Описание
Страна : Швеция
Год : 1967
Одноместный всепогодный истребитель-перехватчик с возможностью решения ударных задач
Saab 37 Viggen
Saab 37 Viggen создавался под требования ВВС Швеции на современный авиационный комплекс вооружения, обладающий превосходными летно-техническими характеристиками и высоким боевым потенциалом. Его отличительной особенностью должна была стать способность к эксплуатации с коротких взлетно-посадочных полос. Самолет планировался для замены Draken и должен был поступить на вооружение в нескольких вариантах целевого назначения - разведка над сушей и морем, ПВО, подготовка летчиков.
В течение 1962 года специалисты "Saab" (с 1968 года - "Saab-Scania") подготовили эскизный проект Saab 37, который имел весьма необычную конструкцию. Самолет был построен по редкой до того времени аэродинамической схеме биплан-тандем без горизонтального оперения: большое низкорасположенное заднее треугольное крыло и высокорасположенное треугольное небольшое переднее крыло с закрылками. Ныне такую схему чаще рассматривают как вариант схемы "утка", a Saab 37 стал первым серийным самолетом, на котором она была реализована. Большая общая подъемная сила во время взлета и посадки достигалась за счет создания дополнительной подъемной силы на переднем крыле, оснащенном закрылками. В итоге самолет отличался хорошими взлетно-посадочными характеристиками и мог эксплуатироваться с коротких взлетных полос и даже отрезков шоссе длиной около 500 м.
Самолет оснащался двухконтурным турбореактивным двигателем Volvo Flygmotor RM8 (доработанный лицензионный вариант "гражданского" Pratt & Whitney JT8D, оснащенный форсажной камерой и реверсером тяги).
Компания "Saab" получила контракт на полномасштабную разработку нового самолета в октябре 1962 года, согласно которому она обязалась построить семь летных прототипов и несколько планеров для статических испытаний, а в апреле 1964 года заказчик определил, что сможет приобрести около 800 машин в четырех базовых конфигурациях.
Важным требованием к новому самолету также стало наличие современной авионики, способной полностью взаимодействовать с национальной системой ПВО, обеспечивая самолету высокую боевую эффективность. Важное внимание уделялось созданию современной многорежимной РЛС Ericsson PS-37/A.
Первый прототип был облетан 8 февраля 1967 года, а в феврале 1971 года в воздух поднялся первый серийный вариант самолета - истребитель-бомбардировщик AJ 37(построено 108 самолетов). На вооружение он поступил в середине 1971 года, со временем самолеты поступили на вооружение шести подразделений ВВС Швеции.
Прототип второго варианта, двухместного учебно-тренировочного самолета Sk 37 (17 машин), был облетан 2 июля 1970 года и конструктивно отличался от AJ 37 перепроектированной носовой частью фюзеляжа и наличием кабины инструктора, оборудованной на месте удаленного переднего топливного бака, а также несколько более высоким килем и составом БРЭО.
SF 37 - всепогодный самолет-разведчик, отличавшийся перепроектированной носовой частью фюзеляжа, где разместили большой набор фоторазведывательной аппаратуры.
Первый прототип SF 37 был облетан 21 мая 1973 года, а на вооружение он поступил в апреле 1977 года, сменив S 35E Draken. Выпущено 28 самолетов, последний поставлен в феврале 1980 года.
SH 37 - морской самолет-разведчик (27 самолетов), отличавшийся от AJ 37 перепроектированной носовой частью фюзеляжа, где были установлены обзорная РЛС и станция радиотехнической разведки, а также фоторазведывательная аппаратура по типу SF 37. Первый SH 37 поднялся в воздух в декабре 1973 года, а на вооружение поступил в 1975 году, заменив в этой роли S 32C Lansen.
JA 37 - истребитель-перехватчик, способный также решать ударные задачи (149 самолетов). Самолет предназначался на смену J 35. Основными особенностями новой машины стали более высокий киль (по типу Sk 37), новая РЛС Ericsson PS-46/A с максимальной дальностью обнаружения 75 км, а также усиленная конструкция и более мощный двигатель RM8B. Кабина была спроектирована по правилам эргономики и включала современное приборное оборудование, в том числе индикатор на лобовом стекле и два индикатора на приборной доске. В подфюзеляжном контейнере размещалась мощная 30-мм пушка Oerlikon KC. JA 37 поступил на вооружение ВВС Швеции в 1980 году, серийный выпуск завершился в 1990 году.
