De Havilland Hornet / Sea Hornet / D.H.103
Страна: Великобритания
Год: 1944


Одноместный истребитель
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (78)
de Havilland DH.103 Hornet и Sea Hornet

   Дальний истребитель DH.103 Hornet разработали преимущественно для войны с японцами как уменьшенную модификацию самолета Mosquito с сохранением в конструкции фюзеляжа трехслойных панелей (фанера/бальза/фанера), но с новым крылом, изготовленным из дерева и металла. Работы начались в июне 1943 года, требование F.12/43 составили на основе уже выполненного проекта, разработанного в порядке частной инициативы. Прототип впервые взлетел в Хэтфилде 28 июля 1944 года, он был оснащен двумя моторами Rolls-Royce Merlin 130/131, имевшими уменьшенную площадь лобового сечения по сравнению с более ранними его версиями. Кроме того, четырехлопастные винты de Havilland Hydromatic вращались в противоположных направлениях для преодоления склонности самолета к развороту на взлете либо посадке. Поставки британским ВВС начались в апреле 1945 года. Первую часть, 64-ю эскадрилью, сформировали на авиабазе Хоршэм Сент-Фэйт в мае 1946 года. Самолеты Hornet не успели поучаствовать во Второй мировой войне, но использовались как штурмовики в операциях в Малайе, поступив на вооружение 33-й эскадрильи в марте 1951 года. Последняя оснащенная самолетами Hornet часть британских ВВС, 45-я эскадрилья, перевооружилась с них на Vampire в июне 1955 года.
   Морская версия Hornet разрабатывалась с самого начала. Sea Hornet стал первым британским двухмоторным одноместным палубным истребителем. Три прототипа Sea Hornet были переделаны из планеров Hornet F.Mk 1. Первый из них впервые взлетел 19 апреля 1945 года. Первый полностью морской прототип (последний из трех) создала компания "Heston Aircraft Co. Ltd" - согласно спецификации N.5/44. Он получил складывающиеся консоли крыла, переделанные стойки основного шасси для посадки на палубу при большой скорости снижения, тормозной гак, захват для катапульты, морскую радиостанцию и РЛС. Эксплуатационные испытания прошли в 703-й эскадрилье, а первой строевой частью стала 801-я эскадрилья, вступившая в строй на авиабазе Форд 1 июня 1947 года. Самолет Sea Hornet оставался в строю некоторых частей флота до 1955 года.


Варианты

   Hornet F.Mk 1: начальная серийная модификация (построено 60), первый был поставлен в Боскомб-Даун 28 февраля 1945 года
   Hornet PR.Mk 2: один F.Mk 1, переделанный в фоторазведчик, с АФА, установленными в хвостовой части фюзеляжа
   Hornet F.Mk 3: самый многочисленный из сухопутных Hornet, с надфюзеляжным обтекателем (позднее установленным на более ранние версии), увеличенной емкостью топлива во внутренних баках, узлами подвески под каждой консолью для сбрасываемых баков, для 454-кг бомб либо четырех 27-кг НАР; построено 120 машин
   Hornet FR.Mk 4: последние машины версии Hornet F.Mk 3 были построены в варианте истребителя-разведчика, со снятым топливным баком в хвостовой части фюзеляжа для размещения одного АФА F.52
   Sea Hornet F.Mk 20: 78 серийных самолетов с вооружением, подобным вооружению версии Hornet F.Mk 3; первый полет состоялся 13 августа 1946 года; последний самолет был поставлен 12 июня 1951 года
   Sea Hornet NF.Mk 21: двухместный ночной истребитель, использовавшийся также в качестве самолета-лидера группы; первым прототипом стал переделанный Hornet F.Mk 1 с нескладывающимся крылом, но с РЛС ASH в носовой части и пламегасителями на выхлопных патрубках; первый полет состоялся 9 июля 1946 года; серийно собрали 79 самолетов, последний выпустили в ноябре 1950 года
