RU

/

EN
burger-menu
Поиск по сайту:
airplane photo

Страна : Великобритания

Год : 1931

Двухместный учебный и спортивный самолет

Варианты

de Havilland DH.82 Tiger Moth

Успех DH.60 Moth стимулировал разработку военной версии машины, известной как DH.60T Moth Trainer. По сравнению с гражданскими вариантами, конструкцию DH.60T усилили для полетов с большей массой. Он мог оснащаться подвеской для четырех практических бомб массой по 9,1-кг под фюзеляжем, а также фотопулеметом либо АФА различных типов для разведки. Поэтому Moth Trainer годился для обучения пилотов, бомбардиров и стрелков. Для облегчения аварийного выхода из передней кабины расчалки были наклонены вперед к передней части крепления корневой части крыла, а дверцы кабины - увеличены. Стойки центроплана все еще окружали переднюю кабину, однако в новом учебно-боевом самолете, разработанном по спецификации 15/31, их сдвинули вперед для облегчения покидания машины. Смещение центра тяжести, вызванное этим смещением крыльев, компенсировали, придав консолям небольшую стреловидность. Был установлен перевернутый рядный мотор Gipsy III мощностью 120 л. с. (90 кВт) и скошенный капот, обеспечивший лучший обзор из кабины пилота.
   Построили восемь предсерийных экземпляров с тем же обозначением DH.60T, но с новым наименованием Tiger Moth. За ними последовала машина с увеличенным поперечным "V" и стреловидностью нижнего крыла. Этот самолет получил новое обозначение DH.82. Он впервые поднялся в воздух 26 октября 1931 года. По спецификации 23/31 заказали 35 таких машин под военным обозначением Tiger Moth Mk I. В ноябре 1931 года первые из них прибыли в учебную часть FTS №3. Другие поступили в часть CFS в мае 1932 года. Звено из пяти летчиков CFS показало свое мастерство и перевернутый пилотаж на новом учебно-боевом самолете на аэрошоу 1932 года в Хендоне. Подобные машины поставлялись на экспорт в Бразилию, Данию, Персию, Португалию и Швецию. Еще два самолета со спаренными поплавками фирмы "Short Brothers" были построены по спецификации T.6/33 для оценки британскими ВВС.
   Затем де Хэвилленд разработал улучшенную версию с мотором Gipsy Major I мощностью 130 л. с. (97 кВт) и фанерной (вместо полотняной) обшивкой фюзеляжа. Этот самолет назвали DH.82A или Tiger Moth Mk II. ВВС Британии заказали 50 таких машин по спецификации T.26/33. На Tiger Moth Mk II имелся съемный колпак, которым можно было накрыть заднюю кабину для обучения полетам по приборам. Первые машины поступили в Кинли с ноября 1934 по январь 1935 года. Другие попали в летные школы авиакомпаний "Bristol Aeroplane Company", "de Havilland School of Flying", "Brooklands Aviation Ltd", "Phillips and Powis School of Flying", "Reid and Sigrist Ltd", "Airwork Ltd" и "Scottish Aviation Ltd".