В мае 1991 года был обнародован план, согласно которому "Saab" получила контракт на переоборудование 115 AJ 37, SF 37 и SH 37 под стандарт AJS 37, в результате чего ВВС Швеции получили многоцелевой самолет, способный в зависимости от обстановки решать задачи ПВО, ударные и разведывательные и оснащенный современной авионикой, включая мощные бортовые компьютеры и средства связи. Первые переоборудованные самолеты вновь поступили на вооружение в конце 1993 года, приобретя возможности по применению новых типов авиационных средств поражения и подвесных контейнеров, разработанных для самолетов Gripen.
В период 1993-1998 годов часть JA 37 была переоборудована под стандарт JA 37D, получив усовершенствованную авионику. В конце 1990-х годов компания выполнила переоборудование 10 учебно-тренировочных самолетов Sk 37 в вариант учебного самолета РЭБ Sk 37E для подготовки соответствующих специалистов.
Viggen был в основном снят с вооружения строевых частей шведских ВВС в 2005 году, хотя вариант Sk 37Е оставался в эксплуатации еще два года, после чего также был списан. Экспортных заказов на самолет не поступало.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Saab JA 37 Viggen
Тип: одноместный всепогодный истребитель-перехватчик с возможностью решения ударных задач
Силовая установка: один ТРДДФ Volvo Flygmotor RM-8B тягой на нефорсированном режиме 72,06 кН и тягой на форсированном режиме 125,04 кН
Летные характеристики: максимальная скорость горизонтального полета без внешних подвесок на высоте 10 975 м - 2126 км/ч; набор высоты 10 000 м на форсированном режиме с момента старта - менее чем за 1 мин 40 с; практический потолок - около 18 290 м
Масса: нормальная взлетная 15 000 кг; максимальная взлетная 17000 кг
Размеры: размах крыла 10,60 м; длина вместе с ПВД - 16,40 м; высота 5,90 м; площадь крыла 46,00 мг
Вооружение: одна 30-мм пушка Oerlikon Contraves (Oerlikon-Bohrle) Type KCA в подфюзеляжном контейнере, плюс до 6000 кг авиационных средств поражения
- Описание
Фотографии
-
Авиация и Космонавтика 2015-09 / М.Путников - "Громовержец" (1)
Первый прототип 37-1, сфотографированный в ноябре 1966 г. в Линчёпинге. Переднее крыло имеет заметную V-образность. На киле установлена камера для регистрации характера обтекания крыла на различных углах атаки
-
Авиация и Космонавтика 2015-09 / М.Путников - "Громовержец" (1)
Прототип 37-1, сфотографированный в феврале 1967 г. Переднее крыло уже без поперечного V. На самолете установлена длинная инструментальная штанга, нанесены опознавательные знаки, размещена маркировка Saab 37-1 на киле и изображение громовержца на воздухозаборнике
-
Aeroplane Monthly 1974-06 / U.Delbro - Saab Viggen /Design analysis/ (8)
The Viggen can take off in 1,300ft and takes less than 100 sec to reach 33,000ft.
-
Air Enthusiast 1971-07 / R.Braybrook - The Fight for the ground. Ground Attack /Fighter Spectrum/ (2)
Deliveries of the Saab Viggen to the Swedish Air Force are about to start.
-
Aeroplane Monthly 1974-06 / U.Delbro - Saab Viggen /Design analysis/ (8)
The Viggen’s STOL performance permits it to take-off from normal road surfaces.
-
Aeroplane Monthly 1974-06 / U.Delbro - Saab Viggen /Design analysis/ (8)
A Viggen takes off in the dusk from Linkoping, February 1971.
-
Мировая Авиация 130
8 февраля 1967г.: всепогодный многоцелевой истребитель Viggen стал классическим продуктом шведской авиапромышленности.
-
Aeroplane Monthly 1974-06 / U.Delbro - Saab Viggen /Design analysis/ (8)
The first and second Saab 37 Viggens. -32 is the AJ 37 version and carries Saab RB05A air-to-surface guided missiles and rocket pods under the wings and fuselage.
-
Авиация и Космонавтика 2015-09 / М.Путников - "Громовержец" (1)
Два прототипа 37-2 и 37-3, сфотографированные на ранней стадии летных испытаний в 1968 г. Хорошо заметна передняя кромка крыла без выступа. На фюзеляжном пилоне установлен контейнер с тестовым оборудованием MUNK 11
-
Мировая Авиация 30
Второй и третий прототипы в испытательном полете. Второй прототип не вооружен, на прототипе № 3 подвешен контейнер с аппаратурой РЭБ, установлены блоки отстрела тепловых ловушек.
