the camera cradle stabiliser on the right. Through the door beyond the transmitter may be seen the automatic pilot control panel. The picture on the right shows the installation in the pilot’s cockpit, with the loop control, direction-finding receiver and charging switchboard. The lateral automatic unit is below the pilot’s seat.

  • Aeroplane Monthly 1993-08

    Trainee WAAF aircraft signal officers gaining radio experience in a D.H.89 Dominie in 1944. The Women’s Royal Air Force/Women’s Auxiliary Air Force was established alongside the RAF in 1918, and has remained integrated with it ever since.

  • Flight 1938-08 / Flight

    One of the pupils at work at the chart table while the machine is over the Channel on an instructional trip.

  • Flight 1938-12 / Flight

    The compact two-way radio equipment which has been developed by the Canadian Marconi Company for medium-sized transport aeroplanes. This example is actually fitted in a Quebec Airways’ Rapide.

  • Flight 1935-05 / Flight

    Inside the Prince of Wales's De Havilland "Rapide": The cocktail cabinet.

  • Flight 1935-12 / Flight

    LUXURY PRIVATE OWNERSHIP. View of the interior of the D.H. 89 which the De Havilland Company has just completed for H. H. the Maharajah of Jammu and Kashmir. Here is seen the rear portion of the cabin, containing a cocktail and luncheon cabinet. Also noticeable is one of the attachments for carrying sun helmets and, on the back of a seat, the step-ladder for entering the cabin.

  • Flight 1935-12 / Flight

    LUXURY PRIVATE OWNERSHIP. View of the interior of the D.H. 89 which the De Havilland Company has just completed for H. H. the Maharajah of Jammu and Kashmir. The view shows the "expanding" arm-rests which, while permitting gangway room, allow the occupants of the seats plenty of width when nobody is actually passing. The cabin is luxuriously upholstered - by Rumbolds - and all windows have blinds. The machine is finished in a biscuit shade.

  • Flight 1935-12 / Flight

    The top and bottom rear gun positions may be seen to advantage in this view. A special guard is provided for the top mounting to protect the tail unit from damage.