De Havilland Hornet / Sea Hornet / D.H.103
Страна: Великобритания
Год: 1944


Одноместный истребитель
Рекомендации по применению моторного масла.
Описание
Фотографии
de Havilland DH.103 Hornet и Sea Hornet

  Дальний истребитель DH.103 Hornet разработали преимущественно для войны с японцами как уменьшенную модификацию самолета Mosquito с сохранением в конструкции фюзеляжа трехслойных панелей (фанера/бальза/фанера), но с новым крылом, изготовленным из дерева и металла. Работы начались в июне 1943 года, требование F.12/43 составили на основе уже выполненного проекта, разработанного в порядке частной инициативы. Прототип впервые взлетел в Хэтфилде 28 июля 1944 года, он был оснащен двумя моторами Rolls-Royce Merlin 130/131, имевшими уменьшенную площадь лобового сечения по сравнению с более ранними его версиями. Кроме того, четырехлопастные винты de Havilland Hydromatic вращались в противоположных направлениях для преодоления склонности самолета к развороту на взлете либо посадке. Поставки британским ВВС начались в апреле 1945 года. Первую часть, 64-ю эскадрилью, сформировали на авиабазе Хоршэм Сент-Фэйт в мае 1946 года. Самолеты Hornet не успели поучаствовать во Второй мировой войне, но использовались как штурмовики в операциях в Малайе, поступив на вооружение 33-й эскадрильи в марте 1951 года. Последняя оснащенная самолетами Hornet часть британских ВВС, 45-я эскадрилья, перевооружилась с них на Vampire в июне 1955 года.
  Морская версия Hornet разрабатывалась с самого начала. Sea Hornet стал первым британским двухмоторным одноместным палубным истребителем. Три прототипа Sea Hornet были переделаны из планеров Hornet F.Mk 1. Первый из них впервые взлетел 19 апреля 1945 года. Первый полностью морской прототип (последний из трех) создала компания "Heston Aircraft Co. Ltd" - согласно спецификации N.5/44. Он получил складывающиеся консоли крыла, переделанные стойки основного шасси для посадки на палубу при большой скорости снижения, тормозной гак, захват для катапульты, морскую радиостанцию и РЛС. Эксплуатационные испытания прошли в 703-й эскадрилье, а первой строевой частью стала 801-я эскадрилья, вступившая в строй на авиабазе Форд 1 июня 1947 года. Самолет Sea Hornet оставался в строю некоторых частей флота до 1955 года.


Варианты

  Hornet F.Mk 1: начальная серийная модификация (построено 60), первый был поставлен в Боскомб-Даун 28 февраля 1945 года
  Hornet PR.Mk 2: один F.Mk 1, переделанный в фоторазведчик, с АФА, установленными в хвостовой части фюзеляжа
  Hornet F.Mk 3: самый многочисленный из сухопутных Hornet, с надфюзеляжным обтекателем (позднее установленным на более ранние версии), увеличенной емкостью топлива во внутренних баках, узлами подвески под каждой консолью для сбрасываемых баков, для 454-кг бомб либо четырех 27-кг НАР; построено 120 машин
  Hornet FR.Mk 4: последние машины версии Hornet F.Mk 3 были построены в варианте истребителя-разведчика, со снятым топливным баком в хвостовой части фюзеляжа для размещения одного АФА F.52
  Sea Hornet F.Mk 20: 78 серийных самолетов с вооружением, подобным вооружению версии Hornet F.Mk 3; первый полет состоялся 13 августа 1946 года; последний самолет был поставлен 12 июня 1951 года
  Sea Hornet NF.Mk 21: двухместный ночной истребитель, использовавшийся также в качестве самолета-лидера группы; первым прототипом стал переделанный Hornet F.Mk 1 с нескладывающимся крылом, но с РЛС ASH в носовой части и пламегасителями на выхлопных патрубках; первый полет состоялся 9 июля 1946 года; серийно собрали 79 самолетов, последний выпустили в ноябре 1950 года
  Sea Hornet PR.Mk 22: 43 самолета, подобных Sea Hornet F.Mk 20, но с двумя АФА F.52 либо одним АФА Fairchild K-19B для ночной фотосъемки


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  de Havilland D.H.103 Hornet (Hornet F.Mk 3)