   Sea Hornet PR.Mk 22: 43 самолета, подобных Sea Hornet F.Mk 20, но с двумя АФА F.52 либо одним АФА Fairchild K-19B для ночной фотосъемки


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   de Havilland D.H.103 Hornet (Hornet F.Mk 3)

   Тип: одноместный истребитель
   Силовая установка: два V-образных ПД Rolls-Royce Merlin 130/131 мощностью 2070 л. с. (1544 кВт) каждый
   Летные характеристики: максимальная скорость 760 км/ч на высоте 671 м; начальная скороподъемность 1417 м/мин; практический потолок 10 670 м; дальность 4828 км
   Масса: пустого 5842 кг; максимальная взлетная 9480 кг
   Размеры: размах крыла 13,72 м; длина 11,18 м; высота 4,32 м; площадь крыла 33,54 м2
   Вооружение: четыре неподвижные стреляющие вперед 20-мм пушки Hispano в нижней части носового обтекателя фюзеляжа, плюс до 907 кг полезной нагрузки на двух подкрыльевых узлах подвески - обычно две 454-кг бомбы, либо восемь 27-кг НАР или два сбрасываемых бака
Hornet Mk.1
28 июля 1944г.: Джеффри де Хэвилленд-младший поднял в воздух прототип Hornet. На вооружение самолет поступил в 1946 году.
На фотографии изображен ранний вариант истребителя - хорошо заметно сходство с Mosquito. Это один из трех Mk I, оборудованных фотоаппаратами и получивших обозначение PR.Mk II, еще пять PR.Mk II были построены заново, но машина не вызвала интереса у британских ВВС.
The second prototype Hornet, RR919, photographed in November 1944. Note how the rear extremities of the engine nacelles lower with the flaps.
Fitters hand-turn a 65 Sqn Hornet'a four-bladed prop in Sweden in May 1948.
Один из первых опытных "Хорнетов" на опробывании двигателей, 20 июля 1944г.
The unmarked prototype out for engine runs at Hatfield, July 20, 1944.
RR919, the second prototype, at Hatfield with under-wing bombs, November 1944.
The D.H. Hornet Single-seat Fighter (two Rolls-Royce Merlin 130/131 engines).
de Havilland Hornet, особенно в варианте F.Mk1 (на снимке), был гораздо легче и имел более совершенную аэродинамическую форму, чем Mosquito.
CHARLES E. BROWN’S picture portrays Pat Fillingham flying de Havilland D.H.103 Hornet F.Mk 1 PX217.
Демонстрация хорошей аэродинамики "Хорнета" - самолет планирует с выключенными моторами и зафлюгированными винтами
PX275 glides with both propellers fully feathered, a special "party trick" of the Hornet.
The last of the 60 Hornet F Mk.Is, PX288, served as a test bed with Rolls-Royce.
The D.H. Hornet Single-seat Fighter (two Rolls-Royce Merlin 130/131 engines).
Hornet Mk.I PX225 displays low frontal area, leading edge radiators, counter-rotating propellers and good pilot view.
"Хорнет" Mk.I - обратите внимание на хороший обзор у пилота
This breathtaking Charles E. Brown photograph, taken in September 1945, not only shows the Hornet’s minimal frontal area but also illustrates well the pilot's excellent forward view. The pilot on this occasion was W.P.I. “Pat” Fillingham.
An evocative shot of D.H.103 Hornet PX225 with inward rotating Merlin 130 (starboard) and Merlin 131 (port) capable of 4,140 h.p. between them
Hornet F Mk l PX225. Production Hornets were capable of climbing at the rate of 4,500ft/min and had a maximum level speed of 485 m.p.h. The Hornet represented the ultimate in twin piston-engined fighter design.
Pat Fillingham in a production Hornet F Mk.1 finished in the early grey and PR blue scheme. This aircraft later served with 65 Squadron.
Hornet Mk.3
F Mk.3 PX396 at Hatfield with old insignia and new silver finish.
