ООС Сталь-2/Сталь-3
Страна: Россия
Год: 1931


Five-seat cabin monoplane
Описание
Фотографии
ООС "Сталь-2" и "Сталь-3"

   Ситуация с нехваткой алюминия, сложившаяся в СССР в 1920-х годах, привела к рассмотрению возможности использования стали в авиационных конструкциях. Для этих целей в 1929 году была сформирована конструкторская группа "Сталь", работа которой координировалась Отделом опытного самолетостроения (ООС) при Инспекции гражданского воздушного флота. Возглавил работу А. И. Путилов, работавший ранее в отделе авиации, гидроавиации и опытного строительства (АГОС) ЦАГИ под руководством А. Н. Туполева. Первым реальным результатом работы ООС стал подкосный высокоплан "Сталь-2", закрытая кабина которого была рассчитана на пилота и пятерых пассажиров. Прототип, оснащенный 300-сильным (224 кВт) ПД Wright J-6, совершил первый полет 11 октября 1931 года. После успешных испытаний в 1934-1935 годах была построена серия из 111 таких самолетов, включая один "Сталь-2бис" с элеронами типа Фрайз. Многие из этих самолетов, оснащенных моторами М-26 или МГ-31 такой же мощности как и Wright J-6, использовались в годы Второй мировой войны. При размахе крыла 16,20 м самолет "Сталь-2" развивал максимальную скорость 200 км/ч.
   Увеличенный в размерах и усовершенствованный вариант самолета "Сталь-2", рассчитанный на перевозку семи пассажиров при двух членах экипажа, был облетан в 1933 году и получил обозначение "Сталь-3". В 1935-1936 годах было построено 79 самолетов, большая часть из которых использовалась "Аэрофлотом" до лета 1941 года, когда их мобилизовали в ВВС. Серийные "Сталь-3" имели крыло размахом 17,02 м и в основном оснащались мотором М-22 мощностью 480 л. с. (358 кВт). На некоторых самолетах был установлен двигатель М-17 мощностью 680 л. с. (507 кВт), что позволяло им развивать максимальную скорость 237 км/ч.
В военное время ВВС собирались мобилизовать из ГВФ самолеты П-5, Сталь-2 и Сталь-3
Для постройки самолетов типа "Сталь-2" были разработаны специальные процессы штамповки и сварки. На этом самолете установлено лыжное шасси, практически всегда использовавшееся при полетах зимой.
Stal-2 URSS-7 photographed in 1932.
Советский самолет "Сталь-2" со стальным каркасом, 1931г.
A retouched view of what the Mongolians called the ‘Gan-3’ which was a Putilov Stal-3.
Советский самолет "Сталь-3". В военное время ВВС собирались мобилизовать из ГВФ самолеты П-5, Сталь-2 и Сталь-3
В отличие от незакапотированной силовой установки у самолета "Сталь-2" двигатель машины "Сталь-3" был закрыт кольцом Тауненда. На некоторых самолетах этого типа устанавливался и рядный ПД М-17.
The Stal-3 All-steel Commercial Monoplane (480 h.p. M-22 engine). SSSR-L1206 is believed to have been used by Aeroflot.
Putilov (OOS) STAL-3, operating in Mongolia, 1939.
В полете монгольский самолет Сталь-3. Фото сделано из кабины Р-5 в 1938-1939 гг.
An Aeroflot Stal-3 being waved away. The engine is an M-22 and the spats have been removed or were never fitted.
Aviaarktika's Stal-3 SSSR-N252 with modified cockpit, low-pressure tyres and three-bladed propeller.
A beautiful example of shot-welding on the Russian Stand: the "Stal 2," a four-passenger monoplane built of stainless steel
На фотографии каркаса фюзеляжа и на схеме лонжерона крыла самолета "Сталь-2" видно, насколько трудоемкой была конструкция стальных самолетов 1930-х годов
Some examples of the beautiful workmanship put into the Russian "Stal 2." The whole machine is built up of drawn sections of very thin gauge stainless steel, shot-welded on the Budd system.