-
Aeroplane Monthly 1974-07 / News Spotlight
A recently released picture of a Saab 37 Viggen testbed for the 30 mm Oerlikon KCA internally-mounted gun specified for the JA 37 interceptor
-
Jane's All the World Aircraft 1975 / 01 - Aircraft
Saab AJ 37 Viggen single-seat attack aircraft of the Swedish Air Force with Saab RB04E homing missile on underfuselage pylon
-
Aeroplane Monthly 1974-06 / U.Delbro - Saab Viggen /Design analysis/ (8)
A Viggen carrying two RB04E air-to-surface missiles under the wings as well as AAMs, unguided rockets, 30mm cannon and bombs.
-
Авиация и Космонавтика 2015-09 / М.Путников - "Громовержец" (1)
Прототип 37-4 с измененным крылом. Обратите внимание на носовую камеру, предназначенную для регистрации отделения подвесного вооружения. На нижней поверхности фюзеляжа расположены два круглых воздухозаборника системы кондиционирования кабины и охлаждения электронного оборудования.
-
Авиация и Космонавтика 2015-09 / М.Путников - "Громовержец" (1)
Первый серийный образец AJ 37 (37001). Самолет был потерян 14 сентября 1971 г. в результате аварии. На приведенной фотографии хорошо видны два круглых воздухозаборника на нижней поверхности фюзеляжа. Это характерная особенность планеров, выпущенных в период с ноября 1970 по январь 1973 гг.
-
Aeroplane Monthly 1974-06 / U.Delbro - Saab Viggen /Design analysis/ (8)
A breathtaking example of the superb skill of Saab photographers is provided by this shot of a Viggen coming out of a loop.
-
Air Enthusiast 1971-07 / Airscene
Deliveries of the Saab AJ 37 Viggen, the first production example of which is illustrated here, are scheduled to commence at the beginning of this month (July 1971), and the first Flygvapen wing to convert from the A 32A Lansen to the AJ 37 Viggen will be F7 at Satends. It will be noted that the production AJ 37 features a humped upper fuselage decking, presumably indicating an increase in internal fuel capacity. The Swedish government has recently authorised the Defence Material Administration to order continued development work on the S 37 reconnaissance version of the Viggen. Current production orders call for 150 AJ 37 all-weather attack aircraft and 25 two-seat SK 37 conversion trainers.
-
Aeroplane Monthly 1974-06 / U.Delbro - Saab Viggen /Design analysis/ (8)
Вторая эскадрилья седьмого авиакрыла начала освоение AJ 37 в 1973 г. На приведенном снимке тройка «Виггенов» выполняет тренировочный полет. На крыльевых пилонах установлены блоки m/70 со 135-мм неуправляемыми ракетами Bofors. Первый год эксплуатации самолеты оставались неокрашенными. Обратите внимание, маркировка авиакрыла F 7 нанесена на воздухозаборнике, позднее ее стали размещать на носовой части фюзеляжа
-
Jane's All the World Aircraft 1974 / 01 - Aircraft
Saab AJ 37 Viggen single-seat attack aircraft of the Swedish Air Force
-
Авиация и Космонавтика 2015-09 / М.Путников - "Громовержец" (1)
Линейка прототипов Saab 37, сфотографированная на территории испытательного центра в Линчепинге в апреле 1969 г. На переднем плане 37-6 - предсерийный образец AJ 37. Самолет без маркировки - 37-5. Обратите внимание, прототип 37-1 уже получил характерный «горб» перед килем, позднее ставший стандартным для всех вариантов «Виггена»
-
Мировая Авиация 30
Здесь показаны пять из семи прототипов Viggen (испытательный центр Мальме). Неокрашенный "37-4" разбился 7 мая 1969 года, через месяц после того, как был сделан данный снимок.