A silver-finished Hornet F Mk.3 of 65 Squadron, still with 64 Squadron codes, takes off from Linton-on-Ouse.
"Хорнет" на национальных воздушных гонках в Элмонде, июль 1949г.
PX314 of 41 Squadron in camouflage, with unit markings on the fin and rockets underwing.
Hornet F.Mk 1 (и затем F.Mk 3) изначально привлекались к ПВО метрополии - с 1946 года они поступали в 64-ю и 65-ю эскадрильи в Линтон-он-Уз. Еще две эскадрильи - 19-я и 41-я (на снимке) - дислоцировались в Черч-Фентоне. Все четыре эскадрильи в 1951 году перевооружили на Meteor F.Mk 4, а их Hornet отправили на Дальний Восток.
Hornet F.3 PX345 being ferried from RAF Abingdon to Singapore by Flt Sgt Saxby on January 22, 1953 in convoy with Richard Livermore in Hornet F.3 PX384.
Far East Training Squadron (FETS) Hornet F.3 WB885 being flown by Plt Off Stappard in February 1952.
Hornet F.3 WB912 pictured during the ferry flight out to Singapore in convoy with PX384 on April 29, 1952. Richard Livermore is the pilot.
Hornet F Mk.3 PX393 of 64 Squadron poses for the camera. Note the unit badge on the fin.
Hornet PX386 as No 84 at the National Air Races, Elmdon, on July 30, 1949. It came second in the Air League Challenge Cup event.
De Havilland D.H.103 Hornet F.3 PX347. The two 2,070 h.p. Rolls-Royce Merlin engines pulled this lightweight fighter off the ground "like a rocket", giving its lucky pilots an incredible impression of power.
The study of de Havilland D.H.103 Hornet F Mk 3 PX393 of 64 Squadron, RAF, based at Linton-on-Ouse, was taken by CHARLES E. BROWN.
Hornet F Mk 3 PX393 of 64 Squadron, based at RAF Linton-on-Ouse in Yorkshire. Mk 3 Hornets featured larger tailplanes, a dorsal fin, increased internal tankage and provision for carrying 200gal drop tanks and 1,000 lb bombs.
A Hornet strikes. An F Mk.3, WF966 of 45 Squadron FEAF, based at Tengah, Singapore, peels off for a strike against Malayan terrorists in March 1953. It carries two bombs and four rockets and was the last but one of this variant to be built.
Hornet создавался изначально как дальний истребитель для Тихоокеанского ТВД, но более активно использовался в качестве истребителя-бомбардировщика во время конфликта в Британской Малайе (ныне в составе Малайзии). Данный F.Mk 3 принадлежал учебной эскадрилье.
В период 1951-1955 годов Hornet состояли на вооружении трех дальневосточных эскадрилий британских ВВС и активно использовались в боях в Малайе. Эти три машины принадлежали 45-й эскадрилье (авиабаза Тенга). 33-я эскадрилья дислоцировалась на авиабазе Буттерворт, а 80-я - на авиабазе Каитак (Гонконг).
Hornets PX293 and PX332 of 19 Squadron, with the CO’s aircraft nearer the camera. Both aircraft have the unit colours on their spinners.
On patrol. A flight of 45 Sqn Hornet F.3s flying over typical Malayan jungle terrain in March 1953.
45 Sqn detachment Hornets, armed with bombs, at Kuala Lumpur in July 1952. At that time the squadron’s Hornets had still not been cleared for rockets.
Вторая мировая война завершилась прежде, чем самолеты Hornet поступили на вооружение строевых частей, а появление реактивных истребителей сделало их непригодными для частей ПВО. Тем не менее самый скоростной британский поршневой истребитель нашел свою нишу - он использовался как истребитель-бомбардировщик на Дальнем Востоке. На снимке: звено истребителей-бомбардировщиков Hornet из 45-й эскадрильи.
F Mk.3s of 33 Squadron, FEAF, at Butterworth, North Malaya, prepare for a strike against bandits in South Kedah in 1952.
