SAAB Viggen / AJ.37
Страна: Швеция
Год: 1967


Одноместный всепогодный истребитель-перехватчик с возможностью решения ударных задач
Описание
Фотографии:

Боковые проекции (9)
Saab 37 Viggen
  
  Saab 37 Viggen создавался под требования ВВС Швеции на современный авиационный комплекс вооружения, обладающий превосходными летно-техническими характеристиками и высоким боевым потенциалом. Его отличительной особенностью должна была стать способность к эксплуатации с коротких взлетно-посадочных полос. Самолет планировался для замены Draken и должен был поступить на вооружение в нескольких вариантах целевого назначения - разведка над сушей и морем, ПВО, подготовка летчиков.
  В течение 1962 года специалисты "Saab" (с 1968 года - "Saab-Scania") подготовили эскизный проект Saab 37, который имел весьма необычную конструкцию. Самолет был построен по редкой до того времени аэродинамической схеме биплан-тандем без горизонтального оперения: большое низкорасположенное заднее треугольное крыло и высокорасположенное треугольное небольшое переднее крыло с закрылками. Ныне такую схему чаще рассматривают как вариант схемы "утка", a Saab 37 стал первым серийным самолетом, на котором она была реализована. Большая общая подъемная сила во время взлета и посадки достигалась за счет создания дополнительной подъемной силы на переднем крыле, оснащенном закрылками. В итоге самолет отличался хорошими взлетно-посадочными характеристиками и мог эксплуатироваться с коротких взлетных полос и даже отрезков шоссе длиной около 500 м.
  Самолет оснащался двухконтурным турбореактивным двигателем Volvo Flygmotor RM8 (доработанный лицензионный вариант "гражданского" Pratt & Whitney JT8D, оснащенный форсажной камерой и реверсером тяги).
  Компания "Saab" получила контракт на полномасштабную разработку нового самолета в октябре 1962 года, согласно которому она обязалась построить семь летных прототипов и несколько планеров для статических испытаний, а в апреле 1964 года заказчик определил, что сможет приобрести около 800 машин в четырех базовых конфигурациях.
  Важным требованием к новому самолету также стало наличие современной авионики, способной полностью взаимодействовать с национальной системой ПВО, обеспечивая самолету высокую боевую эффективность. Важное внимание уделялось созданию современной многорежимной РЛС Ericsson PS-37/A.
  Первый прототип был облетан 8 февраля 1967 года, а в феврале 1971 года в воздух поднялся первый серийный вариант самолета - истребитель-бомбардировщик AJ 37(построено 108 самолетов). На вооружение он поступил в середине 1971 года, со временем самолеты поступили на вооружение шести подразделений ВВС Швеции.
  Прототип второго варианта, двухместного учебно-тренировочного самолета Sk 37 (17 машин), был облетан 2 июля 1970 года и конструктивно отличался от AJ 37 перепроектированной носовой частью фюзеляжа и наличием кабины инструктора, оборудованной на месте удаленного переднего топливного бака, а также несколько более высоким килем и составом БРЭО.
  SF 37 - всепогодный самолет-разведчик, отличавшийся перепроектированной носовой частью фюзеляжа, где разместили большой набор фоторазведывательной аппаратуры.
  Первый прототип SF 37 был облетан 21 мая 1973 года, а на вооружение он поступил в апреле 1977 года, сменив S 35E Draken. Выпущено 28 самолетов, последний поставлен в феврале 1980 года.
  SH 37 - морской самолет-разведчик (27 самолетов), отличавшийся от AJ 37 перепроектированной носовой частью фюзеляжа, где были установлены обзорная РЛС и станция радиотехнической разведки, а также фоторазведывательная аппаратура по типу SF 37. Первый SH 37 поднялся в воздух в декабре 1973 года, а на вооружение поступил в 1975 году, заменив в этой роли S 32C Lansen.
  JA 37 - истребитель-перехватчик, способный также решать ударные задачи (149 самолетов). Самолет предназначался на смену J 35. Основными особенностями новой машины стали более высокий киль (по типу Sk 37), новая РЛС Ericsson PS-46/A с максимальной дальностью обнаружения 75 км, а также усиленная конструкция и более мощный двигатель RM8B. Кабина была спроектирована по правилам эргономики и включала современное приборное оборудование, в том числе индикатор на лобовом стекле и два индикатора на приборной доске. В подфюзеляжном контейнере размещалась мощная 30-мм пушка Oerlikon KC. JA 37 поступил на вооружение ВВС Швеции в 1980 году, серийный выпуск завершился в 1990 году.
  В мае 1991 года был обнародован план, согласно которому "Saab" получила контракт на переоборудование 115 AJ 37, SF 37 и SH 37 под стандарт AJS 37, в результате чего ВВС Швеции получили многоцелевой самолет, способный в зависимости от обстановки решать задачи ПВО, ударные и разведывательные и оснащенный современной авионикой, включая мощные бортовые компьютеры и средства связи. Первые переоборудованные самолеты вновь поступили на вооружение в конце 1993 года, приобретя возможности по применению новых типов авиационных средств поражения и подвесных контейнеров, разработанных для самолетов Gripen.
  В период 1993-1998 годов часть JA 37 была переоборудована под стандарт JA 37D, получив усовершенствованную авионику. В конце 1990-х годов компания выполнила переоборудование 10 учебно-тренировочных самолетов Sk 37 в вариант учебного самолета РЭБ Sk 37E для подготовки соответствующих специалистов.
  Viggen был в основном снят с вооружения строевых частей шведских ВВС в 2005 году, хотя вариант Sk 37Е оставался в эксплуатации еще два года, после чего также был списан. Экспортных заказов на самолет не поступало.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Saab JA 37 Viggen

