Boeing Boeing 314 Clipper
Страна: США
Год: 1939
Летающая лодка

Летающая лодка большой дальности, экипаж из 10 человек
Описание
Фотографии
Boeing Model 314 Clipper (C-98 и B-314)

  В январе 1935 года "Pan American Airways" информировала Бюро коммерческой авиации США о решении начать трансатлантические перевозки, в связи с чем компания планировала добавить к своим четырехмоторным летающим лодкам Martin M-130 и Sikorsky S-42 новую летающую лодку.
  Тендер выиграла компания "Boeing", с которой 21 июля 1936 года был заключен контракт на постройку шести летающих лодок Boeing Model 314 Clipper, проектировавшейся на основе тяжелого бомбардировщика XB-15, от которого взяли крыло и горизонтальное оперение. Лодка проектировалась под максимальную взлетную массу 37 422 кг для перевозки 74 пассажиров в четырех отдельных салонах. Вместо четырех установленных на XB-15 моторов Pratt & Whitney R-1830 Twin Wasp решили поставить четыре звездообразных Wright GR-2600 Double Cyclone, позволявших развивать максимальную скорость 311 км/ч, при этом дальность полета составила около 5600 км.
  Первый гидроплан Model 314 поднялся в воздух 7 июня 1939 года. Исходный вариант имел однокилевое оперение, которое позже для лучшей путевой устойчивости заменили двухкилевым - но даже после этого путевая устойчивость оставалась неудовлетворительной, пришлось добавить центральный киль, но уже в варианте без руля направления. После получения сертификата летной годности, 20 мая 1939 года летающая лодка Model 314 выполнила первый авиапочтовый рейс через Атлантику, пассажирские перевозки начались 21 июня того же года.
  "Pan Am" заказала еще одну партию из шести модернизированных лодок Model 314A с двигателями Double Cyclone мощностью no 1600 л. с, оснащенными винтами большого диаметра. Кроме того, на этих самолетах увеличили запас топлива на 4542 л и изменили интерьеры салонов. Первый гидроплан Model 314A поднялся в воздух 20 марта 1941 года, поставка всей партии из шести машин была завершена 20 января 1942 года. Пять летающих лодок первой партии в 1942 году прошли модернизацию до уровня Model 314A. Три лодки второй партии продали еще до завершения их постройки авиакомпании BOAC, которая планировала использовать их на трансатлантических маршрутах и на линии Фойне (Ирландия) - Лагос (Нигерия), ставшей частью нового почтового маршрута, открытого после вступления в июне 1940 года в войну Италии и закрытия почтовых авиалиний на Средиземном море. Новая линия, связывавшая Великобританию с Ближним Востоком, Африкой, Южной Азией и Австралией, за характерный подковообразный вид маршрута на карте получила название "Horseshoe Route".
  Из девяти лодок Model 314 и 314A компании "Pan Am" четыре были реквизированы Транспортным командованием ВВС Армии США и получили военное обозначение C-98. Использовались они мало, и в ноябре 1942 года были возвращены авиакомпании. Еще три лодки передали ВМС США, где они получили обозначение B-314; экипажи лодок перешли из авиакомпании "Pan Am" вместе с самолетами. B-314 частично камуфлировали, но сохранили гражданскую регистрацию.
  Эксплуатация летающих лодок авиакомпаниями BOAC и "Pan Am" была прекращена в 1946 году, уцелевшие гидропланы продали небольшим американским чартерным авиаперевозчикам.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Boeing Model 314

