Lockheed F-4 / F-5
Варианты:
Lockheed - F-4 / F-5 - 1941 - США
Страна: США
Год: 1941


Дальний разведчик
Описание:
F-4 / F-5
Lockheed 22 (P-38 Lightning)
Фотографии

F-4 / F-5

Тяжелый истребитель P-38 "Лайтнинг" стал основой для создания большого семейства дальних и высотных разведчиков. P-38, двухмоторный цельнометаллический моноплан двухбалочной схемы с трехколесным убирающимся шасси, был спроектирован в КБ "Локхид эйркрафт корпорейшн" под руководством К. Джонсона. Опытный образец истребителя, XP-38, впервые взлетел 27 января 1939 г. Серийное производство начали малой серией YP-38 в сентябре 1940 г. "Лайтнинги" строили заводы "Локхид" в Барбэнке и "Консолидейтед-Валти" в Нэшвилле.
Опытную переделку серийного истребителя типа P-38E в фоторазведчик осуществили в декабре 1941 г. Фотоаппаратуру расположили в носовой части центральной гондолы вместо вооружения. С января 1942 г. модификационный центр в Далласе начал массовую доработку P-38 различных вариантов. Всего выпущено 1334 F-4 и F-5 (по другим данным - более 1400 экз.).
Экипаж - 1 чел. Двигатели - в зависимости от базовой модели истребителя. Вооружение 2x12,7 (только у некоторых F-4-1 и F-4A-1), бомбовая нагрузка отсутствует.
Разведчики F-4 и F-5 находились на вооружении в США (ВВС армии и морская авиация) с января 1942 г., в Австралии - с весны 1942 г., в ВВС "Свободной Франции" - с июля 1943 г., в Китае - с 1945 г.
Серийно выпускались следующие модификации:
   - F-4-1 на базе истребителя P-38E с моторами V-1710-29 и двумя плановыми фотоаппаратами, на некоторых машинах сохранялось вооружение 2x12,7;
   - F-4A-1, аналог F-4-1 с иным фотооборудованием (одна плановая и две перспективных камеры), часть самолетов с вооружением 2x12,7;
   - F-5A на базе истребителя P-38G с моторами V-1710-51/55, без вооружения, несколько вариантов установки фотоаппаратуры, выпускались модификации A-1 на базе типа G, A-3 - на базе G-1 и A-10 - на основе G-10;
   - F-5B-1 на базе истребителя P-38J-1 с моторами V-1710-89/91, автопилотом и несколькими вариантами фотооборудования, без вооружения;
   - F-5C-1 на базе истребителя P-38J-5;
   - F-5E, переделка истребителей типов P-38J/L, без вооружения, с пятью фотокамерами, выпускались Е-2 на базе J-15, Е-3 - на базе J-25, Е-4 - на базе P-38L;
   - F-5F-3 на основе P-38L-5 с моторами V-1710-111/113 и удлиненным носовым отсеком;
   - F-5G на базе истребителя P-38L-5 с новой носовой частью.
Разведчики типа F-4 с апреля 1942 г. эксплуатировались на Новой Гвинее. 7 мая того же года самолет этого типа обнаружил японские силы на подходе к Порт-Морсби, что позволило в ходе сражения в Коралловом море сорвать планы противника по высадке десанта. Позднее различные варианты F-4/F-5 широко применялись на Тихом океане, в Северной Африке и в Европе. Они действовали на Индо-Бирманском театре и в юго-западной части Тихого океана, в частности участвовали в боях на о. Гуадалканал, обеспечении налетов авиации на японские базы на о. Новая Британия. С Аляски "лайтнинги" летали фотографировать Курилы. Много их базировалось в Великобритании и Италии, где они обеспечивали дневные массированные налеты американской авиации на Германию.
Именно пара F-5E-2 открыла "челночные операции" в 1944 г., проведя предварительную съемку объектов, которые собирались бомбить. Взлетев в Англии и пройдя над всей Германией и Польшей, самолеты сели в Великих Луках.
Большой вклад внесли эти машины в подготовку высадки войск союзников в Нормандии, сфотографировав оборонительные сооружения "Атлантического вала". Морская авиация США использовала F-5 различных вариантов под наименованием FO-1 в Средиземноморье.
Австралийские летчики летали на F-4 на Новой Гвинее и близлежащих архипелагах, осуществляя разведку над сушей и над морем.