  Тип: одноместный всепогодный истребитель-перехватчик с возможностью решения ударных задач
  Силовая установка: один ТРДДФ Volvo Flygmotor RM-8B тягой на нефорсированном режиме 72,06 кН и тягой на форсированном режиме 125,04 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость горизонтального полета без внешних подвесок на высоте 10 975 м - 2126 км/ч; набор высоты 10 000 м на форсированном режиме с момента старта - менее чем за 1 мин 40 с; практический потолок - около 18 290 м
  Масса: нормальная взлетная 15 000 кг; максимальная взлетная 17000 кг
  Размеры: размах крыла 10,60 м; длина вместе с ПВД - 16,40 м; высота 5,90 м; площадь крыла 46,00 мг
  Вооружение: одна 30-мм пушка Oerlikon Contraves (Oerlikon-Bohrle) Type KCA в подфюзеляжном контейнере, плюс до 6000 кг авиационных средств поражения
AJ 37 Viggen. ВВС Швеции разработали одну из самых сложных камуфляжных окрасок в мире. Верхние и боковые поверхности самолета несут пятна с четкими краями трех оттенков зеленого цвета и одного коричневого. Изображен истребитель-бомбардировщик AJ 37 из F7, базировавшегося на Сатенас. На принадлежность самолета указывает желтая маркировка на носовой части фюзеляжа. Самолет несет под фюзеляжем две УР класса "воздух - поверхность" Rb05 с телевизионным наведением и две противокорабельные УР Rb04 (под крылом). Для увеличения радиуса действия почти всегда подвешивался дополнительный бак.
An AJ 37 Viggen of F 15 (Halsinge Flygflottilj) based at Soderhamn in the South Norrland Military Command. F 15 comprises two divisioner (squadrons), one of which serves as the Viggen conversion unit and is equipped with the tandem two-seat SK 37.
Морской разведчик SH 37, внешне схожий с вариантом AJ 37, мог нести различные внешние контейнеры. Судя по эмблеме на киле и его белой законцовке, этот самолет принадлежал авиакрылу F13.
A JA 37 Viggen of F 13 (Bravalla Flygflottilj) based at Norrkoping in the East Sweden Military Command. F 13 has three Viggen-equipped divisioner, one fulfilling the reconnaissance role with the SH 37 and the others currently working upon the JA 37. F13 received its first JA 37s during 1979 and is the first flottilj of Flygvapnet to re-equip with this second-generation version of Viggen.
JA 37 Jaktviggen. Изображен JA 37 из состава 17-го авиакрыла (F17) с полным вооружением. Авиакрыло дислоцировалось на авиабазе Роннеби. Осенью 2002 года база приступила к перевооружению на самолеты JAS 39 Gripen, а все модификации Viggen вскоре были окончательно сняты с вооружения.
Этот фоторазведчик SF 37 Viggen несет эмблемы авиакрыла F13 с базы Норчепинг-Бравалла. Первая эскадрилья крыла F13 была разведывательной, оснащенной машинами версий SF 37 и SH 37. Вторая эскадрилья летала на истребителях JA 37. В 1993 году части, вооруженные самолетами Viggen, прошли реорганизацию. Два крыла расформировали. 1 июля 1993 года расформировали крыло F13, а его 1-ю эскадрилью перевели в крыло F10 (ранее вооруженное истребителями Draken). Одновременно разведывательную эскадрилью из крыла F17 перевели в крыло F10 вместе с полуэскадрильей из расформированного крыла F6 в Карлсборге. Вторая эскадрилья крыла F13 передала свои JA 37 в крыло F17, ставшее чисто истребительным.
SF 37 предназначен для ведения разведки и не способен поражать наземные или воздушные цели. Здесь изображен самолет авиакрыла F21, базировавшегося в Люллеа. На внешней подвеске - контейнер с ночной разведывательной аппаратурой и разведывательный контейнер Red Baron.
По форме носовой части фюзеляжа самолет можно идентифицировать как разведчик SF 37. На самолете не было РЛС, вылеты на разведку он выполнял без вооружения. Самолет принадлежал авиакрылу F21, дислоцированному в Лулео; на левом пилоне он несет контейнер с разведаппаратурой и средствами подсветки в ночное время.
Конструктивно и составом БРЭО двухместный учебно-тренировочный SK 37 мало отличался от модификации AJ 37. Инструкторской была задняя кабина, установленная на месте топливного бака. С целью сохранения путевой устойчивости площадь вертикального оперения на варианте SK 37 увеличена. SK 37 мог применять в бою весь ассортимент средств поражения самолета АJ 37. В военное время двухместные самолеты SK 37 могли использоваться для нанесения ударов по наземным целям.