  Тип: летающая лодка большой дальности, экипаж из 10 человек
  Силовая установка: четыре звездообразных мотора Wright R-2600 Double Cyclone мощностью по 1500л.с. (1118кВт)
  Характеристики: максимальная скорость на высоте 3050 м - 311 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 295 км/ч; начальная скороподъемность 172 м/мин; практический потолок 4085 м; дальность 5633 км
  Масса: пустого 22 801 кг; максимальная взлетная 37422 кг
  Размеры: размах крыла 46,33 м; длина 32,31 м; высота 8,41 м; площадь крыла 266,34 м:
  Вместимость: до 74 пассажиров
"California Clipper", окраска "Pan Am" мирного времени. Самолеты "Pan Am" поступили в эксплуатацию, будучи окрашенными в цвет натурального алюминия, но днище корпуса лодки было черным, а панели обшивки крыла, занимавшие почти весь размах его верхней поверхности, - ярко-оранжевые. Под кабиной размещался логотип компании в виде крылатого глобуса и большое изображение флага США. Кроме того, флаги были изображены на нижней поверхности спонсонов. На концевых килях был нанесен логотип компании "Boeing". Самолет "California Clipper" (NC18602) обслуживал тихоокеанскую линию от Сан-Франциско до Гонконга.
British Overseas Airways Corporation, окраска военного времени. Самолет G-AGCB (названный "Bangor") был одним из трех Clipper компании BOAC, летавших на маршрутах в Западную Африку и через Северную и Южную Атлантику. Во время войны эти машины выполняли транспортные перевозки в интересах британского правительства. Машины получили камуфляж, стандартный для патрульных самолетов, - темно-серый и темно-зеленый цвет на верхних поверхностях и светло-серый - на нижних. Поверх него был нанесен гражданский регистрационный номер (подчеркнутый трехцветным флагом), флаг на киле, эмблема BOAC и флаг Британского Королевства.
British Overseas Airways Corporation, послевоенная окраска. После войны самолеты Clipper компании BOAC расстались с камуфляжем, быстро сменив его на окраску цвета натурального металла. Они не несли названия компании, но сохранили ее эмблему и флаг Британского Королевства. На хвостовой части фюзеляжа был нанесен регистрационный номер увеличенного размера. На рисунке представлен самолет G-AGBZ с собственным названием "Bristol".
Для своего времени Clipper являлся самым надежным самолетом с наибольшей дальностью полета. Летающие лодки данного типа в годы войны часто использовались для перевозок первых лиц США и Великобритании, особенно часто летал на этих гидропланах Уинстон Черчилль, выполнивший несколько трансатлантических перелетов на машинах "Pan American" и BOAC. Снимок летающей лодки компании "Pan American" сделан во время прогонки двигателей.
"California Clipper"(N18602) в полете на фоне знаменитого моста Золотые Ворота. Компания "PanAm" первоначально использовала эту машину и ее близнеца "Honolulu Clipper" на Тихом океане; еще четыре Clipper обслуживали линии в Атлантике. К моменту списания в 1 946 году "California Clipper" налетал более миллиона миль.
Редкий цветной снимок Boeing Model 314 в полете. Огромные летающие лодки эксплуатировались, главным образом, авиакомпанией "Pan American" на тихоокеанских и трансатлантических маршрутах.
Во время Второй мировой войны пять самолетов Clipper были реквизированы ВМС США, присвоивших им обозначение B-314. Смотровые люки двигателей служили в качестве площадок обслуживания. Самолеты ВМС сохранили яркую оранжевую окраску на части верхней поверхности крыла, имевшуюся у гражданских машин.
Прототип гидроплана Model 314 имел один киль сравнительно небольшой площади. Позже однокилевое оперение заменили двухкилевым, но путевая устойчивость все равно не вошла в норму как при движении по воде, так и в полете.
В толще консоли крыла имелись туннели, по которым борттехники в полете могли подобраться к любому двигателю для выполнения мелкого ремонта.
Этот самолет Model 314 "Dixie Clipper" компании "PanAm" величественно отрывается от воды в районе Лонг-Айленда 28 июня 1939 года. Лодка отправляется в Марсель через Азорские острова и Лиссабон, на что ей требовалось 29 с половиной часов. Большие спонсоны на корпусе не только обеспечивали устойчивость на воде, позволив отказаться от подкрыльевых поплавков, но и создавали дополнительную подъемную силу.
The Boeing 314 Trans-oceanic Flying-boat (four 1,000 h.p. Wright "Cyclone" engines).
Летающая лодка авиакомпании BOAC выполняет взлет. Компания использовала три летающие лодки данного типа в годы войны для рейсов через Атлантику.
На некоторых летающих лодках Model 314 в бортовых спонсонах на уровне ватерлинии были устроены топливные баки суммарной емкостью 15899л. Спонсоны также использовались как платформы при погрузочных и разгрузочных работах.
В годы войны летающие лодки Model 314 эксплуатировались одновременно в авиации ВМС и Армии США, в последнем случае гидропланы получили обозначение C-98. Экипажи гидропланов комплектовались из персонала авиакомпании "Pan American".
The Boeing 314-A Trans-Atlantic Flying-boat (four Wright Cyclone 709C-14AC1 engines).
11 августа 1939г.: регулярные почтово-пассажирские полеты между США и Британией начали осуществлять английская авиакомпания "Imperial Airways" и американская "Pan American". Компания "Pan Am" использовала летающие лодки "Boeing 314" (на снимке), а "Imperial" - лодки "Short S.30". Те же компании вскоре начали регулярные пассажирские авиарейсы.
Three Boeing 314A flying-boats were purchased from the U.S.A. in 1941 for use on the Atlantic route.
SPAR OF A CLIPPER: A spar for the 152-foot wing of the 72-passenger Boeing Pan American Clipper (four two-row Cyclones) compared with that of a P-26A pursuit machine. The Clipper should be finished late this year. It will weigh 82,000 lb. - about twice as much as an Empire boat.
A CLIPPER TAKES SHAPE: The first of the Boeing Clippers, which will weigh twice as much as a Short Empire boat, is being assembled and should be flying in a few months. This view shows the junction of wing and hull.
Centre section of one of the new Atlantic Boeing boats for P.A.A.
Своим успехом Clipper во многом обязан мастерству экипажей "PanAm". Они были не только экспертами в навигации в длительных полетах над водой, но и опытными моряками. На снимке: над столом наклонился капитан, командовавший летающей лодкой. По мере накопления опыта эксплуатации Clipper эта должность была упразднена, а командование было передано первому пилоту.
Boeing Model 314 Clipper. Этот NC18603 ("Yankee Clipper") был одним из девяти самолетов Boeing 314/314A, эксплуатировавшихся компанией "PanAm". Было построено только 12 летающих лодок Boeing Model 314 Clipper, но они снискали хорошую репутацию, непропорциональную их числу. Уступая по размерам американскому Hughes H-4 Spruce Goose и британскому Saro Princess, лайнер Clipper, тем не менее, был одной из выдающихся летающих лодок, когда-либо находившихся в коммерческой эксплуатации. Правда, карьера его была недолгой из-за появления в послевоенное время более эффективных сухопутных лайнеров и активному строительству ВПП в годы войны. Все это сильно сузило сферу применения летающих лодок.
ATLANTIC CLIPPER: Powered with four unnamed engines, undoubtedly the new 1,500 h.p. two-row Wright Cyclones, this Boeing flying boat, intended for Pan-American's transatlantic trials, should be flying this autumn. Seventy-two passengers will be accommodated over shorter distances.
Boeing 314
A sectioned view of the Boeing 314 Super Clipper of the type which, with auxiliary tankage, is likely to be used some time next year for transatlantic experiments. The engines are four Wright two-row Cyclones of about 1,500 h.p. each.
General arrangement of the Boeing 314 flying boat.
The Boeing 314-A Clipper Flying-boat.
Boeing Model 314 Clipper