Французы начали с разведки Сицилии, Корсики и южного побережья Франции из Северной Африки в июле 1943 г., а затем продвигались вместе с войсками союзников, закончив свои операции в южной части Германии весной 1945 г.
Авиация Чан Кайши практически не успела использовать поставленные американцами F-5G против японцев, зато активно применяла их в ходе гражданской войны до 1948 г.
Выпуск F-5 прекратили в сентябре 1945 г. С вооружения F-4 и F-5 в США сняли в 1949 г.


F-5G||
Размах:||15,85 м
Длина:||11,53 м
Моторы, количество х мощность:||2 х 1425 л.с.
Взлетная масса, нормальная:||9960 кг
Максимальная скорость:||666 км/ч
Практический потолок:||13 400 м
Дальность (с подвесными баками): 3640 км||

Lockheed 22 (P-38 Lightning)

F-4-1 (позже RF-4-1): невооруженный фоторазведчик на основе P-38E, установлено четыре фотоаппарата; построено 99
   F-4A-1: невооруженный фоторазведчик на базе P-38F с четырьмя фотоаппаратами; построено 20
   F-5A: невооруженный разведчик с пятью фотоаппаратами, один близок к P-38E, остальные - P-38G; построен 181
   F-5B: невооруженный фоторазведчик на основе P-38J; построено 200
   F-5C: обозначение 123-х самолетов варианта P-38J, доработанных в F-5B с усовершенствованным фотооборудованием
   F-5E: обозначение 205 P-38J и 500 P-38L, доработанных "Lockheed" в F-5C
   F-5F: обозначение одного F-5B с новым фотооборудованием
   F-5F-3: обозначение P-38L, доработанных в F-5F
   F-5G-6: финальный фоторазведывательный вариант, созданный на основе варианта P-38L-5
   FO-1: обозначение ВМС США четырех F-5B, закупленных у ВВС Армии США
   XF-5D: один экспериментальный двухместный самолет-разведчик
"Локхид" F-4A-1-LO N 41-263, на котором Экзюпери совершил свой первый разведывательный вылет из Туниса 21 июля 1943г.
"Локхид" F-5A-1-LO, на котором Экзюпери выполнил несколько разведвылетов в мае-июне 1944г.
"Локхид" F-5B-1-LO N 42-68223, на котором 31 июля 1944г. погиб Антуан де Сент-Экзюпери
F-5A, F-5B и конверсии. Один P-38E доработали, а 180 самолетов P-38G построили как разведчики F-5A с пятью фотокамерами в носовой части. Последующий F-5B (на фото, P-38J) совмещал фотоаппаратуру F-5A с планером P-38J-5-LO, был оснащен автопилотом Sperry и стал последним серийным разведчиком; построено 200 (четыре переданы ВМС США как FO-1). Все последующие разведчики являлись конверсиями ранее построенных P-38.
Переоборудованный разведчик Локхид F-5G, использовавшийся в Кливлендски авиационных гонках 1949г.
Gleaming N5596V - the former CF-GCH - served with Sports Air of Seattle, Washington, briefly during 1967-68.
Pilot and camera operator prepare CF-GSP for a survey. The view clearly shows the original wartime mods to the F-5G configuration plus the new transparent nose cone.
A splendid Kodachrome transparency taken by LARRY MILBERRY of Lockheed P-38 Lightning CF-JJA at Lakehead Airport, Thunder Bay, Ontario, on September 3, 1961, while the aircraft was in service with Aero Surveys Ltd.
A rear port-side three-quarter view of CF-JJA in service with Aero Surveys Ltd. According to a census of air survey operators published in the February 14, 1958, issue of Flight, the company operated “two Ansons and one P-38”. In total 12 P-38 Lightnings were operated on the Canadian civil register, the majority for aero-survey work.
With fire extinguisher to hand, the engines of CF-JJA are started up before another photo-survey flight. The Lightning was painted in a distinctive orange colour scheme with Day-Glo red fins and propeller spinners, markings which were retained throughout its survey career, even after its move to its new air survey operators in Argentina.
The rigours of aerial survey work resulted in the forging of close friendships between the crews at Albarenque, including this one photographed beside the P-38 at Bariloche. From left to right: Miguel Fitzgerald (pilot), Greco (navigator/camera operator) and Antonio Tomizzi (mechanic).
