Martin PB2M / JRM Mars
Страна: США
Год: 1942
Летающая лодка

Военно-транспортный самолет (летающая лодка)
Описание
Фотографии
Martin PB2M и JRM Mars

   23 августа 1938 года ВМС США выдали компании "Martin" контракт на разработку и постройку прототипа летающей лодки Martin 170, которую предполагалось использовать в качестве патрульного бомбардировщика. Получившая обозначение XPB2M-1, она совершила первый полет 3 июля 1942 года - на тот момент США уже вступили во Вторую мировую войну, и военным командованием было принято решение о переоборудовании этой машины из патрульного бомбардировщика в транспортную летающую лодку. Самолет переименовали в XPB2M-1R, и в декабре 1943 года он поступил в эксплуатацию. Самолет до сих пор остается самой крупной летающей лодкой в истории ВМС США. Уже в 1944 году он продемонстрировал уникальные возможности, доставив груз массой 9299 кг на Гавайи, преодолев 7564 км всего за 27 ч 36 мин. После этого полета ВМС США заказали 20 серийных машин под обозначением JRM-1 Mars - специально для использования в качестве военно-транспортных самолетов. Впрочем, война закончилась, так что построить успели только пять машин, плюс один JMR-2 - с увеличенной максимальной взлетной массой. По данному стандарту позже были модифицированы пять JMR-1, которые после этого получили обозначение JMR-3. Данные самолеты, имевшие крыло размахом 60,96 м, оснащались двигателями Wright R-3350-8 мощностью по 2300 л.с. О том, насколько уникальным был потенциал этих летающих лодок, свидетельствует следующий пример: один из самолетов, "Marshall Mars", 19 мая 1949 года выполнил полет с 301 пассажиром на борту.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Martin JRM-3 Mars

   Тип: военно-транспортный самолет (летающая лодка)
   Силовая установка: четыре 28-цилиндровых звездообразных ПД воздушного охлаждения Pratt & Whitney R-4360-4 Wasp Major мощностью по 3000 л. с. (2237 кВт)
   Летные характеристики: крейсерская скорость 346 км/ч; макс. скорость 383 км/ч; практический потолок 5182 м; дальность полета с максимальной полезной нагрузкой 10763 км
   Масса: пустого 61235 кг; максимальная взлетная 74842 кг
   Размеры: размах крыла 60,96 малина 36,65 м; высота (на шасси) 13,59 м; площадь крыла 342,44 м2
   Полезная нагрузка: до 301 солдата или груз массой до 13 607 кг
Компания "Forest Industries Flying Tankers Limited" эксплуатировала две летающие лодки JRM-3 Mars даже в 2001 году. Самолет "Hawaii Mars" (изображен на рисунке) перевозил в своих баках-отсеках в районе киля воду. Во время службы в ВМС США летающая лодка могла брать на борт до 133 военнослужащих или 84 носилочных раненых, 24 сидячих раненых и девять медиков, или до 15 876 кг груза. Под крылом можно было крепить лебедку грузоподъемностью 2268 кг для облегчения погрузки через люки в бортах.
FIFT’s Martin JRM-3 ‘Hawaii Mars’ over Long Beach Harbour, California.
"Тяжелый водяной бомбардировщик" Martin JRM "Mars", эксплуатируемый канадской фирмой FIFT в 60-е годы прошлого века
Coulson Flying Tankers Martin JRM-3 Mars C-FLYL 'Hawaii Mars' performs a water drop demonstration in Vancouver Harbour, Canada, on January 17, 2008 during a logging industry convention. Coulson Air Crane took over operation of the last two surviving Martin Mars water-bomber flying boats last year but is struggling to even break even with their operations and is therefore publicising their benefits as much as possible in an effort to gain more fire-fighting contracts.
CF-LYL Hawaii Mars in its water-bomber role. It is one of the last two survivors of its type.
Вертикальное оперение Philippine Mars окрашено в белый цвет, а вертикальное оперение Hawaii Mars - в красный. Оба самолета особенно эффективны для нанесения первого удара по очагу пожара, но и потом они способны поддерживать высокий темп борьбы с огнем.
The Mars in Long Beach Harbour.
Hawaii Mars under power in Long Beach Harbour.
The picket boat gives scale to 'Hawaii Mars'
Early advertisement featuring the prototype Mars. Martin had high hopes that its mammoth would find a good market with the postwar airlines.
The Mars over Chesapeake Bay on its maiden flight, July 3, 1942, with nose turret evident.
The prototype in camouflage, 1944, with turrets removed and nose faired over.
The Martin XPB2M-1R Mars Transport Flying-boat (four Wright R-3350 engines).
Martin XPB2M-1.
Marianas Mars, 6821, is seen undergoing maintenance in a floating dock at Alameda NAS, California.
The second JRM-1, 6820 Philippine Mars, makes an impressive rocket-assisted takeoff in 1948.
The Martin JRM-1 Mars Transport Flying-boat (four Wright R-3350-8 Duplex-Cyclone engines).
The ill-fated first production JRM-1, 6819 Hawaii Mars, during its maiden flight on July 21, 1945, with the twin-finned XPB2M-1R coming up behind.
19 мая 1949г.: летающая лодка Martin JRM Mars "Marshall Mars" ВМС США на маршруте Аламеда (штат Айдахо) - Сан-Диего (штат Калифорния) установила рекорд грузоподъемности - 301 пассажир и 7 членов экипажа.
The sole JRM-2, 6824 Caroline Mars, was delivered in July 1947.
The first JRM-1, Hawaii Mars, comes in to touchdown after its first flight. It sank in Chesapeake Bay on August 5, 1945, only two weeks later.
Крупнейшей летающей лодкой за всю историю ВМС США стала Martin Mars, созданная как морской бомбардировщик, она использовалась в качестве транспортной. ВМС США получили пять JRM-1 и одну JRM-2.
Of four Martin Mars flying-boats acquired by Forest Industries Flying Tankers Ltd, two were still flying last year from Sproat Lake on Vancouver Island; C-FLYN (s/n 76823) is illustrated.
John Wells (left) and Tom Irving at Long Beach for the Mars capability demonstration.
The Mars in Long Beach Harbour.
Quite a rare bird now, Martin JRM Mars C-FLYL "Hawaii Mars" is seen undergoing routine maintenance at Sproat Lake, British Columbia, Canada, on 14th September 1975 after water-bombing a forest fire. This flying-boat and one other, out of four purchased by the B.C. Flying Tankers Organization in 1960, are still in regular use
“The only thing unique about the Mars is its size”. Looking down on the cockpit from the 200ft span wing.
The huge dump doors in the side of ‘Hawaii Mars’.
The flight deck of 'Hawaii Mars', including modern radio fits and controls for scooping, mixing and dumping.
The first Mars after the engine fire which delayed the maiden flight. Note the nacelle in the water and the holes in the upper fuselage made by propeller blades.
Martin JRM-3 Mars. Компания "Forest Industries Flying Tankers" (FIFT) из Порт- Элберни, Британская Колумбия, приступила к использованию для борьбы с пожарами гигантских самолетов Mars в 1960 году. В 2007 году летающие лодки продали "Coulson Forest Products", они эксплуатируются до сих пор.