SAAB Viggen / AJ.37
Страна: Швеция
Год: 1967


Одноместный всепогодный истребитель-перехватчик с возможностью решения ударных задач
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (45)
Saab 37 Viggen
  
  Saab 37 Viggen создавался под требования ВВС Швеции на современный авиационный комплекс вооружения, обладающий превосходными летно-техническими характеристиками и высоким боевым потенциалом. Его отличительной особенностью должна была стать способность к эксплуатации с коротких взлетно-посадочных полос. Самолет планировался для замены Draken и должен был поступить на вооружение в нескольких вариантах целевого назначения - разведка над сушей и морем, ПВО, подготовка летчиков.
  В течение 1962 года специалисты "Saab" (с 1968 года - "Saab-Scania") подготовили эскизный проект Saab 37, который имел весьма необычную конструкцию. Самолет был построен по редкой до того времени аэродинамической схеме биплан-тандем без горизонтального оперения: большое низкорасположенное заднее треугольное крыло и высокорасположенное треугольное небольшое переднее крыло с закрылками. Ныне такую схему чаще рассматривают как вариант схемы "утка", a Saab 37 стал первым серийным самолетом, на котором она была реализована. Большая общая подъемная сила во время взлета и посадки достигалась за счет создания дополнительной подъемной силы на переднем крыле, оснащенном закрылками. В итоге самолет отличался хорошими взлетно-посадочными характеристиками и мог эксплуатироваться с коротких взлетных полос и даже отрезков шоссе длиной около 500 м.
  Самолет оснащался двухконтурным турбореактивным двигателем Volvo Flygmotor RM8 (доработанный лицензионный вариант "гражданского" Pratt & Whitney JT8D, оснащенный форсажной камерой и реверсером тяги).
  Компания "Saab" получила контракт на полномасштабную разработку нового самолета в октябре 1962 года, согласно которому она обязалась построить семь летных прототипов и несколько планеров для статических испытаний, а в апреле 1964 года заказчик определил, что сможет приобрести около 800 машин в четырех базовых конфигурациях.
  Важным требованием к новому самолету также стало наличие современной авионики, способной полностью взаимодействовать с национальной системой ПВО, обеспечивая самолету высокую боевую эффективность. Важное внимание уделялось созданию современной многорежимной РЛС Ericsson PS-37/A.
  Первый прототип был облетан 8 февраля 1967 года, а в феврале 1971 года в воздух поднялся первый серийный вариант самолета - истребитель-бомбардировщик AJ 37(построено 108 самолетов). На вооружение он поступил в середине 1971 года, со временем самолеты поступили на вооружение шести подразделений ВВС Швеции.
  Прототип второго варианта, двухместного учебно-тренировочного самолета Sk 37 (17 машин), был облетан 2 июля 1970 года и конструктивно отличался от AJ 37 перепроектированной носовой частью фюзеляжа и наличием кабины инструктора, оборудованной на месте удаленного переднего топливного бака, а также несколько более высоким килем и составом БРЭО.
  SF 37 - всепогодный самолет-разведчик, отличавшийся перепроектированной носовой частью фюзеляжа, где разместили большой набор фоторазведывательной аппаратуры.
  Первый прототип SF 37 был облетан 21 мая 1973 года, а на вооружение он поступил в апреле 1977 года, сменив S 35E Draken. Выпущено 28 самолетов, последний поставлен в феврале 1980 года.
  SH 37 - морской самолет-разведчик (27 самолетов), отличавшийся от AJ 37 перепроектированной носовой частью фюзеляжа, где были установлены обзорная РЛС и станция радиотехнической разведки, а также фоторазведывательная аппаратура по типу SF 37. Первый SH 37 поднялся в воздух в декабре 1973 года, а на вооружение поступил в 1975 году, заменив в этой роли S 32C Lansen.
  JA 37 - истребитель-перехватчик, способный также решать ударные задачи (149 самолетов). Самолет предназначался на смену J 35. Основными особенностями новой машины стали более высокий киль (по типу Sk 37), новая РЛС Ericsson PS-46/A с максимальной дальностью обнаружения 75 км, а также усиленная конструкция и более мощный двигатель RM8B. Кабина была спроектирована по правилам эргономики и включала современное приборное оборудование, в том числе индикатор на лобовом стекле и два индикатора на приборной доске. В подфюзеляжном контейнере размещалась мощная 30-мм пушка Oerlikon KC. JA 37 поступил на вооружение ВВС Швеции в 1980 году, серийный выпуск завершился в 1990 году.