F-4 Lightning из 3-й группы фоторазведки делает разворот в сторону камеры. 3-я группа прибыла в Ла-Сения, Алжир, в середине декабря 1942 года, а ее самолеты выполнили множество полетов в интересах союзников.
Австралийские ВВС эксплуатировали три фоторазведчика F-4 Lightning - они входили в состав 7-го подразделения фоторазведки и решали задачи по мониторингу действий японских сил.
The P-38 served with the RAAF in the photo-reconnaissance role. Illustrated is the F-4 A55-3 (previously 41-2122), acquired for service with the RAAF's No I Photographic Reconnaissance Unit early in 1943 as a replacement for one of the pair of F-4s that had gone into service in October 1942 but was damaged beyond repair in December 1943 when it force-landed with the undercarriage retracted and the original A55-1 suffered an undercarriage collapse and subsequent severe fire in September 1944. Two other F-4s, temporarily on loan from the USA AF and believed to be 41-2120 and 41 -2156, were operated in New Guinea by No 75 Squadron, RAAF, but were never taken on charge.
F-4, F-4A. 99 P-38E собрали в варианте невооруженного фоторазведчика F-4 (на фото) с четырьмя фотоаппаратами K-17, размещенными в измененной носовой части. Большинство самолетов использовалось как учебные RF-4. F-4A от F-4 отличался в деталях; построено 20, но в 1943 году их также доработали в RF-4A.
Фоторазведчик F-4-1-LO в Северной Африке, январь 1943 г.
Экзюпери заруливает на стоянку после разведполета весной 1944г.
Экзюпери в кабине RF-4-1-LO
Капитан Гавуаль дает Экзюпери последний инструктаж перед вылетом на "Лайтнинге" 4 июня 1943г.
Из-за последствий многочисленных травм, полученных при авариях своих самолетов в предвоенные годы, Экзюпери с большим трудом и только с помощью механика забирался в кабину "Лайтнинга"
Установка фотоаппаратуры в носовой части гондолы разведчика F-4.
В носовой части самолета F-4-1 вертикально устанавливались два фотоаппарата K-17
The camera bay of a Lockheed F-5
Разведчик F-4A в составе ВВС "Свободной Франции"
Природные условия Северной Африки были тяжелыми. На этом снимке хорошо видна пыль, поднятая самолетом F-5A. Разведчики Lightning, включая F-5A (вариант P-38G), были востребованы всегда.
An F-5B with the flat camera windows visible in the nose.
Самолеты-разведчики, такие как этот F-5A, сменив свои пушки и пулеметы на фотокамеры, обеспечивали командиров войск важной развединформацией. Полеты выполнялись на больших, либо, наоборот, сверхмалых высотах.
Аэродромы на островах Тихого океана были очень неровными, несмотря на все старания американских инженерных подразделений. На снимке - F-5B или F-5C выполняет посадку на одном из Марианских островов.
P-38 (как и F-5B) прибыли на Айсли-Филд, остров Сайпан, в июле 1944 года. С Марианских островов американская авиация доставала до Японии - это стало началом последнего периода войны на Тихом океане.
Фоторазведчик F-5E
Невооруженные фоторазведчики Lockheed F-5E Lightning из 90-го фоторазведывательного авиакрыла использовались для разведки перед высадкой в Сицилии в 1943 году.
F-5E-2 из 3-й разведывательной группы садится на аэродроме во Флоренции (Италия), конец 1944 г.
Lightning был, прежде всего, истребителем, но заметную роль в войне сыграли и фоторазведчики на базе этой машины. На снимке - F-5B (на переднем плане) в одном строю с истребителями P-38J. Хорошо видны различия в обводах носовых частей гондол.
Lockheed's F-5 served with distinction in World War Two.
F-5B-1 из 34-й фоторазведывательной эскадрильи, июнь 1944 г.
The Lockheed F-5B Photographic-Reconnaissance Monoplane (two Allison V-1710-89/91 engines).
"Лайтнинг" - фоторазведчик F-5E из 34-й разведывательной эскадрильи ВВС США, Франция, август 1944г. Частично окрашенные "полосы вторжения" свидетельствуют об участии этой машины в операции "Оверлорд".
Звено американских разведчиков F-5E-2 в полете, 34-я разведывательная эскадрилья, лето 1944г.
