North American BT-9/NJ/NA-16, -19, -28
Варианты:
North American - BT-9/NJ/NA-16, -19, -28 - 1935 - США
Страна: США
Год: 1935


Two-seat advanced training monoplane
Описание
Фотографии
North American Т-6/SNJ/Harvard

  Одним из самых активно использовавшихся в мире учебно-тренировочных самолетов был Harvard, созданный на базе опытного NA-16 и построенный компанией "North American" в количестве более 17000 экземпляров. Прототип был облетан в апреле 1935 года. Самолет конструктивно представлял собой свободнонесущий низкоплан с неубирающимся шасси с хвостовым колесом, открытыми тандемными кабинами и силовой установкой со звездообразным двигателем Wright R-975 Whirlwind мощностью 400 л. с. (298 кВт). После официальных испытаний был получен серийный заказ, а самолет получил обозначение BT-9. Доработки конструкции были оговорены в контракте, самой важной из них были закрытые кабины. Модифицированный предсерийный вариант получил обозначение NA-18. Кроме того, самолет теперь оснащался двигателем Pratt & Whitney R-1340 Wasp мощностью 600 л. с., но на серийных самолетах стоял старый двигатель Wright R-975 Whirlwind. После BT-9 (42 самолета) последовали следующие модификации: BT-9A (40 машин) с двумя 7,62-мм пулеметами, BT-9B (117 самолетов) с незначительными усовершенствованиями и BT-9C (67 машин) с некоторыми изменениями в оборудовании.
  Единственный самолет модификации BT-9D, отличавшейся измененными внешними секциями крыла и рулем направления, послужил базой для создания усовершенствованного BT-14. Самолет был построен в количестве 251 машины, имел металлическую обшивку фюзеляжа и двигатель Pratt & Whitney R-985-25 Wasp Junior мощностью 450 л. с. В 1941 году на 27 самолетах были установлены двигатели R-985-11 мощностью 400 л. с. - они получили обозначение BT-14A. ВМС США использовали 40 самолетов BT-9 под обозначением NJ-1, они оснащались двигателем R-1340 Wasp.
  Экспортные заказы на данные самолеты, имевшие неубирающееся шасси, поступили от таких стран, как Австралия (один; самолет был использован в качестве эталонного для выпуска машин компанией "Commonwealth Aircraft Corporation"), Китай (85), Гондурас (три), а также выпускались по лицензии в Японии и Швеции (вначале по два самолета были переданы для каждой страны). Франция получила 230 самолетов, схожих с BT-9, для ВВС (200) и ВМС (30), однако до падения Франции удалось поставить лишь 111 самолетов. Еще 119 самолетов получили британские ВВС, а Канада приняла самолет на вооружение под обозначением Yale Mk I.
<...>
Данный BT-9 принадлежал 46-й учебной эскадрилье авиакорпуса Армии США и запечатлен в таком виде, какой он имел при поступлении в эскадрилью в 1939 году.
Прототип NA-16 (X-2080), поднявшийся в воздух в 1935 году и ставший основой для BT-9, принятого на вооружение авиакорпуса Армии США.
In this view of the North American NA-16 the fixed undercarriage is fitted: retractable gear may be specified if desired.
The North American NA-16-1A Two-seat General Purposes Monoplane (550 h.p. Pratt & Whitney "Wasp" engine).
The North American BT-9B Two-seat Advanced Training Monoplane (400 h.p. Wright "Whirlwind" engine).
Вслед за 42 самолетами BT-9 и 40 BT-9A, вооруженными парой пулеметов, авиакорпус Армии США в 1937 году заказал 117 самолетов NA-23 (BT-9B, на фотографии).
Первый NJ-1 (на фотографии) был передан летной школе морской авиации в Пенсаколе в июле 1937 года. Созданный на базе BT-9, вариант NJ строился в небольшом количестве, но за ним последовали более 4000 учебно-тренировочных SNJ, созданных на базе BC-1.
The North American NJ-1, the U.S. Naval version of the BT-9B.
Учебный самолет Норт Америкен NA-16 из состава ВВС Китая. 1939 г.
Only North American BT-14 still on the U.S. civil register is NL37604.
NORTH AMERICAN NA-16. PRATT AND WHITNEY WASP OR WRIGHT WHIRLWIND