North American BT-9/NJ/NA-16, -19, -28
Варианты:
North American - BT-9/NJ/NA-16, -19, -28 - 1935 - США
Страна: США
Год: 1935


Two-seat advanced training monoplane
Описание
Фотографии
North American Т-6/SNJ/Harvard

   Одним из самых активно использовавшихся в мире учебно-тренировочных самолетов был Harvard, созданный на базе опытного NA-16 и построенный компанией "North American" в количестве более 17000 экземпляров. Прототип был облетан в апреле 1935 года. Самолет конструктивно представлял собой свободнонесущий низкоплан с неубирающимся шасси с хвостовым колесом, открытыми тандемными кабинами и силовой установкой со звездообразным двигателем Wright R-975 Whirlwind мощностью 400 л. с. (298 кВт). После официальных испытаний был получен серийный заказ, а самолет получил обозначение BT-9. Доработки конструкции были оговорены в контракте, самой важной из них были закрытые кабины. Модифицированный предсерийный вариант получил обозначение NA-18. Кроме того, самолет теперь оснащался двигателем Pratt & Whitney R-1340 Wasp мощностью 600 л. с., но на серийных самолетах стоял старый двигатель Wright R-975 Whirlwind. После BT-9 (42 самолета) последовали следующие модификации: BT-9A (40 машин) с двумя 7,62-мм пулеметами, BT-9B (117 самолетов) с незначительными усовершенствованиями и BT-9C (67 машин) с некоторыми изменениями в оборудовании.
   Единственный самолет модификации BT-9D, отличавшейся измененными внешними секциями крыла и рулем направления, послужил базой для создания усовершенствованного BT-14. Самолет был построен в количестве 251 машины, имел металлическую обшивку фюзеляжа и двигатель Pratt & Whitney R-985-25 Wasp Junior мощностью 450 л. с. В 1941 году на 27 самолетах были установлены двигатели R-985-11 мощностью 400 л. с. - они получили обозначение BT-14A. ВМС США использовали 40 самолетов BT-9 под обозначением NJ-1, они оснащались двигателем R-1340 Wasp.
   Экспортные заказы на данные самолеты, имевшие неубирающееся шасси, поступили от таких стран, как Австралия (один; самолет был использован в качестве эталонного для выпуска машин компанией "Commonwealth Aircraft Corporation"), Китай (85), Гондурас (три), а также выпускались по лицензии в Японии и Швеции (вначале по два самолета были переданы для каждой страны). Франция получила 230 самолетов, схожих с BT-9, для ВВС (200) и ВМС (30), однако до падения Франции удалось поставить лишь 111 самолетов. Еще 119 самолетов получили британские ВВС, а Канада приняла самолет на вооружение под обозначением Yale Mk I.
<...>
Данный BT-9 принадлежал 46-й учебной эскадрилье авиакорпуса Армии США и запечатлен в таком виде, какой он имел при поступлении в эскадрилью в 1939 году.
The all-metal Yale used in the project, seen during inspection in Canada in 1980.
Прототип NA-16 (X-2080), поднявшийся в воздух в 1935 году и ставший основой для BT-9, принятого на вооружение авиакорпуса Армии США.
In this view of the North American NA-16 the fixed undercarriage is fitted: retractable gear may be specified if desired.
The new North American Trainers are likely to resemble this Wasp-engined model
The North American NA-16-1A Two-seat General Purposes Monoplane (550 h.p. Pratt & Whitney "Wasp" engine).
The North American BT-9B Two-seat Advanced Training Monoplane (400 h.p. Wright "Whirlwind" engine).
Вслед за 42 самолетами BT-9 и 40 BT-9A, вооруженными парой пулеметов, авиакорпус Армии США в 1937 году заказал 117 самолетов NA-23 (BT-9B, на фотографии).
NOCTURNE. The camera records, with the aid of flashlight, details of a North American “basic trainer” of the U.S. Army Air Corps. This photograph, taken at 10 o’clock at night near Randolph Field, Texas, is claimed to be almost unique. The machines were flying at 3,000ft.
Первый NJ-1 (на фотографии) был передан летной школе морской авиации в Пенсаколе в июле 1937 года. Созданный на базе BT-9, вариант NJ строился в небольшом количестве, но за ним последовали более 4000 учебно-тренировочных SNJ, созданных на базе BC-1.
The North American NJ-1, the U.S. Naval version of the BT-9B.
Учебный самолет Норт Америкен NA-16 из состава ВВС Китая. 1939 г.
The very first Sk 14, the master aircraft for licence-production, photographed by manufacturers North American in the USA in 1937.
North American NA-16-4M in Swedish service.
Only North American BT-14 still on the U.S. civil register is NL37604.
NA-16-1P, 329, photographed from 325. The 16-1P was powered by the 450 h.p. Wright Whirlwind P-975.
This "basket case" North American Yale trainer was restored by Tom Crevasse of Florida.
The rebuild team takes a break for the camera as the Sk 14’s fuselage takes shape. Project leader Solve Fasth is on the right, with team foreman Per Bjorkner in the middle, sitting on the wheel.
North American NA-16-1P Ea 313 pictured, soon after nosing over on landing. Note position of flaps.
North American NA-16-1P 314 photographed after an accident in the Buenos Aires province.
NORTH AMERICAN NA-16. PRATT AND WHITNEY WASP OR WRIGHT WHIRLWIND