-
Jane's All the World Aircraft 1974 / 05 - Air-launched Missiles
Saab RB04E air-to-surface guided missile for AJ 37 Viggen aircraft
-
Jane's All the World Aircraft 1975 / 05 - Air-launched Missiles
AJ 37 Viggen attack aircraft armed with four RB05A air-to-surface missiles
-
Авиация и Космонавтика 2015-09 / М.Путников - "Громовержец" (1)
AJ 37 из состава летно-испытательного центра. Под левой консолью подвешена ракета Rb.28 (шведский вариант американской ракеты AIM-4 Falcon), что совершенно не характерно для данного типа
-
Авиация и Космонавтика 2015-09 / М.Путников - "Громовержец" (1)
Неотъемлемой частью широкого спектра применения «Виггена» было участие в учениях с использованием резервных авиабаз. Эта пара AJ 37 авиакрыла F 7 выполнила посадку на автомобильном шоссе, и рулит к пункту технического обслуживания резервной авиабазы
-
Aviation Historian 39 / L.Andersson - Sweden's secret airbases
Looking every inch the ultimate Cold War combat aircraft, Saab AJ 37 Viggen serial 37034 of Wing F7 based at Satenas taxies from dispersal area to runway. The Viggen entered Flygvapnet service in 1973. Originally developed as primarily a ground-attacker, the type also had interceptor and reconnaissance variants.
-
Jane's All the World Aircraft 1974 / 05 - Air-launched Missiles
RB05A air-to-surface missiles carried by a Saab AJ 37 Viggen attack aircraft
-
Air Pictorial 1976-10 / ??? - Farnborough Report
SAAB AJ 37 Viggen 37091 found Farnborough's runway an unusually long luxury, so blasted off from a short stretch-downwind
-
Aeroplane Monthly 1974-10 / Farnborough Spotlight
Two of the four Saab Viggens present came from the F7 wing at Satenas in Sweden where three squadrons are now operational.
-
Aeroplane Monthly 1976-11 / News Spotlight
The most memorable thing about the SAAB Viggen was the massive tongue of flame which pulsed from the jet pipe when the afterburner was used.
-
Aeroplane Monthly 1974-06 / U.Delbro - Saab Viggen /Design analysis/ (8)
One of two Viggen AJ37s, the attack version, with experimental camouflage.
-
Jane's All the World Aircraft 1976 / 01 - Aircraft
Saab AJ 37 Viggen in the new Swedish Air Force four-colour splinter camouflage
-
Aeroplane Monthly 1974-06 / U.Delbro - Saab Viggen /Design analysis/ (8)
One of the recently camouflaged Viggens, an example of which appeared at this year's Hanover Air Show.
-
Мир Авиации 2007-01 / С.Жванский - Исторический путь 49-й ОПЛАЭ /История части/
Участник инцидента на Балтике 16 октября 1996г.: SAAB AJSH-37 Viggen "81 красный". Снимок сделан примерно за три месяца (в июле 1996г.) до рокового инцидента на выставке в Фэйрфорде. На фото видны признаки изменения бортового номера и номера эскадрильи.
-
Aeroplane Monthly 1976-12 / News Spotlight
The first Swedish Air Force Wing to equip with the sea surveillance Saab SH37 Viggen is F13, based at Norrkoping. The Viggens will work with the Wing’s two J35F Draken squadrons.
-
Jane's All the World Aircraft 1976 / 08 - Addenda
First production Saab SH 37 Viggen all-weather sea surveillance and attack aircraft, delivered to the Swedish Air Force on 19 June 1975
-
Jane's All the World Aircraft 1976 / 01 - Aircraft
Second of the tour development aircraft tor the JA 37 interceptor version of the Saab Viggen combat aircraft, and the first to be fitted with the RM8B engine
-
Мировая Авиация 42
4 ноября 1977г.: совершил полет первый серийный Saab JA37 Viggen. Вплоть до принятия на вооружение Panavia Tornado F.Mk.2, этот самолет считался самым совершенным европейским истребителем.
-
Авиация и Космонавтика 2015-10 / М.Путников - "Громовержец" (2)
Прототип 37-8 (-8/58), сфотографированный во время испытательного полета в декабре 1975. На снимке хорошо видны фюзеляжная вставка и гондола с пушкой Oerlikon KCA. На прототипе установлен киль большей площади и VHF-антенна в хвостовой части фюзеляжа.
-
Air Enthusiast 2000-11 / T.Buttler - Secret SAAB Projects
With its unmistakable canard delta wing arrangement, Saab was ahead of the game when designing the Viggen.
-
Air International 1980-07 / ??? - Jaktviggen: major boost for swedish air defence
The JA 37 Viggen, seen here at Norrkoping where F13 is currently working up on this new interceptor, possesses what is probably the best short-fieid performance of any aircraft in its category. Externally, the JA 37 differs little from the earlier AJ 37, apart from the extension of the vertical tail surfaces which it shares with the two-seat SK 37 version.