   Эти компании участвовали в обучении резервистов для британских ВВС. В августе 1939 года действовало не менее 44 таких школ, хотя 20 из них закрылись с началом войны.
   До Второй мировой войны бипланы Tiger Moth строили по лицензии в Норвегии, Португалии, Швеции и Канаде. Фирма "de Havilland Aircraft of Canada" собрала 227 DH.82A. Позднее эта компания построила 1520 бипланов DH.82C зимней версии с мотором Gipsy Major IC мощностью 145 л. с. (108 кВт) с переделанным капотом, сдвижным фонарем, обогревом кабины, колесными тормозами и хвостовым колесом вместо стандартного костыля. При необходимости вместо колес могли устанавливаться лыжи либо поплавки. Некоторые экземпляры, для которых не хватало двигателей Gipsy Major, оснащались моторами Menasco Pirate D.4 мощностью 160 л.с. (119 кВт). 200 DH.82C, от которых отказались канадские ВВС, заказали ВВС США под обозначением PT-24.
   После начала войны гражданские машины мобилизовали в ВВС Британии для связи и обучения, а также заказали для военных нужд новую большую партию. 795 самолетов собрали на заводе в Хэтфилде, затем этот завод перевели на серийное производство самолетов Mosquito. Линию по сборке Tiger Moth восстановили на заводе фирмы "Morris Motors Ltd", где изготовили до 3500 машин, фирма "de Havilland Aircraft of New Zealand" построила еще 345 бипланов, а австралийская фирма "de Havilland Aircraft Pty" отправила военным заказчикам 1085 машин.
   17 сентября 1939 года, всего через две недели после объявления войны, звено "А" эскадрильи связи британского экспедиционного корпуса (позднее 81-я эскадрилья) отправили во Францию. Всю зиму и весну 1940 года бипланы Tiger Moth этой части летали в северной Франции, поддерживая связь вплоть до эвакуации британских войск из Дюнкерка. Уцелевшие самолеты перелетели в Великобританию.
   Бипланы Tiger Moth также готовили к ударам по возможному немецкому десанту. Под задней кабиной либо под нижним крылом устанавливали пилоны для подвески восьми бомб калибра 9,1 кг. Хотя было изготовлено и распределено по летным школам до 1500 комплектов пилонов, ни один такой самолет не применили в боях. Ранее, в декабре 1939 года, сформировали шесть эскадрилий прибрежного дозора, пять из них оснастили бипланами Tiger Moth. Они не могли атаковать субмарины, но звук их моторов и возможность обнаружения могли заставить немецких подводников погрузиться, тем самым помешав возможным атакам на корабли. На Дальнем Востоке несколько Tiger Moth переделали в санитарные самолеты, увеличив багажный отсек и расширив его створки, чтобы туда можно было поместить носилки с раненым.
   Однако наибольший вклад в победу Tiger Moth внес в качестве учебного самолета. Машинами этого типа оснастили 28 школ начальной летной подготовки в Британии, 25 в Канаде (плюс четыре школы радистов), 12 в Австралии, четыре в Родезии (плюс школа инструкторов летного дела), семь в Южной Африке и две в Индии.
   Также необходимо упомянуть радиоуправляемый самолет-мишень DH.82B Queen Bee, представлявший собой упрощенную цельнодеревянную версию Tiger Moth. Он имел фюзеляж от Moth Major, крылья от Tiger Moth, мотор Gipsy Major, электрогенератор с приводом от крыльчатки и бензобак большой емкости. 5 января 1935 года прототип облетали с ручным управлением, затем собрали 380 машин для обучения пилотов-истребителей, зенитчиков и воздушных стрелков.
   До конца войны собрали более 8000 аэропланов Tiger Moth. С окончанием войны многие из них попали на гражданский рынок. ВВС Британии передали много бипланов для гражданского и военного применения в Бельгию, Францию и Нидерланды. Кроме обучения, спорта и досуга они стали применяться в самых неожиданных ипостасях. Многие оказались ценными помощниками в сельском хозяйстве, что оказалось очень важным для Новой Зеландии. Ряд самолетов оборудовали закрытыми кабинами для повышения комфорта пилота и пассажира. Самую серьезную переделку осуществила британская компания "Jackaroo Aircraft Ltd", расширив фюзеляж для посадки четырех пассажиров попарно, плечом к плечу. В период с 1957 по 1959 год собрали 19 таких машин под названием Thruxton Jackaroo, включая варианты с открытой кабиной пилота и закрытым салоном. В 2010 году во всем мире еще летало изрядное число этих "долгожителей".


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   de Havilland DH.82C Tiger Moth

   Тип: двухместный учебный и спортивный самолет
   Силовая установка: рядный поршневой мотор de Havilland Gipsy Major 1С мощностью 145 л.с. (108 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость 172 км/ч на оптимальной высоте; крейсерская скорость 145 км/ч на оптимальной высоте; начальная скороподъемность 229 м/мин; практический потолок 4450 м; дальность полета 443 км
   Масса: пустого самолета 506 кг; максимальная взлетная 828 кг
   Размеры: размах крыльев 8,94 м; длина 7,29 м; высота 2,69 м; площадь крыльев 22,20 м2

Показать полностью

Описание:

  • de Havilland DH.82 Tiger Moth
  • Flight, November 1931
    The New “Tiger Moth”
  • Flight, November 1932
    British Aircraft
  • Flight, October 1933
    THE "TIGER MOTH" FIGHTER
  • Flight, March 1938
    British light aircraft
  • Flight, September 1939
    To-day's Light Aeroplanes

Тип фотографий