  В мае 1991 года был обнародован план, согласно которому "Saab" получила контракт на переоборудование 115 AJ 37, SF 37 и SH 37 под стандарт AJS 37, в результате чего ВВС Швеции получили многоцелевой самолет, способный в зависимости от обстановки решать задачи ПВО, ударные и разведывательные и оснащенный современной авионикой, включая мощные бортовые компьютеры и средства связи. Первые переоборудованные самолеты вновь поступили на вооружение в конце 1993 года, приобретя возможности по применению новых типов авиационных средств поражения и подвесных контейнеров, разработанных для самолетов Gripen.
  В период 1993-1998 годов часть JA 37 была переоборудована под стандарт JA 37D, получив усовершенствованную авионику. В конце 1990-х годов компания выполнила переоборудование 10 учебно-тренировочных самолетов Sk 37 в вариант учебного самолета РЭБ Sk 37E для подготовки соответствующих специалистов.
  Viggen был в основном снят с вооружения строевых частей шведских ВВС в 2005 году, хотя вариант Sk 37Е оставался в эксплуатации еще два года, после чего также был списан. Экспортных заказов на самолет не поступало.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Saab JA 37 Viggen

  Тип: одноместный всепогодный истребитель-перехватчик с возможностью решения ударных задач
  Силовая установка: один ТРДДФ Volvo Flygmotor RM-8B тягой на нефорсированном режиме 72,06 кН и тягой на форсированном режиме 125,04 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость горизонтального полета без внешних подвесок на высоте 10 975 м - 2126 км/ч; набор высоты 10 000 м на форсированном режиме с момента старта - менее чем за 1 мин 40 с; практический потолок - около 18 290 м
  Масса: нормальная взлетная 15 000 кг; максимальная взлетная 17000 кг
  Размеры: размах крыла 10,60 м; длина вместе с ПВД - 16,40 м; высота 5,90 м; площадь крыла 46,00 мг
  Вооружение: одна 30-мм пушка Oerlikon Contraves (Oerlikon-Bohrle) Type KCA в подфюзеляжном контейнере, плюс до 6000 кг авиационных средств поражения
AJ 37
Первый прототип 37-1, сфотографированный в ноябре 1966 г. в Линчёпинге. Переднее крыло имеет заметную V-образность. На киле установлена камера для регистрации характера обтекания крыла на различных углах атаки
Прототип 37-1, сфотографированный в феврале 1967 г. Переднее крыло уже без поперечного V. На самолете установлена длинная инструментальная штанга, нанесены опознавательные знаки, размещена маркировка Saab 37-1 на киле и изображение громовержца на воздухозаборнике
8 февраля 1967г.: всепогодный многоцелевой истребитель Viggen стал классическим продуктом шведской авиапромышленности.
Два прототипа 37-2 и 37-3, сфотографированные на ранней стадии летных испытаний в 1968 г. Хорошо заметна передняя кромка крыла без выступа. На фюзеляжном пилоне установлен контейнер с тестовым оборудованием MUNK 11
Второй и третий прототипы в испытательном полете. Второй прототип не вооружен, на прототипе № 3 подвешен контейнер с аппаратурой РЭБ, установлены блоки отстрела тепловых ловушек.
Saab 37 Viggen testbed for the 30 mm Oerlikon KCA internally-mounted gun specified for the JA 37 interceptor
Saab AJ 37 Viggen single-seat attack aircraft of the Swedish Air Force with Saab RB04E homing missile on underfuselage pylon
Прототип 37-4 с измененным крылом. Обратите внимание на носовую камеру, предназначенную для регистрации отделения подвесного вооружения. На нижней поверхности фюзеляжа расположены два круглых воздухозаборника системы кондиционирования кабины и охлаждения электронного оборудования.
Первый серийный образец AJ 37 (37001). Самолет был потерян 14 сентября 1971 г. в результате аварии. На приведенной фотографии хорошо видны два круглых воздухозаборника на нижней поверхности фюзеляжа. Это характерная особенность планеров, выпущенных в период с ноября 1970 по январь 1973 гг.
Вторая эскадрилья седьмого авиакрыла начала освоение AJ 37 в 1973 г. На приведенном снимке тройка «Виггенов» выполняет тренировочный полет. На крыльевых пилонах установлены блоки m/70 со 135-мм неуправляемыми ракетами Bofors. Первый год эксплуатации самолеты оставались неокрашенными. Обратите внимание, маркировка авиакрыла F 7 нанесена на воздухозаборнике, позднее ее стали размещать на носовой части фюзеляжа
Линейка прототипов Saab 37, сфотографированная на территории испытательного центра в Линчепинге в апреле 1969 г. На переднем плане 37-6 - предсерийный образец AJ 37. Самолет без маркировки - 37-5. Обратите внимание, прототип 37-1 уже получил характерный «горб» перед килем, позднее ставший стандартным для всех вариантов «Виггена»
Здесь показаны пять из семи прототипов Viggen (испытательный центр Мальме). Неокрашенный "37-4" разбился 7 мая 1969 года, через месяц после того, как был сделан данный снимок.