Линейка "Хорнетов" F Mk.3 в составе 33-й эскадрильи, 1952г.
A line-up of 65 Squadron’s F Mk.3s at Linton-on-Ouse, Yorkshire, bearing 64 Squadron code letters.
Hornet F.3s PX975 and WF978 at Muharraq, Bahrein during a ferry flight to Singapore on September 30, 1952. Hornets of 33 and 45 Sqns were used by the Far East Air Force for rocket strikes against terrorists in the Malayan jungle from March 1951.
Hornet WF975.
Another 33 Squadron F Mk.3, WB873 of 'B' Flight, refuels at Butterworth in 1952.
Hornet F Mk.3 WB912 of 45 Squadron is prepared for a terrorist strike at its Tengah base.
Hornet F.3 PX384, piloted by Richard Livermore, takes a breather at Mauripur, Karachi, during the ferry flight to Singapore in convoy with PX345 on January 20, 1953. The aircraft carried two 200gal underwing fuel tanks for ferrying purposes; two 1,000 lb bombs could be carried in their place. PX384 was delivered to 45 Squadron. On September 30, 1954 it suffered an undercarriage collapse at RAF Rutterworth.
Another view of Hornet F.3 PX975 taken at Muharraq, Bahrein.
Edmundo Weiss (furthest right) with de Havilland personnel, including test pilot Geoffrey Pike (second from left), beside PX386 at the company’s airfield at Hatfield in 1947. Weiss was despatched to the UK to familiarise himself with various types of state-of-the-art fighters, particularly the Hornet, which would provide a good grounding for flying the Nancu.
Clearly the inspiration for the Nancu in the same way the Mosquito had been for the Calquin, the de Havilland Hornet was initially designed as a fast, agile singleseat fighter with long range, capable of taking on single-engined Japanese fighters in the South Pacific. This F.3, PX386, was flown by Edmundo Weiss at Hatfield in 1947 and is seen here at the UK National Air Races at Elmdon in 1949.
Hornet F.3 WF956 pictured at Habbaniya, Iraq during the ferry flight to Singapore from RAF Abingdon in convoy with WB912 on April 27, 1953. Delivered to 45 Sqn, WB912 was lost on August 28 that year when it stalled following a firing dive near Srenban, Malaya and hit some trees.
Another unusual type photographed at LAP by John Stroud was de Havilland Hornet F.3 PX396 in May 1948. The sleek but pugnacious-looking fighter may have been on its way to Linton-on-Ouse to join No 64 Sqn, with which it served with the codes SH-O. Note also two other de Havilland types in the background; nearest is a Mosquito, behind which is a Dove.
An 84 Sqn Brigand arrives at Kuala Lumpur on August 29, 1952, and lines up with two 45 Sqn Hornets. No 84 was taking over responsibility for the operational detachment, with 45 Sqn returning to Tengah. The pilot of the Brigand was Flt Sgt Roy Bowring.
The strike leader gives final instructions before taking off from Kuala Lumpur to attack a bandit camp.
Sea Hornet F.Mk.20
The prototype Sea Hornet XX landing on H.M.S. Ocean aircraft-carrier during its deck-landing trials.
Another CHARLES E. BROWN gem, taken aboard HMS Implacable. A D.H. Hornet has just touched down on the deck and a second aircraft is turning on finals behind it.
The 12th production Sea Hornet F Mk 20, TT196, with armament of eight 60-lb (27-kg) rockets under the wings.
Sea Hornet F Mk 20 TT202 was used as a company trials aircraft. The Sea Hornet became the Royal Navy's first twin-engined, long-range escort strike fighter.
The D.H.103 Sea Hornet F Mk 20 was the Royal Navy's first twin engined, long range escort strike fighter and went into service initially with No 801 Sqn at Ford. TT202, illustrated here, was used for development and experimental flying.
Geoffrey Pike bringing in the Sea Hornet 20 VR892.