  Тип: одноместный истребитель
  Силовая установка: два V-образных ПД Rolls-Royce Merlin 130/131 мощностью 2070 л. с. (1544 кВт) каждый
  Летные характеристики: максимальная скорость 760 км/ч на высоте 671 м; начальная скороподъемность 1417 м/мин; практический потолок 10 670 м; дальность 4828 км
  Масса: пустого 5842 кг; максимальная взлетная 9480 кг
  Размеры: размах крыла 13,72 м; длина 11,18 м; высота 4,32 м; площадь крыла 33,54 м2
  Вооружение: четыре неподвижные стреляющие вперед 20-мм пушки Hispano в нижней части носового обтекателя фюзеляжа, плюс до 907 кг полезной нагрузки на двух подкрыльевых узлах подвески - обычно две 454-кг бомбы, либо восемь 27-кг НАР или два сбрасываемых бака
Опытный истребитель D.H.103 "Хорнет"
D.H. Hornet F.3s PX293 and PX332 from Church Fenton.
D.H. Hornet F.3s PX293 and PX332 from Church Fenton.
Третий опытный "Си Хорнет" на палубе авианосца "Оушн", 19 августа 1945г. - через неделю после первой посадки на палубу
The third Sea Hornet prototype, PX219, photographed aboard HMS Ocean on 19 August 1945, a week after the first deck trials by the author.
Three Sea Hornet F Mk 20s of No 801 Sqn photographed while based at Ford.
In April 1954, Russell Adams visited the aircraft carrier HMS 'Eagle': DH Sea Hornet NF.21 VW957 of 809 Squadron.
Hornet Mk.1
28 июля 1944г.: Джеффри де Хэвилленд-младший поднял в воздух прототип Hornet. На вооружение самолет поступил в 1946 году.
На фотографии изображен ранний вариант истребителя - хорошо заметно сходство с Mosquito. Это один из трех Mk I, оборудованных фотоаппаратами и получивших обозначение PR.Mk II, еще пять PR.Mk II были построены заново, но машина не вызвала интереса у британских ВВС.
The second prototype Hornet, RR919, photographed in November 1944. Note how the rear extremities of the engine nacelles lower with the flaps.
Fitters hand-turn a 65 Sqn Hornet'a four-bladed prop in Sweden in May 1948.
Один из первых опытных "Хорнетов" на опробывании двигателей, 20 июля 1944г.
The D.H. Hornet Single-seat Fighter (two Rolls-Royce Merlin 130/131 engines).
de Havilland Hornet, особенно в варианте F.Mk1 (на снимке), был гораздо легче и имел более совершенную аэродинамическую форму, чем Mosquito.
Демонстрация хорошей аэродинамики "Хорнета" - самолет планирует с выключенными моторами и зафлюгированными винтами
"Хорнет" Mk.I - обратите внимание на хороший обзор у пилота
This breathtaking Charles E. Brown photograph, taken in September 1945, not only shows the Hornet’s minimal frontal area but also illustrates well the pilot's excellent forward view. The pilot on this occasion was W.P.I. “Pat” Fillingham.
Hornet F Mk l PX225. Production Hornets were capable of climbing at the rate of 4,500ft/min and had a maximum level speed of 485 m.p.h. The Hornet represented the ultimate in twin piston-engined fighter design.
Hornet Mk.3
Hornet F Mk 3 PX393 of 64 Squadron, based at RAF Linton-on-Ouse in Yorkshire. Mk 3 Hornets featured larger tailplanes, a dorsal fin, increased internal tankage and provision for carrying 200gal drop tanks and 1,000 lb bombs.
Hornet создавался изначально как дальний истребитель для Тихоокеанского ТВД, но более активно использовался в качестве истребителя-бомбардировщика во время конфликта в Британской Малайе (ныне в составе Малайзии). Данный F.Mk 3 принадлежал учебной эскадрилье.
В период 1951-1955 годов Hornet состояли на вооружении трех дальневосточных эскадрилий британских ВВС и активно использовались в боях в Малайе. Эти три машины принадлежали 45-й эскадрилье (авиабаза Тенга). 33-я эскадрилья дислоцировалась на авиабазе Буттерворт, а 80-я - на авиабазе Каитак (Гонконг).
Вторая мировая война завершилась прежде, чем самолеты Hornet поступили на вооружение строевых частей, а появление реактивных истребителей сделало их непригодными для частей ПВО. Тем не менее самый скоростной британский поршневой истребитель нашел свою нишу - он использовался как истребитель-бомбардировщик на Дальнем Востоке. На снимке: звено истребителей-бомбардировщиков Hornet из 45-й эскадрильи.
Линейка "Хорнетов" F Mk.3 в составе 33-й эскадрильи, 1952г.
"Хорнет" на национальных воздушных гонках в Элмонде, июль 1949г.