AJ 37 Viggen attack aircraft armed with four RB05A air-to-surface missiles
AJ 37 из состава летно-испытательного центра. Под левой консолью подвешена ракета Rb.28 (шведский вариант американской ракеты AIM-4 Falcon), что совершенно не характерно для данного типа
Неотъемлемой частью широкого спектра применения «Виггена» было участие в учениях с использованием резервных авиабаз. Эта пара AJ 37 авиакрыла F 7 выполнила посадку на автомобильном шоссе, и рулит к пункту технического обслуживания резервной авиабазы
SAAB AJ 37 Viggen 37091 found Farnborough's runway an unusually long luxury, so blasted off from a short stretch-downwind
The most memorable thing about the SAAB Viggen was the massive tongue of flame which pulsed from the jet pipe when the afterburner was used.
Saab AJ 37 Viggen in the new Swedish Air Force four-colour splinter camouflage
Saab AJ 37 Viggen in new Swedish Air Force camouflage
Участник инцидента на Балтике 16 октября 1996г.: SAAB AJSH-37 Viggen "81 красный". Снимок сделан примерно за три месяца (в июле 1996г.) до рокового инцидента на выставке в Фэйрфорде. На фото видны признаки изменения бортового номера и номера эскадрильи.
SH 37
First production Saab SH 37 Viggen all-weather sea surveillance and attack aircraft, delivered to the Swedish Air Force on 19 June 1975
JA 37
Second of the tour development aircraft tor the JA 37 interceptor version of the Saab Viggen combat aircraft, and the first to be fitted with the RM8B engine
4 ноября 1977г.: совершил полет первый серийный Saab JA37 Viggen. Вплоть до принятия на вооружение Panavia Tornado F.Mk.2, этот самолет считался самым совершенным европейским истребителем.
Прототип 37-8 (-8/58), сфотографированный во время испытательного полета в декабре 1975. На снимке хорошо видны фюзеляжная вставка и гондола с пушкой Oerlikon KCA. На прототипе установлен киль большей площади и VHF-антенна в хвостовой части фюзеляжа.
The JA 37 Viggen, seen here at Norrkoping where F13 is currently working up on this new interceptor, possesses what is probably the best short-fieid performance of any aircraft in its category. Externally, the JA 37 differs little from the earlier AJ 37, apart from the extension of the vertical tail surfaces which it shares with the two-seat SK 37 version.
Seen above with a full complement of AAMs - two Sky Flashes on the inboard wing pylons and four Sidewinders on the outboard wing and fuselage pylons - which, with the ventral KCA cannon, endow this Viggen with considerable potency in the air-air role, the JA 37 will more than double the effectiveness of Swedish air defence. The cannon installation is so designed that a ventral fuel tank may still be carried on the centreline pylon.
Реактивные истребители, разработанные в Швеции: JAS39 "Грипен", J32 "Лансен", J35 "Дракэн" и J37 "Вигген"
SF 37
21 мая 1973г.: в воздух поднялся первый Saab SF 37, разработанный на базе истребителя Viggen вариант самолета-фоторазведчика.
SF 37 photo-reconnaissance version of the Saab 37 Viggen, with ventral camera pod and other external stores
Ventral reconnaissance pods and other external stores on a Saab SF 37 Viggen
Prominent in this gathering is Aero Bonner Chipmunk G-ARWB, which is a testbed for Mr. H. W. Bonner's 200-h.p Super Sapphire engine. Behind are Partenavia P.68 Observer D-GERD, TS-11 Iskra SP-DOE, camouflaged SAAB SF 37 Viggen 37907/"45" with recce, cameras ... and many other "goodies"
The Swedish contingent seen nestling under the nose of the Tu-144 (which was removed later) - SAAB 105G SE-XBZ, a Supporter (to the left), with the Viggen behind
SK 37
The Saab Viggen
Saab SK 37 tandem two-seat trainer version of the Viggen tor the Swedish Air Force
Details
Vertical wedge supersonic external compression side intakes illustrated by the JA 37 Viggen.
Underfuselage mounting for the 30 mm Oerlikon cannon fitted to the JA 37 version of the Viggen
Saab RB04E air-to-surface guided missile mounted under belly of AJ 37 Viggen
 
Сборочная линия AJ 37 завода Saab Linkoping, сделанная в январе 1972 г. На заднем плане видна сборка последней партии F-35 Draken для ВВС Дании