Три Sea Hornet F.Mk 20 последнего эксплуатанта Hornet - 728-й эскадрильи, авиабаза Хал Фар, остров Мальта. Эти самолеты были списаны только в 1957 году.
Two Sea Hornet F Mk 20s in exuberant mood.
D.H.103 Hornet F.20 VZ710 flying off HMS Implacable at the end of its commission in 1950.
(Inset) The extremely clean aerodynamic shape of the Sea Hornet F Mk 20 is shown clearly by this head-on view of TT189, the third production aircraft and (main picture) an F Mk 20 (VR857) of the third production batch.
The Sea Hornet featured folding wings for carrier operations.
Второй опытный "Си Хорнет" с сложенными консолями крыла
The second Sea Hornet prototype, PX214, with the folding outer wing panels fitted after initial trials with a non-folding wing.
The world’s only civilian-registered member of de Havilland’s Hornet family, Sea Hornet F.20, CF-GUO, photographed while owned by Spartan pilot, Bill Ferderber. The wire sight visible behind the windscreen helped the pilot align the photo runs.
Sea Hornet PR.Mk.22
The prototype Sea Hornet PR Mk 22, TT187, originally the second production F Mk 20. Virtually a navalised version of the RAF's Hornet PR Mk 2, it carried no cannon armament but could carry standard underwing stores.
На фотографии изображен один из ранних, переоборудованных для испытаний Sea Hornet PR.Mk 22. Хорошо видны его V-образный тормозной гак, окна для аэрофотоаппаратов и пушечные порты, а также размещенные в носке крыла, между моторами и фюзеляжем, радиаторы систем охлаждения.
The prototype Sea Hornet PR Mk 22, TT187, originally the second production F Mk 20. Virtually a navalised version of the RAF's Hornet PR Mk 2, it carried no cannon armament but could carry standard underwing stores.
Another Sea Hornet PR Mk 22, originally laid down as an F Mk 20 (TT197), photographed while serving with No 738 Sqn at Culdrose, this being a component of the 52nd Training Air Group. Note the 200-Imp gal (910-l) drop tanks.
Sea Hornet NF.Mk.21
The first (PX230) Sea Hornet NF Mk 21 prototype. It was originally early production Hornet F Mk Is.
809-я эскадрилья стала единственной боевой частью, получившей Sea Hornet NF.Mk 21 (их эксплуатация пришлась на период с 1949 по 1954 годы). Остальные самолеты поступили в учебные и опытовые подразделения, включая 792-ю эскадрилью, осуществлявшую подготовку летчиков ночных истребителей.
"Си Хорнет" NF Mk 21
Установка в носовой части РЛС ASH и введение в состав экипажа второго человека - оператора РЛС - изменили изящные обводы Sea Hornet. На фотографии - второй прототип NF.Mk 21, переоборудованный из F.Mk I, и первый, получивший складное крыло и форкиль.
The second (PX239) Sea Hornet NF Mk 21 prototype. It was originally early production Hornet F Mk Is.
Sea Hornet PX239 was a prototype of the two-seat NF 21.
"Си Хорнет" NF Mk.21 из состава 809-й эскадрильи, 1949г.
A Sea Hornet NF Mk 21 of No 809 Sqn, the only first-line unit to equip with this type, flying from Culdrose during service trials in 1949.
Раскапотированная силовая установка "Хорнета"
The closely-cowled Merlin 130/131 installation of a production Hornet.
Вид на отсек вооружения с четырьмя 20-мм пушками "Испано"
The Hornet’s sting. Main armament consisted of four 20mm cannons in the nose. Later marks were armed with rockets and bombs.
An armourer loading 10lb practice bombs on to Hornet WB912 at RAF Butterworth in May 1952.
 
Another photograph of VP401 at Elmdon, this time refuelling in front of D.H.103 Hornet PX386, which was to compete against VP401 in the Kemsley Challenge Trophy race - which the N.7/46 won, piloted by Neville Duke. With the introduction of jets, the UK’s National Air Races truly represented the ‘‘fastest racetrack in the world”.