An F-5E Lightning, minus its outer wing panels, awaits transport on a trailer to No 30 MU at Sealand in late July 1945. The fairing for the nose-mounted oblique camera is plainly evident, as are the auxiliary fuel tanks fitted beneath the wing centre section. If you have more info on “UGLY”, do let us know!
Механики группы 2/33 готовят к полету только что полученный от американцев (на самолете не успели даже перекрасить опознавательные знаки) F-5F-1-LO. Экзюпери впоследствии совершил несколько вылетов на этой машине
Тайваньский разведчик F-5
The Lockheed F-5G Lightning Single-seat Photographic-Reconnaissance Monoplane (two Allison V-1710-111/113 engines).
Американский дальний разведчик Локхид F-5G «Лайтнинг» держал скорость до 665 км/ч и выходил на практический потолок 13 500 м
Разведчик F-5G. Хорошо видны окна камер, смотрящих вперед, вниз и вбок.
Финальный вариант разведчика - F-5G (на фото), это был P-38L с измененными обводами носовой части для обеспечения большего объема фотоотсека; модернизировано несколько самолетов.
A number of Lockheed P-38 Lightnings are still airworthy and are engaged on photographic missions in Europe and the Near East. A typical example is EC-ANU, shown here in its ferry markings, EC-WNU.
Although the addition of a longer nose for camera installations marred the looks of the Lightning, performance was little affected and the aircraft served both California-based Fairchild Aerial Survey Inc and Aero Surveys in Canada well.
Pictured at Fort Smith in the Northwest Territories in 1955, CF-GKE receives attention between sorties. It features the much-improved nose configuration introduced in 1952. The wire frame sight can be seen mounted above the cross beam inside the glazing. The fairing on top of the nose houses a direction-finding loop.
After serving briefly as N5597V with Hycon Aerial Surveys of California, the former CF-GSQ became EC-ANU and is seen here wearing its ferry markings prior to delivery. It was written off in Spain in 1969.
Spartan’s future maintenance manager, Sydney Baker, at work on the port Allison of CF-GSQ at Fort McMurray, Alberta in 1953. The troublesome aluminum coolant pipes can be seen wending their way back towards the boom-mounted radiators.to
Seen in the United Kingdom recently. a Lockheed P-38L (N65485), orange overall, of World Wide Surveys, Inc. Note camera positions.
The Dominican Republic’s first Mustangs were bought on the American civil market in 1948. Seen here are the two that survived the longest; nearest the camera is P-51A serial 1704, beyond which is P-51K serial 1703. Behind the Mustangs are three of the Lockheed P-38s also obtained early on.
TWO-SEAT Lockheed F-5G (P-38) Lightning with new, lengthened nose, is used for high-altitude photography by Hycon Aerial Surveys Inc., Pasadena, California.
The Hycon P-38 Photo Plane
With the craggy terrain of the island as a backdrop, personnel of the RAF’s No 352 (Yugoslav) Sqn line up alongside the unit’s Supermarine Spitfire Mk VCs during a parade to mark the occasion of the squadron’s permanent move to Vis in January 1945. Other visitors to the busy emergency airfield include a pair of Consolidated B-24s, a Boeing B-17, a Lockheed F-5 Lightning and a Martin Baltimore.
Ground crew installs a new turbosupercharger at Miles City, Montana in 1953. The upper component contains the exhaust turbine while the lower houses the supercharger impeller. The waste gate has yet to be installed on the exhaust turbine outlet.
Lightning pilot Bob Fowler already breathing oxygen as he waits to take CF-GSQ back to 35,000ft (10,670m) for another photo mission from Dawson City.
Spartan’s first Lightning, CF-GSP, after coming to grief at the Northern Ordnance Corp Airport, Minneapolis in November of 1951. The aircraft was written-off after skidding off the end of an icy runway.
On December 30, 1964, the career of the much-travelled Lightning came to an end when it suffered engine failure on a survey flight from Ezeiza and made a forced landing at Suipacha, to the west of the airfield.
The pilot of the Lightning, Julio Gaudin, skilfully brought the aircraft down in a field. This and the shortage of spares meant the scrapper’s torch for a machine that had been built for war but which had proved itself a useful and reliable asset in peace.
Lightning, Camera, Action, an 18in x 24in oil painting, by Charles Thompson, of a Lockheed F-5 of the 31st PS, 9th AF photographing the Normandy beach defences on May 6, 1944.
Lockheed F-5B-1