Hornet F.Mk 1 (и затем F.Mk 3) изначально привлекались к ПВО метрополии - с 1946 года они поступали в 64-ю и 65-ю эскадрильи в Линтон-он-Уз. Еще две эскадрильи - 19-я и 41-я (на снимке) - дислоцировались в Черч-Фентоне. Все четыре эскадрильи в 1951 году перевооружили на Meteor F.Mk 4, а их Hornet отправили на Дальний Восток.
Sea Hornet
The prototype Sea Hornet landing on an aircraft-carrier during its deck-landing trials.
Sea Hornet F.Mk.20
The 12th production Sea Hornet F Mk 20, TT196, with armament of eight 60-lb (27-kg) rockets under the wings.
Sea Hornet F Mk 20 TT202 was used as a company trials aircraft. The Sea Hornet became the Royal Navy's first twin-engined, long-range escort strike fighter.
Geoffrey Pike bringing in the Sea Hornet 20 VR892.
Три Sea Hornet F.Mk 20 последнего эксплуатанта Hornet - 728-й эскадрильи, авиабаза Хал Фар, остров Мальта. Эти самолеты были списаны только в 1957 году.
Two Sea Hornet F Mk 20s in exuberant mood.
(Inset) The extremely clean aerodynamic shape of the Sea Hornet F Mk 20 is shown clearly by this head-on view of TT189, the third production aircraft and (main picture) an F Mk 20 (VR857) of the third production batch.
The Sea Hornet featured folding wings for carrier operations.
Второй опытный "Си Хорнет" с сложенными консолями крыла
The second Sea Hornet prototype, PX214, with the folding outer wing panels fitted after initial trials with a non-folding wing.
Sea Hornet PR.Mk.22
The prototype Sea Hornet PR Mk 22, TT187, originally the second production F Mk 20. Virtually a navalised version of the RAF's Hornet PR Mk 2, it carried no cannon armament but could carry standard underwing stores.
На фотографии изображен один из ранних, переоборудованных для испытаний Sea Hornet PR.Mk 22. Хорошо видны его V-образный тормозной гак, окна для аэрофотоаппаратов и пушечные порты, а также размещенные в носке крыла, между моторами и фюзеляжем, радиаторы систем охлаждения.
The prototype Sea Hornet PR Mk 22, TT187, originally the second production F Mk 20. Virtually a navalised version of the RAF's Hornet PR Mk 2, it carried no cannon armament but could carry standard underwing stores.
Another Sea Hornet PR Mk 22, originally laid down as an F Mk 20 (TT197), photographed while serving with No 738 Sqn at Culdrose, this being a component of the 52nd Training Air Group. Note the 200-Imp gal (910-l) drop tanks.
Sea Hornet NF.Mk.21
The first (PX230) Sea Hornet NF Mk 21 prototype. It was originally early production Hornet F Mk Is.
809-я эскадрилья стала единственной боевой частью, получившей Sea Hornet NF.Mk 21 (их эксплуатация пришлась на период с 1949 по 1954 годы). Остальные самолеты поступили в учебные и опытовые подразделения, включая 792-ю эскадрилью, осуществлявшую подготовку летчиков ночных истребителей.
"Си Хорнет" NF Mk 21
Установка в носовой части РЛС ASH и введение в состав экипажа второго человека - оператора РЛС - изменили изящные обводы Sea Hornet. На фотографии - второй прототип NF.Mk 21, переоборудованный из F.Mk I, и первый, получивший складное крыло и форкиль.
The second (PX239) Sea Hornet NF Mk 21 prototype. It was originally early production Hornet F Mk Is.
"Си Хорнет" NF Mk.21 из состава 809-й эскадрильи, 1949г.
A Sea Hornet NF Mk 21 of No 809 Sqn, the only first-line unit to equip with this type, flying from Culdrose during service trials in 1949.
 
Раскапотированная силовая установка "Хорнета"
Вид на отсек вооружения с четырьмя 20-мм пушками "Испано"
The Hornet’s sting. Main armament consisted of four 20mm cannons in the nose. Later marks were armed with rockets and bombs.
Кабина "Хорнета"
The Hornet's snug cockpit was mounted well forward, giving the pilot an almost uninterrupted field of vision in most directions.
The first production Sea Hornet NF.21 on the way to the scrap yard.
Макет "Хорнета" в опытном отделе завода в Хэтфилде, 1943г.
Истребитель "Си Хорнет"
The De Havilland Hornet F Mk 1 (Two 2,030 h.p. Rolls-Royce Merlin 130 Series engines)
De Havilland Sea Hornet F Mk 20
The D.H. Hornet Single-seat Twin-engined Fighter.
Sea Hornet F Mk 20
de Havilland Sea Hornet NF.Mk 21