-
Air International 1980-07 / ??? - Jaktviggen: major boost for swedish air defence
Seen above with a full complement of AAMs - two Sky Flashes on the inboard wing pylons and four Sidewinders on the outboard wing and fuselage pylons - which, with the ventral KCA cannon, endow this Viggen with considerable potency in the air-air role, the JA 37 will more than double the effectiveness of Swedish air defence. The cannon installation is so designed that a ventral fuel tank may still be carried on the centreline pylon.
-
Мировая Авиация 49
21 мая 1973г.: в воздух поднялся первый Saab SF 37, разработанный на базе истребителя Viggen вариант самолета-фоторазведчика.
SF 37 overland reconnaissance version of the Saab 37 Viggen -
Aeroplane Monthly 1974-06 / U.Delbro - Saab Viggen /Design analysis/ (8)
SF 37 photo-reconnaissance version of the Saab 37 Viggen, with ventral camera pod and other external stores
-
Jane's All the World Aircraft 1976 / 01 - Aircraft
Ventral reconnaissance pods and other external stores on a Saab SF 37 Viggen
-
Air Pictorial 1976-10 / ??? - Farnborough Report
Prominent in this gathering is Aero Bonner Chipmunk G-ARWB, which is a testbed for Mr. H. W. Bonner's 200-h.p Super Sapphire engine. Behind are Partenavia P.68 Observer D-GERD, TS-11 Iskra SP-DOE, camouflaged SAAB SF 37 Viggen 37907/"45" with recce, cameras ... and many other "goodies"
Другие самолёты на фотографии: De Havilland Canada DHC-1 Chipmunk - Канада - 1946Partenavia P-68 Victor - Италия - 1970PZL TS-11 Iskra - Польша - 1960
-
Air Pictorial 1977-08 / J.Cook - Paris Report
The Swedish contingent seen nestling under the nose of the Tu-144 (which was removed later) - SAAB 105G SE-XBZ, a Supporter (to the left), with the Viggen behind
Другие самолёты на фотографии: SAAB MFI-15 Safari / MFI-17 Supporter - Швеция - 1969SAAB SAAB 105 - Швеция - 1963Туполев Ту-144 - Россия - 1968
-
Aeroplane Monthly 1974-06 / U.Delbro - Saab Viggen /Design analysis/ (8)
Another view of the two seat SK37.
-
Aeroplane Monthly 1974-06 / U.Delbro - Saab Viggen /Design analysis/ (8)
The SK37 is the two seat trainer variant.
-
Aeroplane Monthly 1973-07 / Paris Spotlight
The Saab Viggen
-
Aeroplane Monthly 1974-06 / U.Delbro - Saab Viggen /Design analysis/ (8)
The two-seat dual-control trainer variant of the Viggen, the SK 37, serves a secondary role as an attack aircraft.
-
Jane's All the World Aircraft 1974 / 01 - Aircraft
SK 37 two-seat trainer version of the Saab 37 Viggen multi-purpose combat aircraft
-
Jane's All the World Aircraft 1975 / 01 - Aircraft
Saab SK 37 tandem two-seat trainer version of the Viggen tor the Swedish Air Force
-
Air International 1980-07 / B.Burns - Efficacious air intakes /Fundamentals of design/ (8)
Vertical wedge supersonic external compression side intakes illustrated by the JA 37 Viggen.
-
Jane's All the World Aircraft 1976 / 01 - Aircraft
Underfuselage mounting for the 30 mm Oerlikon cannon fitted to the JA 37 version of the Viggen
-
Jane's All the World Aircraft 1976 / 05 - Air-launched Missiles
Saab RB04E air-to-surface guided missile mounted under belly of AJ 37 Viggen
-
Air International 1996-06 / P.Butowski - Air-to-Surface Weapon Directory (2)
An inert RBS 15F anti-ship missile on the port underwing stores pylon of a Saab JA 37 Viggen. Derived from the ship-launched RBS 15, the 15F incorporates mid-course guidance and an active radar seeker. The RBS 15F may also be carried by the Saab JAS 39 Gripen.
-
Авиация и Космонавтика 2015-09 / М.Путников - "Громовержец" (1)
Сборочная линия AJ 37 завода Saab Linkoping, сделанная в январе 1972 г. На заднем плане видна сборка последней партии F-35 Draken для ВВС Дании
Другие самолёты на фотографии: SAAB Draken / J-35 - Швеция - 1955
Тип фотографий