Ju.252/352 Hercules
Военно-транспортный самолет. Трехмоторный моноплан с убирающимся шасси. Ju 252 первоначально проектировался как высотный цельнометаллический пассажирский самолет с гермокабиной на 32 места (проект EF 72). Работой руководили К. Крафт и Э. Циндель. Опытный образец ДальшеMore>>>
гражданского самолета, Ju 252V1, взлетел 5 июня 1942 г. Первым образцом военного варианта стал Ju 252V4 (поднялся в воздух 15 февраля 1943 г.) с упрощенной кабиной и грузовой рампой, созданной ранее для самолета Ju 90V7 и облегчающей загрузку колесной техники. С весны 1943 г. завод "Юнкерс" в Дессау начал изготовлять малую серию Ju 252. При этом часть узлов производилась предприятием в Бернбурге. Всего выпустили 15 Ju 252.
Экипаж - 4 чел., грузоподъемность 3500 - 4000 кг или 35 пассажиров. Моторы Jumo 211F. Вооружение 1x13+2x7,9.
В 1942 г. самолет модернизировали, полностью отказавшись от гермокабины. Конструкция стала смешанной. Крыло сдвинули назад. Ввели устройство для буксировки планеров. Опытный образец нового варианта, Ju 352V0, переделанный из Ju 252V1, взлетел 18 марта 1943 г. Производство Ju 352 на заводе "Юнкерс" во Фрицларе развернули в ноябре 1943 г. Всего построили 45 Ju 352.
Экипаж - 4 чел., грузоподъемность 3500 - 4000 кг, с 26-го самолета (в связи с введением облегченного планера)- 3800 - 4300 кг. Двигатели Bramo 323R-2. Вооружение 1x20+2x13.
Самолеты Ju 252 с апреля 1943 г. поступили на вооружение германских ВВС. Их сразу же привлекли к переброске грузов на Сицилию. Позднее Ju 252 осуществляли транспортные перевозки во Францию, Италию, Грецию и на советско-германский фронт. В частности, в июле 1943 г. они перебрасывали под Днепропетровск запасные авиамоторы.
Ju 352 использовались в самом конце войны как транспортные в тылу, участвовали в эвакуации, вывозя важные грузы и специалистов, а также привлекались к снабжению окруженных группировок. Многие из них были уничтожены, когда войска союзников прорвались к аэродрому в Тутове.
Производство Ju 352 прекратили в сентябре 1944 г., выпуск Ju 252 завершился раньше - в декабре 1943 г. С вооружения оба типа официально не снимались и эксплуатировались до конца войны.
Ju 352A-1||
Размах:||34,2 м
Длина:||24,6 м
Моторы, количество х мощность:||3x1200 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||19600 кг
Максимальная скорость:||370 км/ч
Практический потолок:||6000 м
Дальность:||3000 км
Junkers Ju 252
Успех, сопутствующий Ju 52/3m, побудил руководство компании "Junkers" выполнить проектирование его преемника, в целом повторяющего успешную концепцию предшественника, но обладающего лучшими летно-техническими характеристиками, в частности, большей дальностью и увеличенной вместимостью. В итоге был создан Ju 252, имевший фюзеляж прямоугольного сечения, убираемые основные опоры шасси и снабженную гидроприводом грузовую рампу, которую можно было использовать и для сброса грузов в полете.
Было построено три опытных образца, первый из них, Ju 252 V1 (в варианте гражданского авиалайнера), поднялся в воздух в октябре 1941 года.
Следом были подняты в воздух прототипы Ju 252 V2 и V3. Первым полностью военным вариантом стал прототип Ju 252 V4, вооруженный стрелковой установкой башенного типа EDL131 с электроприводом и возможностью установки по бортам еще двух стрелковых точек.
По мере изменения ситуации на фронтах германским военным командованием было принято решение не нарушать установившееся серийное производство транспортных самолетов, весьма востребованных на фронтах. Это совершенно негативно отразилось на ходе программы - были выпущены еще только 11 самолетов Ju 252, после поставки Люфтваффе в 1942 году получивших обозначение Ju 252A-1. Легкость при погрузке крупногабаритных грузов, большой объем кабины и хорошие летные данные Ju 252 привели к тому, что эти самолеты стали использовать только для выполнения специальных транспортных заданий.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Junkers Ju 252A-1
Тип: транспортный самолет
Силовая установка: три 12-цилиндровых, с перевернутым V-образным расположением блока цилиндров двигателя Junkers Jumo 211F взлетной мощностью по 1340 л. с. (1000 кВт)
Летные характеристики: максимальная скорость 438 км/ч; максимальная крейсерская скорость 390 км/ч; практический потолок 6300 м; дальность полета с максимальной нагрузкой 3980 км; дальность полета с нагрузкой 2000 кг - 6600 км
Масса: пустого 13100 кг; нормальная снаряженного 22 480 кг; максимальная в перегруз 24000 кг
Размеры: размах крыла 34,09 м; длина 25,10 м; высота 5,75 м; площадь крыла 122,60 м2
Вооружение: один 13-мм пулемет MG131 в надфюзеляжной установке EDL131, два 7,9-мм пулемета MG15 по бортам
Junkers Ju 352 Herkules
Успешный довоенный опыт, связанный с реализацией программы транспортных самолетов Ju 52/3m, побудил руководство "Junkers" приступить к разработке новой машины - Ju 252. Однако самолет был цельнометаллический, а этого материала для транспортных самолетов вскоре стало не хватать, а также возникли перебои и с поставками двигателей Jumo 211. Поэтому специалисты "Junkers" в 1942 году разработали деревянный вариант машины, оснащаемой двигателями BMW-Bramo 323R-2. Итоговый образец получил обозначение Ju 352 и в целом напоминал Ju 252, но деревянное крыло было смещено несколько назад, а фюзеляж имел смешанную конструкцию. Как и самолет Ju 252, вариант Ju 352 оснащался гидравлически выпускаемой погрузочной рампой "Trapoklappe" в хвостовой части фюзеляжа, позволявшей ускорить погрузку крупногабаритных грузов, включая автомобильную технику. Отделяемый хвостовой обтекатель мог заменяться на гак для буксировки планеров. Оборонительное вооружение было представлено одной 20-мм пушкой MG 151, установленной в стрелковой установке позади кабины. Первый опытный Ju 352 V1 был облетан 1 октября 1943 года с аэродрома завода в Фритцларе. Второй опытный самолет V2 вскоре присоединился к нему, а затем был размещен заказ на постройку 10 предсерийных Ju 352A-0.
Серийные Ju 352A-1 стали поступать в Люфтваффе с февраля 1944 года, но к лету стремительно ухудшавшаяся обстановка на фронтах привела к пересмотру планов военного строительства, и программа была закрыта. Всего было собрано два опытных самолета, 10 самолетов варианта Ju 352A-0 и 33 самолета Ju 352A-1.
В ходе эксплуатации самолет показал себя достаточно хорошей машиной - достойным преемником Ju 52/3m, надежным и относительно простым в эксплуатации. Деревянные воздушные винты были установлены с отрицательным углом, что было положительно воспринято летчиками. Самолеты были включены в состав различных транспортных авиационных подразделений и применялись в ходе специальных операций (включая I группу 200-й боевой эскадры - I./KG 200), хотя количество таких заданий оказалось небольшим. 25 апреля 1945 года в летной годности оставалось 23 самолета, но большинство из них были уничтожены по мере приближения к аэродрому базирования (Тутов) войск союзников.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Junkers Ju 352A-1
Тип: средний транспортный самолет
Силовая установка: три 9-цилиндровых звездообразных двигателя BMW-Bramo 323R-2 мощностью по 1200 л. с. (895 кВт)
Летные характеристики: макс. скорость 370 км/ч; практический потолок 6000 м; дальность 2995 км
Масса: пустого 12 769 кг; максимальная взлетная 19595 кг
Размеры: размах крыла 34,21 м; длина 24,60 м; высота 5,75 м; площадь крыла 128,19 м2
Вооружение: одна 20-мм пушка MG 151 в стрелковой установке HD151/2